Труба каркаса. Выпрямить или менять?

Родной размер 51.5 * 1.5  - это составная часть средней трубы. Есть в наличии 52*1.5 , но тогда проблема с её продеванием в длинный и уже эллипсный чулок 55*1.5мм всё той же средней сборной трубы. Допустима ли, и если да, какая рекомендация к технике выпрямления? Новую заказывать если такой эксклюзив, то только в Киеве - долго дорого и сразу две для их одинаковости.
 

Вложения

  • IMG_20180917_194316.jpg
    IMG_20180917_194316.jpg
    49,8 КБ · Просмотры: 214
Вмятин нет - значит ремонтировать. три дерев постели. домкрат. болванка железная шлифованная дл см 20...30 с торцов скругленная. диам = вн диам трубы - 0.1...0.15 мм.
Домкратом устраняем изгиб. загоняем болванку. рихтуем дерев киянкой.

Постели - сверлим не помню как наз строительной штуковиной дырку диам около 52мм в одном прямоугольном бруске для домкрата и в двух круглых поленьях. поперек полена. для опор. Длина отверстий см 10. Болванку и внутр поверхность трубы обязательно смазать. Предусмотреть в болванке резьбу для поводка чтоб потом ее вытащить. А можно и выбить.
 
Отверстие в трубе зачулкуйте см 10. это позволит максимально разнести опоры. Давим не торопясь. в час по чайной ложке.
 
Если править, то наверное неплохо было бы перед этим "отпустить" закалку трубы, которая самовосстановится через несколько дней.
Только вряд ли получится после выправления получить геометрическую симметрию под нагрузкой, и симметричную жесткость, как результат - криволет. В-общем я бы заказал фирменную трубу в любом случае.
 
  Рихтуются и более загнутые трубы. Хороший результат получается применением тисков и рихтовки из стального уголка 30х30 или 40х40 с наклеенными по всей длине полосками мягкой резины толщиной 10 мм. Длина уголка, примерно 200 - 250 мм. Можно сделать набор разной длины, для разных прогибов.
  Уголок приваривается к площадке ( из отрезков уголка ) для установки в тиски или винтовой домкрат.

  На "короткий" конец трубы ( до загиба ) надевайте или вставляйте более толстостенную трубу - удлинитель.

*( На картинке не показана рихтовка из уголка. Здесь попытка рихтовать формованным под Ф трубы куском капролона. Картинка даёт вариант приспособления для рихтовки с помощью станочных тисков и подкладок с песком / призма с тканевой подкладкой. )
 

Вложения

  • 003_108.jpg
    003_108.jpg
    126,5 КБ · Просмотры: 311
  • 006_060.jpg
    006_060.jpg
    124,2 КБ · Просмотры: 237
  Закалка трубы Д16Т отпускается выдерживанием её строго при температуре 405 +/- 2 град. в течение 30 мин. Затем, естественное старение и приобретение первоначальной прочности и жёсткости наступает через несколько суток.

  Все иные способы... ( "отпуска" Д16Т ) познавательны, но ведут к замене трубы на новую 🙂
 
Рихтуется то да,но обычно это место потом усиливают т.к. остаются  напряжения.
 
Покупай, Фоккер. Практика такова - выправленная в несколько приемов труба гнется или ломается НЕ в месте предыдущего ремонта. Тем более если есть возможность забужевать или зачулковать.
Отпущенная труба правится плохо. Вероятно потому что без хорошего простукивания неустранима овальность и недостижима фиксация выправленного состояния, а  в мягком металле от ударов образуется много локальных деформаций.

Сложность рассматриваемого случая в том что максимальная деформация локализована в точке перехода с суммарной толщины стенок двух труб на толщину стенки одной трубы. Такие деформации без рихтовки на болванке неисправимы.
Потому эта болванка и вышеупомянута мною.

Но идеальный вариант - это, конечно, место жительства рядом с трубопрокатным заводиком. :IMHO
 
Есть методика правки длинных и тонких гребных валов, в токарном станке:
- место перед изгибом зажимается в патрон, на суппорт ставится индикатор;
- путём проворачивания в патроне, изгиб поворачивается в сторону суппорта (по показаниям индикатора), патрон стопорится;
- вал правится путем нажатия суппорта, нажатие суппорта производится с контролем по шкале, несколько раз, с добавлением по несколько мм, после каждого нажатия контролируется процесс исправления
- опять ставится индикатор, и процедура при необходимости повторяется.
Для трубы, наверное можно обойтись без индикатора. На место которое будет зажиматься в патрон надеть втулку из разрезанной вдоль трубы большего диаметра.
 
Забыл главное. Трубу зафиксируйте от вращения и, еще главнее, уприте дальним от повреждения торцом в куда-нить массивное, ибо иначе Вы не загоните внутрь болванку. Гнать ее следует, постепенно поддавливая домкрат или тиски по-Ивановски. Обеспечьте возможность простукивания противоположной оказываемому домкратом давлению стенки трубы. Когда загоните, разбирайте конструкцию и простукивайте деф. участок долго и упорно. Если болванка проявит тенденцию к "самовыползанию" - всё у Вас отлично.
 
Ещё раз, господа! Рассматриваемый тип повреждения по сложности правки аналогичен глубокой вмятине и требует рихтовки на болванке! Отвечаю за базар, ибо новые трубы я видал только в кине, а ценники на них - в кошмарных сновидениях.

Кстати, на хорошо отремонтированной трубе крыло полетит как и летело, а боколет начнется после замены ремонтированной на новую. К чему бы это? :question
 
До геометрической симметрии без нагрузки можо выпрямить что угодно, но восстановить прежнюю жесткость и дугу прогиба под нагрузкой, идентичную другому полукрылу скорее всего не удастся. Различные усиления только ухудшат ситуацию.
Особенно это касается консолей - третьих секций боковой трубы.
Не настаиваю, просто примите к сведению.
Кстати, при таком изгибе боковой трубы, консоль скорее всего тоже погнуло, Вы ее смотрели?
 
Смотреть там  наверняка уже не на что, особенно если каркас стримоподобный. Но рекомендации-то даются исходя из соображения, что соображение топикстартер какраз-таки имеет, просто не имеет опыта в ремонте труб. В противном случае хорошо бы побольше информации от него в студию.
Симметричное усиление третьих сегментов консоли на стриме и стренджере - окромя пользы вреда никакого. В пределах разумного.
 
       Может я слепой, но нигде не увидел указания назначения данной трубы.
А ведь, исходя из этого, принимается решение - что делать с конструктивным элементом - ремонтировать или выбросить.

       Ну, например, если это третья труба боковой балки дельтаплана, то есть консольная часть - менять однозначно. Налицо устойчивая деформация. И после правки упругость будет другая, по сравнению с неповреждённым крылом. А это уже, в лучшем случае, приведёт к проблемам в управлении, например к кренящему моменту при определённых режимах.
 
Ну, например, если это третья труба боковой балки дельтаплана, то есть консольная часть - менять однозначно. 
Как я понял, вторая, (если боковая балка разбирается на 3 части) причем погнут консольный участок, тот, что ЗА боковым узлом, перед стыком с консолью.
 
Правильно тут упомянули про жёскость.
Вся беда с боковой трубой в том --  что даже при изготовлении трудно обеспечить одинаковую жёскость левой и правой консоли. Причём, у гибкого дельта-крыла форма прогиба меняется в зависимости от режима полёта: веса, скорости, угла атаки и т. д.
Поэтому совет: только менять! Причём и левую и правую её пару. И куски отпиливать из одной трубы, или хотя бы из одной партии.
Никаких бужей или чулков на ремонтируемой трубе недопустимо. Опять же по этой причине. Жёсткость меняется весьма существенно.
Мне пришлось как-то целый сезон химичить на таком ремонтированном крыле горе-ремонтниками. путём установки чулка.
При прибирании ручки крыло валилось вправо, а при отдаче -- влево. То есть управлять приходилось по диагонали. это был какой-то ужас!
Надеюсь, все понимают что такое в сопромате "жёсткость"? Жёсткость -- свойство конструкции сохранять первоначальную форму и размеры. Именно величина жёсткости определяет гибкость или величину прогиба и форму линии прогиба. Не путать жёсткость с "прочностью". Прочность -- свойство конструкции не разрушаться под воздействием нагрузки определённой величины.
Чулками или бужами можете ремонтировать трубы, которые не работают на изгиб: поперечину, килевую, трапецию, мачту, трубы каркаса телеги и т. д. Но только не боковую. Уточняю: я веду разговор о несимметричной установке чулка/бужа на одной половине крыла. Надеюсь, понятно.
 
Только замена!!! Не занимайтесь ерундой , крыло дельталета это как музыкальный инструмент, требует тонкой настройки .
 
  Да... канули те времена, когда на выездных тренировочных летних сборах, переломав весь запас труб только рихтовкой и обходились. А ещё сращиванием и проч....
  Конечно, тогда и материалы паруса были другими, и нагрузки ( площади крыльев ) , и их конструктивное совершенство.
  Зато практика и опыт превалировали над теориями, которых, впрочем, тоже было великое множество.

  Иногда, несовершенство кроя паруса и лётные качества крыла корректировали преднамеренным изгибом консольных труб в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

  Вот, на "Атлете", например, обе дуги задаются предварительной деформацией боковых труб в упругой области. С помощью "тетивы" СПИКа. Пробовали крутить СПИКи несимметрично на левой и правой консолях? Как это влияло на симметрию в полёте? Практически НИ КАК! А вот, кривая сшивка половин паруса даёт сильный и НЕИСПРАВИМЫЙ никакими регулировками "криволёт".

Сегодня, по большей части, одни теоретизирования...

  Попробуйте отрихтовать самостоятельно. Вы ничего не теряете, но получаете возможность приобретения полезных навыков.
  Ваш случай деформации трубы - "копеечный" ( пустяшный ). Вообще, нет сомнений по поводу получится или не получится - не может не получиться.
  В принципе, возьмите кусок аналогичной трубы, загните его таким же образом и потренируйтесь в рихтовке несколькими способами.

  Не смущайтесь эмоциональными высказываниями. Большинство проблем с симметричностью возникает не по причине деформации каркаса и последующем её исправлении ( рихтовкой ), а по причине необратимой деформации ткани паруса после удара.

  Отрихтовать можно даже такую трубу ( без термообработки ). Только муторно и не быстро... лень, когда есть чем заменить.
 

Вложения

  • 001_206.jpg
    001_206.jpg
    115,5 КБ · Просмотры: 256
  • 002_139.jpg
    002_139.jpg
    84,3 КБ · Просмотры: 165
Симметричное усиление третьих сегментов консоли на стриме и стренджере - окромя пользы вреда никакого

Подтверждаю.
Старый "Стренджер" из польского, "матрасной" расцветки дакрона - это "танк". "Неубиваемый" парус переживает несколько ремонтов каркасов и летает с 90-х годов! Каркас можно сращивать с усилением  в любой части. Консоли и боковые - симметрично. Замена, на несколько больший номинал, боковых и консольных частей улучшает лётные качества крыла.
 
Назад
Вверх