Я в прошлый раз написал такое длинное письмо, что не смог отправить, слишком много было знаков. Пришлось снести около трети важного текста. Может быть тут есть где-нибудь окошечко, в котором цифра набранных знаков, чтобы вовремя себя останавливать? А то снова написать то, что было сделано во вдохновении, почти невозможно.
Когда мне по жизни попадаются ребята, прошедшие школу ЮПШ, я пытаюсь вытянуть из них всё, что они об этом знают и помнят. Вот и этим летом мне попался человек, начинавший с первой макаровской ЮПШ, где руководил сам Макаров со своей женой. Этот ЮПШшник рассказал мне много интересного. Да и по нему было хорошо видно, что ЮПШ даром не прошла и он всю жизнь отлетал в ГВФ на разных типах. А теперь на старости, выйдя на пенсию, они с приятелем купили себе подходящий одноместный самолётик и прыгают на нём по-очереди в небо. А тут ему предоставилась возможность впервые попробовать и мотопланер Беркут. Надо сказать, что вопросов к нему не было совсем. Человек настолько здорово чувствует машину, именно планер, что приятно смотреть.
Но вот что не совпадает из рассказов старых ЮПШшников с тем, что нам тут ведает Гущин, так это то, за что он как раз тут и сетует. Никто из ЮПШшников не подтвердил мне, что летали они на БРОшках только, дабы попробовать и до свидания. Кому такое интересно? Как правило, заинтересованные пацаны выжимают из занятий всё возможное, совершенствуя свою технику пилотирования. И за полётами на коротком поводке начинаются полёты на буксире и на весьма приличные высоты. Ходят в кружок не три месяца, а приходят и на следующий год, и на следующий год, пока в совершенстве не освоят полёты. Один мой смоленский товарищ, закончив среднюю школу, так хотел летать, что поехал в Москву в Тушино и там просился в ЮПШ. Но ему сказали, что для этого надо быть москвичём. И тогда он поступил в МАИ и стал жить в студенческой общаге, чтобы посещать занятия в ЮПШ. И так полгода в Москве он продержался, пока что-то не произошло и его ушли из института. Пришлось вернуться домой. Но опыт он приобрёл. Потом был смоленский аэроклуб на Як-52. и потом ещё множество техники, включая и мотодельтапланы, полёты на химии, освоение биплана... Вобщим лётчик он - первоклассный. А ещё у него был период, когда он приобрёл пару БРОшек и на Северном аэродроме г. Смоленска организовал подобие ЮПШ с буксировкой за Жигулями. И вся их деятельность происходила у меня на глазах, пока они всё не переломали так, что восстановлению уже не подлежало. И в Ватулино были ребята с БРОшкой и тоже на буксире за Жигулями. И тоже метров на 200 поднимались. И во всех таких коллективах, какие мне пришлось наблюдать самому, включая и тушинское ЮПШ, проблемы были одни и те же. Ломали планеры почти каждый день. Больше чинили, чем летали.
И тем не менее из этих пацанов вылупились отличные авиаторы.
Нельзя сделать путешествие во времени, а то я бы с удовольствием побывал на занятиях ЮПШ на Ходынке. И нашему Гущину хорошо было бы побывать на наших "тусовках". У нас хоть и мотор, но таскать мотопланер на руках приходилось много для пользы дела. Ну и к вечеру в лагерь чуть не на карачках возвращались. Уставшие, но счастливые. В основном систему отрабатывали на взрослых. Детей приводили отцы. Так Алексей Сидоров ко мне попал в 12 лет. Его, видишь ли, в ДОСААФ в аэроклуб не хотели брать, а он - авиамоделист. Ну и папа упросил меня заняться с ребёнком. Конечно я сопротивлялся, но потом подумал, что пока наземные упражнения освоим - там видно будет, запускать его дальше или нет. Включили Лёшу во взрослую группу уже с опозданием. А он так лихо пошёл по наземным упражнениям, что очень вскоре обогнал группу взрослых и даже подсказывал им, как правильно делать упражнения. Вскоре взрослые его уже тормозили. Подлёты он освоил вообще без всякого страха и недопонимания. И так подлётывал без конца по прямой и змейкой пока за ним взрослые волочились. Первый полёт по кругу Лёша сделал уже по первому снегу. Пацану 12 лет и вокруг взрослые дядьки. И эти дядьки запускают мальчишку в небо! Как же мы все волновались! А маленький Лёша, сделал свой первый полёт так, как будто всю жизнь только и делал, что летал. Вот есть лётчики от бога! Но для того, чтобы это узнать, мальчику должен был встретиться я со своим мотопланером. А в 17 лет Лёша уже летал в аэроклубе на Як-52 в зону на пилотаж! Его приняли, когда узнали о его успехах на Коршуне. А потом он отучился в МАИ и теперь работает в команде авиамоделистов в Москве и делает радиомодели на которых они уже не первый год становятся призёрами на чемпионатах мира. Тренируются в Кубинке в выходные. Вот вам одна судьба.
Другой мальчик у меня вылетел самостоятельно в 15 или 16 лет. Это был Миша. Теперь Миша - кадровый лётчик ВВС, пилот первого класса. Есть ещё один парень, тоже лётчик ВВС, так он уже командир части. Можно долго перечислять, зля тем самым нашего Гушина, но думаю это ни к чему. Что сделано - то сделано. Всего мне удалось поставить на крыло более 100 человек, что гораздо больше, чем за все годы моего пребывания в Смоленске сделал наш аэроклуб. По всем полётам сохранились плановые таблицы. Этот архив даже очень иногда пригождается. Вот не так давно один мой, самый лучший коршунист, стал делать себе документы на пилота АОН. Ну и наши архивы пригодились. А мне особенно было приятно, когда я узнал, как инструктор на Цессне был удивлён навыкам моего Стаса в технике пилотирования. Стас теперь приобрёл себе Цессну и летает под Питером.
Не все мои пошли в лётчики. Пять человек с первого захода поступили в МАИ и после его окончания стали инженерами на фирме Сухой. И мой сын прошёл этим путём и даже приложил руку к созданию Суперджета. Несколько человек освоили Бланик, Як-12 и летают теперь на этой технике. Ещё с десяток моих ребят в разное время работали на авиационном заводе и работают до сих пор,и имеют только отличные характеристики от начальства. Но основная масса народа приходит для того, чтобы осуществить мечту детства стать лётчиком. Ну кто хочет стать лётчиком, тот и без Коршуна им станет. А эти сами себе докажут, что могут, и всё на этом. Мечта осуществлена. Хуже всего с теми, кого приходится по психофизическим данным отсеивать на полдороге. Вот тут уже вражда навсегда. Это очень тяжёлые моменты, но последние годы они участились. . Сейчас я прекратил всяческие попытки кого-то учить. Не считаю нужным тешить самолюбие отдельных индивидуумов. Люди приезжают в лагерь - посуду помыть не заставишь. Никто не хочет быть дежурным, делать зарядку. Никого не заставишь приготовить пищу на всех. каждый жрёт в отдельности. Это уже не народ, не учлёты. Пусть идут на двухместку . Там коллективное мышление не нужно.
И один раз мне довелось при новом хорошем директоре учреждения дополнительного образования организовать Юношескую мотопланерную школу - ЮМПШ. Я вёл авиамодельный кружок и все мои авиамоделисты, за малым исключением, записались туда. Тренировались мы в аэроклубе. Летом целый месяц мы уделили наземной подготовке на двух колёсах. С пацанами заниматься куда проще, чем со взрослыми. Здесь тебе не скажут: " А мне так удобней". И всю программу за месяц мы освоили. И аэроклубовцы нам аплодировали - они такого от пацанов не ожидали. А на следующий год летом планировался месяц работы на одном колесе... Но хорошего директора сгнобили, и мне пришлось увольняться. Кстати в остальной весь год мы с пацанами занимались теорией и начали строить себе новый мотопланер. Родители каждый день признавались мне в любви, что я так занимаюсь с их детьми. А когда меня увольняли ни один не пришёл в администрацию, чтобы за меня слово сказать. И я подумал: " Если родителям всё равно, что будет с их детьми, то нафига мне об их детях думать?" И эта мысль облегчила мне покидание этой работы.
Кстати в том, что В ЮПШ работа идёт куда интенсивнее, чем нам описывает БРО-11, меня поддержит и Кестас. Посмотрите его фильм. Они там так высоко подлетают и с боковым ветром и даже без шлемов!!! Значит в Латвии это дело нужно, а у нас - нет. Вот и вся мораль, спорь тут, не спорь.