ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) разработан в порядке исполнения пункта 4 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от 23.08.2011 № 3.
Законопроект направлен на обеспечение безопасности перевозок пассажиров, груза и багажа и на повышение безопасности на транспорте в целом.
Существующие административные штрафы за правонарушения на транспорте несоизмеримы с последствиями, наступающими вследствие нарушений за несоблюдение требований обеспечения безопасности на транспорте, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице (прилагается), и только более суровыми административными наказаниями может быть достигнут необходимый эффект.
Кроме того, как показывает зарубежный опыт, увеличение размеров ответственности за административные правонарушения на транспорте приводит к снижению числа нарушителей и, следовательно, минимизирует риски возникновения инцидентов, происшествий и катастроф в сфере транспорта.
В связи с этим законопроект предусматривает увеличение административных штрафов за совершение административных правонарушений на транспорте, а также за неисполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) государственного транспортного инспектора, за неповиновение законному распоряжению государственного транспортного инспектора, на граждан в размере - не превышающем семидесяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятисот тысяч рублей; для индивидуальных предпринимателей – одного миллиона рублей.
Кроме того, законопроектом предусматриваются, в том числе, новые составы административных правонарушений на транспорте, такие как невыполнение правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; осуществление перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованным аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; нарушение установленных требований по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра лиц, управляющих транспортными средствами; нарушение требований по проведению медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением на предполетном контроле и перед заступлением на дежурство и др.
Введение указанных составов административных правонарушений позволит повысить эффективность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области транспортных перевозок.
Таким образом, предлагаемые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволят в значительной мере снизить случаи сознательного нарушения гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленных норм и правил в сфере транспорта.
При этом законопроектом предлагается исключить 11.18, 11.19 и ряд других статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимость исключения, например, статьи 11.18 обусловлена отсутствием механизма её реализации, поскольку Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» органы исполнительной власти, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Кроме того, в настоящее время административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законопроект предусматривает также увеличение сроков исковой давности за совершение административных правонарушений на транспорте до 1 года.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.