Топливозаправочный комплекс

если надоели мои здесь выкладки, то скажите сразу

Не надоели. Чтение документов с поиском конкретных требований вгоняет в депрессию. Получается что НИКАКИХ требований для топливообеспечения ВС АОН на посадочных площадках нет. Всё что есть, относится либо к большим топливохранилищам, либо к коммерческим перевозкам. Брать оттуда можно крайне выборочно в рекомендательном порядке.

Но, возможно, ваш дыхательный клапан всё же обладает функцией улавливания паров, только не за счёт фильтра, а за счёт так называемых дисков-отражателей. О них можно найти информацию здесь: Дыхательные клапаны: современные тенДенции: http://www.s-ng.ru/pdf/main_855.pdf

Вот такие вещи на много интереснее. Там кстати написано, что понтон эффективная штука. Думал об этом, но пока нет идеи как его сделать. Возможно из алюминиевого полого профиля, заваренного по торцам, соединенного петлями. Может такой профиль применить?

az_big.jpg
 
Там кстати написано, что понтон эффективная штука. Думал об этом, но пока нет идеи как его сделать.
Я подскажу.
Для этого нужно ваш горизонтальный резервуар превратить в вертикальный, для этого поставив его на попа (Вы поняли теперь отличие горизонтального резервуара от вертикального?). Для горизонтальных резервуаров ещё понтонов не придумано.
Устройство резервуара с понтоном:
794.jpg
Pис. 1. Cхема резервуара c понтоном для сокращения испарения нефти и нефтепродуктов:
1 - патрубок для подачи нефти; 2 - патрубок для отбора нефти; 3 - корпус резервуара; 4 - понтон; 5 - дыхательный клапан; 6 - огневой предохранитель; 7 - ограничитель хода понтона.​

Да, вот ещё один аспект сохранения качества авиабензинов.
В авиабензине имеется по крайней мере один оксигенат - этиловая жидкость. А вообще оксигенатов по нормам допускается до 5%. Оксигенаты - это кислородсодержашие добавки, проще говоря - спирты - этиловый, метиловый и прочие. Они отличаются тем, что очень гигроскопичны. растворяют в себе воду в неограниченном количестве, при этом находясь в жидком углеводородном топливе при достижении некоторого насыщения водой, начинают выпадать в осадок. При этом из бензина, в данном случае, уходят ценные компоненты, ухудшая его качество - в отношении этиловой жидкости - снижается октановое число.
Для предотвращения попадания влаги в резервуары из атмосферного воздуза в оборудовании резервуаров применяют селикагелевые патроны на дыхательных клапанах, вот, например:
0818d48cbd1ef1ea8c5ff1f52af41da8.jpeg
Патрон силикагелевый для дыхательного узла бачков и резервуаров на сайте: http://deka-ltd.alloy.ru/images/

Пистолет заправочный одобрен для 100LL.

Вы будете применять только открытую заправку?
Кстати, заправочный пистолет должен оборудован контрольной сеткой, типа такой:
bf2a64b7e6028332aca3ac76675c2333.jpeg
Типа, потому что уже знаете, что медь и её сплавы в контакте с топливом недопустимы.
Почему эту сетку назвал контрольной, а не как на фото написано фильтр? Потому что это если и фильтр, то для кирпичей, шапок и болтов 🙂 На самом деле эта сетка служит для контроля наличия частичек разрушения раздаточного рукава, материалов счётчика и фильтров. В течение суток контролируется не менее двух раз, опломбируется.
Кстати, места пломбирования должны быть предусмотрены на всех разъёмах, открывающих доступ к топливу в анивандальных целях, мягко выражаясь - предотвращения подсыпания в бензин от банального сахара, до соединений галия, практически мгновенно растворяющих алюминий - материал топливных систем ВС.

Велосити, надеюсь, понимаете, что обеспечению безопасности полётов без разницы, авиация АОН ли это на посадочной площадке или коммерческая авиация. Хотя, безусловно, планка уровня допустимого риска по современной концепции управления безопасностью полётов для авиации АОН гораздо ниже. чем для транспортной авиации. Но вряд ли это поймут пользователи вашей услуги по авиатопливному обеспечению полётов.

Далее, если хотите, поговорим о фильтрации бензина и водоотделении.
 
Я подскажу.
Для этого нужно ваш горизонтальный резервуар превратить в вертикальный, для этого поставив его на попа (Вы поняли теперь отличие горизонтального резервуара от вертикального?). Для горизонтальных резервуаров ещё понтонов не придумано. 

Наш резервуар нельзя ставить на попа. Он для этого не предназначен. Я не видел ни одной мобильной заправки с вертикальным резервуаром, да и в штатах не видел заправок ВС АОН с вертикальным резервуаром.

Если понтонов для горизонтальных резервуаров не придумали, покумекаем. Я думаю плавающие ламели могут решить эту задачу.

Да, вот ещё один аспект сохранения качества авиабензинов.
В авиабензине имеется по крайней мере один оксигенат - этиловая жидкость.

В 100LL этиловый спирт не добавляется. В противном случае у многих двигателей будут проблемы, да и многие бензобаки потекут. Вот в автомобильный бензин спирт льют до 10% сейчас в некоторых странах. Хорошая тема, чтобы повысить октановое число. Не дорого и горит прилично в движке, да еще воду растворяет, но это другая история.

Для предотвращения попадания влаги в резервуары из атмосферного воздуза в оборудовании резервуаров применяют селикагелевые патроны на дыхательных клапанах, вот, например:

На сколько хватает такого патрона силикагеля в наших влажных условиях средней полосы? Мне кажется, что применение силикагеля здесь неоправданно http://bashneftehim.ru/cilikagel.html он впитывает кроме паров воды и пары бензинов. Напитается этот бублик за 1 день всем подряд, а потом жарь его на 200 градусов.

Вы будете применять только открытую заправку?

ВС АОН заправляются только открытой заправкой. Я нигде из тысяч самолетов не видел закрытой. Это не Бобики и Эйрбасы.

Кстати, заправочный пистолет должен оборудован контрольной сеткой, типа такой: 

Можно ссылку на требования? Я не видел. В Штатах такого нет. Контроль АЗС раз в сутки, слив отстоя из фильтра, отсутствие течей, исправность агрегатов и другие не сложные манипуляции.

Кстати, места пломбирования должны быть предусмотрены на всех разъёмах, открывающих доступ к топливу в антивандальных целях

Это да, иначе гарантировать что никто не лазил будет нереально.

Велосити, надеюсь, понимаете, что обеспечению безопасности полётов без разницы, авиация АОН ли это на посадочной площадке или коммерческая авиация. Хотя, безусловно, планка уровня допустимого риска по современной концепции управления безопасностью полётов для авиации АОН гораздо ниже. чем для транспортной авиации. Но вряд ли это поймут пользователи вашей услуги по авиатопливному обеспечению полётов.

Заправка должна получиться на порядок стерильнее, чем то, как заправляются сейчас.

Далее, если хотите, поговорим о фильтрации бензина и водоотделении. 

Таки да, я не покрасоваться тему выложил. Немного трудновато за месяц понять все тонкости и современные тенденции авиационного топливообеспечения. Я только теперь понимаю, что купить то, что мне действительно нужно на аэродроме в готовом виде, практически нереально.
 
Avgas-Isotank-Trailer-2.jpg
Avgas 100LL - Aviation Gasoline: http://www.airport-int.com/suppliers/sergeant-oil-gas.html
 
Если понтонов для горизонтальных резервуаров не придумали, покумекаем. Я думаю плавающие ламели могут решить эту задачу.
Не рекомендую.
Для горизонтальных резервуаров понтоны не придумали не потому что такие недоуменные, а потому, что переменная площадь понтона в зависимости от изменения площади зеркала топлива в зависимости от высоты налива, предполагает большое количество движущихся частей в этом понтоне (его площадь должна быть переменной, в зависимости от высоты налива топлива в горизонтальном резервуаре). А большое количество сдвигающихся-раздвигающихся частей это надежность и генерация микрочастиц загрязнений. В вашем резервуаре все нормально - потери лёгких фракций в связи с отличной схемы рекуперации и дыхательной системы, резервуара-термоса.,светоотражающей окраски должны быть на самом минимальном уровне, не хуже. чем у резервуара с понтоном или плавающей крышей.
Вам, в связи с очевидной малой грязеёмкостью вашего фильтра (грязеемкость фильтра - масса загрязняющих веществ, которую способна задержать загрузка фильтра) не только из-за малых размеров, но феноменальной тонкости фильтрации, вам следовало бы применить плавающее заборное устройство - для забора топлива на раздачу из верхних, самых чистых отстоявшихся слоёв топлива, тем более, что конвекция от нагрева у вашего резервуара-термоса должна быть минимальной. Кроме того, плавающее заборное устройство гарантирует исключение попадания конденсата воды в баки ВС.
Итак, плавающие заборные устройства (ПЗУ).
Устройство и внешний вид на сайте: http://www.tdtoap.ru/spetsoborudovanie/prochee_oborudovanie/plavajuschie_ustrojstva_verxnego_zabora_topliva/

12.jpg

41.jpg

В 100LL этиловый спирт не добавляется.
Я писал применительно к этиловой жидкости, содержащейся в Avgas100LL - она тоже хорошо растворяется в воде и выпадает, так что в применительно к ней иметь в дыхательной арматуре селикагелевый патрон целесообразно, да и бензин сам по себе способен, правда, очень мало, растворять воду, но при возникновении условий обледенения карбюратора, повышенной кол-во растворённой воды в бензине не есть гут. Смотрите сами, регенерация селикагеля не очень трудоёмка, тем более, там должен быть индикатор необходимости замены.

Кстати, заправочный пистолет должен оборудован контрольной сеткой, типа такой:

Можно ссылку на требования? Я не видел. В Штатах такого нет. 

Не может этого быть!
Испокон веку в раздаточных устройствах авиатоплива эти контрольные сетки присутствовали и присутствуют. Возьмите наконечник нижней заправки американский фирмы Картер - там сетки есть.
Уверен, что если вы посмотрите схему американского раздаточного крана (пистолета) типа нашего РП-40 или РП-34, то эти сетки вы там так же увидите:
rp40.gif
Обратите внимание на пистолете на троссик выравнивания потенциалов (средство для борьбы с искрами статического электричества)

Заправка должна получиться на порядок стерильнее, чем то, как заправляются сейчас. 

Знаете, какие требования к чистоте авиатоплива и авиабензина? По нашему ГОСТ - 3 грамма на тонну, по ИСО - 2 грамма на тонну (Вы можете сами найти нужные ссылки). Это упрощённые условия. Там же требования к гранулометрическому составу, абразивным, мягким частицам, волокнам. Класс топлива по частоте, помнится - 7-й. Конструктивно этот класс выбран из условий непревышения частиц загрязнений по зазорам в топливной аппаратуре. Как правило, даже в плунжерах ТНВД они не меньше 3-5 мк. Ваш фильтр фильтрует до 0,5 мк, если не ошибаюсь. И то это не будет в десять бОльшая стерильность, чем нормативная. Достижение такой стерильности очень трудоёмкая и дорогостоящая процедура, тем более, избыточная, не имеющая практического смысла.

Я только теперь понимаю, что купить то, что мне действительно нужно на аэродроме в готовом виде, практически нереально. 

Вполне реально, на этапе техзадания к договору поставки (купли-продажи). Фирмы выпускающие топливозаправочное оборудование хитрые - если клиент не выдвигает требования, которые должны быть, они впаривают то, что у них есть и наработано.
 
Слив топлива в емкость АЗС можно изготовить таким как на картинке:
Фильтр сливной для нефтепродуктов

Фильтр сливной для нефтепродуктов ФСН-80
Через мелкую латунную сетку фильтруются нефтепродукты, поступающие в резервуар.
Внутри корпуса устанавливается сменная кассета, которая фиксируется пружиной. Кассета представляет собой алюминиевый каркас, обтянутый латунной сеткой.
При необходимости сетка может быть заменена на новую из материала: сетка полутомпаковая 0,5Н ГОСТ 6613-86

Ну, вот видите, в состав применённого вами сливного фильтра ФСН-80 входит сетка из недопустимого материала - латуни (сплав меди). Кроме того, такая сетка заведомо не обеспечивает регламентируемую Руководством ДВ-126 тонкость фильтрации при сливе авиатоплив в 15 мк. Вселяет надежду на поправимость ситуации данная в описании возможность замены сетки на другой фильтрующий элемент.

Фильтр для очистки воздуха ФБ-50
М-да, оказывается этот фильтр очищает от паров бензина при выходе воздуха из резервуара при наполнении, а вот функции очистки от пыли входящего при опорожнении резервуара воздуха тут нет...

Топливораздаточная колонка российского производства имеет свой встроенный фильтр, отвечающий требованиям по фильтрации автомобильного топлива. После фильтрации в ТРК мы ставим показанный авиационный фильтр с водоотделением и фильтрацией 0.5 микрон, что в 10 раз тоньше, чем требуемые у нас 5 микрон. Те фильтры, которые делают у нас, вызывают панику не только у меня, поэтому наши аэропорты тоже покупают Velcon.

Да, покупают, и не только Velcon, а много и других производителей, в т.ч. отечественных. А вот тонкость фильтрации выбирают 2, 3-5 мк. Тоньше для топлива просто не нужно. Почему не нужно? Вот иллюстрация из  "ПАЛЛ - уход за маслом по нашей системе. Техническая информация том-1. Трибохимическое значение фильтрации" (в I-Net этот материал не нашёл, разве что здесь: ПАЛЛ- уход за маслом по нашей системе: Техническая информация [Текст] :  технический отчет. Т. Триботехническое значение фильтрации. - Варшава, 1995. - 35 c. - Б. ц.: http://www.lib.ektu.kz/cgi-bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=kz&C21COM=S&I21DBN=BOOCU&S21STN=1&S21REF=10&S21CNR=20&Z21ID=&P21DBN=BOOCU&S21FMT=fullwebr&S21ALL=%3C.%3ER=30.17$%3C.%3E&S21COLORTERMS=0 ):
 

Вложения

  • pic_002.jpg
    pic_002.jpg
    44,2 КБ · Просмотры: 188
При этом фильтр со слишком высокой тонкостью фильтрации (0,5 мк) будет фильтровать все мельчейшие частицы, не играющие роли в абразивном износе трущихся поверхностей, рабочей жидкостью которых является либо бензин (ТНВД впрысковых двигателей), либо продукты сгорания бензина с мехпримесями (шлаки) в трущейся паре цилиндр-поршень. Однакож и засоряться он будет быстро и требовать замены фильтроэлементов. Но практика покажет, и если картина будет соответствовать нарисованной здесь, то ничего страшного - выбор фильтроэлементов по нужной степени фильтрации, я посмотрел, есть.  По водоотделяющей функции я не разобрался. По существующим нормам в авиационных топливах допускается наличие до 30 гр на тонну свободной и эмульгированной Н[sub]2[/sub]О. А водоотделение у фильтра-водоотделителя - не менее 95%. Т.е., как минимум из 750 мл допустимого кол-ва воды в вашем 25-кубовом резервуаре 700 мл ваш фильтр должен отделить. Но не знаю количественных характеристик водоотделяющих функций вашего фильтроэлемента. Итак, система фильтрации вашего ТЗК в принципе соответствует авиаионным нормам - присутствуют три ступени фильтрации - 1-я ступень при сливе бензина в резервуар, только туда нужно встаыить 15 мк фильтроэлемент, а не как сейчас сетка от кирпичей, болтов и шапок, тем более латунная; 2-я ступень - водоотделение, только нужно разобраться на соответствие её авиационным нормам и третья ступень тонкой фильтрации, она у вас 0,5 мк. Из практики вы сами установите её целесообразность. Тут нужно учесть, что с пылью воздуха в цилиндро-поршневую группу через практически нефилтрующий воздушные фильтры нулевого сопротивления попадает гораздо больше мехпримесей, чем с вашим великолепно отфильтрованным топливом. В бОльшей степени это касается применения авиации на авиахимработах и на этапах взлёта-посадки. Так что здесь впору вспомнить присказку - не кормите свинью ананасами 🙂 .

Да, не поговорили ещё об одном эффективном способе освобождения топлива от мех. примесей - гравитационном, то бишь, отстаивании. В авиации существуют нормы времени отстаивания на 1 метр взлива, до истичения которого топливо из резервуара не выдается. Отстой сливается через кран слива отстоя, находящийся в нижней точке обечайке резервуара. Т.е. резервуар должен оборудован краном слива отстоя. Кроме того кран слива отстоя должен находиться в противоположном торце резервуара от заборного патрубка. При этом сам резервуар должен иметь уклон в сторону крана отстоя не менее 5 градусов. Это для того, что бы самое "мутное" топливо скатывалось подальше от заборного патрубка (если, конечно, вы не оборудуете резервуар устройством верхнего забора топлива).

Далее, думаю, полезно поговорить о контроле качества авиабензина на всех этапах.
 
Дима, емкости с наружи лучше всего покрывать следующим продуктом:

Belzona® 5111 (Ceramic Cladding) цвет - БЕЛЫЙ

Емкости получатся как эмалированные. Все грибки, бактерии, УФ, и прочие воздействия природы выдерживает на УРА.
При отсутствии грубых физических воздействий может легко прослужить 30 - 40 лет. :IMHO


ПыСы. Представительство фирмы Belzona® в Москве:
TK Парма-Service Ltd
Шмитовский проезд, д.. 39
Москва, 123290, Россия Телефон: +7 (499) 259 24 84 Факс:


На фото ниже , пример обработки емкостей с бензином.
 

Вложения

  • sized_targi0001.JPG
    sized_targi0001.JPG
    103,8 КБ · Просмотры: 181
  • sized_targi0003.JPG
    sized_targi0003.JPG
    154,2 КБ · Просмотры: 195
  • sized_targi0004.JPG
    sized_targi0004.JPG
    85,5 КБ · Просмотры: 189
Эх, еле нашёл тему, думал, что по-честному, должна быть в разделе "Авиатопливо", ан нет - в разделе "Аэродромное оборудование", токмо благодаря сложно-интеллектуальному дедкуционно-индукционному методу нашёл-таки 🙂
Итак, знакомлю с объявлением:
Особенности и перспективы развития авиатопливообеспечения АОН обсудят на конференции "Авиатопливо – 2016": http://www.aex.ru/news/2016/1/27/148641/
27 января, AEX.RU –  Особенностям и перспективам развития авиатопливообеспечения вертолетной техники и ВС авиации общего назначения посвящена одна из сессий V международной конференции «Авиатопливо – 2016», которая пройдет 4-5 февраля 2016 г. в Москве.
В рамках данной сессии руководство Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов представит доклад «Актуальные вопросы авиатопливообеспечения авиации общего назначения (АОН)», а представитель Ассоциации вертолетной индустрии – доклад «Особенности авиатопливообеспечения вертолетной техники на посадочных площадках».
Всего на конференции запланировано более 50 докладов по актуальным вопросам авиатопливообеспечения в России и странах СНГ, пройдут круглые столы, экскурсия в ТЗК аэропорта Внуково.
«Авиатопливо - 2016» – ежегодное профессиональное отраслевое мероприятие, являющееся площадкой для обсуждения актуальных вопросов в области авиатопливообеспечения.
Организатор: Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА). Зарегистрироваться для участия и выступления с докладом, а также получить подробную информацию о мероприятии можно на сайте ЦСР ГА www.aviacenter.org , по телефону организационного комитета: +7 (495) 225.99.57 (многоканальный, доб. 5) или по электронной почте partners@aviacenter.org

Очень хотелось бы побывать на данном мероприятии, но, в это время, буду в МАКе на семинаре по противообледенительной обработке ВС - одном из видов наземного обслуживания воздушных судов.
 
Назад
Вверх