"тернистый путь в никуда"-мемуары авиаконструктора Л.Л. Селякова

А.Н. Туполев известен прежде всего как конструктор боевых самолётов. Бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, АНТ-40 СБ, Ту-2, Ту-95,Ту-22, Ту-22М всегда были в числе самых передовых самолётов своего класса, и обеспечивали ударную мощь ВВС СССР. И это -не лозунг, а реальность.! 😎 Кроме того, в его КБ были созданы и незаурядные разведчики и истребители, и рекордный самолёт АНТ-25. Что касается пассажирских самолётов, то в СССР были специфические условия и требования, на которые ориентировался А.Н.Туполев. Экономика там была далеко не на первом месте. Как пассажир, я вполне доволен и Ту-134 и Ту-154. 🙂
Но и в условиях СССР, уже без участия АНТ, КБ его имени выдало вполне конкурентоспособный самолёт-Ту-204, с топливной эффективностью 25-26 г/пасс*км (как у Б-757 ). Это-не ничего. Я умолчу про Ил-96 и Ил-114.
А Ту-134, несмотря на топливную неэкономичность, до недавнего времени гоняли на севера, где Бомбардье застывали памятниками надолго. 😉

Оно было конечно, ибо ТЗ сочиняли военные фантасты. Дальний пикирующий 4-х моторный ...помните? ;D

Вот тут как раз Селяков очень пристрастен.
Мясищевцы сделали самолёт с необходимостью модернизации и она была проведена, превратив его в 3М. Помимо объяснимой замены двигателей, им пришлось переделать крыло, ибо сделанное второпях для М-4 было весьма скверным аэродинамически. Оно уже на взлётных углах атаки попадало в режим концевого срыва и подхвата, из-за чего была потеряна 1 из первых машин, а ещё одна была счастливо спасена испытателем Ф. Опадчим.
Отдав должное американским создателям Б-52, Селяков забыл, что они с Мясищевым выбрали самую устаревшую компоновку двигателей на самолёте, позаимствованную у британской "Кометы". А эта компоновка как раз практически исключает модернизацию построенных самолётов путём замены двигателей, на более совершенные. 🙁
Малый клиренс их самолёта-это его врождённый порок. Он больше и у Ту-22М, и тем более, у Ту-160. И это неспроста.
Кстати, малоизвестно, что большой клиренс позволил использовать самолёт Ту-95В для перевозки планера Ту-144 на внешней подвеске, для статиспытаний в СибНИИА, до создания ВМ-Т.
Селяков много написал про меньшую тяговооружённость Ту-95, но совершенно упустил из вида, что обдувка крыла струями воздушных винтов значительно увеличивает подъёмную силу. Поэтому, у Ту-95 площадь крыла меньше на 20%, при близкой взлётной массе.
Полагаю, что целесообразность стреловидного крыла на Ту-95 Селяков оценил верно, но и выбрано оно было не вдруг, а по рекомендачиям ЦАГИ. (Об этом написано в книге Г.А. Черёмухина)
Ту-95-же как-то модернизировался, и годен к применению даже через 60 с лишком лет после разработки.
В авариях и катастрофах потеряно более 1/4 построенных самолётов М-4 и 3М. :🙂
Все не так однозначно🙂
На ЭМЗ мне довелось застать поколение конструкторов, которые работали над М4. Книга Селякова попала мне в руки уже в наше время. Так вот, читая ее я невоьлно вспоминал этих людей, потому что то услышанное ТОГДА от них очень четко перекликалось с тем что пишет Селяков. лет десять назад от ветерана ОКБ Туполева услышал фразу - Мясищев был Гениальным Конструктором, А Туполев гениальным Администратором.
К сожалению, в административной системе конструктору всегда отводились второстепенные роли.
По М4. Этот самолет был создан менее чем за два года. При этом кроме непосредственно проектирования, Мясищев фактически заново отстроил завод в Филях. Кстати, там до сих пор об этом помнят и очень темло отзываются о В.М.
По схеме расположния двигателей. Тогда она считалась наиболее выгодна. Кроме "Кометы" можно вспомнить Ту 16/104/124.
Высокая аварийность М4 (не 3М) во много была связана неправильными действиями экипажей на взлете. Тянули на себя и сваливались, Хоят этого делать не надо было совсем. Запас по углу атаки на взлете составлял всего несколько градусов и автоматизации взлета был предусмотрен автомат вздыбливания передней тележки.
И еще по аварийности. Почему не вспомнить 1/3 потерянных Ту22???
Селяков пишет что комбинация стреловидного крыла и турбовинтовой СУ это абсурд. Что совершенно верно. Так как волновой кризис в зоне обдува наступает существенно раньше. И это не лечится никак. Кроме того акустические нагрузки существенно снижают ресурс планера.
Для полноты картины надо добавить грандиозный провал с Ту144. Туполев "увел" тему у Мясищева, приложил руку к уничтожению его КБ, забрав все сливки в виде специалистов (тот же Селяков) но самолета сделать так и не смог...
 
У меня тоже не скачивалось. Отключил фильтр Smartscreen - это фильтр он блокирует иногда сайт, который даже не заражен. Отключил так - нажал клавишу "alt" , меню "сервис", "фильтр SmartScreen" и отключил, потом, когда скачал, снова включил.

Эту книгу сканировал в 2002 г. Выкладываю файлы, с картинками.

Ни по одной ссылке картинок не увидел. Почему?
 
В pdf файле нет картинок. Там папка "seliakov1" - там в tif отсканированные страницы книги. Они были монохромные и монохромные сканировал...
спасибо, только просматривать , а не листать неудобно. Может я не умею?
 
По М4. Этот самолет был создан менее чем за два года. При этом кроме непосредственно проектирования, Мясищев фактически заново отстроил завод в Филях.
Получается, Мясищев был не менее гениальным администратором, чем Туполев.
По схеме расположния двигателей. Тогда она считалась наиболее выгодна. Кроме "Кометы" можно вспомнить Ту 16/104/124.
А можно вспомнить и В-47, В-52, В-707, Ил-22, Ил-54.😉 Важно видеть не только то, что "считается сейчас".
Селяков пишет что комбинация стреловидного крыла и турбовинтовой СУ это абсурд. Что совершенно верно. Так как волновой кризис в зоне обдува наступает существенно раньше. И это не лечится никак. Кроме того акустические нагрузки существенно снижают ресурс планера.
Но до 900 км/ч они всё-таки разгоняются! Что ненамного меньше скорости М-4 и 3М. И летают до сих пор, через 30 лет после прекращения производства, без самолётопада.
 
На ютубе есть ролик про Мясищева.
ТУ-160 фактически был спроектирован Мясищевым. С 17 минуты.
 
Назад
Вверх