STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

   Разъём питания объединяет шесть проводов в два жгута – на минус (масса приборного отсека) и плюс от АЗСа и выключателя «RADIO».
   Так всё выглядит в готовом к установке виде…
ФОТО: 14, 15, 16
 

Вложения

  • 15_173.jpg
    15_173.jpg
    94,4 КБ · Просмотры: 235
  • 14_179.jpg
    14_179.jpg
    112,1 КБ · Просмотры: 234
  • 16_147.jpg
    16_147.jpg
    121 КБ · Просмотры: 241
[highlight]ГЛАВА 4 :[/highlight] Панельки ИНТЕРКОМ. ( продолжение )

   «Пока не остыл паяльник»* продолжил распайку разъёмов РС-7 и гнёзд под гарнитуры. Собрал жгутик с гнёздами и разъёмами для основной панельки и жгутик для дополнительной – сзади, слева за спинкой второго пилота.
*(Идеоматическое выражение, которое в иносказательной форме описывает какое-либо явление, делая акцент на сути этого явления. В данном случае, выражение полностью отражает происходящий процесс и по содержанию, и по форме…) 🙂
ФОТО: 000, 001, 002
 

Вложения

  • 000_047.jpg
    000_047.jpg
    100,2 КБ · Просмотры: 247
  • 001_185.jpg
    001_185.jpg
    67,6 КБ · Просмотры: 242
  • 002_118.jpg
    002_118.jpg
    67,6 КБ · Просмотры: 240
   От разъёмов радиостанции и центральной коробки протащил вдоль борта жгуты, закрепив их к обшивке на пластиковых клипсах…

ФОТО: 01, 02, 03
 

Вложения

  • 01_177.jpg
    01_177.jpg
    77,1 КБ · Просмотры: 250
  • 02_139.jpg
    02_139.jpg
    118,3 КБ · Просмотры: 243
  • 03_101.jpg
    03_101.jpg
    97,3 КБ · Просмотры: 237
   Один из жгутов подключает к прибору GT-50 датчик температуры воздуха снаружи (за бортом)…

ФОТО: 07, 08
 

Вложения

  • 007_045.jpg
    007_045.jpg
    22,3 КБ · Просмотры: 240
  • 008_032.jpg
    008_032.jpg
    20,5 КБ · Просмотры: 232
   Два других жгута подключают дублирующий выключатель зажигания и, собственно, гнёзда гарнитур и кнопку включения интеркома.

ФОТО: 09, 11, 12
 

Вложения

  • 009_026.jpg
    009_026.jpg
    79,7 КБ · Просмотры: 227
  • 012_030.jpg
    012_030.jpg
    118,2 КБ · Просмотры: 245
  • 011_031.jpg
    011_031.jpg
    124,1 КБ · Просмотры: 237
[highlight]ГЛАВА : 6[/highlight] Панели электроприборов.
                                 Панели АЗС и ВГ-15

*******
   Приборная панель нашего самолётика собирается из нескольких отдельных модулей – панелей, на которых сгруппированы приборы и элементы управления, связанные общим назначением.  Приборов и разной мишуры мелочёвки довольно много для небольшого объёма приборного отсека. Пришлось изрядно повозиться с компоновкой на этапе проектирования и макетирования. В этом, здорово помогают компьютерные программы моделирования. Без проработки конструкции в CAD-программе пришлось бы отказаться от части приборов и сильно упростить конструкцию в целом. Надеюсь, результат сборки покажет, что «игра стоила свечей».

ФОТО: 1
 

Вложения

  • 1_1642.jpg
    1_1642.jpg
    107,7 КБ · Просмотры: 234
    Под установку тумблеров и предохранителей (АЗС) изготовил панельки из листа с загибом по радиусу. Почему не из стандартного профиля? Радиус приятнее для руки и менее травматичен при соприкосновении (с коленкой, например). К тому же, лицевая часть панельки тумблеров расположена под углом 30 град. от вертикали. Такое расположение очень удобно для переключения рычажков рукой, развёрнутой ладонью вверх на уровне живота.

   ФОТО: 2, 3
 

Вложения

  • 2_1211.jpg
    2_1211.jpg
    37,7 КБ · Просмотры: 234
  • 3_921.jpg
    3_921.jpg
    48,6 КБ · Просмотры: 241
   АЗС-ы применил довольно «бюджетные» - сравнительно недорогие. Известного производителя [ch61514] (завод «SANG MAO») марки А-0701. «Начинка» у них вполне приличная (исполнение, материалы и покрытие контактов), есть сертификат с данными. Меньше 3-х Ампер эти АЗС-ы мне не попались, но для защиты потребителей более низких токов использовал блок автомобильных предохранителей на 10 соединений.
https://www.chipdip.ru/catalog-show/circuit-breakers?p.1506=1&p.1506=2&p.1506=3&p.1506=5

   Переключатели установил ВГ-15-2С. Удалось найти магазинчик, где с хранения продаются очень в приличном (абсолютно новом) состоянии и ценник (тогда был 160 руб/шт.) сопоставимый с  ширпотребом. Не удержался, взял коробку!
http://erk.su/catalog/grey/26956/
   
   Вот такие получились панельки. Устроил из них маленький военный парад  🙂.
ФОТО: 4, 5, 6
 

Вложения

  • 4_681.jpg
    4_681.jpg
    108,4 КБ · Просмотры: 249
  • 5_518.jpg
    5_518.jpg
    89 КБ · Просмотры: 246
  • 6_412.jpg
    6_412.jpg
    65,7 КБ · Просмотры: 250
Панель ТРИММЕРОВ

*******
   Собственно, триммер установлен один – на руль высоты.  Серая панелька FLAPS с лапкой переключателя в форме закрылка – и есть элемент управления положением закрылков. Над ним переключатель триммера, а справа индикаторы положения.
   Комплектующие покупались на «спруссе», но в принципе, каждый может изготовить аналогичные (и даже лучше) самостоятельно. Многие из недорогих готовых изделий для самолётиков сделаны исключительно для продажи. Применять их для установки в том виде как есть, не всегда возможно.
   Вот, например, индикатор положения закрылков в виде перемещающейся вверх – вниз точки не удобен, а при полёте в тёмное время суток – не читаем. Пришлось залезть в схемку индикатора и сделать, чтобы загорался столбик сверху – вниз (от 0 положения к III).
   Лапка переключателя закрылков предназначена для крепления на рычажок Ф6,3 мм цилиндрической формы. К тому же, ось поворота рычажка должна быть на уровне внешней поверхности  лицевой панельки, которая идёт в комплекте ( то есть, переключатель должен быть с гайкой ). Подходящего переключателя не нашлось. Неплохой переключатель марки «АРЕМ» имеет конический рычажок Ф5 мм. Если крепить лапку, как предлагает производитель, прямо на конический рычажок переключателя, то она неизменно сворачивается на бок и заклинивает. Для крепления лапки на него потребовалось изготовить латунные сухарики с обратным внутренним конусом.   

   Для объединения в общую схему всех разъёмчиков от индикаторов и переключателей собрал платку. На ней же разместил самовосстанавливающиеся термо предохранители, чтобы отдельно защитить каждый из электронных компонентов. 

   «До кучи», нарисовал  шильдики. Они из тонкого клеящегося двухцветного пластика. Надписи гравированы лазером.
ФОТО: 1, 2, 3
 

Вложения

  • 3_922.jpg
    3_922.jpg
    38,9 КБ · Просмотры: 249
  • 1_1643.jpg
    1_1643.jpg
    82,9 КБ · Просмотры: 255
  • 2_1212.jpg
    2_1212.jpg
    95,4 КБ · Просмотры: 244
   Такой вот, получился у меня «набор для управления триммером и положением, закрылков». 🙂
   Конечно есть ещё некоторые «нюансы» подключения, чтобы всё это работало как следует, но это уже другая история*… http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1443511545/0
*(В ней описание релейного блока управления триммером и закрылками с двух  постов управления с назначением приоритетного поста.)

ФОТО: 4, 5
 

Вложения

  • 4_682.jpg
    4_682.jpg
    127,3 КБ · Просмотры: 232
  • 5_519.jpg
    5_519.jpg
    97,3 КБ · Просмотры: 230
Центральная Панель Колодок (ЦПК)
*******
   ЦПК, так я её обозначил, соединяет жгуты электропроводки от потребителей, органов управления ими и питающих цепей. Этот, казалось бы, лишний элемент позволяет сильно упростить общую сборку, поскольку любой модуль имеет возможность устанавливаться и извлекаться из общей сборки, не затрагивая другие узлы конструкции. А самое главное, есть простая возможность добавлять в сборку новые модули и менять коммутацию уже установленных. Таким образом, в отличие от панели только с разъёмами, можно оперативно и просто устанавливать новое оборудование или заменять установленные ранее приборы на другой тип.
   Для нетипового самолёта не существует подробной электросхемы. Только общий вид, без подключений конкретных потребителей. Подробная схема появляется в процессе и по мере сборки узлов. Даже заранее закладывая в конструкцию колодки с «избыточным» количеством клемм, можно обнаружить, что при сборке их всё равно не хватает 🙂. Особенно клемм на МАССУ и общий ПЛЮС. Однако, для них я использую шины.
   С колодками гораздо проще работать, чем с разъёмами, поскольку используются клеммы «О-типа», которые обжимаются доступным инструментом. Вся «силовая» электропроводка самолёта выполняется этим типом клемм, с установкой под винт /гайку на колодке.
   Проще и нагляднее «формализация» электросхемы. ( Я постоянно путаюсь, кто у штыревых разъёмов «ПАПА», а кто «МАМА»  🙂 ).
   В общем, клеммные колодки здорово выручают и дополняют электросхему с разъёмами. Вот такой симбиоз и получается на нашей ЦПК…

ФОТО: 1,2
 

Вложения

  • 1_1649.jpg
    1_1649.jpg
    116,1 КБ · Просмотры: 254
  • 2_1217.jpg
    2_1217.jpg
    155,5 КБ · Просмотры: 245
   Почему я не поставил обычные отечественные «военные» клеммные колодки, использующиеся в монтаже радиооборудования?  Теперь, уже не помню… возможно, лучше было применить их… В тех колодках, которые использовал я, наверное, понравилось наличие прозрачной защитной крышки и что-то ещё… Не смотря на доступность, невысокую стоимость и некоторые удобства в установке они имеют ряд «нюансов».
   Нормальные клеммные колодки я купил с третьего захода… 🙂. Цена уже не имела значения, поскольку конструкция была уже проработана под них. Видимо об этом знали и маленькие хитрые узкоглазые люди, которые их производят  🙂. У одного и того же поставщика, в разных партиях (при одинаковой закупочной стоимости) оказались оч-чень разные по качеству изделия.
  Сперва, я купил на примерку каждого размера по паре единиц. Проработал конструкцию и заказал через интернет комплексный заказ ( у того же продавца ), включающий клеммы, провод, разъёмы кнопки и т.п. При покупке не обратил внимания, полагая, что всё как на картинке ( тем более, что «эти» колодки я уже держал в руках ). На месте, вскрыв пакеты, обнаружил, что они несколько отличаются по виду, но в целом они меня устроили. Только при сборке выявился дефект… Положив их обратно в пакетик, сделал на нём предупреждающую надпись…

ФОТО : 3
 

Вложения

  • 3_926.jpg
    3_926.jpg
    98,4 КБ · Просмотры: 245
   Теперь, зная о «нюансах», я поехал в другое место. Глядя на товар «живьём», купил то, что меня устраивает. ( Однако…. китайцы, всё-таки «Гении профанации»!!! ) Внешне и на прочность корпуса, вполне приличная колодка с винтами М3 оказалась с весьма тонкими латунными перемычками, резьба в отверстиях которых, судя по всему, нарезана тем винтом, который в неё закручен. При затягивании клеммы винтом он срезал резьбу в перемычке!

  ( Вот, хрен угадаешь, где они «подложат свинью»! Ни в чертёж, ни в ГОСТ-а они не веруют!  🙂. )

   Теперь я знаю, почему, выполненные по одному стандарту DIN, изделия ( клеммные колодки ) могут отличаться «ценой» в пять раз…


   Пояснения к картинкам:

- 4 – В левой ( во всех отношениях ) колодке, перемычки болтаются и вынимаются при откручивании винтов ( М4 ). В правой, на снимке, перемычки зафиксированы.
- 5 – Перемычки зафиксированы в центре. Форма более ажурная, тонкая, но руками не ломается. Крышка надёжнее фиксируется – не выпадает из креплений, если постучать по столу.
- 6 – Правильный термореактивный пластик глянцевый и чёрный. Его формы более чёткие на гранях.

ФОТО: 4, 5, 6

Есть очень хорошие колодки из матового чёрного пластика. На них, как правило, не стесняются наносить маркировку производителя… Например,*. При возможности, следует брать именно такие. Или, искать подходящие «военные».

* http://клеммник.рф/barrier/106/

http://клеммник.рф/barrier/98/

http://клеммник.рф/barrier/102/
 

Вложения

  • 4_686.jpg
    4_686.jpg
    108,1 КБ · Просмотры: 213
  • 5_525.jpg
    5_525.jpg
    129,3 КБ · Просмотры: 230
  • 6_416.jpg
    6_416.jpg
    90,2 КБ · Просмотры: 229
Лепестки крепления разъёмов.
*******
   Для крепления разъёмов к элементам конструкции, есть одна очень полезная вещь – металлический «лепесток». На большинстве герметичных разъёмов предусмотрены приливы пластика, которыми разъём надевается и фиксируется на таком лепестке.

   Разъёмы типа «AMP» ( или «TYCO» ), которые в основном и использую для соединений, установлены на ЦПК как раз на таких лепестках.
 
   Оригинальные разъёмы «AMP» встречаются в продаже либо случайно ( из запасов многолетней давности ), либо их стоимость неоправданно высока. Однако, существуют многочисленные копии этих разъёмов, в широком диапазоне качества при практически одинаковой цене. ( Так же, есть масса аналогичных по конструкции, но отличающихся от них по форме ). Неудобство доставляет то, что у копий несколько отличаются размеры, и ширина лепестков варьируется в пределах 1,5 мм.

   Я делаю лепестки из листа АМГ-2 толщиной 1,0 мм, вырезая ножницами по металлу полоску и загибая по разметке пассатижами. Сверлю отверстие под заклёпку Ф3,2 мм и устанавливаю в место подхода жгута с разъёмом.

   ФОТО : 001, 002
 

Вложения

  • 001_186.jpg
    001_186.jpg
    81,4 КБ · Просмотры: 238
  • 002_119.jpg
    002_119.jpg
    77,7 КБ · Просмотры: 255
Учитесь  господа  как  аккуратно  и  серьезно  нужно подходить  к делу............ [smiley=thumbsup.gif]
 
Шины электропитания.
*******
   Прежде, чем становиться «человеком-пауком»  🙂, необходимо определиться с количеством и местами расположения основных элементов и потребителей электроснабжения. Для этого потребуется мало-мальски проработанная электро-схема нашего самолётика.
   За основу можно взять схемы, рекомендуемые и проверенные на практике. Из документации по установке мотора и потребителей и из общих рекомендаций различных изданий. Например, из доступной для скачивания ( в том числе на нашем форуме ) брошюры «Электрические Системы Летательного Аппарата», в которой приведены схемы для самолёта «Цессна – 172».
 

Вложения

  • knizhka.jpg
    knizhka.jpg
    68,8 КБ · Просмотры: 257
  • JElektroshema-Cessna_172.jpg
    JElektroshema-Cessna_172.jpg
    155,1 КБ · Просмотры: 256
   В принципиальном построении силовой электро-схемы ЛА для двигателя со стартером и генератором, все рекомендации единодушны. Нам потребуется установить конденсатор на 22 000 мкФ х 40 В, блок предохранителей ( от 4-х до 10-ти в корпусе ), силовые провода от АКБ к стартеру сечением не менее 10 мм2 и «шины» ( «BAS» ) -  проводники, по которым питание от главных источников тока будет раздаваться на многочисленные потребители.
 

Вложения

  • Podkljuchenie_Startera_i_AKB.jpg
    Podkljuchenie_Startera_i_AKB.jpg
    88,5 КБ · Просмотры: 240
  • JElektrosnabzhenie_ROTAKS.jpg
    JElektrosnabzhenie_ROTAKS.jpg
    79,8 КБ · Просмотры: 236
   В подкапотном пространстве приборной панели нашего самолётика удобно расположились конденсатор («балластная ёмкость») и блок предохранителей…
   
ФОТО: 010, 011, 012
 

Вложения

  • 010_034.jpg
    010_034.jpg
    15,4 КБ · Просмотры: 249
  • 011_033.jpg
    011_033.jpg
    19,7 КБ · Просмотры: 249
  • 012_031.jpg
    012_031.jpg
    107,7 КБ · Просмотры: 239
*******
   Принципиально, шины разделились…  🙂 …на минус и плюс шины. Или на шины «массы» и шины «питания».
   Масса от АКБ, проводом в 10 мм2 с клеммой под болт М6, в ближайшем к АКБ удобном месте, присоединяется к зачищенному металлу сварной фермы кабины. Это немного экономит на весе «силовой» проводки к блоку двигателя ( к стартеру ) и очень упрощает подключение к «массе» всех приборов и потребителей.
   Там, где к минус – массе удобно подходит несколько проводников организуется минус – шина, прямо на элементе конструкции фермы ( труба или приварная пластина конструкции ). Для лучшего контакта объединённых проводников используется медная полоса сечением 10мм х 1,5мм. Резьба нарезается прямо в стальной трубе*. Медная пластина дополнительно «металлизируется» коротким проводником 2,5 мм2 в резьбовое отверстие на зачищенном участке этого же элемента конструкции.

   *( В конструкции сварной фермы кабины используется «условно» нержавеющая CrMo сталь марки 4130 )

ФОТО: 001, 002, 003
 

Вложения

  • 001_190.jpg
    001_190.jpg
    92,5 КБ · Просмотры: 268
  • 002_123.jpg
    002_123.jpg
    102,6 КБ · Просмотры: 273
  • 003_093.jpg
    003_093.jpg
    80,4 КБ · Просмотры: 270
Назад
Вверх