А вот давно я задаюсь таким вопросом. Для автожира, наверное, опасны только два отказа в плане несущего винта - усталостное разрушение мачты и разрушение подшипника втулки винта. Что касается второго, как отслеживать состояние оного подшипника? Как быть уверенным, что он не рассыпется прямо сегодня?
О, это оччень длинная история...Попробую изложить основное:
Ресурсное разрушение мачты возможно только при грубейших ошибках в проектировании или постройке - типа просверлить ее в самом подходящем месте.
Разрушение подшипника - при грубых нарушениях в эксплуатации, типа десять лет в него не заглядывать и втулку регулярно держать под дождем. В типовых проектах подшипники 5206 имеют гарантированный ресурс не меньше 700-800 часов, меняются через 400-500. Несколько раз в сезон подшипники контролируются на слух - покрутил ротор на стоянке и просто послушал, нет ли подозрительных звуков. При малейшем сомнении ротор снимается, контролируются люфты во втулке. Если малейший люфт появляется в полете, это все равно сразу почувствуется по изменению вибрационной картины, но времени, чтобы долететь и сесть будет еще предостаточно. Вообще там практически невозможен случай, когда что-то вдруг за полсекунды сломается - конструкция такова. Если появляются какие-то люфты или заедания, то они тут же ощущаются либо по изменению вибрационной картины, либо по появлению нештатных усилий на ручке управления. От этого момента времени будет предостаточно, чтобы спокойно долететь и сесть. Еще раз - речь идет об адекватных конструкциях в адекватном состоянии.
Более серьезного внимания требуют главный болт (вертикальный) и проводка управления ротором. Болт многие буржуи раз в году проверяют люминисцентным методом, но это среди умных считается пижонством, они просто этот болт раз в году меняют на новый.
Проводка управления ротором просто требует регулярного осмотра. Ну и ШСы в тягах надо применять не какие придется, а адекватные, т.е. фирменные и дорогие, рассчитанные на высокие нагрузки. В нормальной эксплуатации нагрузки на эти ШСы вообще минимальные (осевые
* , не выше 20-30 кг в зависимости от конструкции проводки управления), но при ударе ротора по упорам на оборотах они могут достигать 200-300 кг, т.ч. после таких случаев надо грамотно оценить, что было.
* -
имеется в виду вдоль оси резьбы наконечника, ессно