Заявления российских представителей, сделанные на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-22), изрядно взволновали чиновников «высшего эшелона» в Ташкенте. В частности, вот эти сло…
foundeh.org
Узбекистан хочет свой самолет
Заявления российских представителей, сделанные на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-22), изрядно взволновали чиновников «высшего эшелона» в Ташкенте. В частности, вот эти слова министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о перспективах авиастроения в России, ....................................
«Ростеха» Сергей Чемезов в начале июня в интервью турецкой газете Star сказал, что госкорпорация планирует выпустить более 110 самолетов типов МС-21, Ту-214 и Ил-114 к 2025 г., и около 500 судов к 2030 г. В частности, в 2023 году российская авиационная промышленность уже выставит на рынок среднемагистральный Ил-114-300. ...............................
: «Уверен, Ил-114-300 станет одной из наиболее перспективных моделей в своем классе».
В Узбекистане все это услышали: во-первых, где-то лежит куш 200 млрд. рублей! Во-вторых – россияне собрались заменять иностранные комплектующие своими собственными деталями. В-третьих, реанимируется Ил-114, но это ведь «узбекский» самолет!
В Ташкенте сразу вспомнили вот это недавнее высказывание
главы государства Шавката Мирзиёева:
«Я постепенно начну открывать секреты, потому что у меня внутри тоже обида. В мире были считанные государства, которые производили самолеты. А мы своими руками это уничтожили. Но мы все равно прилагаем очень много усилий для его восстановления. У нас были авиастроители, ТАПОиЧ (Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова). Все они остались в истории, их теперь нет. Какие инженеры, какая молодежь работала….»
Так что же это такое – ТАПОиЧ? ...............
активно участвовало в производстве самолётов-гигантов Ан-124 «Руслан» — на ТАПОиЧ изготавливали для него крылья и центроплан. Для супертранспорта Ан-225 «Мрия» завод строил центроплан. В 1982 году в Ташкенте изготовлен силовой набор фюзеляжа и центроплана для корабля «Буран», и здесь же «Мрию» сделали перевозчиком «Бурана». В 90-е годы на этом промышленном гиганте работали свыше 50 тысяч сотрудников. ..................
Главным их детищем был Ил-76, ежегодный выпуск – 70 машин. Было выпущено свыше 1000 этих воздушных судов, в это число входят танкеры Ил-78, самолеты-платформы под летающий пункт управления А-50 и другие модификации.
Справка: А начиналось в 1941 году, когда авиаремонтный завод из подмосковных Химок был спешно перебазирован в Ташкент. Первый эшелон прибыл 20 ноября, а спустя всего два месяца – в январе 1942-го — началось массовое производство транспортных самолетов ПС-84 (был и вариант бомбардировщика).
В первые годы независимости руководство республики с надеждой смотрело на ТАПОиЧ: предприятие было обеспечено заказами на постройку новых машин и на ремонт уже проданных. Налоги ТАПОиЧ изрядно помогли в то тяжелое время. В развитие успехов решено было собственными силами, основываясь на советских разработках, запустить производство пассажирского Ил-114-100. Самолет был оснащен двигателями Pratt & Whitney (Канада), воздушными винтами Hamilton (США), вспомогательной силовой установкой Honeywell (США). По заказу национальной Uzbekistan Airways изготовили десять самолетов Ил-114-100. ..............................
.
Но тут оказалось, что узбекистанские бизнесмены решили не класть все яйца в одну корзинку. Одновременно они заключили соглашение о создании СП между ТАПОиЧ и европейским консорциумом Aero International Regional (British Aerospace, итальянская Alenia и французская Aerospatiale) по сборке на ТАПОиЧ пассажирских самолетов консорциума RJ-85. Россияне порядком удивились: ........................
Выпуск всех машин был свернут, а на ТАПОиЧ в 2010 году была запущена процедура банкротства. В 2013 году авиационный завод тихо переименовали в Ташкентский механический завод. Ташкентские чиновники сразу забыли про заключенные контракты и заявляли, что «Узбекистан прекратил производство самолетов из-за их нерентабельности».
Президент Мирзиёев пообещал «много усилий для восстановления ТАПОиЧ». Но для восстановления чего?
Почти все производственные цеха давно разрушены, территория продана. Все станки, — а здесь было очень дорогое оборудование, — купил по дешевке Иран.
Ташкентский механический завод не смог даже наладить крупноузловую сборку автомобилей: когда интерес руководства был удовлетворен, её тихо прекратили.
Сейчас на оставшихся площадях «на коленке» делают незамысловатую бытовую технику и узлы для железной дороги. По заказу Uzbekistan Airways выпускают и запчасти для самолетов: о загрузке можно судить по прошлогодним продажам — $7 млн., что ничтожно мало для авиаотрасли.
Но главное – люди. Самолетостроители – элита. В своё время на ТАПОиЧ было немало династий, и они очень поощрялись. Сегодня никого из них не осталось. Готовить новых –это надо заинтересовать рабочей профессией, а сегодняшний менталитет узбекской молодежи не располагает к работе в заводском цеху.
Еще в 2008 году постановлением Кабмина Ташкентский авиационный институт был ликвидирован. В составе Ташкентского технического университета был «Авиационный факультет», с августа 2020 года это — кафедра «Авиационный инжиниринг» в составе Ташкентского транспортного университета, которая готовит эксплуатантов.
Между тем, пока в Узбекистане решали свои бизнес-вопросы, проект Ил-114 жил своей жизнью. В 2014 году Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос серийного производства Ил-114 в России. ........
Когда на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова в Жуковском проходила выкатка первого российского Ил-114-300, кто-то некстати вспомнил, что этот борт изготовлен из машины № 0108, выпущенной на ТАПОиЧ в далеком 1994 году. Самолет после краха ТАПОиЧ перевезли в Россию и хранили в Летном испытательном центре компании «Ильюшин» в Жуковском.
И это единственное, что связывает сегодня Ил-114-300 с Узбекистаном…
Юрий Черногаев