Удачные и неудачные узлы крыльев дельталетов.

S

sun

Ну вот, открыл. Обсуждение началось в соседней ветке
"Первое российское крыло для микродельталётов "Апогей-14Микро".  Очень хочется чтоб все это читали производители, можно считать это пожеланиями клиентов.
Я понимаю, что в выборе крыла клиент исходит из летных характеристик, а всякие цацки решающей роли не играют, однако хочется все же, чтоб кроме всего был аппарат простой в сборке-разборке, всеж-таки самое первое преимущество дельталетов - складываемость, поэтому пусть она все же будет не на последнем месте.
Можно наверное обсуждать тут и типовые узлы телег.
 
Мой первый дельталёт при сборке/разборке не требовал применения ни одного ключа или какого либо-другого инструмента. Ни для крыла ни для телеги. Всё делалось голыми руками!

А в моём новом аппарате приходится в каждый полёт брать с собой гаечные ключи на случай вынужденной посадки.
Иначе я не смогу опустить и разобрать крыло.
 
Мой первый дельталёт при сборке/разборке не требовал применения ни одного ключа или какого либо-другого инструмента
Ну у меня единственная гайка, которую надо откручивать ключом - это гайка на болту подвески, я ее созначтельно затягиваю при сборке от души.
А остальное требует применения только рук и "такой-то матери". :о)
 
Мой первый дельталёт при сборке/разборке не требовал применения ни одного ключа или какого либо-другого инструмента
Ну у меня единственная гайка, которую надо откручивать ключом - это гайка на болту подвески, я ее созначтельно затягиваю при сборке от души.
А остальное требует применения только рук и "такой-то матери". :о)
А управление по тангажу не заклинит? ;D Наверно у Вас пальцы как на гаечном ключе 14 х17  ;D
 
А управление по тангажу не заклинит?
Не заклинит. Это верхний болт, который на кубике, качается телега вокруг другого болта.
Затягиваю ключом, после того как тут столько наговорили о вреде люфта в подвеске.
 
А управление по тангажу не заклинит?
Не заклинит. Это верхний болт, который на кубике, качается телега вокруг другого болта.
Затягиваю ключом, после того как тут столько наговорили о вреде люфта в подвеске.
Леша, привет!
Сколько летал, никогда не задумывался о люфте в этом узле.
Я вообще стараюсь не затягивать гайки. Все закручиваю от руки и рад этому. При возникновении кренов в наборе парирую трапецией с одновременным уменьшением газа и отдачей ручки, но все зависит от ситуации и режима полета.
В дискуссию по этому поводу лезть не хочу, просто скажу, что пользоваться газом нужно плавно и научиться определять реакцию аппарата , и вовремя реагировать на сдвиги по курсу.
 
Привет, Витя.  Я тоже раньше не задумывася, считалось даже что небольшая свобода в этом узле полезна.  Газом никогда резко не сучу, проблем с управлением не замечал, не было еще даже намеков аппарата выйти из-под контроля (тьфу 3 раза), но гайку стал затягивать, береженого Бог бережет:о)
 
sun, спасибо за отдельную тему. Странно, обсуждение так активно начиналось, а тут в новой теме тишина... Ладно попробую освежить, (тем более что обещал), перенеся интересную на мой взгляд часть сообщений, так сказать выжимку:

Когда заказывал крыло у ВМ тоже попросил сделать молнии на стыках консолей. Сделали без разговоров.Но вообще, есть "более другие" решения, как например выполен узел пристыковки консолей на Х-14, там можно вставлять трубу не задирая паруса,и не суя руки в молнию, просто вставил консоль и все, от проврорта она фикстируется специальным пазом, арасстыковаться не даст парус.К сожелению большинство производитеоей делают фиксацию консоли по-старинке, отверстием и пальцем.Большинству это по-барабану, т.к. складывают крылья в 6-м пакет, но вот для "четырехметровщиков", за редким исключением, удобств не предусмотрено. Я имею ввиду узел стыковки консолей, и невозможность сложить ручку трапеции "вовнутрь", ее приходится отсоединять.Хотелось бы обратить внимание производителей на эти 2 момента. 

Не вижу так же ничего плохого в том, чтоб сделать складывающуюся вовнутрь ручку трапеции, лягушку натяжения на верхнемтросу, позволяющую складывать мачту не отсоединяя трос, ну еще пара - тройка узких мест, все это мелочи, конечно, но они портят без того нелегкую жизнь :о) 

Лягушка нятяжения верхних тросов, в частности, стояла надревнем Стриж-25, ослабил трос, выдернул мачту. Всё.

У меня (на Апогей-16М)верхний и нижний троса, и трос поперечины - все вместе крепятся одним общим болтом к килевой. Его всё равно откручивать. Вообще крыло очень хорошо продумано и очень удобно в сборке/разборке. 
...Там  (речь о верхнем заднем тросе)просто килевую приподнимаешь и расслабленный трос прикручиваешь. Усилий ноль.

По мне так лучше просто отпустить поперечку, чтоб при этомне разбиралось пол-крыла, тем более в продуманнойконструкциинет никакой необходимости отсоединять задние нижние и верхний троса при каждой сборке.Не,в большинстве аппаратов найдется своя ложка дегдя, и не одна, которой легко могло бы не быть.

Не понимаю, почему действительно удобные решения не подхватываются другими производителями. Примеры:
Крыло Галс - узлы складывания трапеции, позволяющие сложить ручку трапеции внутрь, не отсоединяя ее полностью.
Тот же Галс - кубик подвески, позволяющий менять центровку не отсоединяя крыла от телеги, и ничего не складывая, по времени - 1-2 минуты.
С-15 (если не ошибаюсь) карабин,к которому крепится задний верхний троси антипикушки - не надо выкручивать задний болт, достаточно отщелкнуть карабин от мачты, чтоб сложить ее.
Стриж-25 - натяжная лягушка верхних тросов - мачту можно складывать вообще ничего не отсоединяя.
Х-14 - Возможность вставлять и снимать консоли, не задирая парус и не шаря рукой в технологических вырезах на парусе.
Марлин первых выпусков - шплинт фиксации передних нижних тросов с откидным флажком (вместо болта с гайкой и контровкой).   Это так, навскидку, только то, что сам видел, наверняка список можно продолжить.Вообще может завести отдельную ветку "Удачные и неудачные решения конструкцииузлов дельалета"?

на примере крыльев Аэроса (Дискус, Фокс) исключительно в плане сборки-разборки, не касаясь связи этих решений с ЛТХ в которых я пока баранлично мне нравится:
1. крепление троса поперечины, переднего нижнего и заднего верхнего троса на защелке.
2. "модные" хвостовика лат с защелками- разумеется при правильной конструкции паруса.
3. складная упорная лата Фокса.
4. длинная килевая труба Дискуса для упора в землю. пробовал на лежачем крыле отпустить поперечку- фигвам. и вообще возможность сборки крыла стоящего на трапеции- наверное плюс.
5. съемные хлысты Дискуса укорачивают 6ти метровый пакет почти до 5ти- для когото может оказаться важно.

из недостатков:
1. хлысты Дискуса. пока их установка напрягает. и обьективно усложняет процедуру сборки- есть порядок который нельзя нарушать и например латы вставляются изза этого в 2 приема. и при их установке сильно мнется лобик паруса.
2. молнии под антипикухи. большущия- расстегивается вся нижняя поверхность на консоли, и застегивать приходится когда крыло уже натянуто.
3. узел крепления с разъемом кубика в плоскости симметрии. снимается не просто- нужно крутить болтики, если не снимается- торчит из чехла. на Фоксе мешал складывать трапецию. при нашей схеме разборки телеги мне удобнее узел с разъемом кубика в горизонтальной плоскости и со съемной верхней половиной. сам узел мне удобен несъемный с телеги.
4. Разъем нижних тросов- расстыковывается ручка. не нравится мне разъем в растянутом несущем поясе. мне кажется лучше вынимать ручку с наконечниками из стоек. тогда их достаточно крепить пружинным фиксатором. Я с Мысенко все это обсуждал. услышал полное понимание. интересно в каком виде все это реализовалось в крыле. 

На моём Апогее-16M так. Думаю, что и маленький Апогей будет очень похож:
1. крепление троса поперечины, переднего нижнего и заднего верхнего троса на защелке.
Просто все три троса крепятся под один болт. По-моему очень удобно и просто
2. "модные" хвостовика лат с защелками- разумеется при правильной конструкции паруса.
У меня такие хвостовики, но теперь считаю их минусом. В болтанку бывает отстёгиваются и начинается косолёт. Тепрь всегда фиксирую эти застёжки пластиковыми стяжками
3. складная упорная лата Фокса.
Стоит складная упорная лата. Очень удобно
4. длинная килевая труба Дискуса для упора в землю. пробовал на лежачем крыле отпустить поперечку- фигвам. и вообще возможность сборки крыла стоящего на трапеции- наверное плюс.
5. съемные хлысты Дискуса укорачивают 6ти метровый пакет почти до 5ти- для когото может оказаться важно.

из недостатков:
1. хлысты Дискуса. пока их установка напрягает. и обьективно усложняет процедуру сборки- есть порядок который нельзя нарушать и например латы вставляются изза этого в 2 приема. и при их установке сильно мнется лобик паруса.
2. молнии под антипикухи. большущия- расстегивается вся нижняя поверхность на консоли, и застегивать приходится когда крыло уже натянуто.
3. узел крепления с разъемом кубика в плоскости симметрии. снимается не просто- нужно крутить болтики, если не снимается- торчит из чехла. на Фоксе мешал складывать трапецию. при нашей схеме разборки телеги мне удобнее узел с разъемом кубика в горизонтальной плоскости и со съемной верхней половиной. сам узел мне удобен несъемный с телеги.
4. Разъем нижних тросов- расстыковывается ручка. не нравится мне разъем в растянутом несущем поясе. мне кажется лучше вынимать ручку с наконечниками из стоек. тогда их достаточно крепить пружинным фиксатором. 
Именно наконечники вынимаются из стоек. Очень удобно в разборке. Ручка цельная.
 
И вообще, давайте как-то в этой ветке высказывать свои пожелания производителям. 
 
Теперь в продолжение темы:
Но вообще, есть "более другие" решения, как например выполен узел пристыковки консолей на Х-14, там можно вставлять трубу не задирая паруса,и не суя руки в молнию, просто вставил консоль и все, от проврорта она фикстируется специальным пазом, арасстыковаться не даст парус.К сожелению большинство производитеоей делают фиксацию консоли по-старинке, отверстием и пальцем.
Честно говоря как это сделано на Х-14 не видел, а по этому описанию понять ну никак не могу.  Как в трубе реализован паз? Как вставляя в парус трубу, эта труба без всяких конусов и "вслепую" попадает в другую трубу.
sun, представить себе это ну никак не получается, может схемку какую изобразишь?
 
OSS сказал(а):
Как в трубе реализован паз. Как вставляя в парус трубу, эта труба без всяких конусов и "вслепую"
Честно сказать я сам узел не видел, просто видел как легким движением вгоняют консоль.  Я еще спросил, а что, ничем не фиксируется?  Ответили, что нет, там вроде паз какой-то. Ну попасть да, там надо немного потыкаться, но все это поисходило на моих глазах, довольно быстро.  Ну я представляю себе, как вариант,  это дело так:
Пусть владелцы этого крыла скажут, может не угадал.
 

Вложения

  • Stik.jpg
    Stik.jpg
    9,6 КБ · Просмотры: 155
Крыло Спорт -5. По этому крылу взывать к производителю бессмысленно, т.к. оно давно не выпускается, но может кто-то при выборе обратит на это внимание, а кто-то может чего подскажет.
На Спорте-5 лично меня напрягали и сильно портили радость сборки-разборки только 3 вещи (остальное не сильно, но делаем поправку годы его создания ).
1. тяжело заходят латы в латкарман и для вставки первых трёх верхних нужен либо помощник либо приспособа, чтобы приподнять парус спереди.  Решение - длинная рейка и веревочка с крючком или палочкой на конце. Рейкой (трубкой) упираемся в землю перед крылом или на упор повыше (см. схему). Крючок к рейке привязан таким образом, что перпендикуляром опускается в районе спец отверстия в парусе. После зацепа другой длинный конец рейки(трубки) приподнимаем и одновременно пропихиваем лату. Тоже хлопотно, но по крайней мере это выход.

2. С натяжением поперечины проблем никогда не было, тянется нетяжело хоть до конца, а вот консоли натянуть в одиночку удавалось только на первое отверстие, но на первом отверстии крыло летит хуже. До второго либо вдвоём, либо с использованием приспособ "аля рычаг", но удачной конструкции так и не родил.
3. Задний трос мачты. Вроде бы и карабин предусмотрен, но застегнуть, а особенно расстегнуть его та еще камасутра. Надо было одной рукой тянуть тросик с коушем, одной ногой приподнимать килевую, а второй рукой изо всех сил тянуть задний трос пытаясь стащить карабин. И всё бы ничего, но к мачте надо тянуться и вся эта операция еще и в наклоне.  Решение: В итоге от камасутры отошел и стал расстыковывать передний трос  - намного проще, но тоже неудобно.


У Diskus-15T от Аэрос мне не нравятся 2 операции: (щас меня умудрёные опытом закидают тапками в экран)
1. Да! - это установка хлыстов и их снятие. Видео где хрупкая дельтапланеристка легко с ними управляется не помогло, скорее наоборот - появился комплекс неполноценности 🙂
Алексей на своём крыле хоть и тоже справляется, но на пределе своих сил, причем для удачной попытки нужно занять очень определённую позу. ИМХО задумка хлыстов как таковых замечательная, но установка портит всё впечатление от остальной простой и быстрой сборки.
2. Узел подцепа в виде скобы тоже не нравится т.к. вместо одного болта надо раскрутить 3, причем те, что стягивают "кубик" сами мелкие да еще и с очень мелкой контровкой. Даже в тонких перчатках на холоде крайне неудобно. Единственное объяснение выбора такой конструкции - меньший вес, другого объяснения не нахожу. На рекордных и спортивных это наверное оправдано, а вот для рядового пилота выходного дня откровенный геморрой...
Вроде бы мелочь, но...
 

Вложения

  • ___________054.jpg
    ___________054.jpg
    40 КБ · Просмотры: 153
OSS сказал(а):
С натяжением поперечины проблем никогда не было, тянется нетяжело хоть до конца, а вот консоли натянуть в одиночку удавалось только на первое отверстие, но на первом отверстии крыло летит хуже. До второго либо вдвоём, либо с использованием приспособ "аля рычаг", но удачной конструкции так и не родил.
У меня была такая проблема на Марлине, мучился, матерился, звал на помощь :о) Решение оказалось простым - однажды я догадался, перед тем как натягивать парус на консоли, СВЕСТИ их. С тех пор все это делается легко и непринужденно.
OSS сказал(а):
1. Щас меня умудрёные опытом закидают тапками в экран, но это установка хлыстов и их снятие
Я где-то читал про какое-то "волшебное движение" при установке хлыстов. Это надо спрашивать у парителей на сайте "небо для всех"
 
sun сказал(а):
Я где-то читал про какое-то "волшебное движение" при установке хлыстов. 
- Да Алексей тоже нащупал какое-то движение, но я собственно о том, что это крыло очень сильно бы выигрывало в наземных удобствах если бы ни особого опыта, ни приложения сил в этой операции не требовалось бы.

Ответили, что нет, там вроде паз какой-то. Ну попасть да, там надо немного потыкаться, 
Насчёт паза понятно, действительно сам парус расстыковаться не даст и если парус не будет держать эту трубу, то и от трубы этой уже толку нету... А вот что касается попасть полутораметровой трубой в трубу... Если потыкаться, то тогда понятно, но это к слову о молниях. Потыкаться конечно можно  (тогда и со временем наверное придёт опыт), но молния в этом месте здорово поможет. Конечно для тех кто возит в 6 метрах это не актуально.
 
Кстати, вместо "технологического хвоста" можно использовать  саму  телегу.   Рзводим консоли, натягиваем технологический     шнурок попречки ставим аппарат на трапецию и нос, подкатываем телегу, присоединяем узел подвески. Теперь откатываем телегу немного назад, так,  чтоб нос крыла поднялся, но пилон пока не поднимаем.  Заходим сзади и втыкаем латы даже не нагибаясь.
 
Решение - длинная рейка и веревочка с крючком
Гемор с всовыванием лат на С-5 до боли знаком:о)
Наверное проще пришить к верхней поверхности небольшую петельку, тогда можно будет приподнимать обшивку любой палкой.
 

Вложения

  • 0054_002.jpg
    0054_002.jpg
    23,3 КБ · Просмотры: 142
Честно сказать я сам узел не видел, просто видел как легким движением вгоняют консоль.Я еще спросил, а что, ничем не фиксируется?Ответили, что нет, там вроде паз какой-то. Ну попасть да, там надо немного потыкаться, но все это поисходило на моих глазах, довольно быстро.Ну я представляю себе, как вариант,это дело так:
Пусть владелцы этого крыла скажут, может не угадал. 

все проще. паз во вставляемой трубе. болтик через внешнюю. так точно сделано на Fox и возможно на Дискусе- но не буду уверять тк его из 4х метрового собирал уже на автопилоте. попадать не сложно так трубы можно совместить и удерживая рукой снаружи паруса.
но для того чтобы на фоксе выдернуть консоли положено выкручивать саморезы которыми парус крепится к боковым трубам в районе носового узла. так положено по инструкции хотя мне кажется не обязательно
 
Лучше, и проще, и надёжнее крепления узлов консолей, крыла "Апогей" я не встречал (среди отечественных конечно). Для удобства стыковки В. Мысенко он же  Апогей-16М, мог бы конечно что то придумать с парусом, за столько лет, НО, однако мастеру виднее.
Я считаю так, крылья надо разбирать после сезона, после долгого хранения, после жёстких посадок, снимать парус и осматривать все трубы каркаса. Да, хлопотное это дело, но иногда жизни спасает. Есть примеры, после осмотров выявлялись на трубах вмятины (наверно не стоит объяснять к чему может привести), так вот эти вмятины были в тех местах, откуда из кармана смотрового были не видны, типа троса на месте, визуально всё цело. А с обратной стороны трубы как просмотреть, да ещё по всей длине?
Вот такое предложение, может и не в тему. Возможно и ИМХО.
 
Vazha сказал(а):
Лучше, и проще, и надёжнее крепления узлов консолей, крыла "Апогей" я не встречал 
А разве этот узел на Апогеях чем-то отличается от подавляющего большинства крыльев?

Vazha сказал(а):
Я считаю так, крылья надо разбирать после сезона, после долгого хранения, после жёстких посадок, снимать парус и осматривать все трубы каркаса
В.Мысенко именно этим и объясняет тот факт, что не делает смотровые окна узлов на молниях, т.к. все узлы законтрены и т.д. и там ничего не может произойти до следующей разборки крыла, а раз в сезон надо полюбому разбирать и ВСЁ смотреть.
Но если бы были молнии на всех узлах, то контроль основных узлов мог бы быть не только раз в сезон, но и раз в выезд, а при желании хоть каждый вылет. Есть желание - посмотрел, убедился- полетел. Может это и перебор, но в любом случае  ничего плохого в этом нет. Если же удобного доступа нет, то даже когда желание есть крыло разбирать не станешь. Но это моё ИМХО. Например на некоторых авто нет стрелочного указателя температуры двигателя, а только лампа-контролька. Казалось бы всё под контролем, но стрелки как-то не хватает...
 
Назад
Вверх