KAA сказал(а):
А почему только на "попу" и вертикально?
Может плашмя надежнее будет?
1.Патамушта ЖРД установлен вертикально и внизу, а возить другие двигатели лишь для посадки-неразумно. Собственно это уже СВВП наглядно показали.
2. С точки зрения прочности, тонкостенная стержень держит большие продольные нагрузки нежели поперечные.
Давайте вспомним ради чего разгорелся весь этот разговор.
Спасти для повторного использования что то ценное от первой ступени или отработать посадку на далекую планету без атмосферы?
То что называется первой ступенью по своему назначению не может выходить даже на околоземную орбиту, а не то, чтоб долететь и садиться на Марс, чтоб потом взлетать.
Так что давайте отделим мух от котлет.
Брать с собой на Марс лишние килограммы в виде первой ступени это безбашенное решение.
Садится на далекую планету будет совершенно другая конструкция не имеющая ничего схожего с первой ступенью.
И всё это уже было отработано в прошлом веке многократно при посадках на Луну.
С точки зрения прочности тонкостенных конструкций их вообще нет смысла повторно использовать. Самое ценное в той первой ступени, из за чего затеян этот сыр-бор , является блок двигателей со всей обвязкой, а две пустые "консервные банки" - баки, не стоят такого внимания.
KAA сказал(а):
Успевает ли остыть ЖРД до момента макания в воду, чтобы не получились ненужные фазовые превращения в металле?
Посмотрите как долго падают твердотельные ускорители от челноков.
А если эти ЖРД не успеют остыть до приемлемой температуры "купания" в океане, то стоит только "плеснуть" в них пол килограммчика жидкого водорода или кислорода и проблему как рукой снимет. Благо в тех ЖРД уже всё есть для охлаждения теми же криогенными жидкостями.
Так что этот килограммчик будет весить много меньше чем запас горючего с окислителем для вертикальной посадки всего ненужного барахла.