Турбулизаторы

МОТОР

Я лётчик, красивая форма, лампас голубой...
Здравствуйте, авиаторы.
Прошу помочь найти литературу, расчёты по теме "Турбулизаторы" они же Vortex Generators, Вортекс Генераторы, завихрители, гребешки и т.д.
Интересует ответы на вопросы:
"плотность" их установки (насколько часто они должны распологаться по размаху крыла),
положение относительно САХ (10, 15, 20% и т.д.),
какой высоты они должны быть,
под каким углом должны распологаться
форма их (прямоугольная или треугольная)
на сколько увеличивают Су и Сх, угол атаки и графики...

Они применяются на многих самолётах серийного производства. В основном на хвостовом оперении, как я понимаю, для эффективности РВ, РН. А на современных боингах и аэрбасах и на крыле.. Так же их устанавливают на закрылки...

Не допускаю мысли, что можно их поставить, а дальше будь что будет. Уверен, что многие поделятся если не расчётами, то опытом их применения
 
При наших  числах  Re  это  малоэффективно на  мой  взгляд.
 
http://airspot.ru/library/book/shmitts-aerodinamika-malyh-skorostey
Посмотрите эту книгу. Это про авиамодели и малые Re, но для понимания принципов наверное подойдет.
 
При наших  числах  Re  это  малоэффективно на  мой  взгляд.

Турбулизаторы просто режут крыло на сегменты, благодаря чему срыв не распространяется сразу на пол крыла а срывается только внутри сегмента.

Таким образом изолируются наиболее подверженные срыву участки крыла.
 
Предидущая тема про вихревые генераторы

http://reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1333655224/0

У нас на самолете типа Зодиак - стоят самодельные  вихрегенераторы. Нам понравилось. Я писал об этом в теме по ссылке. Фотографии там присутствуют.
 
Прошу помочь найти литературу, расчёты по теме "Турбулизаторы" они же Vortex Generators, Вортекс Генераторы, завихрители, гребешки и т.д.
Турбулизаторы и вихрегенераторы-принципиально разные вещи. Первые (уступы/борозды) меняют лишь состояние погранслоя. Вторые действуют и за пределами погранслоя,и суть действия их-куда интереснее и разнообразнее.  😉
При наших скоростях и размерах, турбулизаторы имеют смысл лишь на подкосах и стойках тихоходных аппаратов.
 
http://reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1333655224/0
отлично.
спасибо, почитал. Много чего интересного для себя почерпнул.
Не нашёл про расположение их на крыле. Как у вас располагаются?
 
Турбулизаторы и вихрегенераторы-принципиально разные вещи. Первые (уступы/борозды) меняют лишь состояние погранслоя. Вторые действуют и за пределами погранслоя,и суть действия их-куда интереснее и разнообразнее. 
При наших скоростях и размерах, турбулизаторы имеют смысл лишь на подкосах и стойках тихоходных аппаратов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пластинчатый_турбулизатор
в РЛЭ Л-39 на стабилизаторе "они" располагаются и в книге "их" именно так и назвали "ТУРБУЛИЗАТОРЫ", оттуда и взял название


и снова то что у нас малы скорости.... Но применяют же.. Как просчитать с какой скорости эффективны
 
@ Fa-Fa

здравствуйте.
А в вашей программе можно как-то их попробовать? Я имею ввиду ваша программа считает обтекание вместе с турбулизаторами?
 

Вложения

  • What-VGs-do.gif
    What-VGs-do.gif
    25,9 КБ · Просмотры: 255
Вам  КАА  всё  очень  правильно  сказал, наверно стоит  правильно  называть  предмет  обсуждения.   Вы  наверно  имели  ввиду  вихрегенераторы, так  это  совсем другое  и  назначение у  них  совсем  другое.    Если Вы  о  них , то  скажу , что  они оказывают  неплохое воздействие  на  срывные  характеристики  крыла, но  только  при  правильном  их  взаиморасположении  иначе  это  будет  набор  повышающий  Сх  не  более.  От  углов  их  установки зависит  и  прилегание  верхнего  потока  и  делать  это  наверно  целесообразно  после  аэродинамической  продувки с  лентами    или  строго  по  чертежам  проверенной  модели самолета.  Для  примера  расскажу  , что  при  облете  СН  701  самолет  тупо  не  хотел  лететь.  Все  проверили  вроде  все  в  норме,  а  потом  сборщик  самолета  вспомнил, что  собирал  предкрылок  без  шаблона  , на  глазок.  После  когда  переустановили  предкрылок я  сам  обалдел, самолет  залетал, да  еще как. 😉
 
https://www.google.by/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://wind.nrel.gov/airfoils/OSU_data/reports/7x10/N4415_7x10.pdf&ved=0ahUKEwiEm43wurrKAhWH7BQKHRsACl4QFggbMAE&usg=AFQjCNGlPmU8vNpvBZ-aSxft3a4ht8JeqQ

NACA 4415,форма и углы VG,числа Re 1-2 млн.Кая понял характеристики сильно зависят от чистоты поверхности,при шероховатости вихревая система не очень эффективна.


https://www.google.by/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://www.totempower.com/pdf/AIAA-41986-223%2520(compacted).pdf&ved=0ahUKEwiEm43wurrKAhWH7BQKHRsACl4QFgglMAQ&usg=AFQjCNFFTw62EW3SKkKldxf33FcBIX7_ug

А здесь исследования струйных генераторов.
 
https://www.google.by/url?sa=t&source=web&rct=j&url=https://wind.nrel.gov/airfoi...
вот , похоже, с нужной информацией... Только хотелось бы на русском...Придётся переводить..  Неужели НАШИ специалисты этим не занимались?! - не верю. 

Вы  наверно  имели  ввиду  вихрегенераторы
да, именно так.

😱
Все  проверили  вроде  все  в  норме,  а  потом  сборщик  самолета  вспомнил, что  собирал  предкрылок  без  шаблона  , на  глазок.
Вот именно поэтому я и хочу разобраться в этом вопросе и найти расчёты, ну или хотя бы ТОЧНУЮ, рабочую схему их расположения. Понимаете? Я хочу понимать, что будет, если я установлю их ближе к носку или ближе к середине по хорде, часто или редко .... Ну и тд. Удивлён, что бывает "на глазок"... "На глазок" - это может опытный конструктор.. Поликарпов мог бы себе такое позволить. Другие уважаемые конструкторы тоже могли бы себе такое позволить, НО если они это и делали, то только для проверки своей конструкторской интуиции и с полной уверенностью, что это будет безопасно.. А здесь... Сделал не по-шаблону... И "вспомнил" после неудачного испытания... Я извиняюсь за критику. Это для того, что бы прояснить, чего в итоге МНЕ надо  :-?
 

Вложения

  • generatory_vihrejMAL.jpg
    generatory_vihrejMAL.jpg
    109,8 КБ · Просмотры: 250
  • generatory_vihrej1MAL.jpg
    generatory_vihrej1MAL.jpg
    74,2 КБ · Просмотры: 256
  • generatory_vihrej2MAL.jpg
    generatory_vihrej2MAL.jpg
    73 КБ · Просмотры: 248
Ну, вообщем  о  чем  я  и  хотел  сказать.  Нужно  точно  знать  углы  установки  генераторов  и  их  взаимное  расположение.  За  сноски  спасибо.
 
http://reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1333655224/0
отлично.
спасибо, почитал. Много чего интересного для себя почерпнул.
Не нашёл про расположение их на крыле. Как у вас располагаются?

Я не специалист в теории вопроса... Но могу написать как делали мы на самолете моего друга.

Когда строительство самолета по свободно находящимся в сети чертежам Зодиака подходило к завершению, мы встретили ролик на тьюбе :



http://m.youtube.com/watch?v=hyrd-47vtDI

И еще  подобный :
http://m.youtube.com/watch?v=YQO7SoULc3U

Идея понравилась, и мы решили применить вортекс генераторы на своем самолете.
Несколько слов про самолет.
Тема где я про него писал - называется '' Строительство по мотивам Zodiac CH 650 ''
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1258519020
По  мотивам  -  потому  как  исходно  -  полного  комплекта  чертежей  у  нас  нет  -  и  догмой  они  для  строительства  данного  образца  не  являются     Однако  основные  размерности  -  соблюдаются  и  т.  п.  У  музыкантов  -  говорят  -  вариации  на  тему...
Кому интересно - по ссылке можно прочитать подробнее.
В теме где обсуждается аэродинамика - не лишним будет упомянуть что профиль крыла у нас очень похож на применяемый у Криса Хайнца - но формально другой.
У нас применен довольно известный профиль Боинг 106.



Естественно что мы тоже пересмотрели множество сайтов, где писали про вортекс генераторы.
Как правило - там приводились картинки с разными вариантами исполнения самих элементов - типа этой :



Иногда встречались рисунки с шаблоном для установки элементов :



И общий вид готовой работы - к примеру такой :



Ну и далее - пояснялось что пластмассовые или дюралевые элементы могут быть закреплены на двусторонний скотч или приклеены специальным клеем или приклепаны.... Размещение элементов  производится согласно инструкции для конкретного ЛА - прилагаемой к кит набору высылаемому за вполне приличные деньги.

Собственно сами элементы - достаточно незамысловатые.  Некоторую сложность представляет выбор их геометрических размеров и способа размещения - так как инструкция по пременению естественно в открытом доступе обычно отсутствует.

Хотя на некоторых сайтах есть указания по изготовлению элементов и монтажу их на ЛА.

Приведу пару ныне действующих ссылок на странички с интересной информацией. Надеюсь что те, кто не читает на иностранных языках сами сумеют вставить ссылки в переводчик гугл.

http://www.ronleclerc.net/vortex-gen.html

http://www.freebirdaviation.com.au/vortex.html

Хотя я сам принимал участие в работе, я написал хозяину самолета, чтобы он подтвердил  по каким точкам мы клепали вортексы.  В общем - мы делали так :
Расстояние от переднего края крыла - 12 - 15 % ширины ( хорды ) крыла.
Расстояние между элементами - 100 мм.
Угол отклонения элементов от оси самолета - 10 - 12 градусов.
Длина элемента - 30 - 35 мм. Высота - 15 мм.
( В качестве заготовки использовали пластмассовый уголок со строительного рынка ).
( Если я пишу 30 - 35 мм - это не значит что можно делать все элементы на одном самолете разные. Это значит что размер может быть в этих пределах - но при изготовлении комплекта элементов они не должны отличаться по размерам больше чем на 1 мм. Во всяком случае к этому следует стремиться. Мы все элементы вырезали ножницами по одному шаблону и потом  обходили по контуру продольными движениями напильника для устранения неровностей. )

За образец формы мы взяли элемент как на рисунке ниже
( только с некоторым упрощением - не из тавра, а из уголка. И пожалуй - чуть больше скошенный. Кроме того - уголок лучше подходит для крепления заклепками )



Готовый результат работы :





На горизонтальном хвостовом оперении вортекс генераторы установлены
не сверху ( как на крыле ),  а снизу.


Крайнее фото - уже с новым мотором


 
Назад
Вверх