Здравствуйте, авиаторы.
Прошу помочь найти литературу, расчёты по теме "Турбулизаторы" они же Vortex Generators, Вортекс Генераторы, завихрители, гребешки и т.д.
Интересует ответы на вопросы:
"плотность" их установки (насколько часто они должны распологаться по размаху крыла),
положение относительно САХ (10, 15, 20% и т.д.),
какой высоты они должны быть,
под каким углом должны распологаться
форма их (прямоугольная или треугольная)
на сколько увеличивают Су и Сх, угол атаки и графики...
Они применяются на многих самолётах серийного производства. В основном на хвостовом оперении, как я понимаю, для эффективности РВ, РН. А на современных боингах и аэрбасах и на крыле.. Так же их устанавливают на закрылки...
Не допускаю мысли, что можно их поставить, а дальше будь что будет. Уверен, что многие поделятся если не расчётами, то опытом их применения
http://airspot.ru/library/book/shmitts-aerodinamika-malyh-skorostey
Посмотрите эту книгу. Это про авиамодели и малые Re, но для понимания принципов наверное подойдет.
Турбулизаторы и вихрегенераторы-принципиально разные вещи. Первые (уступы/борозды) меняют лишь состояние погранслоя. Вторые действуют и за пределами погранслоя,и суть действия их-куда интереснее и разнообразнее.
При наших скоростях и размерах, турбулизаторы имеют смысл лишь на подкосах и стойках тихоходных аппаратов.
Турбулизаторы и вихрегенераторы-принципиально разные вещи. Первые (уступы/борозды) меняют лишь состояние погранслоя. Вторые действуют и за пределами погранслоя,и суть действия их-куда интереснее и разнообразнее.
При наших скоростях и размерах, турбулизаторы имеют смысл лишь на подкосах и стойках тихоходных аппаратов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пластинчатый_турбулизатор
в РЛЭ Л-39 на стабилизаторе "они" располагаются и в книге "их" именно так и назвали "ТУРБУЛИЗАТОРЫ", оттуда и взял название
и снова то что у нас малы скорости.... Но применяют же.. Как просчитать с какой скорости эффективны
Вам КАА всё очень правильно сказал, наверно стоит правильно называть предмет обсуждения. Вы наверно имели ввиду вихрегенераторы, так это совсем другое и назначение у них совсем другое. Если Вы о них , то скажу , что они оказывают неплохое воздействие на срывные характеристики крыла, но только при правильном их взаиморасположении иначе это будет набор повышающий Сх не более. От углов их установки зависит и прилегание верхнего потока и делать это наверно целесообразно после аэродинамической продувки с лентами или строго по чертежам проверенной модели самолета. Для примера расскажу , что при облете СН 701 самолет тупо не хотел лететь. Все проверили вроде все в норме, а потом сборщик самолета вспомнил, что собирал предкрылок без шаблона , на глазок. После когда переустановили предкрылок я сам обалдел, самолет залетал, да еще как.
NACA 4415,форма и углы VG,числа Re 1-2 млн.Кая понял характеристики сильно зависят от чистоты поверхности,при шероховатости вихревая система не очень эффективна.
Вот именно поэтому я и хочу разобраться в этом вопросе и найти расчёты, ну или хотя бы ТОЧНУЮ, рабочую схему их расположения. Понимаете? Я хочу понимать, что будет, если я установлю их ближе к носку или ближе к середине по хорде, часто или редко .... Ну и тд. Удивлён, что бывает "на глазок"... "На глазок" - это может опытный конструктор.. Поликарпов мог бы себе такое позволить. Другие уважаемые конструкторы тоже могли бы себе такое позволить, НО если они это и делали, то только для проверки своей конструкторской интуиции и с полной уверенностью, что это будет безопасно.. А здесь... Сделал не по-шаблону... И "вспомнил" после неудачного испытания... Я извиняюсь за критику. Это для того, что бы прояснить, чего в итоге МНЕ надо :-?
Я не специалист в теории вопроса... Но могу написать как делали мы на самолете моего друга.
Когда строительство самолета по свободно находящимся в сети чертежам Зодиака подходило к завершению, мы встретили ролик на тьюбе :
http://m.youtube.com/watch?v=hyrd-47vtDI
И еще подобный :
http://m.youtube.com/watch?v=YQO7SoULc3U
Идея понравилась, и мы решили применить вортекс генераторы на своем самолете.
Несколько слов про самолет.
Тема где я про него писал - называется '' Строительство по мотивам Zodiac CH 650 ''
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1258519020
По мотивам - потому как исходно - полного комплекта чертежей у нас нет - и догмой они для строительства данного образца не являются Однако основные размерности - соблюдаются и т. п. У музыкантов - говорят - вариации на тему...
Кому интересно - по ссылке можно прочитать подробнее.
В теме где обсуждается аэродинамика - не лишним будет упомянуть что профиль крыла у нас очень похож на применяемый у Криса Хайнца - но формально другой.
У нас применен довольно известный профиль Боинг 106.
Естественно что мы тоже пересмотрели множество сайтов, где писали про вортекс генераторы.
Как правило - там приводились картинки с разными вариантами исполнения самих элементов - типа этой :
Иногда встречались рисунки с шаблоном для установки элементов :
И общий вид готовой работы - к примеру такой :
Ну и далее - пояснялось что пластмассовые или дюралевые элементы могут быть закреплены на двусторонний скотч или приклеены специальным клеем или приклепаны.... Размещение элементов производится согласно инструкции для конкретного ЛА - прилагаемой к кит набору высылаемому за вполне приличные деньги.
Собственно сами элементы - достаточно незамысловатые. Некоторую сложность представляет выбор их геометрических размеров и способа размещения - так как инструкция по пременению естественно в открытом доступе обычно отсутствует.
Хотя на некоторых сайтах есть указания по изготовлению элементов и монтажу их на ЛА.
Приведу пару ныне действующих ссылок на странички с интересной информацией. Надеюсь что те, кто не читает на иностранных языках сами сумеют вставить ссылки в переводчик гугл.
http://www.ronleclerc.net/vortex-gen.html
http://www.freebirdaviation.com.au/vortex.html
Хотя я сам принимал участие в работе, я написал хозяину самолета, чтобы он подтвердил по каким точкам мы клепали вортексы. В общем - мы делали так :
Расстояние от переднего края крыла - 12 - 15 % ширины ( хорды ) крыла.
Расстояние между элементами - 100 мм.
Угол отклонения элементов от оси самолета - 10 - 12 градусов.
Длина элемента - 30 - 35 мм. Высота - 15 мм.
( В качестве заготовки использовали пластмассовый уголок со строительного рынка ).
( Если я пишу 30 - 35 мм - это не значит что можно делать все элементы на одном самолете разные. Это значит что размер может быть в этих пределах - но при изготовлении комплекта элементов они не должны отличаться по размерам больше чем на 1 мм. Во всяком случае к этому следует стремиться. Мы все элементы вырезали ножницами по одному шаблону и потом обходили по контуру продольными движениями напильника для устранения неровностей. )
За образец формы мы взяли элемент как на рисунке ниже
( только с некоторым упрощением - не из тавра, а из уголка. И пожалуй - чуть больше скошенный. Кроме того - уголок лучше подходит для крепления заклепками )
Готовый результат работы :
На горизонтальном хвостовом оперении вортекс генераторы установлены
не сверху ( как на крыле ), а снизу.