Согласен.
Полагаю, что установка авиационных портативок решает проблему, но частично. По цене конечно выигрываешь и получаешь возможность быть в авиадиапазоне в полном смысле слова (и с диспетчером, если что и с бортами и АТИС - погода), но это крайний вариант. Не будешь же вести свои переговоры (выше, ниже, разворачивайся итд) на нем же!
Для моневровой своей связи все таки нужна связь дополнительная.
Тоесть какраз основная, а авиадиапазон как дополнительная и постоянно включенная.
Сам я радиолюбитель с 1985 года, есть предложение использовать для основной связи р/станции радиолюбительского УКВ-диапазона (144-146 Мгц и 430-440 Мгц). Во первых и аппаратура по деньгам и характеристикам приемлемая (например "Yaesu FT-60R" портативная р/станция 5Вт выходная мощность), вполне с подобной можно связаться км на 10-15 (используя на самолете автомобильную антенну с врубным креплением). По деньгам она стоит 5500 рублей примерно. К стати на прием и авиадиапазон принимает. А если разобраться как разлочить авиадиапазон на передачу, так и в авиадиапазоне можно работать, опять же на крайняк. А если использовать "Yaesu FT-7800", то это уже автомобильный вариант, с выходной мощностью 50 Вт! А этого уже, с подобной р/станцией хватит на 150-200 км!!! С учетом прямой видимости.
По стоимости она не на много дороже "Yaesu FT-60R", порядка 9000 рублей всего.
Разрешение можно оформить через радиоклуб и получить позывной.
Во всяком случае, мы в Хабаровске так и планируем сделать.
Поставим на самолет и на машину две автомобилки типа "Yaesu FT-7800" по 50 Вт на выходе и две автомобильные двухдиапазонные антенны на 144 и на 430 Мгц.
На машину на магнитном креплении, на самолет на врубном.
И одну портативку в руки человеку двигающемуся по полю (вспомогательный чувак 🙂 ). Связь между авто и самолетом будет основной и в пределах 200 км!!! А вспомогательный по полю с портативкой будет как моневровый и будет слышать и авто и борт. Ему можно, попутно, вручить фото-видео для съемок.
Также в салоне самолета будет находиться портативка типа "Yaesu FT-60R" сканирующая, поканально, предварительно забитые местные авиачастоты, для того чтобы контролировать радиообмен в случае обращения.
Хотя в этом моменте я еще подумаю, тк постоянная болтовня контроля, подхода, вышки, рулежки итд, будет сильно отвлекать. Может есть смысл контролировать ею только 121,5 Мгц (аварийная частота), кто его знает, на какой частоте диспетчер попытается связаться с неизвестным бортом.
Прошедшим летом, во время испытаний пайпера мы вообще использовали простейшие р/станции диапазона примерно 433-435 Мгц и успешно связывались в пределах километра полета вокруг ВПП. Ну и задача у нас была только рулежка, подлеты и круг над ВПП.