Статьи Грега Греммингера

SunF

Летайте безопасно!
Кто не знает, представляю: Грег Греммингер, глава "Magni USA", активный пользователь rotaryforum под псевдонимом gyrogreg. Инструктор, пилот, исследователь вопросов статической и динамической стабильности автожира, безопасности полетов на автожире.
Почитал его статьи - очень интересно. Решил перевести некоторые из них. Тексты беру отсюда: http://www.magnigyro.com/features/features.html Перевожу с листа, без литературной обработки, так что не обессудьте.
Первая статья: Aviation Decision Making (Принятие решение в авиации).
Итак:
Принятие решений в авиации. Как спасти жизни пилотов автожиров - остановим ошибки пилотов.
Давайте посмотрим в лицо фактам. С автожирами происходит слишком много ненужных катастроф. Пришло время всем нам что-нибудь с этим сделать - для безопасности собственных полетов и полетов наших друзей. Слишком просто винить определенный тип автожира, недостаток или отсутствие обучения. Конечно, причиной многих или большинства катастроф автожиров служат эти факторы, но слишком легко обвинить во всем "Ошибку пилота", признавая, что мы просто не можем ничего сделать с принятием плохих решений. Да, мы не можем "исправить идиотов", но мы можем многое сделать для уменьшения количества неправильных решений. "Ошибка пилота" - эта фраза часто является универсальным объяснением, подразумевающим непреодолимые недостатки человеческой натуры, которые нельзя исправить. Неправда! Пилоты - люди и они обучаемы. Мы можем планировать и принимать более правильные решения. Благодаря правильному обучению, лучшему знанию, некоторым инструментам для преодоления человеческих слабостей, обучаясь на прошлых ошибках, мы можем научиться принимать лучшие решения и помочь в этом другим.
Если вы получали летное свидетельство в течение последних нескольких лет, вы должны были изучать предмет "Принятие решений в авиации" (ПРА). FAA уделяет большое внимание предоставлению информации и инструментов для пилотов, чтобы те принимали более качественные решения, распознавали и избегали риски, понимали черты человеческой натуры, которые приводят к опасным подходам, служащими причиной ошибок и летных происшествий.
Послушайте: это даже БОЛЕЕ ВАЖНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ ПИЛОТОВ АВТОЖИРОВ.  Более, чем любой другой летательный аппарат и благодаря уникальным особенностям и "приятностям" автожиров, автожиры порождают опасное отношение, опасные ситуации и неправильные подходы. Вот некоторые причины, по которым автожиры могут легко заставить вас принять неверное решение:
  • автожиры легко собирают толпу, камеры и разнообразные отвлекающие факторы. Толпа и камеры приводят к импульсивным решениям и браваде;
  • автожиры привлекают людей более независимого и авантюрного склада - этаких мачо;
  • пилоты автожиров от природы обладают более бунтарским нравом - этакие "САМ-ВСЕ-ЗНАЮ";
  • пилоты автожиров склонны отвергать власти и законы - извините, но именно в этом главная привлекательность автожиров;
  • автожиры могут выполнять невероятно впечатляющие маневры (обманчиво простые в исполнении опытных пилотов!);
  • кажется, что летать на автожире очень просто и безопасно (обманчиво просто в исполнении опытных пилотов!);
  • автожиры требуют существенной наработки навыков - практики, а не только обучения;
  • автожиры имеют обманчивые летные ограничения, пределы которых часто плохо понимаются, оцениваются и уважаются;
  • летные характеристики и требования к мастерству пилота очень сильно разнятся на разных типах автожиров;
  • летные характеристики и требования к мастерству пилота очень сильно разнятся в зависимости от условий полета: высокой скорости, турбулентности, высоких оборотов двигателя, загрузки и т.д.;
  • пилоты автожиров часто плохо понимают и не уважают пределы собственных летных навыков;
  • принципы полета на самолете не всегда применимы к автожирам и могут быть опасно обманчивыми;
  • старая "автожирная культура" основана на подходах "учись сам", летай везде, летай дешево и как хочешь;
  • старая "автожирная культура" основана на том, что автожиры легко переносят турбулентность - что совсем небезопасно для многих старых традиционных конфигураций;
  • опытные и часто уважаемые пилоты (т.к. слишком легко научились летать) иногда не ценят и не пропагандируют необходимость обучения и совершенствования навыков для менее опытных пилотов;
  • опытные и часто уважаемые пилоты слишком часто призывают менее опытных пилотов игнорировать важные летные и технические характеристики того или иного автожира. В то же время, эти характеристики жизненно важны для безопасного пилотирования этих автожиров неопытными пилотами;
  • пилоты автожиров сводят все автожиры к одной группе с точки зрения навыков пилотирования. Правда в том, что автожиры, даже больше, чем самолеты, имеют широкий спектр летных характеристик с точки зрения их стабильности и особенностей пилотирования. Разные автожиры часто требуют разных
    видов и уровней профессионализма.
Продолжение следует.

Подправил форматирование списка. aes
 
Продолжаем.
ПРА (ADM, aviation decision making или "принятие решений в авиации" - прим. мои) стало обязательной частью теоретической подготовки пилота по требованиям FAA всего лишь пять или шесть лет назад (статья написана в 2003 году - прим. мои). Концепция аналогична программам охраны труда, разработанных в тяжелом машиностроении для формирования безопасного отношения к труду (в оригинале - safety awareness, буквально, "осознание безопаcности, память о безопасности"), и берет свое начало в успешных программах управления экипажем в авиалиниях. Основная посылка в том, что знание особенностей, потенциальных угроз и привычных подходов к планированию, идентификации рисков и формированию альтернатив, поможет пилотам избегать сюрпризов, ведующих к происшествиям. ПРА описывает особенности и недостатки человеческой натуры, которые чаще всего приводят к плохим решениям, а также как распознать связанные с этим "красные флажки".
Чтобы полностью ознакомиться с ПРА, я настоятельно рекомендую обзавестись экземпляром Рекомендательным циркуляром по принятию решений в авиации, разработанном FAA, AC-60-22 (см. тут: http://rgl.faa.gov/Regulatory_and_Guidance_Library/rgAdvisoryCircular.nsf/0/CCDD54376BFDF5FD862569D100733983?OpenDocument). Также, очень хорошо этот документ излагается в Пособии по полетам на винтокрылых аппаратах (Rotorcraft Flying Handbook - см. тут www.faa.gov/library/manuals/aircraft/media/faa-h-8083-21.pdf- прим. мои) (это Пособие, в любом случае, абсолютно необходимо иметь всем, кто летает на автожирах).
Ниже я бы хотел обсудить некоторые положения концепции ПРА, которые особенно полезны летающим и начинающим пилотам автожиров.
ПЛАНИРОВАНИЕ.
Основная мысль ПРА это всегда иметь план. Планом может быть настоящий план на маршрутный полет или простой план дойти до ангара чтобы проверить что-нибудь. В любом случае, имейте план хотя бы в голове.
План состоит из миссии, обстоятельств, которые следует учесть, и рисков, которые могут наступить. В плане должны быть учтены ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (ветер, земная поверхность, возможная погода или наступающая темнота и т.д.), ПИЛОТ (профессионализм, опыт, усталость, концентрация и т.д.), ВОЗДУШНОЕ СУДНО (летная годность, топливо, летные характеристики, управляемость и т.д.) и МИССИЯ (курс, цель, срочность и т.д.). План отдельно должен оценить все ФАКТОРЫ РИСКА, связанные с вышеописанными элементами плана. План исследует все "что, если" и варианты, все возможные планы действий. План устанавливает специальные поворотные пункты или вехи, как пункты принития решений - следовать ли изначальному плану или переключиться к альтернативному, или пересмотреть и изменить план.
Разрабатывать план нужно тогда, когда есть время хорошо подготовиться и продумать все детали. Не обязательно его записывать, но бывает полезным записать основную цель и основные поворотные пункты - если только это позволит надежно их запомнить. Основная цель плана - обеспечить "краснофлажковые" моменты принятия решений.
В любом поворотном пункте должен быть указан запланированный или ожидаемый результат (к 2.30 над красным сараем, 1000 футов до реки). Если любая из вех не достигнута, в вашей голове должен активироваться "Красный флаг" - не все идет по плану - время для его пересмотра: должен ли я раньше приземлиться для дозаправки, сильнее ли ветер, чем я ожидал, должен ли я продолжать полет?
В любой момент, если запланированное событие не наступило или произошло что-то незапланированное, этот "Красный флаг" должен заставить вас пересмотреть план с этой точки, пересмотреть варианты действий и решить, что делать дальше. Когда происходит сразу несколько неожиданных событий, при пересмотре плана следует более серьезно задуматься о полном изменении плана - например, приземлиться или вернуться назад. С хорошим планированием человеческое существо может довольно неплохо обдумывать один сюрприз и тем не менее продолжать надлежащим образом выполнять основную задачу - управлять воздушным судном! Но, когда появляется второй и третий сюрприз или повод для тревоги, человеку становится трудно уделить им должное внимание и по-прежнему уделять достаточно внимания основному занятию. Самое время снизить риски и принять волевое решение - приземлиться или вернуться на базу или остановиться переночевать. Нет никакого удовольствия в том, чтобы летать с беспокоищими вас проблемами, к тому же отвлекающими от основной задачи.
Пример с планом и "красными флажками" легко представить, когда мы говорим о полетном плане. Но такие планы, пусть менее сложные, должны разрабатываться для всего, что вы делаете в авиации. Если ваш план показать автожир другу в ангаре, значит, это и есть ваш план. План не в том, чтобы полетать на нем в ветреный день, не отступайте от первоначального плана, пока тщательно не продумаете новый план, оценив все проблемы и потенциальные риски вашего нового плана.
Когда я еду в аэропорт, мой первоначальный план - проверить "колдун". Затем, по дороге к ангару, оценить остальные составляющие окружающей среды - загруженность аэропорта, состояние полей и посевов, отвлекающие моменты в виде толп людей. Это мой план. Если, по какой-то причине, я решаю, что не смог выполнить этот план, в моей голове поднимается "красный флажок", напоминая мне, что необходимой пересмотреть план, миссию, окружающую обстановку, отвлекающие факторы и т.д. Заведите привычку ставить "красные флажки" на поворотные пункты для всего, что вы делаете в авиации.
Продолжение следует.
 
http://www.utahrotorcraft.org/Southwest_Rotorcraft.pdf

может будет интересно, могу ежемесячно  выкладывать эти журналы
 
Продолжение.
Опасные подходы.
Как уже было сказано выше, пилоты автожиров более подвержены опасным подходам, которые могут привести к плохим или импульсивным решениям. Мы все должны объективно оценивать свои личностные качества и распознавать ситуации, в которых нам свойственно проявлять эти опасные подходы.
Если вы мужчина, особенно если вы "альфа-лидер" - а пилоты обычно таковы - не обманывайте себя в том, что у вас, якобы, нет этих характеристик - они ЕСТЬ! Если вы женщина, такой самоанализ для вас проще, но все равно проверьте себя! В качестве перепроверки спросите хорошего друга - не бываете ли вы жертвой таких опасных подходов - друзья или семья могут быть более прямыми и честными, чем даже вы сами, особенно, когда понимают, что это может быть вопросом жизни и смерти для их друга или любимого!
Программа ПАР Федеральной авиационной администрации США включает 5 основных опасных подходов и противоядий к ним:
1. Отвергание авторитетов и органов власти. Такое отношение характерно для многих автожирщиков, которые отвергают важность обучения, отвергают непререкаемые законы аэродинамики и физические принципы, летая в небезопасных для полета условиях.
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Следовать правилам! Возможно, в них есть смысл!
2. Импульсивность (быстрые поспешные решения).
Из-за этого произошло слишком много катастроф - импульсивное решение лететь над протяженным неровным ландшафтом - так будет быстрее! Импульсивное решение выйти за пределы летных ограничений, чтобы впечатлить своих зрителей.
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Не так быстро, сначала подумайте! Составьте план.
3. Мачо (Я хорош, Я смогу это сделать, Я буду классно смотреться!):
Этот подход также свирепствует среди любителей автожиров! Я круче, чем тот парень. И, к тому же, я могу впечатлить людей!
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Испытывать судьбу глупо! Происшествия никого не впечатляют! Впечатляют хорошие решения!
4. Неуязвимость (со мной этого не случится!):
Возможно еще одна общая черта самонадеянных автожирщиков. Оглянитесь, довольно неприятные вещи произошли с людьми, которые были даже лучше, чем я!
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Я не особенный, это МОЖЕТ случиться со мной тоже!
5. Фатализм (нет смысла...)
Мое время придет тогда, когда на роду написано - я не могу этого изменить! Если что-то происходит, это вопрос судьбы - я ничего не могу изменить! Возможно, это не так применимо к нам, этаким мачо, но, дамы, никогда не сдавайтесь в "краснофлажковой" ситуации.
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Не сдаваться. Я не беспомощен, я могу все изменить.
Я добавлю еще парочу опасных подходов, которые могут больше подходить для любителей автожиров.
6. Неуверенность (кто прав? Раз я не знаю, то и переживать об этом не буду!)
При обсуждении причин катастроф бывает так много противоречий и неясностей. Новички в этом спорте часто бывают сбиты с толку различными мнениями на первый взгляд столь опытных и ответственных людей. Слишком часто мы слышим, как люди говорят, что не могут понять, кто прав, кто нет, поэтому просто решают не беспокоиться об этом!
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Помнить о нем! Задавайте больше вопросов, читайте больше технических статей и дискуссий. Изучайте и учитесь на происшествиях. Проверяйте своих умозаключения на других людях. Не отвергайте любые высказанные версии без тщательного изучения до полного интеллектуального удовлетворения. Изучайте факты и отчеты о происшествиях. Принимайте все, что читаете, скептично - не позволяйте никому принимать решения за вас! Больше слушайте тех, кто говорит: "Беспокойтесь!" и несколько меньше тех, кто говорит: "Не волнуйтесь!".
Продолжение следует.
 
Спасибо Вам за доброе дело!
Очень и очень жду продолжения!
Спасибо! Продолжаю.
7. Добраться (мне нужно быть там!)
Это распространенное среди пилотов убеждение, которое приводит к ошибочным решениям продолжить полет. Добраться куда-либо вовремя никогда не должно быть частью любого решения в авиации. Подход "добраться" часто ведет к повышенным скоростям в, возможно, ухудшающихся условиях.
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Выберите, что важнее - добраться куда-либо сейчас или добраться туда когда-нибудь! Выбор должен быть очевидным!
8. Давление окружающих (позволять кому-нибудь принимать решения за меня).
У кого есть подходящий способ принять решение "жить или умереть" за вас? Кто может принять это решения за вас? Это не должен быть посторонний человек, у которого нет ни подходящих способов принять правильное решение и кто не рискует своими деньгами.
Противоядие: Распознавать этот красный флажок! Избавьте себя и свой разум от этого давления и примите правильное решение самостоятельно.
Когда вы видите даже намек на один из вышеописанных подходов, в вашей голове без вариантов должен подниматься красный флажок - остановиться и подумать - применить противоядие и составить новый, хорошо продуманный план.
Если вы обнаружите любой из этих опасных подходов, или даже намек на таковой, среди своих друзей или членов семьи, лучшее, что вы можете для них сделать, это помочь понять их уязвимость перед этой угрозой. Не время взращивать их мачизм или самоуверенность. Возможно, самое время сказать: "Я люблю тебя и беспокоюсь о твоей безопасности". Если же друг выражает свою обеспокоенность чем либо, скажите: "Спасибо!" - и найдите время хорошенько обдумать его слова. Друзья беспокоятся о вашей безопасности и не относятся к этому легкомысленно.
Знания
Невозможно принимать правильные решения без хорошего понимания всех связанных с этим сложных вопросов. Каковы проблемы и границы летных ограничений летательного аппарата и почему? Постарайтесь понять или найти кого-нибудь, кто подробно объяснит все тонкости PIO (pilot induced oscillation - "раскачка, спровоцированная пилотом", прим. мои), кувырка, precession stall (не могу перевести термин - прим. мои), горизонтального оперения и т.д. Не пренебрегайте этими вопросами, словно они только для технарей. Вы не сможете принимать верные решения в некоторых самых простых ситуациях, пока не поймете все об этих моментах.
Обучение на сверхлегких:
Мы все ценим возможность летать по правилам для сверхлегких летательных аппаратов в этой стране (речь идет о США - прим. мои). Это отличная вещь. Вам даже не нужно сдавать письменный, устный или летный экзамен - полная свобода! Но это не значит, что мы не должны уделять время изучению базовых принципов и тонкостей полета автожира - письменным источникам, теоретической подготовке и личному общению с преподавателем. Такое изучение также подразумевает полное понимание и применение инструментов и принципов ПАР. То, что нам не нравятся правила и ограничения, не значит, что они не важны - для вашей собственной безопасности и безопасности ваших друзей и близких. Вы должны им следовать ради себя и ради них. Они гордятся вами и хотят, чтобы вы реализовали свои амбиции. Лучший способ сделать это - найти время, чтобы изучить все, что нужно знать для принятия правильных решений. Отнеситесь серьезно к теоретической подготовке. Осознайте, что вы, возможно, даже не знаете, чего именно не знаете! Посвятите столько времени изучению специфики автожиров, сколько сможете. По крайней мере так вы будете знать больше вопросов, которые можно задать.
Переучивание.
Квалифицированные пилоты, которые переходят на автожиры, также должны уделить внимание изучению специфических особенностей полета на автожире. Это не только вопросы овладения другими летными характеристиками и особенностями, но также полное понимание и уважение к вопросам стабильности и контроля, полета при сильном ветре и скоростных характеристик автожира. Это также понимание определенных обманчивых аналогий с самолетом, которые неприменимы к автожирам (и понимание почему неприменимы!). Это также часто недооцениваемая необходимость развития навыков полета около или прямо на пределе летных ограничений конкретного автожира (и понимание, почему так нужно летать!). Также это включает в себя подробное изучение и оценку отличий в управлении и того, когда и почему эти отличия могут проявиться.
"Квалифицированные" пилоты также могут быть неосведомлены о принципах и инструментах ПАР. ПАР является частью обязательных требований FAA всего лишь последние 5 или 6 лет. И даже если пилот ранее изучал ПАР, это не значит, что он понимает специфические опасности и тонкости, связанные с другим способом полета.
По крайней мере освежить знания обязательно. К ПАР следует относиться серьезно, особенно с учетом того, что эта дисциплина могла бы предотвратить большинство катастроф с автожирами. 
Инструкторы:
Инструкторы, мы должны уделять время качественной подготовке наших студентов, с тем, чтобы удостовериться, что они овладели инструментами и принципами ПАР, и что они сделали их применение привычкой. Это касается всех студентов - и впервые готовящихся к получению свидетельства, и тех, кто переучивается. Наши студенты должны уметь принимать верные решения.
Продолжение следует.
 
Назад
Вверх