PZL-11c

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Будучи недавно на одном авиационном мероприятии в Польше посетил авиационный музей в Кракове. Все бы ничего , ходили осматривали экспонаты ...  При осмотре старого довоенного польского истребителя  PZL 11 встретил своего старого знакомого , консультанта этого музея профессора Хофмана . Задал ему пару вопросов по этой машине , и был просто несказанно удивлён рассказом профессора.

Этот конкретный экземпляр самолёта , единственно сохранившийся из за того , что попал в немецкий  музей авиации , как конструкция в которой применены интересные инженерные решения.
Для изготовления плоскости крыльев и хвостового оперения применялся гофрированный дюраль который специально производили во Франции.

Немного сведений о PZL 11 из Викпедии :
PZL P.11 — польский одномоторный истребитель-моноплан, производившийся фирмой PZL, состоявший на вооружении польских ВВС перед Второй мировой войной.

В начале 1930-х годов это был один из лучших самолётов мира, но в 1939 году он устарел и по скорости уступал даже польскому бомбардировщику PZL-37 «Лось», а тем более самому массовому немецкому истребителю Мессершмитт Bf.109. Но польским лётчикам удавалось одерживать победы в воздухе. В 5:30 1 сентября 1939 года поручик Гнышь сбил первый немецкий самолёт, Дорнье Do 17.

Единственный в мире сохранившийся экземпляр находится в Музее Польской Авиации.

МодификацииP.11/I — первый прототип. Отличался двигателем Gnome-Rh[ch244]ne 9Asb. Первый полёт в августе 1931 года.
P.11/II — второй прототип, доработанный. Отличался двигателем Mercury IVA. Первый полёт в декабре 1931 года.
P.11/III — эталон для серии.
P.11a — первый серийный вариант. Отличался двигателем Mercury IVS2. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов. Изготовлено 30 самолётов.
P.11b — экспортный. Отличался двигателем GR9Krsd. В 1933—1934 годах изготовлено 50 самолётов для Румынии.
P.11c — модернизированный. Отличался конструкцией фюзеляжа с приподнятой кабиной и увеличенным гаргротом, двигателем Mercury VS2 (позднее VIS2). Количество пулемётов увеличено до 4. Самая массовая модификация (изготовлено 175 самолётов).
P.11d — истребитель для Польской морской авиации (проект). Планировалось заказать 24 самолета, но не построили ни одного.
IAR P.11f — румынский вариант P-11c. Отличался двигателем GR9Krse и отсутствием кока на втулке винта. Выпускался на заводе IAR в Брашове в 1936—1937 годах. Изготовлено около 80 самолётов.
P.11g «Кобуж» — опытный с двигателем Mercury VIIIA. Изготовлен в августе 1939 года.

Тактико-технические характеристикиПриведенные характеристики соответствуют модификации P.11c.

Источник данных: Cynk, 1975.

Технические характеристики

Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 7,55 м
Размах крыла: 10,719 м
Высота: 2,85 м
Площадь крыла: 17,9 м[ch178]
Колея шасси: 2,474 м
Масса пустого: 1147 кг
Нормальная взлётная масса: 1630 кг
Максимальная взлётная масса: 1800 кг
Объём топливных баков: 356 л
Силовая установка: 1 [ch215] радиальный девятицилиндровый Polish Skoda Works Mercury VI.S2
Мощность двигателей: 1 [ch215] 645 л. с. (1 [ch215] 474 кВт)
Воздушный винт: двухлопастной Szomanski

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 390 км/ч на 5500 м
у земли: 300 км/ч
Посадочная скорость: 98 км/ч
Практическая дальность: 700 км
Практический потолок: 8000 м
Абсолютный потолок: 11 000 м
Время набора высоты:
5000 м за 6 мин
7000 м за 13 мин
Нагрузка на крыло: 91,1 кг/м[ch178]
Тяговооружённость: 272 Вт/кг (2,7 кг/л. с.)
Длина разбега: 99 м
Длина пробега: 343 м
Вооружение


Стрелково-пушечное:   
2 [ch215] 7,7 мм пулемёта KM Wz 33 с 500 патр. на ствол в фюзеляже
2 [ch215] 7,7 мм пулемёта KM Wz 33 с 300 патр. на ствол в крыле (дополнительно)
Бомбы: 4 [ch215] 12,5 кг бомбы
 

Вложения

  • pzl11_02.jpg
    pzl11_02.jpg
    89,2 КБ · Просмотры: 199
  • pzl11_01.jpg
    pzl11_01.jpg
    114,2 КБ · Просмотры: 191
  • pzl11_03.jpg
    pzl11_03.jpg
    50,7 КБ · Просмотры: 198
Вид с переди и в современной экспозиции
 

Вложения

  • DSC04737.JPG
    DSC04737.JPG
    110,9 КБ · Просмотры: 189
  • IMG_0338_003.jpg
    IMG_0338_003.jpg
    156,8 КБ · Просмотры: 201
Вид на "внутренности кабины"  Приборы стоят оригинальные , кроме манометра ( советского ) который смонтировали для контроля процедуры запуска двигателя.
 

Вложения

  • DSC04741.JPG
    DSC04741.JPG
    165,9 КБ · Просмотры: 191
  • DSC04742.JPG
    DSC04742.JPG
    171,3 КБ · Просмотры: 195
  • DSC04743.JPG
    DSC04743.JPG
    169,7 КБ · Просмотры: 200
Интересным оказался совмещенный с указателем скорости указатель крена и скольжения. Названный польскими инженерами " станция управления самолетом" ( так вроде звучит дословный перевод с польского)
 

Вложения

  • IMG_0325.jpg
    IMG_0325.jpg
    170,3 КБ · Просмотры: 188
  • IMG_0326.jpg
    IMG_0326.jpg
    184,4 КБ · Просмотры: 188
Фото нескольких элементов самолёта. Он имел и бомбовое вооружение...
 

Вложения

  • DSC04738_001.JPG
    DSC04738_001.JPG
    93,7 КБ · Просмотры: 187
  • DSC04739_001.JPG
    DSC04739_001.JPG
    112 КБ · Просмотры: 181
  • DSC04740.JPG
    DSC04740.JPG
    80,6 КБ · Просмотры: 185
Вид из нутри кабины на прицел установленный в развале крыла на фюзеляже.
 

Вложения

  • DSC04747.JPG
    DSC04747.JPG
    120 КБ · Просмотры: 189
Вид на масло карман двигателя , и нижние цилиндры ... Где То я такую же шпильку стопорения фильтра наблюдал уже ))))
 

Вложения

  • DSC04749.JPG
    DSC04749.JPG
    151,6 КБ · Просмотры: 185
Лопасть винта. Покрытие оригинальное. Интересно как выполнена защита передней кромки от абразивного износа
 

Вложения

  • DSC04750.JPG
    DSC04750.JPG
    110,4 КБ · Просмотры: 185
Так как ещё небыли повсеместно распространены ДЗУСы, но польские инженеры нашли решение применить иные замки для быстро съемных элементов .
Также пример качества клепки. Клепали как мы наблюдаем чечевице образными заклёпками.
 

Вложения

  • IMG_0318.jpg
    IMG_0318.jpg
    134,9 КБ · Просмотры: 188
  • IMG_0319.jpg
    IMG_0319.jpg
    134,4 КБ · Просмотры: 194
  • IMG_0320.jpg
    IMG_0320.jpg
    127,8 КБ · Просмотры: 196
Был просто потрясен , вот этим куском шлицевого вала торчащим на улицу.
Это оказался ручной привод компрессора , для накачки в полевых условиях сжатого воздуха в ресивер. Т.к. запуск этого двигателя тоже был пневматическим.

Я бы хотел и у себя на борту иметь НЕЧТО подобное. Со слов профессора Хоффмана он создавал давление 17кг/см2 , и объема накаченного воздуха хватало на три попытки запуска двигателя !
 

Вложения

  • IMG_0322_001.jpg
    IMG_0322_001.jpg
    136,2 КБ · Просмотры: 181
В левом борту место для крепления ракетницы. Запасные ракеты находились в кассетнице расположенной на полу перед пилотским сидением.
 

Вложения

  • IMG_0323.jpg
    IMG_0323.jpg
    127,2 КБ · Просмотры: 189
Шильдик , описывающий процедуру запуска двигателя. Расположен по левому борту, у кабины пилота.
 

Вложения

  • IMG_0324.jpg
    IMG_0324.jpg
    183,8 КБ · Просмотры: 195
  • IMG_0330.jpg
    IMG_0330.jpg
    125,7 КБ · Просмотры: 183
Этот конкретный экземпляр принимал активное участие в боевых действиях. На его борту находятся как устраненные прострелы элементов конструкции , так оставшиеся не тронутыми. С этими не отремонтированными повреждениями он и был захвачен Вермахтом
 

Вложения

  • IMG_0332_002.jpg
    IMG_0332_002.jpg
    171,1 КБ · Просмотры: 176
  • IMG_0333_001.jpg
    IMG_0333_001.jpg
    160,2 КБ · Просмотры: 180
  • IMG_0334_001.jpg
    IMG_0334_001.jpg
    150,8 КБ · Просмотры: 192
Следы прострела огнезащитного кожуха левого синхронного пулемёта...
 

Вложения

  • IMG_0336_003.jpg
    IMG_0336_003.jpg
    131,8 КБ · Просмотры: 180
Боевое повреждение которое "приземлило" этот конкретный самолёт. Прострел масло кармана двигателя.

Работники музея мне рассказали , что они прострел конечно ликвидировали , но что то пошло всё равно не так , ( не было полной разборки мотора) и из за повышенных вибраций на газовке , принято решение , дабы не допустить разрушение этого уникального двигателя больше никогда не запускать его ....
 

Вложения

  • IMG_0337_003.jpg
    IMG_0337_003.jpg
    168,5 КБ · Просмотры: 176
Уникальное инженерное решение по топливному баку...
В случае его возгорания , пилот мог его ...аварийно сбросить , и выполнить 4 минутный заход на посадку .
Для этого маневра небольшой расходный бачок , с гравитационной подачей топлива был смонтирован у корня левого крыла.
 

Вложения

  • IMG_0339_001.jpg
    IMG_0339_001.jpg
    115 КБ · Просмотры: 187
  • IMG_0341.jpg
    IMG_0341.jpg
    138,2 КБ · Просмотры: 184
Назад
Вверх