Забытый аэродром (историческое исследование)

Смотрел тот ресурс с аэрофотосьемкой времен войны. И наткнулся на эти снимки:
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginningm/citynames-molo-musc/slides/Moskau-Chimki%20%20083.jpg
http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginningm/citynames-molo-musc/slides/Moskau%20%20025.jpg
Тут, на контрастных зимних снимках немцы кучу аэродромов обозначили. И заводы...
 

Вложения

  • Moskau-Chimki__083_1.jpg
    Moskau-Chimki__083_1.jpg
    104,5 КБ · Просмотры: 217
  • Moskau__025_1.jpg
    Moskau__025_1.jpg
    98,2 КБ · Просмотры: 213
Спасибо за эту тему и интересный рассказ. Хотелось только уточнить некоторые детали, которые, на мой личный взгляд отличаются. Живу тут крайние лет 25, неплохо ориентируюсь в пространстве )).
Сначала обитал в двух шагах от Аэродромной улице, ходили гулять в парк "Маяк" Там еще сохранился земляной холм. Как потом оказалось, это место расположения маяка аэродрома, от этого и такое название нынешнего парка.
Меня то же удивляло название этой улицы, которая имеет неприличный уклон к югу, совершенно неподходящий аэродрому. Как мне тогда сказали, сам аэродром был севернее, как раз от нынешнего бульвара Яна Райниса.
При внимательном рассмотрении окружающей природы Тушино, бросается в глаза достаточно изрезанный рельеф Южного Тушино и очень ровный - Северного. Граница проходит как раз по бульвару. Возможно ровность этого пятачка и привлекло внимание устроителей аэродрома. Тем более что в то же самое время началось  строительство канала, самая грандиозная стройка того времени. Так что вопрос куда девать лес и где брать землю для выравнивания оврагов и родников вероятно не стоял.
На Химкинском бульваре еще в 90-е годы стоял длительное время недострой высотки. Как говорили местные, строительство остановили, потому что под фундаментов обнаружили плывун или линзу. Короче последствия закопанных в 30-е годы мелких ручьев. Потом уже, когда нежвижимость в Москве стала дорожать еще сильнее, фундамент здания заморозили и его достроили и обжили. Теперь там некое отделение Центробанка и постоянно работающие морозилки.
  Летное поле было грунтовое. Точно так же, как и на Тушинском аэродроме. Судя по немецким фоткам 1380х1030. Подробности функционирования особо не известны. Но точно не могло быть ВПП на месте нынешнего парка Северное Тушино, как указывет автор. Во первых просто не было никаких бетонных и асфальтовых полос в принципе. А то, куда он указывает стрелками - явно дорога к пристани. Водный транспорт был один из основных в те времена. Но к ВПП аэродрома это не относится. Одним словом летное поле овальной формы было от м. Сходненская до перекрестка Туристской и Героев Панфиловцев.
Про то, что была база гидроавиации, узнал впервые. Хотя тот самый бетонный спуск с кольцами существует и поныне. Этот пятачек излюбленное место летнего отдыха жителей близлежащих домов. Сам там бываю регулярно. Отличительная особенность - наличия песка на дне поблизости. Везде просто грунт, а там, как будто специально для купающихся песка навезли и повесили запрещающие для купания таблички ). Вероятно так все и было )).
Но это явно разные  авиационные "точки". Они просто не связаны между собой физически. Хотя близость к нынешнему ТМЗ наверняка не случайна. Тем не менее для взлета с колес амфибиям проще использовать ровную поляну от слипа до деривационного канала, параллельно водохранилищу, которая была в те года. Чем буксировать их на тот аэродром по дороге.
Еще из особенностей и авиационного наследия района - современная улица Лодочная. От ТМЗ до канала - она широкая многорядная, а далее скромно по одному ряду в каждую сторону. Несколько лет назад ответ был еще очевиден. Около пристани за забором стоял недостроенный фюзеляж одного из "Буранов". Долго он там стоял, десятилетия, когда все замерло. Для перевозки крупногабаритных грузов от завода до причала и служила эта часть улицы в более современной эпохе.
Еще из истории 70-90 годов прошлого века. На юго-западной окраине аэродрома полярной авиации располагалось село Петрово. Сейчас это часть бульвара Яна Райниса 27-47 дома. Дома стояли на высоком берегу огромного оврага. И этот овраг стал местом паломничества московских дельтапланеристов и в последствии - парапланеристов. Сейчас он зарос, совсем зарос деревьями и для полетов непригоден в принципе. Является природной охраняемой зоной.
Что касается Тушинского аэродрома - то это совсем другая история. Тем не менее аэродром загнулся не в тяжелое ельцинское время, а как раз его начали уничтожать после него  :STUPID
И так же, в Тушино были лишь асфальтовые рулежки. Взлетные полосы перпендикулярно рулежкам - условные, где поровнее и где траву скосят )).
 
Коллега, повторюсь, вы путаете. Вот снимок Тушинского со спутника 1979 г - опять те же самые 2 полосы на точно том же месте
Это рулежки. Бетонные. Их могли и использовали как ВПП, но только при соответствующем ветре, не совсем официально ) и исключительно на мелкотравчатых аппаратах.

А что обозначают эти белые круги на поле что на фото разных лет, не подскажите?
Это бетонные или асфальтовые площадки для авиамоделистов.  Модели запускали по кругу и управляли на кордах - тонких каленых проволочках, которые норовили запутаться и безвозвратно сломаться при неловких попытках распутать. ))
На этих площадках и соревнования проводили, и просто абсолютно любой народ приезжал "полетать". Вход то был совершенно свободный.
Кстати в Тушино всегда было много народа, загорающего в траве.
 
Интересно, если рассматривать старую аэрофотосьемку, и современные снимки на гугле, то возникает впечатление, что тогда растительности было гораздо меньше. Все было голо кругом, и не только на зимних снимках...

Сейчас подумалось, может было больше праздношатающегося крупного и мелкого рогатого скота?...
 
По словам старожилов Химок, на этом аэродроме учили летать молодежь, причем в местной комсомольской организации даже заставляли туда идти...
А помимо Лавочкина, там существовал завод №84 (теперь Энегромаш).
Вот фотку нашел:

Всё же у немцем перед войной здорово разведка работала, не только сделали снимок, но и подробно расписали где какое предприятие находится. Впрочем оно и понятно, на советских авиазаводах было полным-полно немецких специалистов.
Аэродром как я понял в левом верхнем углу?

Вот снимок 1966 г центр аэродрома как мне думается где красный флажок. На немецком снимке обозначена только его часть (лев. верхний угол)

301jpg_1644967_30661121.jpg


1430127626d69.jpg
 
бросается в глаза достаточно изрезанный рельеф Южного Тушино и очень ровный - Северного. Граница проходит как раз по бульвару. Возможно ровность этого пятачка и привлекло внимание устроителей аэродрома.
Ну это вряд ли, как я писал в статье до строительства на месте аэродрома был дремучий лес, уж какая там ровность  🙂
Хотя если брать другие места Тушино, то там вобще сплошные овраги да каналы
   
Но точно не могло быть ВПП на месте нынешнего парка Северное Тушино, как указывет автор. Во первых просто не было никаких бетонных и асфальтовых полос в принципе. А то, куда он указывает стрелками - явно дорога к пристани.

Может и дорога, однако по словам одного очевидца который летал из Захарково, заходили на посадку со стороны Ленинградского ш-се и приземлялись недалеко от берега так что ангар (ремзавод) был по левую руку. Т.е. чуть левее ул. Фомичевой аккурат где эта белая полоса на снимке
Еще в сети встречаются воспоминания летчиков, садившихся в Захарково во время войны, они тоже отмечают, что заходили со стороны Ленинградки видимо справа от шпиля Речного вокзала.
Т.е. это была как бы чаще всего используемая ПП, ибо аэродром был грунтовый и в разное время взлетать и садиться могли в самых разных направлениях, подстраиваясь под ветер.
Тем не менее для взлета с колес амфибиям проще использовать ровную поляну от слипа до деривационного канала, параллельно водохранилищу, которая была в те года. Чем буксировать их на тот аэродром по дороге.
А кто утверждал что они взлетали с летного поля Захарково?  :🙂
Взлетали они скорее всего с воды, по крайней мере так мне поведал один очевидец. Бетонный спуск служил видимо только для ремонта и ТО.
В прочем вопросов много, а ответов к сожалению мало
 
В верхней то части снимка что? Даже стоянки с самолетами видны.
Да, это аэродром. Но он примыкает к территории Энергомаша или завода №84. А от завода №301 его отделяет ж/д и довольно значительный жилой массив. Если это был общий аэродром, то возможно. Но есть мнение, что аэродромом завода №301 был как раз а/д Захарково или Северное Тушино.
 
В верхней то части снимка что? Даже стоянки с самолетами видны.
Да, это аэродром. Но он примыкает к территории Энергомаша или завода №84. А от завода №301 его отделяет ж/д и довольно значительный жилой массив. Если это был общий аэродром, то возможно. Но есть мнение, что аэродромом завода №301 был как раз а/д Захарково или Северное Тушино.
Сильно сомневаюсь что самолеты с 301-го завода таскали в Захарково, в 30-е гг от поселка Химки (д. Бутаково)до Алешкино нормальных дорог не было, только временные грунтовки

На мой взгляд от 301-го на аэродром через ж-д вела прямая дорога, что сейчас наз. ул. Репина. Видимо ее именно для этого и построили до войны. Даже на снимке 1966 г видно что ул. Репина это идеальная прямая ведущая на аэродром
 
Так, ребята, ничего не пойму. На тех ссылках, что я дал, по моему изображено три аэродрома в Тушино.
Нижний- наш, современный тушинский.(у немцев как Tuschino1) А самый верхний, немцами необозначенный на этом снимке, и находящийся на снимке "Moskau 025" и есть Захарково.
А вот между ними еще аэродром (Tuschino2). Вот к нему и относится улица Аэродромная, с чего и началось повествование.
Поправка: Нет, все же, скорее она относится все же к Захаркино, вот примерное ее положение,как я его вычислил:
 

Вложения

  • Moskau-Chimki__083_2.jpg
    Moskau-Chimki__083_2.jpg
    104,7 КБ · Просмотры: 214
Коллега, повторюсь, вы путаете. Вот снимок Тушинского со спутника 1979 г - опять те же самые 2 полосы на точно том же месте
Это рулежки. Бетонные. Их могли и использовали как ВПП, 
Спасибо за дельные поминания. Видимо одну рулежку использовали как ПП, потому что (как я ранее писал) напротив нее с насыпи у реки снят участок забора огораживающего летное поле и помещен под насыпь. Не просто же так?
 
Ну это вряд ли, как я писал в статье до строительства на месте аэродрома был дремучий лес, уж какая там ровность 
    
Лес в междуречье действительно был всегда, населения там практически не было. Однако это не мешает быть ровной подстилающей поверхности. ))
Один гигантский овраг  неизвестного происхождения чего стоит. Другой такой известный только в далекой Африке.
Родники и ручейки несомненно были, однако вширь они разрастались лишь у речек. Так что место там действительно относительно ровное и глухое на тот момент.
и приземлялись недалеко от берега
Это сложно, либо понятие относительное. Совсем рядом с берегом не сесть. Рельеф имеет уклон к каналу, есть овражки. Чуть поодаль уже и сам аэродром, при отсутствии строений до канала рукой подать.
Не усложняйте, в те времена практически не было твердых полос, как сейчас. Ровное поле - аэродром. И все, где вам грезится ВПП - это дороги  :IMHO
Маяк, его форма, абсолютно точно сохранилась до сих пор. Посадили дубы вдоль забора, они выросли и остались парком. Геометрия полностью как на немецких снимках. Очень легко привязаться на любых снимках. И 40-х годов и 60-х и современных.
 
Спасибо за дельные поминания. Видимо одну рулежку использовали как ПП, потому что (как я ранее писал) напротив нее с насыпи у реки снят участок забора огораживающего летное поле и помещен под насыпь. Не просто же так?
Еще раз. Не усложняйте. Эти рулежки. ВПП перпендикулярно им, параллельно Москва реке.
Многие на этом форуме летали и обитали в Тушино. Одним словом немного в теме.  🙂
Тушино раньше регулярно закрывали с формулировкой "на сенокос". И несколько дней трактор с косилкой бегал и косил траву по участку поля, где подразумевается ВПП.
 
Это сложно, либо понятие относительное. Совсем рядом с берегом не сесть. Рельеф имеет уклон к каналу, есть овражки. .
Вы не правы, не верите - сходите в парк и убедитесь своими глазами. В месте где я предположил ВПП от воды сначала идет резкий подъем метров 100, а затем поверхность ровная как стол практически без уклона, что хорошо видно в статье на фото где алейка в парке. Почему в этом месте так ровно, не понятно: то ли природа постаралась, то ли руки человеческие подправили. Заход идеальный и неплохой ориентир в виде шпиля Речного вокзала, садиться можно буквально в 150 м от правого берега водохранилища.
Берега даже после войны были "голыми" без деревьев
Не усложняйте, в те времена практически не было твердых полос, как сейчас.
Я в курсе
 
А самый верхний, немцами необозначенный на этом снимке, и находящийся на снимке "Moskau 025" и есть Захарково.
Аэродром Захарково вот этот внизу где перекрещиваются 2 белые линии с цифрами (м)

Moskau__025_1.jpg


Вот в более крупном масштабе

Letnoe1941_4461703_30581934.jpg


Деревня Захарково в правом нижнем углу, нижняя стрелка ангар-ремзавод, чуть выше него и правее Штаб полярной авиации - до сих пор это здание стоит
 
Да, на снимке "Moskau 025" он внизу в перекрестии двух линий. А на снимке "Moskau-Chimki 083" он в самом верху, немцами не отмечен.
 
Даже на снимке 1966 г видно что ул. Репина это идеальная прямая ведущая на аэродром
Оказывается он до сих пор присутствует в виде незастроенного участка посреди промзоны в Химках.
 

Вложения

  • Bez_nazvanija_13-08-2018_18-16-54.jpg
    Bez_nazvanija_13-08-2018_18-16-54.jpg
    40 КБ · Просмотры: 223
Назад
Вверх