Роторно-лопастной двигатель. Начало.

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Никак не могу найти толковой литературы по зубчатому зацеплению в РПД: методика расчета, форма зуба и т.д.
Есть у кого-нибудь сиё счастье?
У меня имеется две книги по РПД: "Н.С. Ханин, С.Б. Чистозвонов - Автомобильные роторно-поршневые двигатели. МашГИз. москва 1964"(спасибо kvadratov) и "В.С. Бениович, Г.Д. Апазиди, А.М. Бойко - Ротопоршневые двигатели. "Машиностроение". 1968"
Могу поделиться.
 

Beatle

Make it
Откуда
Moscow
@ JohnDoe

Спасибо!
Ханин и у меня есть. Он там классно пишет: пока нет серийных моделей РПД. Эти книги писались в те времена, когда о РПД толком никто и не знал.
Зубчатое зацепление там тоже рассмотрено весьма поверхностно.

А что во второй книге по этой теме есть?
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Beatle-max сказал(а):
А что во второй книге по этой теме есть? 
А фиг его знает! ;) Они у меня в формате деЖаВю, соответственно поиск не работает - надо глазами смотреть/вникать. Пока не было достаточно времени.
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Beatle-max сказал(а):
Скиньте, пожалуйста, вторую книгу. Посмотрим.
Ага. Сегодня перекачаю её(а то та, которая у меня почему-то "валит" смотрелку). Позже скину. Но она 24 метра весит.
А вот ещё нашёл именно по зубчатым передачам:
Грудинин Г.В. Расчет зубчатых цилиндрических эвольвентных передач. Учебное пособие формат - .DOC
Изложен расчет зубчатых передач с учетом требований ГОСТ 21354-87, внедренного с 1990 года. Приведены необходимые сведения о материалах и геометрии зубчатых передач, технологических и эксплутационных требованиях, без учета которых не представляется возможным осуществить расчет по современным методикам. Отмечены особенности расчета работоспособности зубчатых передач, с учетом податливости его звеньев.
Предназначено для студентов всех форм обучения специальностей 1201, 1202, 2106, 651900, 652000, выполняющих курсовые проекты по дисциплинам детали машин, детали машин и основы конструирования. Может быть использовано при расчете зубчатых передач в курсовых и дипломных проектах по металлорежущим станкам, технологическому оборудованию и другим машинам.
Предисловие
Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода
Определение общего к. п. д. привода
Подбор электродвигателя по потребной мощности
Определение общего передаточного отношения привода
Разбивка по ступеням общего передаточного числа
Определение частот вращения валов привода
Определение мощности, передаваемой каждым валом привода
Определение крутящих моментов на валах привода
Определение ориентировочных значений окружных
скоростей в зубчатых зацеплениях
Выбор материалов и термической обработки
зубчатых колесДопускаемые напряжения
Допускаемые напряжения при расчете на выносливость
Допускаемые напряжения при расчете на контактную
прочность при действии максимальной нагрузки
Допускаемые напряжения при расчете на выносливость
зубьев при изгибе
Допускаемые напряжения при изгибе максимальной
нагрузкой
Расчёт на контактную выносливость активных поверхностей зубьев эвольвентных цилиндрических передач
Проектировочный расчёт
Проверочный расчёт
Расчёт на контактную прочность при действии максимальной нагрузкой
Расчёт зубьев цилиндрических эвольвентных передач
на вынослиость при изгибе
Расчёт на прочность при изгибе максимальной
нагрузкой
Определение конструктивных размеров передачи
Способ пользования номограммой
Конструктивное оформление зубчатых колес
Выбор смазочных материалов
Техническое задание на разработку привода
(приложение 1)
Содержание расчетно-пояснительной записки
(приложение 2)
Список литературы
Нада?
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Вот ещё по РПД, но на аглицком. Если владеете могу скачать и скинуть Вам:
Aran G[ch246]khan. Aerothermodynamic analysis and design of a rolling piston engine. Формат файла - PDF
A thesis submitted to the graduate school of natural and applied sciences of Middle East Technical University. 2007. 142 p. На англ. языке.
Исследование рабочего процесса и конструирование роторно-поршневого двигателя.
Содержание: аннотация; благодарности; перечни таблиц и иллюстраций; обозначения; 1 - введение; 2 - термодинамическое конструирование роторного двигателя; 3 - структурный анализ двигателя; 4 - потери в двигателе; 5 - выводы; ссылки; приложение.
 

ingener

Здорово все это!
Расчет зубчатых цилиндрических эвольвентных передач.
А зачем-то считать, когда вокруг нас полно зубчатых передач любого калибра, изготовленных по любой технологии и любого ресурса? Проще выбрать аналог с известными результатами практической эксплуатации и сделать такую же. Если ресурс окажется маленьким - увеличить размеры. Если размеры окажутся слишком большими - уменьшить ресурс.  :)
Конструкция зубчатой передачи практически однозначно определяется передаваемым крутящим моментом и оборотами. И еще неравномерность крутящего момента нужно учесть.
Смотрим внимательно на шестерни 5-той передачи автомобильной механики и пляшем от этого. А они очень маленькие. Есть возможность сделать с огромным запасом. Только резонансные колебания нужно исключить или в крайнем случае задемпфировать. От них любая передача развалится. А для расчета разрушающих резонансов зубчатых передач я что-то не встречал подходящей литературы.  :)
 

Bиктор

Моя интерпретация Вашего текста - зависит и от Вас
Эксцентриково-циклоидальное зацепление, - мат.модель Диля, из Томска

http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/mat/12/image/12-090.pdf

Moжно выйти на контакт с указанными здесь предприятиями:
http://www.inno.ru/project/31955/

Посмотрел в нем.сети расчет зацепления Ванкеля: - никто не заморачивается на профиле зубьев.
Одно только упомянуто: - отношение радиусов делительной окружности внешнего зубчатого колеса к неподвижному 3:2.

Ну и только для владеющих немецким, - дипломная работа выпускника Берлинского техн.инст. - полный расчет авиамодельного Ванкеля на 40см[ch179], с проверками прочности и приложениями для CNC-станков:
http://math-tech.at/Beispiele/upload/Leeb_Wankelmotor.pdf
Рассчитан и - сделан в мастерской института!
 

Вложения

Beatle

Make it
Откуда
Moscow
@ JohnDoe

Англицким владеем)
Жду информации. Спасибо!

@ ingener

Ноу коммент. Я теперь перестану комментировать, когда кто-то пишет, что противоречит здравому смыслу: а смысл здравый в том, что едритная сила: черным по белому написано: "используется зубчатое зацепление особого профиля" Я думаю - не спроста все это, коль профиль особый. В чем именно секрет - пока не знаю, поэтому то и не лезу с кричащими заявлениями из серии: "впихнем от чего-нить - глядишь покатит"

Нужно делать наверняка, а не проще.
 

Alex5

Я люблю строить самолеты!
Историческое видео для расслабления.   1988 год

http://www.youtube.com/watch?v=0oPlUwCzwJY
 

Beatle

Make it
Откуда
Moscow
@ JohnDoe

Спасибо еще раз - изучаю.

нашел видео рабочего РЛД:
http://www.youtube.com/watch?v=dQw4w9WgXcQ


С первым апреля Вас!
 

Beatle

Make it
Откуда
Moscow
@ Alex5

Боже! Вот это раритет! Не верю глазам своим - благодарю! Добавлю это видео в избранное.
 

Beatle

Make it
Откуда
Moscow
@ JohnDoe

Да я всех с первым апреля хотел поздравить: праздник то прикольный. =)
 

Bиктор

Моя интерпретация Вашего текста - зависит и от Вас
Alex5, большое спасибо!
Итак, 60лс при 2500об/мин,  вес - 30кГ...
Масштаб по сравнению с рукой - на рисунке из видео. Малютка!

А известно, какой синхронизатор в нем стоял? Видно, что односторонний. И размер потребного механизма - больше статора.
Интересно каким фактором в нем были ограничены обороты?

160 деталей...
На крайнем рисунке можно видеть форму всасывающего окна.

Макс, можете в инвенторе примерно оценить, какой вес у квадратной стальной лопасти?
 

Вложения

G

georgka

Но вот все-таки маловато информации.
Популярно, с очевидностями, но постараюсь ответить:

Цикл работы пульсирующих ВРД (ПуВРД) во многом сходен с работой поршневых ДВС: поршень или  клапана через КШМ выполняют функцию воздухо-газораспределительного устройства, организуя теоретические циклы Отто, Дизеля или их комбинации. Известны схемы ДВС (двухтактники), в которых применяются пластинчатые клапана для замыкания картерного пространства во время рабочего хода поршня.
В ПуВРД роль распределителя выполняет сам  поток (в бесклапанных конструкциях), клапана (более известная схема) или золотники поступательного или вращательного привода, приближающих рабочий процесс к циклу Отто. Непременное условие работы ПуВРД – обеспечение резонансного режима на всех стадиях рабочего процесса (кроме золотниковой схемы).
Что в ДВС, что в ПуВРД – необходимым условием организации рабочего процесса двигателя является правильная организация продувки рабочего объема для:
- удаления продуктов сгорания предыдущего цикла;
- заполнения рабочего объема новой порцией воздуха или воздушно-топливной смеси.
Любое перемещение газа в каналах двигателя возможно ТОЛЬКО при наличии соответствующего ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЯ: превышения во входном патрубке над давлением в рабочем объеме (цилиндре, КС) при продувке и впуске; превышения в рабочем объеме над давлением в выхлопном патрубке на выхлопе. Эти перепады давления определяют скорость потока воздуха, газа, а совместно с площадью проходных сечений каналов – их расход и ВРЕМЯ ЗАПОЛНЕНИЯ и ОПОРОЖНЕНИЯ рабочего объема двигателя.
Скорость потока воздуха, газа (при заданной их температуре) не может превышать КРИТИЧЕСКУЮ скорость звука, которая определяется по формуле     Акр=[(2к/(к+1))*RT*]^0,5
где: к - показатель адиабаты (для воздуха к=1,4; для выхлопных газов к=1,33);
R – газовая постоянная (для воздуха R=287,1; для газа R=289,3) Дж/(кг*К);
Т* - полная температура (температура торможения) воздуха, газа, К (градусы Кельвина, абсолютная шкала!).
Для сведения: скорость звука при этом равна      А=[к*R*T*]^0,5
Все сложнее в камере сгорания двигателя, т.к. процессы горения происходят во времени (время задержки воспламенения, время горения смеси). Поэтому в ДВС с искровым зажиганием и требуется точная установка угла опережения зажигания. То же и при калильном – свеча обязана обеспечить воспламенение смеси в определенный момент (иметь температуру, обеспечивающую самовоспламенение при определенных условиях). Кроме того, скорость движения воздушно-топливной смеси не должна превышать скорость распространения пламени. Обеспечение этих условий всегда является «головной болью» для всех типов ДВС, поршневых и реактивных. С любой камерой сгорания. Очень часто горение идет на части фаз сжатия и расширения (рабочего хода) - см. цикл Дизеля и комбинированные.

Банально, но очень часто забывается, что любые процессы (физические, химические, тепловые) проходят во ВРЕМЕНИ, которое в абсолютном числе термодинамических, газодинамических формул отсутствует или присутствует отвлеченно (через скорость потока). Но природу не обманешь – процессы заполнения/опорожнения сосудов, горения топлива исследованы и установлены математические зависимости для их расчета.
Для оценочных, но достаточно точных расчетов, можно воспользоваться учебником «Техническая термодинамика» ред. В.И. Крутов, М-, «Высшая школа», 1971 г.  глава Х «Течение и истечение газов по каналам переменного сечения» (в ней есть много и другого полезного).
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
можно воспользоваться учебником «Техническая термодинамика» ред. В.И. Крутов, М-, «Высшая школа», 1971 г.глава Х «Течение и истечение газов по каналам переменного сечения» (в ней есть много и другого полезного).
Скачал себе 3-е издание, могу поделиться ибо:
В третьем издании (2-е - 1981 г. ) дополнительно изложены основы термодинамики плазмы и твердого тела, циклы с реальными рабочими телами, элементы статистической термодинамики, истечение из сосудов и другие вопросы.
Формат - .DJVU, размер - 6,5 Мб
 

Beatle

Make it
Откуда
Moscow
@ Bиктор

Дайте размер лопасти - это 5 сек, посчитаю массу.
У немцев действительно информации море по всему. Жаль, что я немецкий не знаю ни разу. =/
 

Beatle

Make it
Откуда
Moscow
@ JohnDoe

Скиньте пожалуйста и этот учебник. Прошу прощение за излишнее беспокойство.
 
Вверх