Самолёт чуть не зацепил лебёдку

Пока параплан на веревочке, он вообще формально "воздушным змеем" является, и не летит вовсе.  :-/Может хотя бы связь наладить на 123,45?
 
Как парапланерист со стажем, к тому же имея немалый опыт буксировочных полетов, постараюсь разъяснить уважаемому сообществу, как это бывает, и дать рекомендации как избежать проблем.
Предупрежден, значит вооружен!
Начну пожалуй с матчасти: лебедки бывают пассивные и активные.
Активная лебедка стоит на поле неподвижно и в направлении "против ветра" буксирует парапланериста. С другой стороны (со стороны старта) к парапланеристу тянется еще один трос возвратной лебедки. То есть по сути, мы имеем треугольник, образованный тросами, вершиной которого является собственно параплан. Таким образом, небезопасно пролетать как впереди так и позади буксирующегося параплана. Высота подъема составляет от 200м в штиль до 500-600 м при наличии ветра. Особо продвинутые лебедки при скорости ветра, сопоставимой со скоростью параплана, могут заниматься т.н. "ступенчатой" буксировкой, в результате которой параплан можно затащить в космос - чуть ли не до 1000 метров.
"Скорострельность" активной лебедки может быть очень высокой (цикл буксировки занимает 3-4 мин.), бывает одновременно параллельно работают 2-3-4 лебедки (во как!!)
Пассивная лебедка устанавливается на автомобиль. Для пассивной лебедки нужна достаточно протяжённая дорога с приемлимым качеством покрытия, ориентирована дорога желательно против ветра. Высота подъема зависит от многих факторов, но при прочих равных выше, чем у активных лебедок. Рабочая высота 400-700 метров, ограничена только длиной дороги и троса, ну и сила ветра играет роль. "Скорострельность" пассивки невысокая (цикл в 10-15 мин).
В крайние несколько лет распостранение получила разновидность "пассивки" т.н. "малинка", это когда к автомобилю через некий динамометр цепляется уже размотанный трос. Устройство простейшее и легкодоступное.
Мобильность:
Активная лебедка требует большого поля, на котором можно выставить лебедку с учетом направления ветра. Все активные лебедки базируются на каком-то одном поле. Пассивки компактные и могут оказаться где угодно.
Трос на лебедках тонкий, даже если его покрасить, все равно видно не будет, это все равно что эл. провода красить - бесполезно.. Нагрузку на разрыв трос держит 300-400 кг, в зависимости от степени износа. Слабые звенья на трос когда то ставили, но это коммерчески невыгодно. Так же бывает, что активные лебедки оснащаются "гильотинами" на всякий случай, но это тоже совсем не факт.

Теперь самое время поразмышлять над возможными ситуациями и последствиями столкновения ЛА с тросом. В принципе, я таких случаев не припомню, хотя предпосылки были. Под тросом летали и парапланеристы и дельталеты и даже Робинсон однажды пролетел (а я в тандеме с пассажиром в этот момент буксировался).
Мое мнение такое: большую опасность представляет трос в небе для самолета, опасность в том, что трос, оторвавшись от параплана и лебедки может все же намотаться на винт, а что дальше - неизвестно. Дельталет может потерять управляемость, все же масса небольшая.
Что делать:
Поля с активными лебедками облетать вокруг.
Признаки пассивок (длинные прямые дороги, расправленные на старте парапланы) искать визуально и тоже облетать в радиусе минимум километра.
По поводу НОТАМов и прочих цивилизованных методов сосуществования скажу следующее - парапланеристы бывают нормальные - такие зная, что неподалеку есть аэродром, подъедут, познакомятся, поспрашивают где что и как можно летать по соседству, и позвонят на всякий случай если надо. Но бывают парапланеристы дикие. Без комментариев.
 
парапланеристы бывают нормальные - такие зная, что неподалеку есть аэродром, подъедут, познакомятся, поспрашивают где что и как можно летать по соседству, и позвонят на всякий случай если надо. Но бывают парапланеристы дикие.
- бывают начинающие, у нас таких трое завелось, пытаюсь вести разъяснительную работу, слушает (в пол уха) только один.
про связь их ответ - а нафига?  😀 телефон с гарнитурой ведь есть...

На моем привычном маршруте две лебедки.
недалеко от Кувшиново, в сторону В.Волочка, тоже бывает с поля работают с лебёдкой ( могу списать тел.с объявления если кому нужен), и на берегу оз Вселуг, рядом с Заёво, тоже делают подлёты, пока низенько так как начинающие, и лебёдку пока не довели...

так что аккуратнее.
 
Можно попробовать решить проблему неформально-от АОПА дать важное объявление на сайте paraplan.ru (его читают почти все парапланеристы) и попросить!!! уведомлять о планируемых лебёдочных полётах в соответствующих темах на сайтах saon.ru , reaa.ru, и т.д. в целях взаимной безопасности. Темы нужно открыть. Правда,для этого парапланеристам придётся регистрироваться на указанных сайтах,не всем захочется. Надежда на осознане важности проблемы. :🙂
 
Можно попробовать решить проблему неформально-от АОПА дать важное объявление на сайте paraplan.ru (его читают почти все парапланеристы) и попросить!!! уведомлять о планируемых лебёдочных полётах в соответствующих темах на сайтах saon.ru , reaa.ru, и т.д. в целях взаимной безопасности. Темы нужно открыть. Правда,для этого парапланеристам придётся регистрироваться на указанных сайтах,не всем захочется. Надежда на осознане важности проблемы. :🙂
Безполезняк. Я пробовал открывать рот на параплан. ру. Как правило просто посылают. Я сам раньше летал на параплане. Знаком с многими из них. Мои близкие друзья- парапланеристы ЗА. Но их мало.
 
дать важное объявление на сайте paraplan.ru (его читают почти все парапланеристы)

В принципе на параплан.ру, есть раздел "места полетов" http://paraplan.ru/forum/53
Ну и объявление уже есть, http://paraplan.ru/forum/post/1400383

- бывают начинающие, у нас таких трое завелось, пытаюсь вести разъяснительную работу, слушает (в пол уха) только один.
про связь их ответ - а нафига? телефон с гарнитурой ведь есть...
Пускай хотя бы отзваниваются когда начинают полеты...   
 
Актуальная тема. Мучаемся с ней уже много лет. Некоторые лебёдки размещены близко к аэродромам, было несколько предпосылок, происшествий... тфу,тфу, пока небыло.
Пока все легальные точки внесены в NOTAM (с телефонами) и помечены на карте. Ведутся переговоры, чтобы выделить авиационные радио-частоты и парапланеристам, хотя-бы руководителям полётов.
Есть две проблемы:
- когда разрешили парапланеристам помечать свои "точки", они сразу разиинули рот и посчитали "по максимуму" и "про запас". Получилось больше двадцати площадок, что, учитывая площадь Литвы, оказалось довольно болезненно для других "старших братьев". И в прямом смысле (сложнее план полёта), и в переносном смысле (а кто они такие, шоб Я зигзагами летал).
- радио-частоты у нас выделаются только под летательный аппарат, точнее - его рег. номер. Парапланы не имеют нац. авиа номера, нет легальной основы для выдачи частоты (точнее - разрешения для пользования частотой). Вопрос решается, но очень долго.
В небе становится тесно, и чтобы все там поместились, необходимо понимание (а это обучение) и сотрудничество (а это организации) всех небожителей.
 
Пускай хотя бы отзваниваются когда начинают полеты...
Кому звонить то?
С отдалённого поля.

=========================

В велосипедных магазинах продаются светодиодные моргалики от батареек.
Причём они нынче стали весьма яркими.
Что мешает ставить такие и на дельтаплан и на параплан?

Кстати, такой же моргалик не помешает и на машине стоящей возле лебёдки или тянущей лебёдку.

Гаджет копеечный,а пользы будет много.
 
Может хотя бы связь наладить на 123,45?
Я помнится задавал вопрос про эту частоту.
Мне опытные пилоты ответили, что на эту частоту переходят по согласованию, а постоянно её никто не слушает.
 
Парапланеристы часто партизанят, и сообщать о своих вылазках РП сочтут невозможным для себя. А увидев самолет могут предупредить его на 123,450. Это хоть что-то. Да, эту частоту не все пока слушают, но это же способ договориться, как у дальнобойщиков 15 канал. Все едут и все знают, что и где происходит, где пробка, где менты, где объезд. Давно пора развить эту тему и в небе. И частота свободна вроде как. У нас есть такая практика между самолетами, хоть нас и не много.
 
Мне авиа радиомаячок и  навигатор больше нравится. Летишь и видишь чужую мигающую точку по карте от 5 до 50км (настраиваешь чуствительность навигатора сам для своей скорости). Цвет точки, или частота ее мигания (писк в наушниках) говорит о скорости ЛА. Маячки продавать для парапланов, дельтапланов, самолетов разные по частоте. И тишина в эфире...
 
Парапланеристы часто партизанят, и сообщать о своих вылазках РП сочтут невозможным для себя. А увидев самолет могут предупредить его на 123,450. Это хоть что-то. Да, эту частоту не все пока слушают, но это же способ договориться, как у дальнобойщиков 15 канал. Все едут и все знают, что и где происходит, где пробка, где менты, где объезд. Давно пора развить эту тему и в небе. И частота свободна вроде как. У нас есть такая практика между самолетами, хоть нас и не много.
Тема уже обсуждалась. Пришли к выводу: выходить на связь на частоте которую все должны слушать в данной местности. Например частоту МДП. Даже если ты "партизан".
 
увидев самолет могут предупредить его на 123,450
так у пролетающего самолёта рация будет на частоте МДП
поэтому он не услышит предупреждение лебёдочников
да и увидеть заранее низколетящий самолёт не так просто
для этого кто то должен постоянно осматривать окрестности полянки, посмотри ролик ещё раз - сколько сек. самолёт летел над полянкой?

в общем моргалики однозначно лучше
да и на тросе лебёдки оранжевые шарики не помешают
 
Никаких препятствий для ввода ограничений у них нет, только лень. 
Перечень оснований для ввода ограничений (режимов) не содержит возможности ввода ограничений для тросов и парапланов.
См. пп. 137-138 ФП ИВП. Так что не получится.
В любом случае работать это не будет - никто эти ограничения не анализирует.

Единственный работающий метод - делать трос и то, что на нём болтается, заметнее.

Еще можно в GPS внести точку в виде препятствия или в виде специальной зоны. Как раз для этого появилась возможность внесения специальных зон в maps.aopa.ru. См. тут: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1303369342/120#120
Володя, я не вдовался в подробности как они это делают. Но зону ограничения они заявляют и диспетчер Шереметьево всем об этом рассказывает. Я по старой привычке никогда не подаю планы из Буньково, но по той же старой привычке слушаю МДП, от них и узнаю новости, куда полетел вася, коля, вова с димой и этот самый параплан. Делать заметнее трос на котором что то болтается, это конечно ахринительная идея. Можно например пускать ракеты. Но единственный по моему действенный способ, это знать, что здесь есть то, что невозможно в принципе увидеть. Классическое средство борьбы с вражескими самолетами, трос.
Здесь два варианта, не летают либо они, либо мы.
 
Всегда можно договориться, а иногда даже и нужно.  http://para-voz.ru/tandems.htm   Это по всей видимости кто эксплуатирует лебедку возле оз. Тростенское. Эти ребята на сколько я знаю стараются все делать официально.
 
Что делать:
Поля с активными лебедками облетать вокруг.
Признаки пассивок (длинные прямые дороги, расправленные на старте парапланы) искать визуально и тоже облетать в радиусе минимум километра.
По поводу НОТАМов и прочих цивилизованных методов сосуществования скажу следующее - парапланеристы бывают нормальные - такие зная, что неподалеку есть аэродром, подъедут, познакомятся, поспрашивают где что и как можно летать по соседству, и позвонят на всякий случай если надо. Но бывают парапланеристы дикие. Без комментариев.
добавлю
Парители летают в основном в парящую погоду,ниже инверсии и как правило до базы облаков.
 
Делать заметнее трос на котором что то болтается, это конечно ахринительная идея.
Безопасности не бывает слишком много.
Ничто не мешает внедрять параллельно и радио оповещение и световое обозначение.

Александр!
Вот тебе вопрос на засыпку:
Допустим лебёдочники оказались законопослушными и найдя где то телефон МДП дозвонились ему и сообщили, что за 100км от него, на большом зелёном поле работает лебёдка.
Как часто диспетчер будет выдавать в эфир полученную информацию?
Услышит ли радиофицированый партизанский борт эту информацию пролетая в 100км от МДП?

Да и не только партизанский.
Вопрос AESу:
Александр! За сколько км ты слышал МДП летя на о.Чкалова?

А ведь у AESа была не самая дешёвая рация.
Я думаю большинство партизан летают с ещё менее дальнобойными рациями.
Если вообще имеют их на борту.
А вот глаза есть у всех без исключения.
Так что моргалики это шанс и весьма высокий.

Однако я думаю мы тут зря копья ломаем.
Большинство парапланеристов не заморачиваются.
Они прочитали про 115кг и успокоились.
В Питере они летают под глиссадой Пулково рядом с КАДом, я сам неоднократно это видел.

Какие нафиг звонки МДП?
Кто это?
 
Алексей, за поговорить и помусолить конечно можно.
Трос увидеть не возможно. Информация о работе лебедки в определенном месте должна быть у пилота перед вылетом как погода. Это единственный надежный и доступный способ не встретится с ней.
Все остальное в виде диспетчеров, связи, фонариков, это опции. Вообще трос лебедки с фонариками это жесткий стеб. А параплан летящий без лебедки в любые ебеня это обычный ЛА летящий по ПВП, нахрен ему ваша связь не нужна если это класс G.
 
Назад
Вверх