Рынок вертолетов

P

pilot29

Обзор в "Коммерсанте" - несколько статей:

http://www.kommersant.ru/application.html?issueid=41530



http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=777796    :

Чтобы Maybach не стоял в пробке

Один из основных трендов российского рынка гражданской вертолетной техники -- стремление к облегчению парка. Большое влияние на развитие этой тенденции оказал резко возросший мировой спрос на машины суперлегкого класса, который затронул и Россию. Самыми продаваемыми в мире вертолетами стали однодвигательные поршневые модели R22 и R44 американской фирмы Robinson. Эти же модели -- самые востребованные в своем классе и в России, хотя их пока всего около двухсот. До 90% вертолетов такого типа находятся в собственности частных лиц, и популярность частного воздушного пространства с каждым годом увеличивается. Ежемесячно, по данным оператора рынка суперлегких винтокрылов компании "Аэросоюз", продается пять-шесть вертолетов этого класса, и количество продаж растет на 12-15% в год.

Правда, ниша частных вертолетов в России похожа пока на рынок автомобилей премиум-класса. Именно на престижность ловят клиентов дилеры легкой вертолетной техники, взяв на вооружение призыв: "Если вы не хотите, чтобы ваш Maybach стоял в пробке на МКАД вместе с остальными Ford и Toyota, выбирайте вертолет". Но пока ни одна из компаний, продающих или сдающих вертолеты в аренду, не работает с прибылью. Дело в том, объясняют в "Аэросоюзе", что по действующему законодательству любой владелец вертолета должен получить свидетельство эксплуатанта, то есть, по сути, создать полноценную авиакомпанию, зарегистрировать вертодром и организовать учебный процесс. Доходы от продажи вертолетов и обучения курсантов пилотированию пока еще не покрывают расходов на содержание парка и строительство необходимой инфраструктуры. То есть рынок создается и держится на энтузиастах.

Этим сегментом рынка государство не заинтересовано; кроме того, существует множество административных барьеров, которые тормозят его развитие: оформление разрешений на полет, согласование маршрутов, недостаточность инфраструктуры. Правда, с начала следующего года вступают в силу поправки в Воздушный кодекс, облегчающие жизнь частникам. Так, например, владельцу вертолета не нужно будет получать свидетельство эксплуатанта и сертификат типа на машину. А самое главное, полеты будут осуществляться в уведомительном, а не в разрешительном порядке. Когда наконец-то для частных вертолетов откроют небо Москвы и Петербурга, на рынке начнется тот же бум, что уже не один год наблюдается на Западе.

Пока в этом сегменте, бесспорно, лидируют двухместные R22 и четырехместные R44 -- как минимум по двум причинам: цена (около $600 тыс.--1 млн) и качество (Robinson вместе с Eurocopter открыли в России несколько сертифицированных сервисных центров). Меньшей популярностью пользуется шестиместный газотурбинный MD600 компании MD Helicopters. Машина на порядок дороже Robinson, но она без хвостового винта и потому тише в полете, что делает ее более привлекательной. Не обходятся без внимания бизнес-сектора вертолеты Bell 407, 430, 206, Eurocopter EC120B, 130B4, AS350B2.

Российские производители тоже могут предложить свои модели для рынка частных перевозок. Например, милевский Ми-34 и казанский "Актай". Но этим машинам, судя по всему, достанется роль тольяттинской "Лады" на рынке автомобилей премиум-класса. Надежность, качество и отчасти роскошь вертолета частной авиации важнее для потребителя, чем цена машины.

На заснеженном краю кратера

Зато российские машины охотно используются туроператорами. Наряду с R44 турфирмы предлагают клиентам бестселлер всех сегментов спроса -- Ми-8 и Ми-2. Ми-8 привлекает операторов вместимостью и проверенной временем надежностью. Вертолет обладает одной из самых просторных пассажирских кабин -- одновременно может взять на борт 20 человек; в нем можно поместить любое туристическое оборудование (палатки, квадроциклы, лодки). Здесь помещается также пункт связи, микроклимат, объемная мебель, бар, туалет и даже душ. Кроме того, запасы мощности силовой установки Ми-8 позволяют эксплуатировать его на любых высотах и в сложных климатических условиях. Например, турагентство ВИКААР предлагает клиентам экспедиции на Северный полюс. Приглашение некоторых дальневосточных турфирм звучит так: "Всего 40 минут полета, и вы уже стоите на заснеженном краю кратера действующего вулкана, купаетесь в диких термальных источниках, ловите лосося на труднодоступной реке или просто наблюдаете за фумаролами, кипящими лужами разноцветных глин или созерцаете фантастическое извержение гейзера".

Однако, несмотря на живописность и экзотичность вертолетных туров, этот вид отдыха пока не пользуется большой популярностью. Поэтому, как отмечает гендиректор петербургской компании "Перспектива" Евгения Высоцкая, туроператоры предпочитают не покупать машины, а брать их в "сухую" аренду (без экипажа и топлива). Но первые ласточки уже появились. Так, в наступивший летний сезон красноярское туристическое агентство "Дюла-Сибирь" купило пятиместный Bell 407, однако пока затрудняется оценить, как скоро окупится приобретение, и спрогнозировать, будет ли покупать другие геликоптеры.


Воздушная реанимация

В связи с тем что с начала следующего года вступают в силу поправки в Воздушный кодекс, упрощающие полеты авиации общего назначения, аналитики ожидают реанимации целевой программы "Московское воздушное такси", презентация которой прошла в 2005 году на Международном авиакосмическом салоне в Москве. Программа предусматривала освоение примерно 12 млрд рублей до 2012 года для создания системы перелетов на регулярной чартерной основе из Москвы в районы Подмосковья и соседних областей. Соинвесторы проекта мэрия Москвы и "Ютэйр" планировали приобрести вертолеты Cessna, а также 37 машин моделей AC355H, EC-120B и других. Вертодромы и вертолетные площадки на территории столицы должны были связать Москву с аэропортами столичного аэроузла, что частично разгрузило бы автомобильные пробки. Однако программа застопорилась из-за проблем в согласовании воздушного коридора над Москвой и оформлении разрешений на перелеты частных вертолетов. Вместе с тем чиновники настаивают, что вокруг столицы все-таки будет построена единая сеть вертодромов. А на крыше башни "Федерация" в деловом центре Москва-Сити уже оборудуется вертолетная площадка. Так что, судя по всему, осторожные кулуарные разговоры участников рынка частных вертолетных перевозок об открытии неба Москвы небезосновательны. В таком случае, несмотря на то что летать разрешено будет только над руслом Москвы-реки, можно предположить, что рынок суперлегких вертолетов, и без того подогретый вступающими в силу поправками в Воздушный кодекс, ожидает стихийный бум.
 
Назад
Вверх