Gambic
Я не люблю военные самолеты.
N.B. Ветка с этим названием не работает в Уголке Безопасности.
На днях собрались живые товарищи на ДР разбившегося конструктора. На этом "пире после чумы" Пушкина не было, и подспудный вопрос, угнетавший всех, никто даже не сформулировал.
А вопрос такой. Мы точно знаем, что Серега был светлая личность и всю свою жизнь посвятил дельтапланам, и в цвете лет разбился на аппарате своей конструкции. Более внятного приговора для дельтаплана трудно придумать; по сути, он сам перечеркнул труд всей своей жизни. Вопрос: в чем же был её смысл?..
Я утверждаю, что дельталеты и парамоторы – это не спорт и не отдых, как горные лыжи и теннис. Дельталеты – это первая мощная и серьезная попытка людей создать Личную Авиацию наряду с частной и государственной. Эта ниша личного транспорта с соответствующим образом жизни пока что пустая. (И сейчас, между прочим, мы видим 3-ю попытку "штурма" этой "вершины": 157 стартапов eVTOL включились в гонку, и безусловный лидер – Блэкфлай. Известно, что Ларри Пейдж (2-й человек Гугла) за чаем с Илоном Маском договорились о сферах своих интересов: Маск выбрал космос, а Пейдж – личную авиацию).
Так вот, где-то в 70-х на фоне успехов 20-го века в "большой" авиации идея о личной – созрела в мозгах и замкнулась на изобретение дельтаплана. Так получилось, что парусина натянутая на треугольный каркас из 4-х труб под нагрузкой дает устойчивость по тангажу, по крену и рысканью. Мимо такой простоты и удачи Люди пройти не могли, и начался первый массовый штурм – поднялась волна дельтапланов. И в целом эта попытка оказалась настолько удачной, что чтоб убедиться в её порочности потребовалось целое поколение, перемножившее длительность жизни на малую вероятность разбиться. (Еще бы немного – и пилоты стали бы умирать естественной смертью (как тот же Кареткин), и дело бы было бы в шляпе.)
Но просто смертей для отрицательного ответа было бы недостаточно – требовалось исчерпать все возможности дельтасхемы. И вот эту работу проделал Серега. Его "Синтез" и СПИК – это вершина дельтакрыла, это способы удержать равновесие около нулевых устойчивостей по крену и рысканью, компенсирующих дефицит управляемости (которой ему (и всем остальным) не хватило).
Соблазн фантастической простоты дельтакрыла требовал полного исчерпания его возможностей. И Серега был тем из нескольких в мире, кто не просто копировал и летал, а исследовал эти возможности. И в том, что Бен Дьячун и Маркус Ленг с благословения Рутана сейчас гоняют в Саскачеване десятки Блэкфлаев, построенных в Силиконовой у Ларри Пейджа, нарабатывая их на отказ в беспилотном режиме – есть прямая заслуга Серегиной смерти; хотя и не видимая, как водится...
На днях собрались живые товарищи на ДР разбившегося конструктора. На этом "пире после чумы" Пушкина не было, и подспудный вопрос, угнетавший всех, никто даже не сформулировал.
А вопрос такой. Мы точно знаем, что Серега был светлая личность и всю свою жизнь посвятил дельтапланам, и в цвете лет разбился на аппарате своей конструкции. Более внятного приговора для дельтаплана трудно придумать; по сути, он сам перечеркнул труд всей своей жизни. Вопрос: в чем же был её смысл?..
Я утверждаю, что дельталеты и парамоторы – это не спорт и не отдых, как горные лыжи и теннис. Дельталеты – это первая мощная и серьезная попытка людей создать Личную Авиацию наряду с частной и государственной. Эта ниша личного транспорта с соответствующим образом жизни пока что пустая. (И сейчас, между прочим, мы видим 3-ю попытку "штурма" этой "вершины": 157 стартапов eVTOL включились в гонку, и безусловный лидер – Блэкфлай. Известно, что Ларри Пейдж (2-й человек Гугла) за чаем с Илоном Маском договорились о сферах своих интересов: Маск выбрал космос, а Пейдж – личную авиацию).
Так вот, где-то в 70-х на фоне успехов 20-го века в "большой" авиации идея о личной – созрела в мозгах и замкнулась на изобретение дельтаплана. Так получилось, что парусина натянутая на треугольный каркас из 4-х труб под нагрузкой дает устойчивость по тангажу, по крену и рысканью. Мимо такой простоты и удачи Люди пройти не могли, и начался первый массовый штурм – поднялась волна дельтапланов. И в целом эта попытка оказалась настолько удачной, что чтоб убедиться в её порочности потребовалось целое поколение, перемножившее длительность жизни на малую вероятность разбиться. (Еще бы немного – и пилоты стали бы умирать естественной смертью (как тот же Кареткин), и дело бы было бы в шляпе.)
Но просто смертей для отрицательного ответа было бы недостаточно – требовалось исчерпать все возможности дельтасхемы. И вот эту работу проделал Серега. Его "Синтез" и СПИК – это вершина дельтакрыла, это способы удержать равновесие около нулевых устойчивостей по крену и рысканью, компенсирующих дефицит управляемости (которой ему (и всем остальным) не хватило).
Соблазн фантастической простоты дельтакрыла требовал полного исчерпания его возможностей. И Серега был тем из нескольких в мире, кто не просто копировал и летал, а исследовал эти возможности. И в том, что Бен Дьячун и Маркус Ленг с благословения Рутана сейчас гоняют в Саскачеване десятки Блэкфлаев, построенных в Силиконовой у Ларри Пейджа, нарабатывая их на отказ в беспилотном режиме – есть прямая заслуга Серегиной смерти; хотя и не видимая, как водится...