Самые знаменитые американские самолёты, которые создали русские

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Когда говорят про известных русских эмигрантов, особенно тех, кто внес вклад в развитие науки и техники, то чаще всего упоминают авиационных конструкторов работавших в США. При этом, кроме Игоря Сикорского, мало кто из людей, всерьез не увлеченных историей авиации, назовет еще хотя бы пару фамилий.

Список же этот огромный. Даже в таких объемных трудах, как «Русская авиационная эмиграция» В. Михеева и «Золотая книга эмиграции», не все упомянуты.

Много места уделять Сикорскому, видимо, не стоит — о нем и так много знают. Можно лишь добавить, что основанная им фирма почти полностью состояла из русских эмигрантов (около двухсот человек), среди которых было немало известных людей. Они даже создали целый поселок с собственной школой, клубом, православной церковью и (!) русской оперой.

Не менее интересной фигурой был Александр Прокофьев-Северский. Он прославился не только как летчик, но и как талантливый организатор, создатель морской авиации на Балтике. Северский послужил прототипом «поручика Карповича» из книги «Повесть о настоящем человеке». Он был вторым в мире летчиком, который летал с протезом (первым был Юрий Гильшер).

В США Северский вместе с Александром Картвелли создал фирму Seversky Aircraft (тоже в основном из эмигрантов), позже Republic Aviation. Эта фирма создала знаменитый истребитель P-47 Thunderbolt и другие самолеты, включая состоящий ныне на вооружении A-10 Thunderbolt II.

Первый в США вертолет был построен фирмой Helicopter Corporation of America, которую создал Г. Ботезат. Фамилия вроде бы не русская, но звали-то его Георгий Александрович. Родился Ботезат в Санкт-Петербурге, родом из бессарабских дворян, и до революции уже считался одним из крупнейших специалистов по аэродинамике. Не все эмигранты из России уже были состоявшимися специалистами.

Например, Константин Захарченко лишь в 1916 году закончил Морской корпус. После революции уехал в США и уже в 1927 году со своим однокурсником Джеймсом МакДоннелом создал фирму, которая, правда, выпустила лишь один самолет. Захарченко уезжает в Китай, где создает конструкторское бюро и авиационный завод. По возвращении он снова возвращается к своему однокурснику в его фирму McDonnell Aircraft, где создает несколько уникальных вертолетов. Закончивший в 1908 году Киевский университет Михаил Струков уехал в США. В 1943 году создает там фирму Chase Aircraft, самым известным детищем которой стал военно-транспортный самолет C-123 Provider. Кроме фирм, созданных в США русскими конструкторами, на других предприятиях так же можно было встретить много русских фамилий.

На крупнейшей в то время американской фирме Curtiss-Wright с 1923 года работал конструктором Михаил Григорашвили. Позже он организует собственную небольшую фирму, занимавшуюся постройкой легких самолетов, а затем едет в Канаду, где на фирме Canadian Car and Foundry создаст свой собственный истребитель FDB-1. Так как его чаще всего упоминали как Майкла Грегора, то мало кто обращал внимание, что он был из России. До революции же Григорашвили был главным инженером завода, изготовляющего авиационные винты его собственной конструкции.

Потомок известного дворянского рода Борис Вячеславович Корвин-Круковский (почти вся семья расстреляна), военный летчик, пионер внедрения радио в авиации. В эмиграции он занимался как исследовательской деятельностью в области аэрогидродинамики, так и строил летающие лодки. 1925 году он становится вице-президентом фирмы EDO, работавшей в гидроавиации. Поплавки этой фирмы использовались в сотнях моделях гидросамолетов более чем двух десятков стран (включая СССР). Корвин-Круковский проявил себя и как конструктор, и как ученый, и как способный организатор. Он помог Сикорскому в создании его фирмы, в его компании нашло работу немало русских инженеров.

Самым массовым советским военно-транспортным самолетов в период Второй мировой войны и после нее был Ли-2, лицензионная версия американского DC-3 фирмы Douglas Aircraft. В создании этого самолета, как и других машин компании, принимал участие бывший студент Петроградского политехнического института, Владимир Клыков.

В другой американской компании, Glenn Martin, главным конструктором одной из лучших американских летающих лодок PBM Mariner был ученик Жуковского Михаил Ваттер. Позже Ваттер занимался противоракетной обороной и разработкой «шатлов». В фирме Consolidated работал Федор Калиш. Интересный факт — он был отправлен в СССР для налаживания там лицензионного производства летающих лодок «Каталина». В фирме Boeing разработкой крыла знаменитой «Летающей крепости», а позже и других самолетов занимался Янис Аккерман. И это лишь те, кто оставил наиболее заметный след в истории американской авиации.

https://cyrillitsa.ru/history/123475-samye-znamenitye-amerikanskie-samol.html
 
Очень интересно. Спасибо. Нужно будет углубиться в эту тему.
В 90-е тоже революция была, может не такая кровавая, но все же революция. Тогда тоже масса специалистов бежала на запад. На одной из авиационных выставок общался на стенде Швейцарской компании, которая занимается разработкой технологий производства композитных деталей и оптимизацией производственных циклов. У нас был интерес пересчитать АС-4 в карбоне и изготовление качественной промышленной матрицы нового поколения. Лощеный менеджер рассказывал про Швейцарские высокие технологии и непревзойденное качество, кучу инновационных запатентованных разработок и любезно умалчивал про космические цены. Пока мы с товарищем обсуждали услышанное к нам подошел человек и заговорил по-русски. Оказывается куча авиационных инженеров трудятся в разных компаниях, не исключение и эта Швейцарская контора, там все базовые рассчеты и проектирование делают наши люди.
Такие вот дела.
 
Забыли ещё упомянуть про российский "филиал" фирмы Боинг в Москве, который "готовит" кадры для Эверетта под Сиэттлом.
У меня там трое знакомых (по работе в ОКБ "Аккорд") уже на условиях ПМЖ работают (один правда недавно свалил в Канаду на фирму "Бомбардье" - там БОЛЬШЕ платят). Один - в Бразилии на "Эмбраер" работает. Двое - в Тулузе живут и на "Эрбас Индастри" пашут...
Куда ни плюнь - всюду россияне бывшие...
 
Вадим Ростиславович собрал свои издания по персоналиям в одну книгу. Наверное ее можно где-нибудь скачать. Но бриллиант его трудов, совместно со Станиславом Янушевским - Это книга Витольд Иванович Ярковский. Который открыл Поликарпова, был техническим директором на трех заводах в Петербурге (ПРТВ, Лебедева и РБВЗ), после революции стал директором РБВЗ. Эта книга не вошла в сборник, поскольку Ярковский был расстрелян в 1918 г. - посадили в Петропавловку и с князьями расстреляли после убийства Урицкого.

Ярковский самый публикуемый был ученый, польский коммунист... Первый из Россиян окончил школу Экольсуперриор во Франции. Именно он компоновку Святогора придумал - поскольку Вуазеном LAS занимался... и чертил для французов установку Сальмсона. Лебеди разрабатывал, Установку Сальмсонов на Муромцы, размеры Муромцев корректировал..., когда Рудневский №1 в скороподъемность проигрывал... ...
 

Вложения

  • micheev.jpg
    micheev.jpg
    212,9 КБ · Просмотры: 218
  • Jarkovsk_1.jpg
    Jarkovsk_1.jpg
    52,6 КБ · Просмотры: 206
  • Jarkovsk_2.jpg
    Jarkovsk_2.jpg
    28,9 КБ · Просмотры: 207
Игоря Бензина забыли. А ведь он только в 2000 году умер.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бенсен,_Игорь_Васильевич
 
Блин... Таких людей поубивали или вынудили из страны уехать...  :'(

Да не убивайтесь вы так, все гораздо лучше.
Все ! Уехавшие остались никому неизвестны за исключением мизерной частички кому повезло выиграть лотерею продолжать работать по теме.
Посмотрите повнимательнее — от переезда до реального самолета 15—35 лет. О каком русском следе можно тут вообще говорить?
Все что они привезли с собой ( знания и опыт)  переварилось  в навоз повседневности. Все надо было учить заново, нормативы, стандарты да и просто язык.
По вашей логике Гугл тоже Русские выкопали изобрели. И не че так что Брин уехал в возрасте 6 ти лет. Ну да кто это вспомнит лет через 50...

Ура патриотам надо брать пример с южных соседей которые вырыли Чёрное море. Размах Не тот, побольше надо и с оттяжкой жалостливой тоски о гэбне загубившей и т.д.
😉

Эмиграция меняет людей. Тут или ты поменяещься и станешь жить как  все вокруг или ты никак не устроишься и не сможешь создавать да и просто жить. В магазин сходить и то надо уйти от русскости и говорить на языке страны , и деньги давать кассиру не Русские и тд.. а вы говорите о самолетах .. это космос . Потому и 15—35 лет
 
Игоря Бензина забыли. А ведь он только в 2000 году умер.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бенсен,_Игорь_Васильевич

Я не про тех которых детьми вывезли, они кроме места рождения никакого отношения к России не имеют.

Я про тех, кого расстреляли, причем коммунисты коммунистов:

Ярковский был расстрелян в 1918 г. - посадили в Петропавловку и с князьями расстреляли после убийства Урицкого.

Ярковский самый публикуемый был ученый, польский коммунист...
и про тех, кто сообразил что к чему и успел вовремя уехать.

Кстати, не все гордятся своими бывшими соотечественниками. На этом форуме уже были попытки записать Сикорского в предатели Родины.
 
Посмотрите повнимательнее — от переезда до реального самолета 15—35 лет. О каком русском следе можно тут вообще говорить?
На эту тему я даже и говорить не хочу. Можно попробовать еще по фамили и имени кого-нибудь в свои записать. Например, создателя фирмы Ballistic Recovery Systems (BRS Aerospace) Бориса Попова.  😉
 
ну они как бы свои в том смысле что если их рассматривать как человеческий материал, то если бы остались и реализовались как личности на родине, откуда уехали, - то родина могла  бы быть другой. в этом смысле они свои. чисто математически. даже если они детьми уехали.
cлава богу что еще кто то до конца 20х даже уезжал. питирим сорокин например. а его друг николай кондратьев поверил и остался. и попал в мясорубку.
 
империю уничтожили размазали растерзали утопили в крови .. что об этом сопли жевать нет возврата!
 
Ага. Пока человек живёт в соседней квартире он нафиг никому не нужен со своими идеями/деяниями/мыслями. Ни государству, ни соседям, никому. Но стоит ему добиться успеха, особенно "за бугром", как тут же вспоминают: "он русский, наш, гений и пр.", а запад/пиндосы/гейропейцы ессно виноваты  и "у нас всё украли и живут за счёт нашего интеллекта". Вспоминается мем - "мемуары попутчика в купе поезда "Мои встречи с Владимиром Высоцким".
Давайте тогда Бартини исключим из истории совецкой авиации, он жеж итальянец был, ЕМНИП. Изначально. )))
 
Назад
Вверх