Свежие статьи о легкой авиации и не только

NetHunter

www.chel-avia.ru
В продолжение темы публикаций в журнале АОН выкладываю свежую статью моего инструктора Влада Мезенцева (ЧелАвиа, Северка):
"Учимся летать: заход и посадка".
В статье Влад в популярной форме рассказывает о специфике полета по аэродромному кругу (на примере Як-18Т). Читатель знакомится с техникой выполнения "коробочки", приемами пилотирования. Как следует из названия, особое внимание уделено заходу на посадку, характерным ошибкам при ее производстве и их устранению.
Материал ориентирован на широкий круг читателей, увлекающихся авиацией, в том числе и курсантов, проходящих первоначальное летное обучение в аэроклубах (или планирующих его начать).
 

NetHunter

www.chel-avia.ru
В апрельском номере АОН опубликована статья "В круге первом", посвященная технике выполнения полета по кругу на Tecnam P2002 Sierra. В ней аккумулирован весь мой опыт по данному упражнению, которое является базовым для всех без исключения курсантов, обучающихся по программе ПЛО.
Статья написана под редакцией моего инструктора Владислава Мезенцева (ЧелАвиа).
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
Cтесняюсь спросить :-/- что вы имели в виду, когда писали о необходимости ориентиров при полётах
Когда вы начинаете летать на новом аэродроме .желательно запомнить характерные ориентиры для полёта по кругу,по которым определяются места разворотов
:question
 

NetHunter

www.chel-avia.ru
Чувствую в Вашем вопросе какой-то подвох  ;), но, тем не менее, отвечу так: летая по ПВП и ориентируясь визуально, схема круга выстраивается в идеале по посадочным знакам или по положению полосы относительно воздушного судна. Как правило, месту разворота будет соответствует какой-либо наземный ориентир и поэтому, когда летаешь долго, начинаешь ориентироваться по этим ориентирам.
Готов получить замечание  :STUPID.
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
:)Замечание одно.Действительно,кругу так на пятом student-pilot  пытается для облегчения себе жизни цепляться за какие-то характерные ориентиры как-то - кусты,деревья,строения и т.д. для запоминания места разворота.Очень,очень  плохая практика,так как на другом аэродроме на третьем развороте куст не высадят и   озеро не выкопают.Только положение самолёта относительно посадочных знаков(полосы)- углы визирования.
Основным способом построения маршрута является использование посадочных знаков аэродрома. Научившись строить маршрут этим способом, курсант может выполнить его на любом аэродроме и независимо от старта.
Пользоваться ориентирами на местности при построении маршрута нельзя, так как для каждого старта и для каждого аэродрома надо было бы намечать свои ориентиры, что крайне сложно и неудобно.
И это - В.Сычёв   "Обучение полётам",если мне не изменяет склероз,издание  ДОСАВ 1950 год (считаю,что лучше с тех пор о лётном обучении не написано).Именно поэтому я очень удивился,что писано под редакцией инструктора,тем более,что сам он в своих статьях пишет именно об углах визирования.Потому и решил уточнить и убедился - постулат ошибочен.Когда выбираете себе всесоюзную трибуну - слово нужно выверять каждое ;)
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
В общем то лечится одним ;) - больше летать на другие аэродромы.
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
Ответы как-то пропадают, стираются - видать "друг" старается.Не поленюсь,повторюсь - "западать " может что угодно и куда угодно,единственным критерием при построении маршрута выполнения захода визуально являются углы визирования,любые призывы запоминать наземные ориентиры для выполнения разворотов ошибочны и я почти уверен,что ваш инструктор вас этому учить не мог.
 

NetHunter

www.chel-avia.ru
Решусь задать вот такой вопрос: у нас на Северке у Яков так называемый "большой" круг, с которого и полосу-то не всегда видно, не говоря у уже о знаках.
Как им надлежит строить круг по ПВП в этом случае?
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
Построение захода по ПВП предполагает наличие визуального контакта с полосой во время всего построения маршрута захода.Если визуального контакта нет,он не обеспечивается во время полёта по кругу - возникает необходимость применения каких-либо дополнительных средств,РТС например,и это свидетельствует только о том,что такой заход в чистом виде не есть визуальный.Значит то , о чём вы рассказываете -не есть заход по ПВП.Всего-то. ;) Вам нужен повод,чтобы не признавать ошибочность ваших утверждений? Да Господь с вами,бумага журнала АОН и не от такого совсем не краснела.Одним больше,одним меньше...
 

NetHunter

www.chel-avia.ru
Вам нужен повод,чтобы не признавать ошибочность ваших утверждений? Да Господь с вами,бумага журнала АОН и не от такого совсем не краснела.Одним больше,одним меньше... 
Соглашусь в отношении первой части вашего послания, манера же изложения заключительной тирады такова, что не вижу причин продолжать общение подобным слогом. Художника, как известно, всякий обидеть может, а потому - хотелось бы взгянуть на ваши публикации и цвет их полиграфии.
Так что сказанное выше в мой адрес как-нибудь переживу: не вы первый, и не вы последний - одним больше, одним меньше...
::)
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
хотелось бы взгянуть на ваши публикации и цвет их полиграфии. 
Извольте второй номер АОН,пару слов про Цессну-172.Я не собираюсь обижать "вольных художников", но,простите,если уж вы решились высказываться на такой всесоюзной трибуне,то будьте любезны отвечать за то,что вы пишете.У меня интерес чисто практический - начитавшись подобных "опусов" человек, учащийся летать, когда ему объясняешь,что "подсказка" по наземным ориентирам мест выполнения разворотов - палка откровенно о двух концах,если он  не собирается всю жизнь "пилить" только одни круги вокруг Северки (Чайки, Наливайковки и т.д. и т.п.), выдаёт тебе   ,что вот,дескать,уважаемый журнал так советует.Он ведь не соображает,что у советовавшего флайт экспириенса немногим более его самого - писано ведь под редакцией инструктора (якобы,хотя я сильно сомневаюсь,что инструктор этому учил,хотя,кто знает,надо бы уточнить у  Александра Вячеславовича) и приходится вместо собственно лётного обучениия заниматься удалением глупостей,где-то подхваченых от заботливых доброжелателей ;)Собственно,я вовсе не собираюсь никаким слогом  с вами продолжать общение, только призываю -относитесь хоть чуть-чуть ответственно к тому,что пишете.
 

otto

Я умею их готовить (самолеты!)
Давай давай Курч ... а то ведь на самом деле будут ссылаться на данную "инфу". А уважаемый  Сетевой Молоток видимо зевал(или толком не понимал), когда ему рассказывали о углах ВИЗИРОВАНИЯ при построении полета по кругу по ПВП.
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
Давай давай Курч 
Да ладно,чего давать то?Просто у Арасланова действительно видать острый кризис жанра,раз публикует чего попало.Как-по мне - написано небезталанно, хотя куда больше подошло бы какому-нибудь "Максим"у или XXL-ю,всё-таки АОН я,наивная нерпа,считал авиационым журналом.  Писать надо не тогда,когда можешь  что-то сказать,а тогда,когда НЕ можешь НЕ сказать.  Считаю верхом легкомыслия кидаться спорными или того хуже -ошибочными утверждениями. В принципе, чтобы понять уровень написаного,достаточно было понаблюдать за бурной высокой теософской дискуссией на САОНе на тему - "Так где ж таки убирать газ на заходе" :D :eek: :eek: :eek:
http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=5021&hilit=%D0%B3%D0%B4%D0%B5+%D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%B3%D0%B0%D0%B7
 

NetHunter

www.chel-avia.ru
А уважаемый  Сетевой Молоток видимо зевал(или толком не понимал), когда ему рассказывали о углах ВИЗИРОВАНИЯ при построении полета по кругу по ПВП.
Учим английский - не "молоток", а "охотник" )

Случилось так, что это обсуждение попало в поле зрения моего инструктора Влада Мезенцева. Вот его комментарий на этот счет:
Никогда не считал нужным участвовать в форум-обсуждениях. Однако здесь речь идет о статье, которую я лично редактировал. А я как-то привык отвечать за свои слова. Поэтому, чтобы не допускать голословных дискуссий, обратимся к первоисточнику.
1. Для начала открываем ФАП N 136/42/51 от 31 марта 2002 г. (ФАП полетов в воздушном пространстве Российской Федерации), п.66, где внятно написано, что
"полет визуальный" - полет, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, ЗЕМНЫМ ОРИЕНТИРАМ, а также относительно других материальных объектов и сооружений."[ch65279]
Учитывая тот факт, что у обучающихся глазомер не идеальный, а на кругу может быть до 5 и более бортов, определение места разворотов только по углу визирования без контроля по наземным ориентирам  может ощутимо отличаться, что с учетом небольшого опыта осмотрительности как минимум опасно.
Кстати, как здесь уже обсуждалось, на некоторых аэродромах типа Северки, круг нестандартный. В результате полет по кругу на некоторых участках проходит вне видимости ВПП, а значит превращается в полет по маршруту по ПВП, который также предусматривает визуальное ориентирование.
2. Обратимся к другому первоисточнику (Не к Сычеву 50-го года, а что-нибудь посвежее), например, КУЛП учебно-летной подготовки для курсантов высших летных училищ для самолета Як-18т:   http://www.vzletim.ru/download/kulp_18T.pdf[ch65279] Чтобы не мучится, в качестве примера сразу стр.45, где указано, что инструктор ОБЯЗАН показать ориентиры при полете по кругу.
Думаю, достаточно..
Кстати, тема использования ориентиров при полете по кругу уже неоднократно упоминалась на авиационных сайтах. Например, здесь: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1239304544
Думаю, не составит труда найти еще кучу других ссылок...
Полагаю, что г-н Курченко не даст соврать, если он, конечно, действительно с летным образованием, что в летных училищах заставляли учить наизусть кроки аэродрома, а штурману перед самостоятельным полетом в обязательном порядке надо было сдавать на память район аэродрома в радиусе 100 км, что только подтверждает, что помимо углов, все-таки стоит знать и ориентиры.
Сразу хочу упредить возражение о ориентирах при приходе на другой аэродром. Конечно, пилот должен уметь строить схему визуально по углам относительно полосы, но,  собираясь лететь куда-то на площадку по ПВП,  не оборудованную средствами РТО, уважающий себя пилот обязательно изучит район полетов площадки, и думаю, здесь со мной согласятся.
Как итог, напишу банальность - пилот должен использовать ВСЕ средства для обеспечения безопасного выполнения полета.[ch65279]  А инструктор обязан научить использовать ВСЕ эти средства.
Не хочу вызывать сомнение в компетенции г-на Курченко, однако его манера вести разговор свысока в вопросах,  которые, как выясняется, несколько спорны, несколько настораживает.
Исходя из этого, дальнейшую дискуссию считаю нецелесообразной.
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
что это обсуждение попало в поле зрения моего инструктора Влада Мезенцева. Вот его комментарий на этот счет:
Никогда не считал нужным участвовать в форум-обсуждениях. Однако здесь речь идет о статье, которую я лично редактировал. А я как-то привык отвечать за свои слова. Поэтому, чтобы не допускать голословных дискуссий, обратимся к первоисточнику.
1. Для начала открываем ФАП N 136/42/51 от 31 марта 2002 г. (ФАП полетов в воздушном пространстве Российской Федерации), п.66, где внятно написано, что
"полет визуальный" - полет, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, ЗЕМНЫМ ОРИЕНТИРАМ, а также относительно других материальных объектов и сооружений."[ch65279] 
Ответом инструктору  будет вот эта веточка с другого форума,которая показывает,что неясности и кривости ФАПа - серьёзная проблема не только для юных пилотов.
http://www.forumavia.ru/forum/2/6/348505250180673271481209927626_1.shtml
Если использование дополнительных визуальных визуальных ориентиров предусматривается схемой выполнения визуального захода,оно должно быть описано в инструкции вполнению захода и отражено в приложении к ней - схеме захода Doc 8168 PANS-OPS,а не по-цыгански   
В то же время, летая на одном и том же аэродроме - хочешь-не хочешь, а ориентиры сами в память западают. 
Уважающий себя пилот перед выполнением полёта изучает ВСЮ необходимую аэронавигационную информацию. А вот качество её, предоставляемой - это вопрос из другой песни.
 

kurch

Я люблю летать на самолётах
Чтобы прекратить бессмысленные словопрения - ваш российский ФАП,думаю,сами знаете,какой ;D

11.5.14. Заход на посадку с круга выполняется:
     при   непрерывном   визуальном   контакте   с   порогом  ВПП  или
светотехническими средствами захода на посадку;
     днем  и  в  сумерках  на  аэродромах,  для  которых  такой  заход
предусмотрен.
     В  сумерках  заход  выполняется  при  включенных светотехнических
средствах ВПП.
     Летный экипаж обеспечивает нахождение воздушного судна в пределах
установленной зоны визуального маневрирования

11.5.15.   Снижение   воздушного   судна   в   зоне   визуального
маневрирования  после  начала  разворота на предпосадочную прямую и на
предпосадочной  прямой  возможно  при  наличии  визуального контакта с
наземными ориентирами и ВПП.
     При  потере  визуального  контакта  с  ВПП  в  любой  точке  зоны
визуального  маневрирования  снижение  летным  экипажем прекращается и
выполняется  полет  в  сторону  ВПП  с набором высоты и входом в схему
прерванного захода на посадку (ухода на второй круг) по приборам.
     11.5.16. Визуальный заход на посадку выполняется в соответствии с
процедурами,  определенными  в  сборнике аэронавигационной информации,
или   с   инструкцией   по   производству  полетов  (аэронавигационным
паспортом) аэродрома или в другом установленном порядке.

Визуальный  заход  на  посадку  не может выполняться, если летный
экипаж  не  знает рельефа местности и характерных наземных ориентиров,
на которых основана процедура захода на посадку.
"

Таким образом,если ваши ориентиры прописаны в вашей инструкции по выполнению полётов - на здоровье, если передаются "из уст в уста" или "западают в глаз" - это,простите,махновщина
 

otto

Я умею их готовить (самолеты!)
to NetHunter

Учим английский - не "молоток", а "охотник".

Точно учим. В техническом аглицком это - молоток. Видимо кто как хочет ... так и ... переводит.

to kurch

надо отдать должное инструктору, достойный ответ. Инс-р и Вы говорите одно и тоже. И акценты расставлены правильно, в отличии от высказываний Молотка. Но теперь, мне так кажется, и ему будет понятно где и как правильно это делать.
 

shura-ag

Я люблю летать на самолетах!
Kurch Не волнуйтесь, все прописано в инструкции. Только вот слепое следование нормативным документам иногда может привести к нехорошим последствиям. Поэтому с вашим тезисом, что если в инструкции не написано, то ориентироваться только на полосу, согласиться не могу.

Уж лучше буду осмотрительным, чем столкнусь с кем-нибудь на 4-м развороте.

Причем последние строки приведенного документа четко говорят, что запрещено выполнять заход не зная ориентиров. То есть строго говоря та методика, о которой вы писали ранее, вообще запрещена в соответствии с ФАП - 128.
 
Вверх