Немножко не так. Пилот Ил-2 вовсе не был смертником! На истребителях летать было гораздо опаснее. Мало кто знает, что рекордсмен по числу штурмовок на истребителе наш Михаил Баранов (погибший в 43-ем в аварии) - 83 штурмовки, причем почти все - в 42 году!
Ил-2 был очень живуч, и при даже небольшом маневрировании по курсу у истребителей противника почти не было шанса разделаться с ним. Но наше командование своими тупыми приказами само губило летчиков - например, посылая их на один и тот же объект по одному и тому же маршруту подряд по нескольку раз. Естественно, немцы по первой группе пристреливались, а от остальных групп почти ничего не оставалось. Так, в сентябре 43-го от зениток была потеряна вся девятка Илов - ни один из них так и не долетел до порта Феодосии, все упали в море. Да и командиры младшего уровня фактически подставляли своих ведомых, приказывая им при выходе из захода на цель идти строго за ведомым - это было тоже равносильно самоубийству. Мало кто из командиров полков воевал не числом, а умением. Это касалось и других родов войск - пренебрежение разведкой, тупое следование приказу, бюрократизм. А начальство брало себе безопасные вылеты-например, на бомбежку окруженных гарнизонов, где не было зениток. Так и героями становились - например, Дзусов - командир полка, где служил Покрышкин.
А летчиков было до войны подготовлено очень много, аж столько, что последних отозвали из пехоты только в начале 43-го,например, известного Сухова, который у Покрышкина позднее отличился, сбивая "рамы", сняли прямо с "дегтяревым" с верблюда. Много летчиков так же служило в ПВО, инструкторами, поэтому многие начали воевать только в 43-ем.