Система спасения.

Илья МГУ

Рождённый плавать, летать не может
Вопрос:
Возможно ли в принципе оснастить винтокрылый аппарат полноценной системой спасения в виде выбрасываемого из контейнера парашюта? Проблема очевидна - вращающийся ротор.  Как в аварийной ситуации (напр, при обледенении) избавиться от летающей мясорубки? Может, отстреливать 😀? Или уже всё придумано давно?
 
Предлагаю размещать контейнер с парашютом и пиропатроном под вертолетом и отстреливать парашют вниз и всторону на длинном тросу (около 10 м). В таком случае при отстреле парашюта он, раскрываясь под потоком воздуха неприменно перевернет вертолет  и вращающиеся лопасти не помешают. Есть неудобство...спускаться прийдется вниз головой, но это лучше чем падать камнем...🙂)))
 
march сказал(а):
Предлагаю размещать контейнер с парашютом и пиропатроном под вертолетом и отстреливать парашют вниз и всторону на длинном тросу (около 10 м). В таком случае при отстреле парашюта он, раскрываясь под потоком воздуха неприменно перевернет вертолети вращающиеся лопасти не помешают.

Вертолёт перервернёт. Только не ротор. При перевороте первой лопастью отрубит хвост, а второй оторвёт трос с парашютом.
 
DiKey сказал(а):
Придумано. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0-50.

Логично. Отстреливать надо не ротор в сборе, а лопасти, чтобы разлетелись подальше и освободили место для парашюта.
Придумать бы что-нибудь похожее для ЛА с бюджетом поменьше "Чёрной акулы".
 
В маленьком вертолете я бы попробовал по другому.
Не отстреливать лопасти, а сделать ВАЛ НВ таким образом, что бы при удалении какой-либо шпонки, фиксатора и тд он вместе с лопастями и шарниром, но без системы управления вываливался бы верх (а точнее, вертолет вываливался бы вниз).
НВ, вращаясь, быстро будет унесен потоком вверх и в сторону.
Не знаю, насколько это сложно, но это проще отстрела лопастей (нужен 1 узел, установленный неподвижно). Тогда разместить парашют можно где угодно.
 
Не знаю как на винтокрылых, а к примеру на МДП задумывалось применение ПБСС "Муха" с корневым фалом, на который были надеты множество чулков из лавсана. По идее эта "шкура" должно спасти от перерубания винтом, если двиг по какой либо причине не вырубили. А намотавшись на фал, винт должен остановить мотор.
Не помню, это испытывали или продумывали.  При подобном положительном опыте не исключено вообще стрелять через диск "дуплетом". Не попасть в лопасть одной системой будет значительно вероятнее. ИМХО.
 
potoki сказал(а):
По идее эта "шкура" должно спасти от перерубания винтом, если двиг по какой либо причине не вырубили. А намотавшись на фал, винт должен остановить мотор.

Ничего не считал, но думаю, что энергия раскрученного НВ такова, что если его затормозить (в т.ч. намотав фал), то он срежет мачту.

Похоже, наиболее перспективное направление - удаление ротора в сборе.
Как вариант: вал ротора делать составным, из верхней и нижней части, соединёнными посередине на резьбе.  Резьба контрится штифтом с известной прочностью на срезание. Разумеется, всё это обрабатывается в сборе. При необходимости избавиться от винта, нижняя часть вала тормозится (напр, сухарём в проточку). Верхняя часть продолжая вращаться, срезает штифт, отвинчивается и вылетает из верхнего подшипника. Органы управления остаются на месте. Улетающий ротор может ещё до кучи и парашют вытащить.
 Система легко применима в тех конструкциях, где ротор имеет вал, вращающийся в подшипниках суппорта. При альтернативной компоновке (втулка с подшипниками вращается вокруг неподвижной оси) чуть сложнее, но тоже реально.
 
 
Да не надо ничего отстреливать!
На малом вертолёте достаточно через полый вал винта пропустить тягу, на которой, в оптекателе установить БПС над винтом, как РЛС на военных вертолётах.
Систему зблокировать с зажиганием двигателя так, чтобы при включении БПС мотор отключался.
 
sixe сказал(а):
Да не надо ничего отстреливать!
На малом вертолёте достаточно через полый вал винта пропустить тягу, на которой, в оптекателе установить БПС над винтом, как РЛС на военных вертолётах.
Систему зблокировать с зажиганием двигателя так, чтобы при включении БПС мотор отключался.  
Вот очень похоже
 

Вложения

Mizhgan сказал(а):
Да не надо ничего отстреливать!
На малом вертолёте достаточно через полый вал винта пропустить тягу, на которой, в оптекателе установить БПС над винтом, как РЛС на военных вертолётах.
Систему зблокировать с зажиганием двигателя так, чтобы при включении БПС мотор отключался.  
Вот очень похоже
Но для АЖ, я вот думаю, не подойдет такая система. При какой либо неисправности АЖ сам безопасно приземлится. А если будет поврежден ротор, то спрогнозировать поведение АЖ невозможно. Самую большую опасность для АЖ представляет PPO и PIO . При кувырке данная система бесполезна. В этом вся проблема ИМХО
 
Да не надо ничего отстреливать!
На малом вертолёте достаточно через полый вал винта пропустить тягу, на которой, в оптекателе установить БПС  
Тоже была такая мысль в свое время. Идеальное решение при приводе вала ремнем. Но если вал НВ выходит из редуктора - проще скинуть НВ с валом.
Короче, тупика нет, варианты есть, вертолетов мало.
 
Но для АЖ, я вот думаю, не подойдет такая система. При какой либо неисправности АЖ сам безопасно приземлится, если будет поврежден ротор, то спрогнозировать поведение АЖ невозможно. Самую большую опасность для АЖ представляет PPO и PIO . При кувырке данная система бесполезна. В этом вся проблема ИМХО

Что на автожире, что на вертолете вращающиеся лопасти винта представляют опасность сами по себе. Поэтому здравый смысл подсказывает скинуть винт в любом случае при потере контроля над машиной. Спасение пилота системой должно быть ГАРАНТИРОВАНО в некотором диапазоне высот.

Даже если установить СС над винтом, она корректно выстрелит и не запутается если аппарат не вращается, а при разрушении системы управления, или лопастей, или корпуса он как раз начнет вращаться
 
Возможно не правильно выразил мысль (Уже поправил). Я уже сказал, что для АЖ опасен силовой кувырок и продольная раскачка, приводящая к кувырку АЖ. А при исправном роторе АЖ в любом случае (даже при неисправности управления) приземлится достаточно безопасно. Лишь бы не на деревья- что очень опасно при тандемном расположении экипажа.
 
Mizhgan сказал(а):
А при исправном роторе АЖ в любом случае (даже при неисправности управления) приземлится достаточно безопасно.

Обледенение очень быстро превращает исправный ротор в неисправный. Приземлиться можно и не успеть. Возможны и другие повреждения НВ. Например, полное или частичное разрушение лопасти. Просто, от усталости.
Впрочем, если целиком лопасть отлетит, то до заветной красной кнопки можно и не дотянуться.
 
Или уже всё придумано давно?  

Придумано. Но не реализовано, потому, что особо никому не нужно за те деньги, которых будут стоить полноценные испытания подобной системы. Принципиальные решения были предложены МВЕНом по нашей просьбе еще в 1998 году для вертолетов Mini-500 и Exec-162F, но до практической реализации проекта дело не дошло. За бугром проработки таких проектов тоже были, но точно так же не дошли до реализации. На некоторых АЖ и на одном легком вертолете можно видеть установленные БПС, но они никогда не испытывались, поэтому задачу нельзя считать решенной.
Витас Лапенас, когда был у меня в гостях за два месяца до гибели, много спрашивал про нюансы возможного применения БПС на автожире, и, насколько я знаю, обсуждал эту тему с МВЕНом.
Вообще на легком (одно-двухместном) вертолете установка такой системы, наверное, имела бы смысл - там у пилота-любителя вероятность довести аппарат до критического состояния намного выше, чем на автожире. Но вероятность воспользоваться такой системой невысока, т.к. при выходе ротора из рабочего состояния в полете неминуемо возникнут такие перегрузки, что пилот скорее всего просто не сможет найти и поймать ручку БПС.
 
AcroBatMan сказал(а):
...при выходе ротора из рабочего состояния в полете неминуемо возникнут такие перегрузки, что пилот скорее всего просто не сможет...

Какие проблемы с ротором, кроме поломки лопастей могут вызвать столь сильные перегрузки?

 На случай повреждения (потери) лопасти систему можно оснастить автоматикой в виде акселерометрического датчика. Перегрузки, при которых пилот становится невменяем известны, датчик вполне можно настроить и в кабинетных условиях.

А при уже упомянутом обледенении ротор просто потеряет обороты и несущую способность. Возможен и ручной запуск.

А ещё интересно, к какому варианту СС склоняются профи: удаление ротора или контейнер над винтом?
 
Нелетать в условиях возможного обледенения  🙂
 
А при уже упомянутом обледенении ротор просто потеряет обороты и несущую способность. Возможен и ручной запуск.
Я как понял, вас больше интересует обледенение ротора. Думаю, что данную проблему проще предупредить, чем исправлять (полагаться на СС). Как правило, обледенению способствуют температура и влажность окружающей среды (за бортом). Датчики температуры и влажности подскажут пилоту какие действия предпринять - вовремя посадить аппарат, отказаться от полета и т.д. Чем и пользуются все до сих пор.
Ссылка по СС http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1216069646/0
И еще где-то рядом, не помню, АБМ уже обьяснял про СС на винтокрылах 🙁
 
Назад
Вверх