Ну вот мы и пришли к конструкции вентилятора(я пишу слово вентилятор в единственном лице, т.к. на нашем самолёте оба вентилятора идентичны).
Обычно конструкция вентиляторной установки состоит из пяти основных узлов:
1. Сам вентилятор(лопатки и втулка к которой они крепятся)
2. Ступица вентилятора(корпус подшипников, вал вентилятора и т.п.)
3. Кожух вентилятора(кольцо внутри которого находится вентилятор)
4. Статор вентилятора(аппарат к которому крепится ступица вентилятора)
5. Спрямляющий аппарат(служит для спрямления закрутки воздушного потока вызванную вентилятором)
Про вентилятор и его ступицу поговорим чуть позже, а сейчас начнём со статора и кожуха(кольца). Чаще всего статор и кожух вентилятора образуют один агрегат который делают очень прочным и "жёстким" по двум причинам:
Первое - вентилятор который крепится к статору и находится внутри кожуха(кольца) не должен "двигаться" и сохранять постоянный зазор(между лопатками и кожухом) при всех перегрузках и моментами возникающими в полёте.
Второе - кожух(кольцо) вокруг вентилятора ещё служит своего рода "бронёй" в случае "отрыва" лопатки или её разрушения. Поэтому это кольцо ещё называют Contaminating Ring(сдерживающее "заразу" кольцо).
В нашем случае кожух(кольцо) и статор мы делали отдельно, а потом собирали их в одно единое. Проблема была в том, что изготовить их(отформовать) как один узел(аппарат) было практически невозможно. Даже делая их по отдельности, матрицы получились сложными, громоздкими и тяжёлыми, да и работать с ними было тяжело и долго.
Сейчас мы серьёзно думаем в дальнейшем делать статор и кожух как одно целое, но печатать этот узел на 3D принтере - прочные материалы для такой печати уже существуют. Тем более что у нас в городе есть компания которая делает 3D принтеры под заказ(нужный размер изделия) и они даже уже делают 5D принтеры.
А пока о том как мы делали наш кожух и статор.
Как я говорил, матрицы получились сложными, тяжёлыми и с ними было нелегко работать. Некоторые элементы матриц кольца и статора имели одинаковые(базовые) детали т.к. кольцо и статор должны были быть абсолютно круглыми и отцентрованными. К сожалению всех фотографий этих матриц я пока не нашёл, но вот одна есть, где видно эти "базовые" металлические детали:
Отформовали кольцо вентилятора, оно получилось очень крепким, но и тяжеловатым. Формовали мы их из стекловолокна и толщина стенки получилась около 4-5мм. Я думаю, что если их делать из углеволокна или Кевлара, то вес можно уменьшить в двое. Но эти кольца и статоры выдержали "боевые" испытания, когда однажды лопатки вентилятора разрушились(на земле) на взлётном режиме работы СУ. Хотя лопатки весели всего около 110гр(каждая), но на таких оборотах(около 7000об/мин.) они имели энергию пули(или близко к этому). Но об этом я напишу позже, когда буду писать о вентиляторах: