Рассказ про перелёт: Про божью коровку или откуда берутся самолёты?

         К нам на поле прилетели грачи - огромная чёрная стая – и устроили галдёж. Потом в небе зажужжал мотодельтаплан и давай кружить над прудом, где в тишине утра ловили рыбу рыбаки. Мол, посмотрите, как я над вами летаю! – Вот из-за таких назойливых «пилотов» по самолётам и стреляют! – недовольно заметил Олег. Затем этот дельтаплан сделал ещё несколько крутых виражей над нашим лагерем и сел по ветру*, дующему по полю вдоль. Подъехала машина, теперь на телеге* взлетел другой пилот, а пока он летал, ребята, только что кружившиеся в небе, подошли к нам поздороваться:

-  Ну как? Вы видели, как мы летаем?

-  Да, видели. Только почему же вы по ветру садитесь?

-  Да, это ученик!

- Ученик?! А кто ж его так научил?...

     Лечу штурманом на «Оводе» с Эдиком, Наташка пассажиром под крылом «Синтеза»,
 

Вложения

  • 25ras.jpg
    25ras.jpg
    67,2 КБ · Просмотры: 112
Олег и Нина машиной до Усмани, там штурман и пассажир меняются. Нина будет лететь следующий участок пути до В.Мамона - конечной цели нашего перелёта. Перед стартом вслух перечисляю по пунктам чек-лист, это обязательная проверка готовности к взлёту. Так учил Эдик. А Лев говорит, что для каждого лётчика чек-лист – это молитва. В такой молитве действительно есть тайный и глубокий смысл и спасение. Окидываю взглядом приборы. Хорошо, что посмотрела на GPS – он не работает! А дело было всего-навсего в батарейках, я успеваю заменить их, пока Эдик заруливает на «исполнительный». Через 130 км пути у нас промежуточная посадка на дозаправку на АХР* полосе - в Лебедяни, точнее, в Петровских выселках, в здешних краях почему-то многие посёлки называют выселками. Как бы её визуально определить и не ошибиться? И вот удача, на полосу ярким пятном указывает стоящее на ней крыло дельтаплана.
Здесь нас встречал известный дельтапланерист и хороший человек Владимир Мукаев, угощал чаем с бутербродами. «Вот за что я люблю авиацию!» - добродушно радуется Эдик, принимая угощение.
А у Льва, оказывается, была назначена встреча с Игорем, пилотом из Тулы, который присоединился седьмым участником нашей компании. Это его крыло подсказало мне местонахождение полосы. И дальше мы летели уже тремя бортами: самолёт и два мотодельтаплана.

 

Вложения

  • mukaev.jpg
    mukaev.jpg
    52,1 КБ · Просмотры: 110
  • petv1.jpg
    petv1.jpg
    51,8 КБ · Просмотры: 111
Вот что рассказал сам Игорь: «8мая летал со Львом в В. Мамон. Встретились в условленном месте у гостеприимного Владимира Мукаева. Ждал прибытия минут двадцать. Сначала приземлился самолёт за ним дельталёт. Первое что спросил, а какую скорость держали в полёте, на что Лев сразу ответил 130-135 км.час. У меня Аэрос-2 с крылом Профи ТЛ и двигателем Ротакс-912, но с такой скоростью я лететь не мог, хотя максимальная скорость моего аппарата до 150 км.час, но это макс.режим двигателя и в спокойной атмосфере, а тут день и весенняя термичка*, при которой броски вверх-вниз 100-150 метров это норма! Как специально и туда и обратно ветер был встречно боковой, встречная составляющая была от 25 до 30 км в час да ещё и термичка недетская, и в этих условиях мы продвигались довольно быстро. Если бы скорость наша воздушная была бы около 100 км в час до темна в Мамон мы бы не попали! Советую всем продвинутым пилотам, летающим приличные маршруты повнимательней присмотреться к этому крылу, возможности у него гораздо больше, чем у традиционных «Атлетов» и «Атомов»!»
 

Вложения

  • Igor.jpg
    Igor.jpg
    75,5 КБ · Просмотры: 114
   Отрезок пути до Усмани пришёлся на полуденное время, мы летели над пашнями, и была болтанка, хотя небо ясное и безоблачное - так бывает при определённой влажности и температуре, когда инверсии не происходит, а термичность, между тем, была высокая. На вариометре, то и дело, стрелка показывала +5 и за две секунды, как лифтом, нас поднимало на 100м выше. Эдик интенсивно работал газом, а я пинала ногой шарик*. Есть такая присказка для новичков: «собачку зовут Шарик, идёт за рукой, боится ноги». Шарик часто отклонялся вправо – так, у каждого самолёта есть свои особенности пилотирования: из-за реакции вращения винта, «Овод» тянет вправо, поэтому левая нога «дежурит», а «Шарик» ноги боится и бывает, что убегает вправо, если передавить. Все другие функции управления в этой неспокойной атмосфере Эдик взял на себя, а я выполняла обязанности штурмана. Хорошо помню, когда я зазевалась и потеряла ориентиры, начала активно осматриваться, благо вскоре показался изгиб железной дороги, которая круто поворачивала на 90 градусов, такой характерный ориентир здорово выручил. Больше я старалась не отвлекаться и по-честному держала палец на карте, сверяя её с местностью. В этом полёте под конец меня слегка укачало. Даже закралась крамольная мысль: «Поскорее бы долететь» и чтобы отогнать дурноту, я без конца болтала, оправдывая слово*, которым лётчики называют турбулентность в атмосфере. Когда мы, наконец, сели в Усмани, Эдик спросил:
- Ну что, Ленка, будешь землю целовать?
Была болтанка, но я уже так не боялась, как в первый раз и пожимаю плечами.
- А я буду!
     Следом один за другим сели и мотодельтапланы. «Ну что, Наташка, ты научилась молиться?» - спрашивает Лев у своего пассажира.
 
               
                Под крылом
                                        
                             «А над землёй могучее крыло моё!»

    В Усмани обедаем и отдыхаем, заправляемся топливом на следующий участок пути. Ближе к вечеру погода немного успокаивается, и в седьмом часу мы вылетаем в Бобров, распределяемся по бортам: теперь очередь Нины быть штурманом, Наташка с Олегом едут на машине, а я - пассажиром мотодельтаплана.
- Ты готова? Не волнуйся, настраивайся пока, - заботливо говорит мне Лев, готовя аппарат к вылету. Будто бы от настроя пассажира что-то зависит?! Может и правда, мысли материальны? Итак, я настроилась чувствовать себя полноправным участником, а не каким-то там балластом и ничего не бояться. Было какое-то особенное чувство доверия к пилоту и к этому крылу. Мы взлетели. Конечно, я не могу сказать, что совсем не страшно, было некоторое напряжение, но по мере того как мы летели это прошло. Болтанка ещё не успокоилась, и я наблюдала, как ловко Лев отрабатывал ручкой воздушные толчки под крыло аппарата. Я хотела сказать «боролся», чтобы придать важность сложной атмосферной обстановке, мастерству пилота, но Лев «борьбы» не чувствовал, он очень гордился крылом, и акценты расставлял по-другому. Лётные качества этого крыла «делают полёт в болтанку таким, что её почти не замечаешь». Конструкторская мысль Сергея Игнатова, воплотилась в «Синтезе» - могучее крыло получилось! Лев не нарадовался: «Впечатления от полета на нём – самолётные!» И у меня тоже были «самолётные» ощущения - всё-таки полёт на дельтаплане отличает то, что всей шкурой чувствуешь набегающий поток.
     Место под этим крылом мне по дружбе уступила Наташка всего на один перегон и то, потому что её укачало. Я не злоупотребляла, и от Боброва до Мамона снова летела Наташка. На этот раз без болтанки крыло вело себя мягко и бережно по отношению к ней. С этим крылом Наташку связывали особые отношения: она верила в Него и была им хранима. Говорят, ангелы-хранители проявляют себя, если человек решается на путь.
 

Вложения

  • downwing_001.jpg
    downwing_001.jpg
    49,4 КБ · Просмотры: 97
               
                Бобров - В. Мамон
                                        
      Посадка в Боброве была крута в прямом и современном смысле этого слова. Крутой была скоростная глиссада*, мне показалось что-то близкое к пикированию, я даже не успела испугаться, как мы уже сели. Лев объяснил, что именно так и нужно садиться в болтанку. Его слова подтвердили посадки других пилотов. Игорь заходил не так круто, и его слегка поддуло под крыло. А затем здесь же садился ещё один мотодельтаплан, который летел нам навстречу, как выяснилось, из В.Мамона возвращались домой усманские пилоты, Бобров, как раз, находится на полпути между Мамоном и Усманью. Садились они тоже более полого и с неприятными поддувами на выравнивании.
 

Вложения

  • bobrov2.jpg
    bobrov2.jpg
    54,4 КБ · Просмотры: 114
     Полоса в Боброве у самой трассы. И люди, едущие на машинах, останавливались специально, чтобы посмотреть, как взлетают. Некоторые выходили из машин, чтобы помахать нам вслед рукою – это не могло не растрогать. Добров город Бобров, и живут в нём добрые люди. На машине ехали медленно, из-за ремонта дороги попали в длинную очередь, которую собрал грузовик. Олег рассказал, как их с Наташкой остановил гаишник, а она ему радостно сообщает:
- А у нас перелёт! А мы – машина подбора!
- Не подбора, а сопровождения! – поправляет Олег, - Это на дельтапланерных соревнованиях машина подбора. Надо же так обозвать!
- Езжайте! – отрапортовал гаишник, не собираясь, особенно, «въезжать» в тонкости авиационной терминологии, однако заметно проникся уважением.
     К В.Мамону подъехали, когда уже стемнело. Наши лётные экипажи тоже садились в сумерках, после захода солнца. «Овод» летел с фарами и произвёл впечатление – такой яркий маленький самолётик со звездой на борту и божьей коровкой на хвостовом оперении.Его мигом окружили пилоты, дивясь тому, как грамотно и аккуратно он сделан.
    Очень гостеприимно нас встретили, сразу принялись угощать, наварили огромный котёл стерляжьей ухи, был и самогон для любителей. «Вот за что я люблю авиацию!» - в который раз за сегодняшний день повторил свою коронную фразу довольный Эдик.
 

Вложения

  • uha.jpg
    uha.jpg
    85,3 КБ · Просмотры: 101
Организаторы, Леонид и Владимир, постарались создать душевную атмосферу общения "болеющих" небом людей и им это удалось.
     Вечером большого дня, после сытного ужина разморило. На вторую порцию ухи нас нестойких настойчиво приглашали, уговаривали. В результате, сошлись на том, что уха будет на завтрак, и мы, наконец, заснули под многоголосый хор местных лягушек.
 

Вложения

  • smotryat.jpg
    smotryat.jpg
    41,7 КБ · Просмотры: 111
               
           Утро в Верхнем Мамоне. Интервью
                                        
    В 5 утра уже загудели моторы – полетели ловить погоду. Олег тоже встал пораньше, пока есть возможность полетать - на маршруте ему, в основном, выпало рулить по земным трассам. Олег подошёл к самолёту, погладил винт, протёр его от налипших мошек, прокрутил несколько раз вручную. Тут же собрались зрители, посмотреть, как такой красивый самолёт заведется.
 

Вложения

  • zriteli.jpg
    zriteli.jpg
    79,1 КБ · Просмотры: 97
Олег с достоинством образцового лётчика сел в кабину: «От винта!», а мотор… не завелся… «Фокус не удался!» - развёл руками Олег. Оказывается, вчера вечером летели с включенной фарой, и мощности генератора уже не хватило на зарядку - аккумулятор разрядился. Пришлось прикуривать от машины.
 

Вложения

  • samoletvmamone.jpg
    samoletvmamone.jpg
    58,3 КБ · Просмотры: 104
    Тем временем солнце постепенно прогревало утреннюю землю, и потихоньку начинали сходить потоки – появился ветер. Мы приняли решение лететь домой, поскольку прогноз предвещал только усиление ветра. Но покатушки – дань гостеприимству.
- Уже улетаете? А как же уха? - сетуют хозяева.
Поесть ухи на завтрак мы уже не успевали – пора было вылетать.
- А вы налейте нам с собой! – Наташка пустила в ход всё своё обаяние, за что и получила в подарок донских осетров, аж 8 штук, и, вдобавок к осетрам, великодушные хозяева ещё заправили всю нашу технику бензином на обратную дорогу.
     Взять и улететь так просто никак не получалось, теперь понадобилось срочно давать интервью тележурналистам воронежского ТВ – никто не хочет, Эдик отмахнулся и «перевел стрелки» на меня как на учёного секретаря «Божьей коровки» – такая у меня должность в нашем аэроклубе. Пришлось отдуваться. Хорошо, что Нина поддержала, мы сели рядом в кабине нашего самолёта, и Нина предложила мне надеть гарнитуру от рации, чтобы чувствовать себя солиднее. Во всяком случае, защищённее от, нацеленных на тебя, микрофона и объектива.
     В интервью всё преподнесли так, будто бы девушки сами прилетели, проделав 600 км маршрут, но это неправда. Как это было, я здесь как раз, пишу, а километров от нашего аэродрома под Москвой не 600, а 850. Задавали разные вопросы: про самолёт, и как он был построен, и про его конструктора, а в сюжет попала только фраза про полёты во сне и наяву, наверное, за её эмоциональность. Но даже, если унять восторги - людям необходимо иногда отрываться от земли, хотя это и непрактично, но это позволяет лучше ощутить реальность. А перелёт – это конечно приключение, и испытание, и возможность освоить маршрутные полёты, и просто полетать в удовольствие, но не образ жизни – а только часть, отдельный и, в общем-то, редкий её фрагмент. Просто он позволил на некоторое время приподняться до наблюдателя этой жизни и, если приходилось быть в каком-то месте на земле, то недолгим гостем.
 

Вложения

  • interviuu.jpg
    interviuu.jpg
    52 КБ · Просмотры: 118
               
                На обратном пути
                                        
                                    
                                     «И так ли уж вам обязательно,
                                     Чтоб вставшие к празднику затемно,
                                     Глазели на вас обыватели…»


      Взлетели со Львом. Сделали круг над полосой, помахали оставшимся внизу гостеприимным хозяевам и участникам слёта. Сегодня Праздник 9 мая, проходим над городским стадионом стройным клином в два мотодельтаплана и самолёт и берём курс на Бобров.
 

Вложения

  • slet1.jpg
    slet1.jpg
    67,8 КБ · Просмотры: 112
Утренний воздух не прогрет и свеж ещё, хотя и не болтает, но довольно холодно. Я предусмотрительно замоталась шарфом под комбинезон, лишь бы он не размотался на ветру. Ветер треплет одежду, застёжка молнии разъезжается, и я боюсь за шарф. Лев мне что-то говорит по рации, но я не понимаю из-за шума ветра… а-а, догадалась, он спрашивает, вижу ли я аппарат Игоря. Показываю Лёве две тени, скользящих по земле, одна наша, а другая – Игоря, он пристроился в хвост выше или ниже – непонятно, аппарат не видно, но наличие тени говорит о его присутствии. Вообще это так приятно осознавать, что ты летишь не один, и где-то рядом в небе крыло твоего товарища. Внизу под нами пролетел оранжевый «Овод», его скорость больше дельтапланерной, и он полетел вперёд. Эдик не любит нарушать регламент, соблюдает высоту полёта 200, максимум 300 м. А дельтаплану поспокойнее всё-таки лететь повыше. Со Львом летели примерно на семистах метрах, а нам навстречу летели облака, хотя их кромка была значительно выше. Я наблюдала за облаками, потому что они то и дело закрывали солнце, и от этого становилось будто ещё холоднее. Всё-таки я потеряла из виду Игоря. Он потом рассказывал, что не мог за нами угнаться:
«Договорились идти маршрут на скорости 110-120 км в час. Я шёл за "Синтезом" и в полной мере увидел и прочувствовал возможности этого крыла! Когда Лев несколько забывал про меня и прижимал ручку, то мне приходилось идти за ним со скоростью 135, а иногда до 140 км в час! Потом, вспомнив обо мне, он уменьшал скорость до нами оговоренной. В общем, на "крутом" Аэросе я чувствовал себя как на тихоходе, который тормозит всю группу!»
     Обратный маршрут примечателен узнаваемыми предметами, вот уже виднеется знакомая труба города Боброва. Вернее не труба, а трёхсотметровая радиовышка. Надо же было такую достопримечательность отгрохать!
 

Вложения

  • bobrov.jpg
    bobrov.jpg
    24,1 КБ · Просмотры: 106
    Но этот город вы узнаете не только по трубе. Улетая из Боброва не забудьте помахать рукой маленькому мальчику и его папе, которые обязательно свернут с дороги, чтобы посмотреть, как взлетает ваш аппарат, и помахать вам.
 

Вложения

  • mashut.jpg
    mashut.jpg
    27 КБ · Просмотры: 105
               
                Сидим в Усмани
                                        
                                    
                                    «Поля окрестные мокры,
                                    На сто губерний ни огня, ни человека...
                                    Ах, постоялые дворы
                                    Аэропорты девятнадцатого века!»


     В этот день мы успели долететь только до Усмани под Липецком, где нас накрыло тучами. Погода заставила спрятаться самим в гостеприимный домик усманских дельтапланеристов, а аппараты поставить в строящееся грандиозное сооружение, где они без проблем пережили казусы природы.
- Как ты думаешь, эта гостиница когда-нибудь достроится? – недоверчиво спрашивает Эдик, оценивая грандиозность замысла. Хочется верить, также как эти смелые люди, в масштабное развитие сверхлёгкой авиации в нашей стране. Что пройдёт каких-нибудь годика два-три, ну, максимум, лет пять и эта гостиница заполнится перелётными постояльцами, такими же как мы, летящими на юг. Усмань, как раз, на полпути от Москвы к морю.
 

Вложения

  • hotel.jpg
    hotel.jpg
    70,4 КБ · Просмотры: 110
    Утром следующего дня погоды нет, собираемся в баню. О причине невыхода на работу следует предупредить начальство - Нина работает преподавателем филологии МГУ. Вот выдержки из телефонного разговора:
- Здравствуйте Галина Михайловна! Это Нина Михайловна. У меня жуткие неприятности! У нас нелётная погода, сидим в глуши, под Липецком и никак не можем вылететь, поэтому на работу я сегодня, к сожалению, никак не попаду…
Чистая правда, между прочим - такому нельзя не поверить (пытаюсь представить выражение лица Галины Михайловны), тем временем в Москве ярко светит солнце и на небе ни облачка, как тут не проявить сочувствие к тому, кто сидит где-то в далёкой и пасмурной Усмани и не может вылететь из-за туч!
     Про баню Эдик рассказал забавную историю. В былые времена, когда Эдик ещё летал на дельтапланах, он тогда занимался авиахимработами на полях страны, и в одном колхозе лётчиков пригласили в баню. Было начало недели – понедельник, но банщик уходя предупредил: «Вы, ребята, парьтесь, только смотрите, в четверг у нас женский день». Приняли к сведению, в недоумении пожимая плечами: при чём тут четверг - женский день, когда сегодня понедельник? А в бане столы накрыты, лежанки застелены, парилка с берёзовыми веничками, бассейн – всё как полагается! Ну, начали потихоньку процесс: попарились, окунулись в бассейн, посидели-закусили, полежали-отдохнули и по новой – в парилку. Неожиданно приятную идиллию прервал стук и женские голоса за дверью: «Выходите!»
- Что такое?!
Оказалось, не заметили, как прошло время: на дворе уже был четверг – женский день!
     Вечером прощаемся с гостеприимными усманскими пилотами. Прощальная фраза вызвала дружный смех и могла быть понята неоднозначно, особенно, женщинами, составляющими численное преимущество «Божьей коровки»:
- Залетайте!
- Что ж, прозвучало жизнеутверждающе! - филологично заметила Нина.
     Идёт практическое занятие по штурманской подготовке. Олег поручил нам с Наташкой прочертить маршрут на карте. Нужна линейка - пытаемся приспособить под это дело палочки, листы бумаги… и вдруг осеняет – бензиномер! – он у Эдика из прямой полоски алюминиевого листа.
- Ха, это чтобы сразу в литрах мерить?! – догадался Лёвушка.
 

Вложения

  • sturman.jpg
    sturman.jpg
    95,1 КБ · Просмотры: 114
               
                В процессе ожидания
                                        
                                    
                                    «У ветра нет иной заботы,
                                    Как наши тучи разгонять
                                    И расписание полётов
                                    Волшебным образом менять…»


     К вечеру второго дня нашего сидения в тучах прояснилось окно промежду облаками. Лететь домой уже было поздно, а вот устроить тренировочные полёты на таком хорошем аэродроме можно!
     Только Нина спит, Наташка варит борщ - конечно, здоровый сон и питание – основа летания! За целый день все намаялись, не зная, куда себя приткнуть, и на поле образовалась очередь из желающих покататься, а я скромно приткнулась в её конец. Эдик и Лев дорвались до полётов и теперь с удовольствием демонстрируют возможности своих аппаратов. «Под вечер мы устроили местные полёты между дождевых туч. Лев прокатил местного дельталётчика-химика, которого удивить было не просто. Пилотаж был на скорости и по взрослому. Человек вылез крайне потрясённый возможностями этого крыла».

        Прав был барон Мюнхгаузен: «Дело в том, что время на небе и на земле течёт неодинаково: там — мгновения, тут — века…» 
      Вообще, если ваша жизнь как-то связана с полётами, то, прежде всего, необходимо научиться ждать. Ждать приходится часто и помногу: ждать погоды, вылета или прилёта и ждать своей очереди на полёты. Вот, собачки, тоже толкутся у полосы за компанию. Они-то ждать умеют. Кто-то забеспокоился, вдруг собачка не сообразит и выбежит на полосу?
- О-о, эти собачки выросли на аэродроме, - успокаивают местные лётчики – они правила знают!
      В это время заходил на посадку самолёт, все внимательно наблюдали за ним и за собачками, которые чётко уселись у края полосы, не заступая за флажки, и принялись терпеливо ждать. Человек, ожидающий своей очереди на полёты, ждёт также выразительно, по-собачьи. В больших аэропортах целая диспетчерская служба работает, чтобы урегулировать полёты и ожидание. И ещё есть такая должность: РП*, к нему обращаются с докладом о совершаемых в поле зрения аэродрома манёврах, а он принимает решения и отдаёт команды на выполнение действий и их очерёдность, в общем, разруливает ситуации. Такого РП на этот раз у нас не было, и ожидание затянулось, но хорошо, что у Эдика была Нина, которая напомнила ему, что пока кто-то один летает, обязательно найдётся кто-то другой, который ждёт. И тому, кто летает, негоже забывать о том.
 

Вложения

  • edikinina.jpg
    edikinina.jpg
    91,4 КБ · Просмотры: 96
               
                Над туманными полями
                                        
                                    
                                    «Я сегодня до зари встану
                                    По широкому пройду полю...»


      Раннее-раннее утро. По полю стелется туман. Наша эскадрилья готовится к вылету домой.
 

Вложения

  • utro.jpg
    utro.jpg
    34 КБ · Просмотры: 104
Заправляем топливные баки, проверка готовности и взлёт. И вот туманные поля остались внизу. Наташкина очередь штурманить на «Оводе», а мне повезло ещё раз лететь на мотодельтаплане. У Лёвы прибор так и не заработал, ориентируемся на Игоря, его крыло постоянно в поле зрения чуть впереди.
     "Ты меня слышишь?" - прислушиваюсь к переговорам и ничего не слышу в шуме ветра, хотя перед взлётом мы проверили радиосвязь. От усиленного прислушивания фраза становилась всё более навязчивой и, чтобы от этого избавиться я начала петь. Если Лев меня слышит, то ему будет веселее лететь. А, ведь, действительно, находясь в небе, хочется петь. Теперь я ещё больше понимаю птиц. А вот и они, птицы, парящие под нами… Когда рассказывала потом о своих впечатлениях:
- Ну и как, тебя посетило чувство превосходства? – спрашивает Нина.
- А ведь "если бы у птицы не было крыльев, то и человек бы не полетел!" - отвечаю, цитируя одного нашего общего друга.
 

Вложения

  • nadpolem2.jpg
    nadpolem2.jpg
    23,2 КБ · Просмотры: 102
Назад
Вверх