Тактика штурмовки советскими истребителями в 1941-42 гг.

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Слушайте непосредственных участников событий!
Тут как всегда палка о двух концах. Историй от участников второй мировой и последющих войн не соответствующих реальности и не выдерживающих какой либо критики полно. И человек любит свои историй приукрасить, а кое что и умолчать.
Поэтому в идеале, красивая эмоциональная история из уст участника событий должна подтверждаться сухими документами.
Как говорят современные журналисты: должна быть верификация.
 
Евгений Савицкий, дважды Герой, совсем немного за 30. Савицкий был талантливым летчиком, начальником водил пилотажную группу. За войну 24 сбитых! При этом начал войну комдивом а в конце 1942 стал командиром корпуса и воевал до победы. Это ориентировочно 3 дивизии.
А был беспризорником в детстве!

!
Без названия (39).jpeg
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Но главное мы победили, начистили рыло бубновым, размалеванным и это бесспорный факт!!
Если по большому счёту, то начистили им рыло в основном не мы. (с осени 43-го, 70% ИА противника было уже на Западе), но случалось били, как равные. И оставшиеся в живых "бубновые" честно признавали это на старости лет. Т.е. на уровне индивидуального мастерства, у нас всегда находились отдельные индивидуумы, даже в 41-м, а на уровне организации масштабных операций - всё очень медленно прогрессировало.
 
Давайте вспомним достойного человека.
Ива́н Семёнович По́лбин (14 [27] января 1905, село Ртищево-Каменка, Симбирская губерния — 11 февраля 1945 года, Бреслау, Нижняя Силезия) — советский военачальник, гвардии генерал-майор авиации (25 октября 1943 года). Дважды Герой Советского Союза[1] (23 ноября 1942 года и 6 апреля 1945 года, посмертно).


.
1615c6ea9e25f05d04f1e8fe6c8e1083.jpg
20091129-pankov.jpg
Полбин_Иван_Семёнович.png



Рядом пикировщики Полбина, исполнители "вертушки" и др.
 
Смотрел недавно интервью в ранеными участниками СВО, и один из них сказал:
Историки! Не изучайте войну по документам, в донесениях такого напишут...что вы будете иметь совершенно фантастическое представление о событиях! Слушайте непосредственных участников событий! o_O Это наверное только к нашему времени относится.
Всё хорошо в меру, полный нигилизм в отношении документов тоже глупость. Историков не стоит считать идиотами, добросовестные исследователи постоянно перекрестно проверяют все источники.
 
Полбин. Савицкий. Да тот же Покрышкин. //

+ Захаров Г.Н.

Согласен, но это все комдивы на 12 фронтов.
Зачем же вы так о наших комдивах?
Какая цель вот так походя ляпнуть глупость? Всё же проверяется за 5 минут.
Мачин, Додонов, Иванов, Орлов, Куманичкин, Лобов, Забалуев, Захаров, Сандалов, Исаев, Шинкаренко. Это первые попавшиеся, а так это десятки летчиков, командовавших дивизиями и продолжавших воевать лично.
Все перечисленные совершали боевые вылеты, почти у всех есть сбитые, ну Сандалов бомбер (на пешках).

П.С. Стараниями одного из участников ветка скатилась в офтоп.
Может быть, лучше всё-таки о тактике штурмовки, причем желательно не "я ,я, я" (я, например, тоже стрелял и бомбил и с СВМ и с разных углов, но то ж полигон, смысл кричать об этом), а как это происходило в годы войны?
 
Последнее редактирование:

mfs68

Я люблю строить самолеты!...и не только
По мне ,так отвлеклись на 180º. Тема про истребителей в штурмовиках.

Вспомнить август по октябрь 1941год, ,Одесса.,где истребители выполняли все мыслимые и немыслимые задачи ,т.к. ничего другого небыло. И полёты с улиц города, и особенно подбитыми возвращяться на эти улицы?!?!. Когда в полевых условиях приспосабливали направляющие для РС ,сначало по две пары,потом по четыре. Когда телефон не умолкая прося о помощи хоть мало мальски приостановить шествие германских войск на разных участков фронта вокруг Одессы,что им и удавалось судя по благодарным словам командующих.. Когда истребители всем полком ударили по аэродрому в Бельцах парализовав на неделю немецкую авиацию на этом участке фронта. Так рассказывают очевидцы тех времён ещё жившие в 1991году.
И на тот момент ,истребитель действительно как боевая единица , лучьше всего приспособлена для атак по наземным целям ,разведке,бомбометанию. Но это разговор о правильном и умелом его применении. На тот момент,это была самая дешёвая боевая единица и универсальная. Дешёвизна как по стоимости ,как по эксплуатации,затрат как и БК и ГСМ и по экипажу.. Малоразмерность,маневренность, скорость- тактически имеет больше преимуществ перед СБ ,Пе 2 и Ил 4.Ил 2,пока не берём в счёт на 1941год. Су 2 погоду не делали и немного их было.
 
Малоразмерность,маневренность, скорость- тактически имеет больше преимуществ перед СБ ,Пе 2 и Ил 4.Ил 2,пока не берём в счёт на 1941год. Су 2 погоду не делали и немного их было.
Совершенно верно. Массовое применение ИА и даже местами АДД непосредственно по переднему краю - вынужденная мера.
Всю войну основой ударной авиации были Ил-2 и Пе-2. В 1941 они имелись в гомеопатических количествах, а основной фронтовой бомбер СБ в силу слабых оборонительных возможностей был практически беззащитен против истребителей и нес огромные потери при минимальных результатах.
Потому и применяли всё, что есть в наличии, в соответствии с обстановкой. БУИА-40 я цитировал.
Кстати, тогда и зарождались две различные концепции маневренного ударного самолета, разошедшиеся впоследствии на ИБА и ША.
 
Уважаемый коллега, направляющие для РС приклепывали к обшивке или силовому элементу. Обычная работа, в полевых условиях.
Возникает вопрос затрат и результата. В 1941-1942 особо никто не задумывался. И тем не менее в основном на штурмовку направлялись старые самолёты, Чайка, И-16 и др. Новые самолёты мне кажется как то приберегали. Не защищен истребитель от огня с земли. Только маневр.
 
Стараниями одного из участников ветка скатилась в офтоп.
Может быть, лучше всё-таки о тактике штурмовки,
Смотрю на это с болью в сердце. Две страницы не по теме. Сергей Фролович, если Вы хотите пообсуждать то, что обсуждаете, откройте другую ветку.
 
Хорошо я Вас услышал.
Очень интересная статья. Спасибо журналисту дотошному.
Позволю короткий комментарий.

Цитата.
На ваш взгляд, реально ли истребителю-бомбардировщику заменить штурмовик (при штурмовке) и пикирующий бомбардировщик (при уничтожении точечных целей), при условии сравнимости их ударной нагрузки? Ну, например, будь бы у вас такой «суперла» с четырьмя 20 мм пушками и 1000 кг бомбовой нагрузки.

«Ил» заменить истребителем? Да ты что?! Ни под каким видом! Знаешь, что такое штурмовка? Это самолет несется над самой землей на малой высоте, причем на этой высоте он вынужден пребывать относительно долго. На малой, потому, что при штурмовке специфика целей определяет именно такую высоту нанесения ударов. Из пушек и РС с 1000 м никуда не попадёшь! Надо спуститься хотя бы на метров 800-т (а лучше 600-т и ниже). А как спустишься низко, тебя не то, что зенитка, обычный пулемёт собьёт. Вот смотри, мы при штурмовке «своих» целей, для ведения огня из пушек, вводили в пологое пикирование на высоте 600 м, а выводили, чуть ли не над самыми макушками деревьев. Будь бы у немцев нормальное зенитное прикрытие, они бы нас в капусту порубили. Нет, на небронированной машине, при сильном зенитном прикрытии цели, штурмовать нельзя.
То о чем уже говорили.
Немного поправлю журналиста, сто метров отклонение при бомбометании это наверное ошибка. Опытный истребитель, если нет ПВО кладет бомбу с отклонением 10-15 метров. Малую бомбу надо бросать точно.
 
Последнее редактирование:
Немного поправлю журналиста, сто метров отклонение при бомбометании это наверное ошибка. Опытный истребитель, если нет ПВО кладет бомбу с отклонением 10-15 метров. Малую бомбу надо бросать точно.
Не совсем так.
А какова была точность вашего бомбометания?
Ну, на полигоне, отличным результатом считалось попадание двух бомб в стометровый круг. Это хорошая точность. Я, на полигоне, часто двумя бомбами попадал.
Летчик (не журналист) говорит о попадании в круг, отклонение при этом не более 50м, причем залпом. Соответственно, хотя бы одна бомба попадает существенно ближе 50м от цели.
Не супер-пупер конечно, но... С условием, что техника выполнения отрабатывалась буквально "на коленке", неплохо.
 
Истребители начала войны, а именно И-153 "Чайка", И-16, МиГ-3, на которых вынуждены были штурмовать наши герои, чьи воспоминания тут приводились, были мало приспособлены для штурмовки. Тут и спорить нечего. Мало приспособлены главным образом в силу слабой бронированности и соответственно уязвимости от огня с земли. Так, Покрышкин, встретивший войну на МиГ-3, отмечал полное отсутствие защиты лётчика спереди. Отсутствовало даже бронестекло перед лицом.
 
Вверх