Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

Предстоящему празднику 75-летия Победы посвящается.

Пример 1. Два подряд боевых вылета южнее Ладоги в январе 1942 года. Рассказывает лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Голубев Василий Фёдорович, который в звании лейтенанта и в должности комэска возглавил группу И-16 в двух боевых вылетах на эту штурмовку.
книжка для ф..JPG


Зимним морозным утром комэск поставил своим бойцам задачу:
«...Линию фронта пересечём в районе Малуксинских болот на предельно малой высоте. Первый удар, а он должен быть внезапным, нанесём ракетами и пулемётным огнём с высоты не более 400 метров. Полёт до цели при полном радиомолчании. Запомните: позиции батарей, а их в том районе три, будут видны по тёмным конусам на снегу, направленным широкой стороной к Погостью. Пуск реактивных снарядов производить прицельно с дальности 350-400 метров по дворикам орудийных позиций. Они будут находиться в десяти-пятнадцати метрах от вершины чёрного треугольника. Атакуем орудия парами.
Далее. Выходим из атаки в южном или западном направлении в сторону тыла врага. Там меньше зенитных средств. Обратный перелёт через линию фронта в 15-18 километрах восточнее Погостья. В случае повреждения одного из самолётов в паре из боя выходить вместе с напарником.
Подавлять зенитные средства, а это потребуется при повторной атаке, должны или ведомые в паре, или замыкающая пара в звене. Бой с истребителями ведём всей группой и только на малой высоте методом встречно-пересекающихся курсов. <...>

И вот, прижавшись к макушкам чахлых сосен Малуксинских болот, на большой скорости, на предельно малой высоте - 10-15 метров - углубляемся в тыл врага. Наверное, уже работают радиостанции и телефоны фашистов, сообщая войскам и объектам районов Любани и Киришей, что группа И-16 пролетела на малой высоте. А мы, сделав крюк с двумя разворотами в другую сторону, летим в район Погостья.
Секундная стрелка часов подошла к расчётному времени. Небо, насколько видит глаз, чистое. Воздушного патруля пока нет. Плавно набираю высоту 150 метров, напряжённо ищу цель и ловлю себя на мысли, что не страшат ни десятки зенитных установок "эрликонов", ни "мессеры". Нет! Волнуюсь за лётчиков, с которыми никогда не летал в одном строю. О чём думают они сейчас? <...>

А вот и чёрные пятна на снегу, огненные вспышки, чёрные султаны от взрывов снарядов. Идёт артиллерийская дуэль.
Зенитки пока молчат. То ли не видят нас, то ли ещё не опомнились от неожиданности. Дорого же им обойдётся этот зевок.

Энергично набираю высоту 450 метров и доворачиваю влево для атаки. Вижу, что лётчики понимают каждое движение и манёвр. Последний беглый взгляд на строй группы и осмотр воздушной сферы.
Четыре пары "ишаков", нацелившись, опускают тупые носы и переходят в пологое пикирование. Всё чётче в моём прицеле орудийный дворик - подковообразный снеговой вал вокруг длинноствольного орудия. Видно, как мечется прислуга. Два реактивных снаряда, показав языки пламени, сорвались с плоскостей и через полторы секунды взорвались внутри "подковы". Длинная очередь из пулемётов - три трассы упираются в дымящийся круг.
Выйдя на высоте 15 метров из атаки, доворачиваю вправо - на запад. Смотрю назад - вся группа летит за мной, и только две запоздалые трассы тянутся вдогон. Поистине дорога каждая секунда! Внезапность - залог победы. Резкий набор высоты. И вновь четыре пары И-16, нацелившись на врага, переходят в атаку.
Навстречу уже летят огненные струи трасс крупнокалиберных пулемётов, и сержант Герасименко, отвернув немного влево, пикирует на зенитку, от которой тянется трасса. Молодец сержант! Его примеру следует старший сержант Бакиров, ведомый Кузнецова. Боковым зрением вижу, что пара Кожанова устремилась вниз на зенитную батарею, успевшую дать залп. Сейчас для группы обеспечения главное подавить самые опасные зенитные точки.
Повторная атака тоже оказалась успешной. На батарее противника взметнулись ещё два взрыва.
Уходя от цели, вижу всех своих. К сердцу подступает тёплая волна, замысел удался полностью. Теперь также на малой высоте над болотами летим домой.»
("Впереди комиссар". Голубев В.Ф. - М., 1988. Стр. 15-18.)

Схематический рисунок: дворик орудия и пороховой след от него на снегу, по которому ориентировались лётчики.
орудие.JPG

«На разборе поблагодарил всех за хорошее понимание манёвра ведущего и особенно за скоротечную, смелую вторую атаку и дружное подавление зенитных средств, в результате чего не было потерь и тяжёлых повреждений самолётов. Однако предупредил: при втором ударе подобной внезапности не будет. Поэтому изменим состав тактических групп и тактику нанесения удара. Применим своеобразную хитрость: отвлечение зенитных средств.
Полетим так же, через тылы врага. В пятнадцати километрах от цели разделимся. Я, Герасименко, Агуреев, сержант Виктор Голубев (мой однофамилец), Кожанов и лейтенант Куликов - ударная группа; Кузнецов и Бакиров - группа отвлечения, повторяю, именно отвлечения зенитного огня! Её задача - выйти на 30-40 секунд раньше восточнее цели и с высоты 1400-1500 метров, применяя противозенитный манёвр, сымитировать бомбовый удар по артбатарее, а мы шестёркой с одного захода с западного направления с высоты 250-300 метров ударим всеми "эрэсами" и пулемётным огнём по трём орудиям. Из атаки выйдем правым разворотом в южную сторону на лесной массив. Туда же выходит и пара Кузнецова.
Истребители противника на этот раз будут патрулировать обязательно. Их высота, как правило, 2500-3000 метров, но в зоне сильного зенитного огня они не действуют. Бой произойдёт в районе нашего сбора и на обратном маршруте. Будем драться на малой высоте с отходом к востоку. <...>

...Второй раз летим в тыл врага, но теперь значительно дальше, чем в первом вылете. Солнце светит точно в хвост, затрудняет просмотр задней сферы воздушного пространства. По расчёту до цели 2,5 минуты. Покачиваю крылом, и пара Кузнецова, приняв сигнал, обгоняет группу. "Теперь всё зависит от её действий. Сумеет ли она взять на себя огонь зенитчиков?" - подумал я и, отвернув влево, снизился до макушек леса и увеличил скорость.

Видимость неограниченная - "миллион на миллион", как шутят лётчики, и я стараюсь отвлекающую пару не терять из вида. Через полторы минуты Кузнецов набрал высоту. Тут же заклубились вокруг "ишаков" разрывы зенитных снарядов, десятки разноцветных трасс потянулись вверх. Я-то знаю, как ведущий сейчас ведёт пару - непрерывный, едва заметный манёвр по высоте, курсу и скорости. Вот слышу одно спокойное слово в наушниках шлемофона: "Шестёрка", значит, Кузнецов видит шесть истребителей. Он понимает - в зону своего зенитного огня "сто девятые" не войдут.
Огонь всё нарастает. В эти томительные и опасные для двух "ишачков" секунды я ответил Кузнецову: "Набор!" - и мы, подняв высоту до нужной, спешно ищем орудийные дворики. Мельком глянул в гущу зенитных разрывов - Кузнецов и Бакиров, как будто заколдованные от огня, завершали разворот перед пикированием.
Вот и орудия врага показались на лесной поляне. Сигнал: "Ласточки, атакуем!"
Через пару секунд ответил Агуреев: "Вижу, атакую!"
Кожанов молчит. Смотрю на его пару, она уже нацеливается вниз, чуть доворачивает влево - понимает и видит, молодец!
Сведена с центром дворика сетка прицела. Навстречу первые струи пулемётного огня. Ещё две секунды, и, мигнув пламенем из-под плоскостей, полетели четыре реактивных снаряда. Самолёт вздрогнул, как от чужого удара, в это же время блеснули огнём "эрэсы" Герасименко. Восемь снарядов накрыли позицию орудия.
На выходе из пике слышу голос Кузнецова:
- Вас вижу, атакую зенитку. - А через 10-15 секунд вновь его голос:
- Севернее шестёрка "тонких" (так называли "мессеров").
- Понял. Всем сбор! - Передал я командиру и, выйдя на лесной массив, встал в вираж, ожидая пару Кузнецова.
Замысел и второго удара оправдался. 24 реактивных снаряда и сотни пуль, выпущенных нами, для трёх орудийных двориков - порция солидная. Теперь надо уходить. Бой с истребителями противника завязался в районе сбора. На малой высоте, на встречных курсах апр, мы отбили несколько атак "мессеров". Вдруг они прекратили бой и повернули в сторону Погостья. Прослушивая эфир, понимаю, что там наши штурмовики наносят удары по войскам противника.
Домой мы вернулись без потерь.»
(Стр. 18-21).

Вспоминаю картины из фильма "Балтийское небо". Там тоже бои идут над Ладогой, тоже блокада Ленинграда, тоже первая военная зима, тоже И-16.
бн1.jpg

карта.JPG
 
С днём Победы!

В первые дни войны при отступлении из Молдавии Александру Ивановичу Покрышкину на МиГ-3 чаще приходилось летать на разведку и штурмовку.
покрышкин.jpg


"Удары по этому аэродрому (Бельцы) в предыдущие дни наносились, как и прежде, отдельными звеньями. Этот метод не мог принести ощутимые результаты, но растревожил врага. В ожидании очередного налёта противник поднял в воздух восемнадцать истребителей. Они встретили нашу группу над аэродромом. Завязывать с ним бой было невыгодно. Поэтому "миги", сбросив бомбы с пикирования на стоянки вражеских самолётов, заняли оборону в воздухе и стали уходить в восточном направлении. В этот период оторвался от основной группы командир третьей эскадрильи Назаров. Его тут же атаковали "мессеры". На горящем самолёте лётчик врезался в землю.
Вечером перед отъездом в общежитие поставили нашей эскадрилье задачу завтра снова лететь на штурмовку аэродрома в Бельцах. Штаб дивизии продолжал выдерживать график налётов на эту цель.


Утром Соколов собрал лётный состав, дал указание о подготовке к боевому вылету. Слушая его, лётчики думали о возможной встрече с истребителями противника, о сильном зенитном прикрытии аэродрома, под огнём которого придётся штурмовать вражеские самолёты.
Командир эскадрильи постарался учесть опыт прежнего вылета. Два звена намечались для нанесения бомбового удара и последующей штурмовки пулемётным огнём. Моей паре ставилась задача прикрыть штурмующих от истребителей противника и подавлять зенитки.
Шли на бреющем. Перед границей вражеского аэродрома группа сделала горку для сбрасывания бомб. Мы с Дьяченко сразу же ушли вверх. В воздухе "мессершмиттов" не было. Я бросил взгляд на лётное поле.
Группа сработала точно. Бомбы рвались среди "мессеров", "юнкерсов" и бензозаправщиков. Взрывы, пламя, дым... Это возмездие за их налёты. Мы застали противника удачно - шла заправка самолётов горючим. Опомнившись, зенитчики открыли огонь по нашим истребителям. Мы с Дьяченко тут же атаковали батареи "эрликонов".
Пикируем. Вижу, зенитчики бегут по укрытиям. Пушки на время замолкают. Другие же батареи, а их много вокруг аэродрома, скрещивают трассы огня по нашим самолётам. Моя пара штурмует батареи одну за другой. Но сил мало. Мы не в состоянии подавить зенитчиков. Замечаю, что Ме-109 запустил мотор и выруливает на старт. Бросаю свой "миг" в пикирование на него, беру "мессер" в прицел и прошиваю его очередью. В наборе высоты пулемётная зенитная трасса попадает в консоль крыла моего самолёта. Но он держится в воздухе. А из атакованного "мессера" повалил дым. Лётчик не выскакивает из кабины - видимо, ранен или убит.
"Миги" делают последний боевой заход. Они должны на бреющем полёте взять курс домой. А зенитки врага продолжают стрелять. Мы с Дьяченко пикируем на них, обеспечивая безопасный отход от аэродрома наших "мигов".
Догоняю группу и вижу только четыре самолёта. Где же ещё два?.. Осматриваюсь, ни одного самолёта в воздухе. Разворачиваюсь назад, гляжу на вражеский аэродром. Но и над ним нет отставших. Да и зенитки не стреляют. Видимо, два "мига" получили повреждения и ушли раньше. Ещё раз осматриваю небо - ни одного самолёта. Догоняю группу."
(Покрышкин А.И. "Познать себя в бою". - М., 1986. Сс. 89-91.)
 
Пример 3.
Лётчик и комиссар эскадрильи Панов Дмитрий Пантелеевич, летавший на И-153 ("Чайка"), выполнявший на нём интернациональный долг в Китае в 1938-39 гг. и встретивший на нём же начало Великой Отечественной под Киевом (Васильковский авиагарнизон), вспоминает о своей первой штурмовке ("Русские на снегу", Львов, 2003). Штурмовка производилась в окрестностях Киева.

Панов1.jpg

"Уже первого июля 1941 года мы получили боевой приказ на выполнение совершенно не свойственной нам задачи: нанести бомбовый удар по колонне танков противника, почему-то оказавшейся в районе того самого села Кочерово, недалеко от города Брусилов, где был наш аэродром “подскока”. Приказ этот передал заплетающимся языком тот же командир дивизии Зеленцов. Должен отметить, что наши командные кадры, ошеломленные разницей между довоенными фильмами и действительным развитием событий, получили сильнейший стресс, который глушили подобно папуасам, дорвавшимся до огненной воды, большими порциями водки. Во время разноса, который устроил мне Зеленцов, от него тоже несло спиртным. Я даже не выдержал и спросил, как он может напиваться в такое время, находясь на посту командира дивизии. На что Зеленцов ответил мне аргументацией бытового алкоголика: “А что особенного — я обедал!”

Но приказ есть приказ, и мы начали продумывать, как превратить нашу, явно не приспособленную для этого “Чайку” во фронтовой штурмовик. Выяснилось, что мы можем подвесить на наш самолет по две бомбы ФАБ-50 — фугасная авиационная бомба, пятидесятикилограммовая, или две АО-25 — авиационная осколочная двадцатипятикилограммовая, и бомбить ими противника с пикирования. О том, что наши деревянные машины будут разлетаться в клочья при первом же удачном попадании пушек противника, думать не хотелось. На боевое задание эскадрилья вылетела в количестве 12 самолетов под командованием Василия Ивановича Шишкина. Бомбы предстояло бросать без прицелов, которых не было на наших “Чайках”, на глазок. Появившись над хорошо знакомым нам селом Кочерово, мы действительно обнаружили, что по нему, как тараканы по столу, усеянному огрызками, расползлись немецкие танки: одни стояли на улицах, другие заняли позиции в садах и огородах, где экипажи их наскоро маскировали. Должен сказать, что боевая техника противника под самым Киевом произвела на нас ирреальное впечатление. Только что нас приучали к мысли, что в случае начала войны наши танки пойдут грозным маршем — гремя огнем, сверкая блеском стали под командованием Климки Ворошилова, куда прикажет товарищ Сталин. А выяснилось, что через несколько дней после начала войны немецкие танкисты по-хозяйски устраивали свои машины неподалеку от Киева. По команде Васи Шишкина мы перестроились в правый пеленг на высоте примерно 1000 метров и начали бросать с пикирования бомбы по танкам противника — все занимались этой боевой работой первый раз в жизни. Не стану врать — я не видел, чтобы хотя бы одна наша бомба поразила цель — это было мудрено при таком техническом уровне исполнения. Зато нам досталось — с танков велся сильный зенитный огонь. Стоило нам отлететь километров на десять от цели, как один из наших летчиков, Владимир Евладенко, покинул самолет и на парашюте опустился на землю. На следующий день он возвратился в эскадрилью, доложив, что его подбила зенитка. Хотя, честно говоря, эта версия вызывала у нас сомнение. Было хорошо известно, что младший лейтенант Евладенко не большой любитель летать, а теперь он стал “безлошадным”. "
Панов Д П.jpg
 
Последнее редактирование:
Пример 4.
Рассказывает он же, Панов Д.П. (там же).
"19 июля 1941 года мы получили боевой приказ: подавить огонь артиллерии противника в момент пересечения железнодорожного моста через Днепр двумя нашими санитарными эшелонами с ранеными красноармейцами. Время: с 16 до 16.40. На боевое задание всю нашу третью эскадрилью, состоящую из 12 самолётов, повел командир Вася Шишкин. Уже в воздухе мы разделились для удобства в действиях, и я возглавил одну из шестёрок. Все лётчики знали Киев, как собственный карман, и потому, когда в штурмовом построении на бреющем полёте мы обошли Киев с востока и, перемахнув через Днепр, выскочили южнее Лысой Горы, что в районе Голосеевского леса, то артиллерийские позиции противника оказались как на ладони. Реактивные снаряды срывались с направляющих реек сериями попарно. Огонь и дым разрывов накрыл орудия немцев и автомобили с боеприпасами. После первой атаки мы развернулись и, построившись каруселью в правый пеленг, принялись поочерёдно наносить ракетно-пулемётные удары. Конечно, с воздуха трудно определить количество реальных попаданий. Объект бомбежки и штурмовки сразу закрывает огромное облако пыли и дыма, но, судя по тому, что санитарные поезда прошли через Днепр беспрепятственно, поработали мы неплохо. Как нам сказали, несколько тысяч наших раненых бойцов были благополучно эвакуированы из осаждённого Киева."

карта1.JPG
 
Читается всё это замечательно, а если хорошо задуматься с учётом "послезнания", то эти полёты советских истребителей на штурмовку в начальный период ВОВ были напрасным и вредным расходованием ресурсов. Какой ущерб может нанести наземному противнику самолёт с 2-мя ШКАСами или БС-ми, да 4-мя НУРСами? Скорее психологический.
В то время как ударная авиация противника регулярно наносит большой ущерб войскам и объектам инфраструктуры. И несмотря на постоянное количественное превосходство нашей ИА ( судя по количеству выпущенных самолётов), господство в воздухе было завоёвано только во второй половине 43-го (и то, по известной сведущим людям причине)!
Для штурмовки в ВВС КА были специальные самолёты, и их тоже было поболее, чем у противника.
Другое дело - с осени 43-го.
 
Читается всё это замечательно, а если хорошо задуматься с учётом "послезнания", то эти полёты советских истребителей на штурмовку в начальный период ВОВ были напрасным и вредным расходованием ресурсов. Какой ущерб может нанести наземному противнику самолёт с 2-мя ШКАСами или БС-ми, да 4-мя НУРСами? Скорее психологический.
В то время как ударная авиация противника регулярно наносит большой ущерб войскам и объектам инфраструктуры. И несмотря на постоянное количественное превосходство нашей ИА ( судя по количеству выпущенных самолётов), господство в воздухе было завоёвано только во второй половине 43-го (и то, по известной сведущим людям причине)!
Для штурмовки в ВВС КА были специальные самолёты, и их тоже было поболее, чем у противника.
Другое дело - с осени 43-го.
Да чего уж там говорить...если в качестве "штурмовиков" поучавствовали даже Ил-4(ДБ-3Ф)...работая с высоты 400! !! метров. ! Ну и пожги их немцы , "мама не горюй"...
 
Читается всё это замечательно, а если хорошо задуматься с учётом "послезнания", то эти полёты советских истребителей на штурмовку в начальный период ВОВ были напрасным и вредным расходованием ресурсов. Какой ущерб может нанести наземному противнику самолёт с 2-мя ШКАСами или БС-ми, да 4-мя НУРСами? Скорее психологический.
Разумеется. Но советское командование бросало в бой что попало и как попало. Нужно было любой ценой сбить стремительный натиск немцев. Поэтому тут я бы воздержался критиковать наших военачальников. Это похоже на сцены с Джекки Чаном, который отбиваясь от противников, хватает под руку всё что попадётся, любые предметы, махается ими и ими же кидается. В результате, хоть это и выглядит смешно, перевес накапливается в его пользу.
 
Примером грамотного использования ресурсов, является приказ по ВВС в августе 41-го, не использовать бомбардировщики ТБ-3 в дневных налётах. В результате, эти машины весьма эффективно использовались всю войну, и даже 1 полк на ТБ 3 должен был участвовать в параде Победы.
В результате, хоть это и выглядит смешно, перевес накапливается в его пользу.
Это в комедиях смешно, а вот если посчитать наши потери, то не смешно совсем. Не смешно, когда знаешь, что люфтваффе в 42-м году стерли Сталинград с земли, что в 43-м неоднократно бомбили Горький, а самолётов-истребителей у СССР всё это время было больше! Но лётчиков с хорошей довоенной подготовкой сожгли в этих "демонстративных" штурмовках.
У наших союзников, на штурмовки летали истребители с 4-мя пушками и 0,45-0,9 т бомб (как Пе 2), и потому, что других уже хватало для пресечения действий вражеской ударной авиации.
Нужно было любой ценой сбить стремительный натиск немцев.
Стремительный натиск (на практике)лучше всего сбивали наши новые танки (которых тоже было немало), и 1 взвод КВ -1, при грамотном использовании, на 1-2 дня останавливал немецкую дивизию.
 
Но лётчиков с хорошей довоенной подготовкой сожгли в этих "демонстративных" штурмовках.
Нечего было там сжигать "довоенно-подготовленного"...а тем более , с тактикой воздушного боя РККА. Спасибо А. Покрышкину , который в 1943 перенял полностью тактику Люфтваффе и счет наших воздушных побед наглядно возросли...Правда , Покрышкин, за этот "рационализм" чуть не угодил под трибунал...
 
Читается всё это замечательно, а если хорошо задуматься с учётом "послезнания", то эти полёты советских истребителей на штурмовку в начальный период ВОВ были напрасным и вредным расходованием ресурсов. Какой ущерб может нанести наземному противнику самолёт с 2-мя ШКАСами или БС-ми, да 4-мя НУРСами? Скорее психологический.
В то время как ударная авиация противника регулярно наносит большой ущерб войскам и объектам инфраструктуры. И несмотря на постоянное количественное превосходство нашей ИА ( судя по количеству выпущенных самолётов), господство в воздухе было завоёвано только во второй половине 43-го (и то, по известной сведущим людям причине)!
Для штурмовки в ВВС КА были специальные самолёты, и их тоже было поболее, чем у противника.
Другое дело - с осени 43-го.
Ну, теперь-то, изделия, можно говорить. Даже ероплан с двумя ШКАСами и уж тем паче БСами и с несколькими НУР может доставить масс неприятностей противнику. Если использовать их большими группами. И психологический эффект от массированного налёта посущественней. Да с истребительным прикрытием, да с группой подавления ПВО, да с разведкой/наведением/СВЯЗЬЮ.... Эххх.
Грамотное использование ресурсов может крови у врага выпить цистерну. Доказано У-2😁
 
Стремительный натиск (на практике)лучше всего сбивали наши новые танки (которых тоже было немало), и 1 взвод КВ -1, при грамотном использовании, на 1-2 дня останавливал немецкую дивизию.
А ещё луЦЦе КВ-2. Даже один. В нужное время и в нужном месте на граматной позиции. Ещё б пехотное прикрытие и пополнение боепитания/жратвы и водки, могли камфгруппу вообще там закопать. Чисто из вредности.😉
 
Ну, теперь-то, изделия, можно говорить. Даже ероплан с двумя ШКАСами и уж тем паче БСами и с несколькими НУР может доставить масс неприятностей противнику. Если использовать их большими группами. И психологический эффект от массированного налёта посущественней. Да с истребительным прикрытием, да с группой подавления ПВО, да с разведкой/наведением/СВЯЗЬЮ.... Эххх.
Грамотное использование ресурсов может крови у врага выпить цистерну. Доказано У-2😁
"Маленько" портили общую картину немецкие скорострельные зенитки. Среди которых были и советского производства. В ходе боевых действий немцам удалось захватить до 600 советских 37-мм зенитных установок, которые приняли в Вермахте на вооружение под обозначением 3,7 cm Flak 39
 
  • Мне нравится!
Reactions: KAA
Нечего было там сжигать "довоенно-подготовленного"...а тем более , с тактикой воздушного боя РККА.
Было. Почитай http://www.airforce.ru/history/ww2/golodnikov/part1.htm
К началу ВОВ, в ВВС КА были реальные лётчики-асы с большим счётом, и довольно большое количество лётчиков с боевым опытом (Испания, Китай, Монголия, Финляндия), которых не было у французов или англичан, да и тактика у тех была не лучше. Тем не менее, вот что получается, когда истребители занимаются своим делом:
18.08. 1940 - Во время бомбежки радара около Поилинг (Англия) истребители 43-го и 152-го "скуадрона" RAF сбили при выходе из пикирования 12 и повредили шесть Ju-87B. Всего в тот день были сбито и повреждено тридцать "Штук". Слишком высокой ценой показались эти потери руководству Люфтваффе и по приказу Геринга пикировщики были выведены в резерв. В вылете 14 ноября 1940 г. III/StG1 потеряла четвертую часть своих "Штук". После этого Ju-87B был окончательно отстранен от участия в боях над Англией.
Для сведения, в операции "Барбаросса" изначально было задействовано менее 300 Ю-87.
 
Да парни, в то время была неразбериха почти кругом, воевали чем могли, даже ценой своей жизни, о каких там ресурсах кто думал. Я был на встрече с Решетниковым так он прямо говорил , что в первые дни войны даже ТБ-7 летали на штурмовку под личным управлением Сталина. То, что истребители наносили по земле психологическое воздействие это скорее всего так, но порой и это был хлеб если на пару часов продвижение противника останавливалось, жопа была наиполнейшая, закидывали шапками. Только благодаря массовости вот таких комариных укусов и смогли к зиме собрать сибирские дивизии и перебросить заводы которые в голом поле собирали боевую технику с колес.
 
"Маленько" портили общую картину немецкие скорострельные зенитки. Среди которых были и советского производства. В ходе боевых действий немцам удалось захватить до 600 советских 37-мм зенитных установок, которые приняли в Вермахте на вооружение под обозначением 3,7 cm Flak 39
Дык я писал "разведка, наведение, группа подавления ПВО" . А так-то да, сплошной "Кол Офф Дьюти-2"
 
в 43-м неоднократно бомбили Горький
Кстати, тот же Панов обмолвился, что Горький бомбили только по праздникам, поэтому его знакомый комполка ПВО мог спокойно попивать водочку.
Я был на встрече с Решетниковым
Жму руку. Завидую. Казню себя за то, что по сути являюсь современником Решетникова и Егоровой, которая умерла совсем недавно (в 2009-м!), и не сообразил вовремя найти и прикоснуться к живым героям...
 
Да парни, в то время была неразбериха почти кругом, воевали чем могли, даже ценой своей жизни, о каких там ресурсах кто думал. Я был на встрече с Решетниковым так он прямо говорил , что в первые дни войны даже ТБ-7 летали на штурмовку под личным управлением Сталина. То, что истребители наносили по земле психологическое воздействие это скорее всего так, но порой и это был хлеб если на пару часов продвижение противника останавливалось, жопа была наиполнейшая, закидывали шапками. Только благодаря массовости вот таких комариных укусов и смогли к зиме собрать сибирские дивизии и перебросить заводы которые в голом поле собирали боевую технику с колес.
Не все так однозначно ...Кроме, от превосходно обученных кадров Люфтваффе , еще сильный удар советская авиация получила и от действий верхушки РККА. Сложившаяся в Красной Армии атмосфера не лучшим образом сказалась на моральной стойкости бойцов и офицеров. Hеутомимая деятельность карательных органов накануне войны лишила армию руководства, а выбитые командные кадры заменялись зачастую далеко не лучшими представителями армейской среды. Hаравне с HКВД выступали политорганы, с 1938 г. руководимые начальником Главного Политуправления РККА Львом Мехлисом, который, как вспоминал Герой Советского Союза В.Карпов, "произвел буквально опустошение в округах, частях, да и в центральном аппарате Hаркомата Обороны... Он создал в Красной Армии обстановку сплошного недоверия, превратив политработников в "фискалов"". Тут уже было не до боевой подготовки: достаточно вспомнить запрет на высший пилотаж, отданный наркомом обороны Тимошенко. Приказ, продиктованный "необходимостью снижения аварийности", разом на не сколько месяцев поставил крест на поддержании классности летчиков и освоении боевого опыта, особенно истребителями, остро нуждавшимися в этом с переходом на новую технику.
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится!
Reactions: KAA
Добавьте сюда скованность, безынициативность младшего офицерского состава, что сводило на нет личный героизм многих бойцов. Панов пишет:
"Однако получалось так, что из-за полного паралича инициативы наше командование не умело воспользоваться даже благоприятными обстоятельствами. Привычка к казарменному подчинению, свойственная всему народу, лишала нашу армию подвижности и инициативы. Немцы же, жившие в условиях разных форм собственности, которые воспитывают в человеке эти качества, действовали напористо и инициативно. Часто брали просто на “ура”, элементарно опережая наших в принятии решений, за счет чего и выигрывали. Кадровые немецкие офицеры в большинстве прошли школу Первой мировой войны, обладали большими правами и автономией на поле боя, поэтому легко переигрывали наших, на вид грозных, но внутренне запуганных и скованных страхом неверного решения начальников."

Впрочем, это его личное мнение. Вернёмся к теме.
Пример 5. (Там же).

"20 июля 1941 года наша эскадрилья получила боевой приказ нанести штурмовой удар с воздуха по автоколонне противника на шоссейной дороге к югу от Василькова в районе Старых Кодаков. На штурмовку немецкой механизированной колонны эскадрилью повел командир. Действительно, в районе Старых Кодаков двигалась длинная колонна войск противника, одних только автомашин, загруженных ящиками с боеприпасами, укутанных брезентом, было около тридцати. Брезент всегда был верным признаком перевозки боеприпасов. Командир подал команду группе перестроиться в правый пеленг на высоте 150 метров и атаковать колонну противника, выпуская реактивные снаряды по одному. После первого же захода на атаку всей эскадрильей две автомашины противника взлетели на воздух. Немцы открыли бешеный огонь из крупнокалиберных пулеметов, с турелей на кабинах машин. Пулемётчик бил, становясь ногами на сидение рядом с водительским, а пулемёт был укреплён над ним, в круглом отверстии в крыше кабины. Густой дождь пулемётного огня барабанил по плоскостям наших самолётов. Мы продолжали крутиться каруселью над немецкой колонной, выпуская реактивные снаряды. Взорвалось и загорелось еще 11 машин.
В этом штурмовом налёте был тяжело ранен Виктор Губичев. Зажигательная пуля попала в живот по касательной справа налево, пробила брюшину и зажгла обмундирование, от чего Виктор получил тяжёлый ожог верхней части живота. Пока он тянул на свой аэродром, обмундирование на нём дымилось. Губичев в этом бою сражался геройски, поразил огнём своих ракет две автомашины с боеприпасами. С тяжелейшим ранением он сумел дотянуть на свой аэродром и посадить самолёт. Виктора сразу же увезли в госпиталь, и больше мы ничего о нём не слышали."

грузовик вермахт.jpg
 
Ну.... и чудеса творила аэродинамика боевых самолетов того времени....

1598203848747.png

Японский истребитель возвращается на аэродром вылета..




1598203986547.png

Американский торпедоносец...

1598204074512.png

Ил-2 пришел домой...

А у истребителя Ла-5 Кирилла Евстигнеева взрывом оторвало верхнюю обшивку обоих консолей крыла. Центроплан остался цел и чудом держалась нижняя обшивка...Дело в том, что у истребителей типа Ла-5 консоли были отъемные от центроплана - при необходимости их легко было отстыковать для транспортировки самолета или для их ремонта. А вот центроплан-то у самолета Евстигнеева по всей видимости остался цел, и его обшивка создавала подъемную силу, чтобы держать самолет в воздухе, да и нижняя обшивка плоскостей этому тоже немало способствовала...
Из книги Евстигнеева: "Осторожно доворачиваю до нужного курса и лечу, надеясь на русское авось... (обратите внимание - а каким собственно органом он мог поворачивать самолет на нужный курс, если у покалеченного истребителя совершенно не работал руль направления? Но это очень просто: пилот создавал легкий крен в нужную сторону, и поворачивал самолет пользуясь рулем глубины. прим. О.Т.)
Посадку я произвел с ходу, подрулил к капониру (снова обратите внимание - несмотря на полностью "раздетые" плоскости пилот и не подумал бросать свой самолет в воздухе, воспользовавшись парашютом, хотя при работающем моторе он имел шанс набрать побольше высоты для безопасного прыжка. При. О.Т.).
Навстречу бежит механик: вид у сержанта удивленный, словно перед ним появился нежданно-негаданно инопланетянин и он не знает, как поступить в столь щекотливой ситуации.
- Жив?! Ну, командир, такого у нас еще не случалось!.. Как же вы долетели?
- Петя, долетел-то не я, а "лавочкин". Козлов озабоченно осматривает самолет, давая самые
неожиданные комментарии, охает, ахает, и наконец сокрушенно говорит:
- Так раздеть машину..."
 
Тут где-то давно гуляло видео как у пилотажки на каком-то аэрошоу оторвало одно крыло под корень, но пилот умудрился "на ноже" управляемо грохнуться и остаться в живых. Подозреваю, что за счёт тяги мотора. Но это как надо было МГНОВЕННО сообразить. Хотя, как там у классиков: "Жить захочешь - не так раскорячишься"©ОНО Тех, что выше, тоже касается.😁
 
Назад
Вверх