PZL-11c

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Будучи недавно на одном авиационном мероприятии в Польше посетил авиационный музей в Кракове. Все бы ничего , ходили осматривали экспонаты ...  При осмотре старого довоенного польского истребителя  PZL 11 встретил своего старого знакомого , консультанта этого музея профессора Хофмана . Задал ему пару вопросов по этой машине , и был просто несказанно удивлён рассказом профессора.

Этот конкретный экземпляр самолёта , единственно сохранившийся из за того , что попал в немецкий  музей авиации , как конструкция в которой применены интересные инженерные решения.
Для изготовления плоскости крыльев и хвостового оперения применялся гофрированный дюраль который специально производили во Франции.

Немного сведений о PZL 11 из Викпедии :
PZL P.11 — польский одномоторный истребитель-моноплан, производившийся фирмой PZL, состоявший на вооружении польских ВВС перед Второй мировой войной.

В начале 1930-х годов это был один из лучших самолётов мира, но в 1939 году он устарел и по скорости уступал даже польскому бомбардировщику PZL-37 «Лось», а тем более самому массовому немецкому истребителю Мессершмитт Bf.109. Но польским лётчикам удавалось одерживать победы в воздухе. В 5:30 1 сентября 1939 года поручик Гнышь сбил первый немецкий самолёт, Дорнье Do 17.

Единственный в мире сохранившийся экземпляр находится в Музее Польской Авиации.

МодификацииP.11/I — первый прототип. Отличался двигателем Gnome-Rh[ch244]ne 9Asb. Первый полёт в августе 1931 года.
P.11/II — второй прототип, доработанный. Отличался двигателем Mercury IVA. Первый полёт в декабре 1931 года.
P.11/III — эталон для серии.
P.11a — первый серийный вариант. Отличался двигателем Mercury IVS2. Вооружение состояло из 2 7,69-мм пулемётов. Изготовлено 30 самолётов.
P.11b — экспортный. Отличался двигателем GR9Krsd. В 1933—1934 годах изготовлено 50 самолётов для Румынии.
P.11c — модернизированный. Отличался конструкцией фюзеляжа с приподнятой кабиной и увеличенным гаргротом, двигателем Mercury VS2 (позднее VIS2). Количество пулемётов увеличено до 4. Самая массовая модификация (изготовлено 175 самолётов).
P.11d — истребитель для Польской морской авиации (проект). Планировалось заказать 24 самолета, но не построили ни одного.
IAR P.11f — румынский вариант P-11c. Отличался двигателем GR9Krse и отсутствием кока на втулке винта. Выпускался на заводе IAR в Брашове в 1936—1937 годах. Изготовлено около 80 самолётов.
P.11g «Кобуж» — опытный с двигателем Mercury VIIIA. Изготовлен в августе 1939 года.

Тактико-технические характеристикиПриведенные характеристики соответствуют модификации P.11c.

Источник данных: Cynk, 1975.

Технические характеристики

Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 7,55 м
Размах крыла: 10,719 м
Высота: 2,85 м
Площадь крыла: 17,9 м[ch178]
Колея шасси: 2,474 м
Масса пустого: 1147 кг
Нормальная взлётная масса: 1630 кг
Максимальная взлётная масса: 1800 кг
Объём топливных баков: 356 л
Силовая установка: 1 [ch215] радиальный девятицилиндровый Polish Skoda Works Mercury VI.S2
Мощность двигателей: 1 [ch215] 645 л. с. (1 [ch215] 474 кВт)
Воздушный винт: двухлопастной Szomanski

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 390 км/ч на 5500 м
у земли: 300 км/ч
Посадочная скорость: 98 км/ч
Практическая дальность: 700 км
Практический потолок: 8000 м
Абсолютный потолок: 11 000 м
Время набора высоты:
5000 м за 6 мин
7000 м за 13 мин
Нагрузка на крыло: 91,1 кг/м[ch178]
Тяговооружённость: 272 Вт/кг (2,7 кг/л. с.)
Длина разбега: 99 м
Длина пробега: 343 м
Вооружение


Стрелково-пушечное:   
2 [ch215] 7,7 мм пулемёта KM Wz 33 с 500 патр. на ствол в фюзеляже
2 [ch215] 7,7 мм пулемёта KM Wz 33 с 300 патр. на ствол в крыле (дополнительно)
Бомбы: 4 [ch215] 12,5 кг бомбы
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Вид на "внутренности кабины"  Приборы стоят оригинальные , кроме манометра ( советского ) который смонтировали для контроля процедуры запуска двигателя.
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Интересным оказался совмещенный с указателем скорости указатель крена и скольжения. Названный польскими инженерами " станция управления самолетом" ( так вроде звучит дословный перевод с польского)
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Вид на масло карман двигателя , и нижние цилиндры ... Где То я такую же шпильку стопорения фильтра наблюдал уже ))))
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Лопасть винта. Покрытие оригинальное. Интересно как выполнена защита передней кромки от абразивного износа
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Так как ещё небыли повсеместно распространены ДЗУСы, но польские инженеры нашли решение применить иные замки для быстро съемных элементов .
Также пример качества клепки. Клепали как мы наблюдаем чечевице образными заклёпками.
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Был просто потрясен , вот этим куском шлицевого вала торчащим на улицу.
Это оказался ручной привод компрессора , для накачки в полевых условиях сжатого воздуха в ресивер. Т.к. запуск этого двигателя тоже был пневматическим.

Я бы хотел и у себя на борту иметь НЕЧТО подобное. Со слов профессора Хоффмана он создавал давление 17кг/см2 , и объема накаченного воздуха хватало на три попытки запуска двигателя !
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
В левом борту место для крепления ракетницы. Запасные ракеты находились в кассетнице расположенной на полу перед пилотским сидением.
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Этот конкретный экземпляр принимал активное участие в боевых действиях. На его борту находятся как устраненные прострелы элементов конструкции , так оставшиеся не тронутыми. С этими не отремонтированными повреждениями он и был захвачен Вермахтом
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Боевое повреждение которое "приземлило" этот конкретный самолёт. Прострел масло кармана двигателя.

Работники музея мне рассказали , что они прострел конечно ликвидировали , но что то пошло всё равно не так , ( не было полной разборки мотора) и из за повышенных вибраций на газовке , принято решение , дабы не допустить разрушение этого уникального двигателя больше никогда не запускать его ....
 

Вложения

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Уникальное инженерное решение по топливному баку...
В случае его возгорания , пилот мог его ...аварийно сбросить , и выполнить 4 минутный заход на посадку .
Для этого маневра небольшой расходный бачок , с гравитационной подачей топлива был смонтирован у корня левого крыла.
 

Вложения

Вверх