У атома консоли довольно жесткие , но управляется очень Лего
На предсерийном образце "Атома" стояли довольно мягкие консоли ( они до сих пор лежат у меня...
🙂 ). Так же, как и первые корневые 4 латы из Ф10х1, которые, после облёта, было рекомендовано заменить на более жёсткие, для улучшения управляемости и несущей способности крыла. Что и было реализовано.
С первоначальным комплектом консолей, каркас крыла демпфировал увеличение нагрузки на парус при маневрировании и управление было вялым. Более жёсткие латы и консоли задали парусу требуемую форму и крыло залетало заметно лучше. При этом приобрело приятную многим лёгкость в управлении.
Аналогичная картинка присуща и каркасу "Стрейнджера". Он вяловат для активных маневров, тем не менее, вполне комфортен для учебных полётов. На мой взгляд, это одно из лучших крыльев своего времени и актуально по сей день.
Что касается связи демпфирования внешних воздействий и "острого" ( лёгкого ) управления крылом, то она не взаимоисключающая. Это же касается и связи устойчивость - управляемость, в невозмущённой атмосфере. В отличие от жёсткой конструкции летательного аппарата, гибкое крыло может сочетать различные варианты этих трёх параметров.*
*
( Я разделяю на три отдельные характеристики крыла: - реакцию на внешние возмущения, - устойчивость и - управляемость. В данном случае, определение "реакция на внешние возммущения" не равно "устойчивость". По моим представлениям, у гибкого крыла, они могут быть как равно-значными, так и противоположными по значениям ( +/- )).
Расчёт этих параметров не столько "представляет сложную итерационную задачу", сколько не имеет смысла. Итерация не сойдётся, не имея чёткого представления о реальных граничных условиях задачи... А они до сих пор не определены.
На мой взгляд, здесь как раз тот случай, когда на практике, опытный конструктор нарисует чертёж труб каркаса ( или подберёт при облётах ) гораздо быстрее и эффективнее, чем физик-математик составит сложное уравнение и просчитает нагрузки и жёсткости элементов. Возможно, когда-нибудь, по достижении достаточно большого опыта конструирования и совершенства технологии изготовления, гармонию хорошо летающего гибкого крыла, удастся "померить алгеброй..."
Впрочем, традиционно,... мы кажется далеко ушли от начальной темы ветки...
🙂