ВМУ на базе ТС21

vvognev

Самолетопоклонник
Лежали как то у нас турбостартеры для проекта не совсем связанным с авиацией. И как зашла речь с одним знакомым, что ему интересно построить что нибудь безумное на базе турбины. Дык вот, говорим, есть у нас штука. Слово за слово, и тут наши интересы и сошлись. Вообщем, попросили нас построить ВМУ на базе турбостартера, чтобы на аэросани поставить). Ну а что такого. Сели, посидели с кофием, накидали. На днях начнем точить, а как купим новый сварочник так и модный выхлоп варить начнем. И мотораму.

Так как у нас валяется винт от джабиру, то было решено убить двух зайцев и попробовать сразу проверить в "самолетной" компоновке стенд построить, да и меньше работы.

Все изображенное поставим на стенд из труб, чтобы тягу померить.
 

Вложения

  • Screenshot_17.png
    Screenshot_17.png
    34,6 КБ · Просмотры: 589
Любопытно сколько тяги даст выхлоп в итоге. Потому что при испытании со штатным соплом, оно дует очень неслабо, килограмм 20 может.
 

Вложения

  • Screenshot_18.png
    Screenshot_18.png
    43,2 КБ · Просмотры: 487
Винт висит на подшипниковом узле, который в свою очередь висит на мотораме. Задняя часть стартера также будет подвешена на родных кронштейнах.
 

Вложения

  • Screenshot_19.jpg
    Screenshot_19.jpg
    98,1 КБ · Просмотры: 476
Это родной редуктор,на винте сколько оборотов ожидается??И еще вопрос- реактивная тяга не уйдет ли вся на то,чтобы выхлоп в нарисованной  конфигурации разворотить?
 
Скорее моторама закрутится вокруг винта ….
 
Здравствуйте. Очень интересно. Уже были где-то и ТВД и ТРД на базе ТС-21. А можно узнать,  какие основные ТД и Х имеются и ожидаются: мощь, удельный и абс.расход топлива на ВР и КР, расход воздуха, Пи компрессора, вес общий и самого ТС, ресурс.
 
Пока что этот двигатель имеет больше загадок. В соседней теме непонятно полетел он в итоге или нет.
Все это пока просто эксперимент.
ТС21 крайне любопытен для переделки, так как имеет готовый редуктор с нужными оборотами. Он дает почти 400 Нм при 1800 об/мин и около 250 Нм при 3000 об/мин и выше. В общем идеально.
Мощность расчитываем снять 80-90 л с. если смотреть по заявленным характеристикам.
Так как сам стартер предназначался для раскрутки большого двигла и работы 40 сек, то нигде толком не описано реальное потребление. Но похоже что на полной мощности он ест 1.2 л/мин, если не больше. Это цена за любовь к турбинам). Есть надежда что в крейсере удастся снизить потребление до 35 л/ч, все зависит от типа ЛА конечно. На самолете должно уложиться.
Вес - пока непонятно. Попробуем уложить в 60 кг.
С ресурсом вопрос интересный. Если рассматривать как сделан ТС21, то мне кажется, что его изначально делали как маленький ТРД, либо конструкторы сознательно сделали задел на будущее. Редуктор в нем довольно суровый, все на подшипниках. Система смазки тоже явно рассчитана на длительную работу. В общем есть мнение, что если двигатель не перегревать на старте, смазывать подшипники и не бросать мусор в компрессор, то проживет он долго. Вопрос вызывает только долговечность никель-графитного уплотнения турбин. Сколько оно простоит, хз.
Расход воздуха не считал, компрессор давит до 3.8 по бумагам.

Мы решили повесить винт на отдельный подшипниковый узел, так как конструкция редуктора явно не рассчитана на длительные осевые нагрузки.
Нам удалось с большим трудом собрать все родные агрегаты, кроме автомата запуска, но если судить по тому что удалось о нем узнать, толку от него мало.
Вначале хотим испытать на родном ТМА.
Пока есть вопрос как им управлять, в нем есть электроклапан для снижения подачи, и некий автоматический регуглятор берущий давление от компрессора. Нужно придумать как сделать плавную регулировку топлива. Либо как-то ограничивать давление по обратной связи, либо делать управляемый дренаж топлива из линии после насоса.
Также однозначно нужно обложиться всеми датчиками. По оборотам ГГ, свободной турбины, температуры газов, и давления в КС.
И видимо сделать автомат который рубит топливо в случае забросов параметров.
В этом двигателе может все пойти скоротечно в процессе опытов, не хотелось бы получить горстку нержи для металлоприемки)

И еще вопрос- реактивная тяга не уйдет ли вся на то,чтобы выхлоп в нарисованной  конфигурации разворотить?
Родной выхлоп, у него фланчик и 3мм стали и сопло из 1.5.
Я в итоге буду делать что-то похожее что на картинке только из круглых труб. Он не бывают тоньше 1.5-2мм, так что все будет держать. Плюс там будут поддерживающие кронштейны на мотораме.
В общем не улетит. Я больше переживаю чтобы не снизилась эффективность свободной турбины из-за всех изгибов.

Моторама показана условно, будем ее прикидывать по факту.
Нужно еще же разместить все агрегаты.
Продумать путь холодного воздуха.
Поставить маслобак, и попытаться снизить его обьем. При работе ТСки из обратки у него летит масляная пена, ее еще нужно разделить.

Вот такие планы
 
Вот какие трубища у TP-100 стоящего на RV. А дует он явно не меньше.
 

Вложения

  • Screenshot_21_005.jpg
    Screenshot_21_005.jpg
    119,2 КБ · Просмотры: 555
Ну так и и я писал о потерях тяги реактивной струи из-за поворотов на такие углы и таким радиусом,типа гипербола))).Понятно,что труба выдержит.Где-то  тут есть тема про турбогенератор и мотодельт успешно летавший на нем,но вот ТС-21 или еще какой -не помню.Про переделку автоматики там невнятно было,типа ноу-хау автор не делился,а дело еще до возникновения форума было.Расход вроде около 40 литров был.летал хорошо,но вроде у тех людей не было необходимости керосин и сами турбины экономить))))
На Пилатусах и других одномоторных турбопропах выхлоп слегка относительно оси самолета развернут.Надо думать для компенсации  момента от турбины и винта
 
Это-ж турбостартер - у него огромный компрессор с низким коэфф. -надувает 2.5 и крохотная турбинка с редуктором.
Газогенератор производят в разы больше газа , чем способна переварить его свободная турбина- т.к. это стартер - фен, что раскручивает основное двигло..   И-за этого огромный расход и т.д. 
НУЖНО ДРУГОЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА. Меньше, легче , с большьшим K...
 
Про датчик крутящего момента не забыли?
Хотелось бы, но для данного этапа сложновато думаю, да и что нам это даст?
У нас фиксированный винт, по оборотам которого момент можно грубо прикинуть, и я сильно сомневаюсь что мы до 400 Нм доберемся на нем.

Почитать бы что-то поподробнее по измерению момента на ТВД толковое. Посоветуете?
 
Почитать бы что-то поподробнее по измерению момента на ТВД толковое. Посоветуете?
На наших TP-100 стоят тензодатчики на корпусе редуктора, момент определяется по скручиванию корпуса по калибровочной нагрузке. Данные обрабатыватся процессором и выводятся по протоколу CAN. Данные уходят на приборы и на ЦЭБО. Это, кстати, на сегодня, вероятно, самое простое решение.
Да, алгоритмы системы автоматического регулирования подачи топлива с моментом не работают, так что Вы, вероятно правы - на первом этапе без Мкр можно обойтись.
Что же касается фиксированного винта, что это даст практическую приемистость секунд 10...15. Честно скажу, что и 5...6 секунд наших двигателей, при заходе на посадку, заставляют думать и двигать РУД на один-два хода вперед, что несколько напрягает. С винтом фиксированного шага всё будет грустнее. Если, конечно, это не подъёмный двигатель мотопланера с положениями "ВКЛ" и "ВЫКЛ"
 
Довольно прямое решение в лоб. Я думал что-то изощреннее.

У меня была мысль сделать похоже, только проставить что-то эластичное между валами и смотреть на риски на них оптическими/индукционными датчиками. Момент вычислять по разности фаз. Просто идея. Но что за решение и материал применить чтобы было безопасно, не знаю.

Я полагаю на больших и жирных ТВД скорее используется гидравлика? Также два вала взаимодействуют, только тут момент винта борется с давлением масла, наверное так?

Данная установка пока просто понять что это за зверь, а так то понятно что ТВД без ВИШ это несерьезно.
Но черт побери получается что весь ВИШ да еще с измерением момента и автоматикой получается сложнее самого двигателя. :'(
 
Расход  слишком  большой при данной мощности , вряд  ли  это  кому из  потенциальных эксплуатантов понравится.А в остальном мысль на мой взгляд  живая и  если  кто  согласится на этот эксперимент ,  то  будет  приятно  удивлен.Да,  ВИШ тут  обязателен. 😉
 
Идея с запуском захватила всех, и заставляет усердно трудится). Любопытство - страшная сила.
Одной из непростых деталей является собственно сам узел крепления винта, а точнее его корпус.
Прикинули что понадобится болванка диаметром 200мм. Когда мы узнали ее стоимость, жаба сильно раздулась и стала показывать на угол с грудой обрезков алюминия и нашептывала что неплохо бы попробовать ее переплавить. Сказано - сделано.
Сама идея конечно неправильная, но для наземных испытаний сойдет. На удивление получилась неплохая отливка вполне приемлемого качества. В качестве кокиля использовалось пожарное ведро, по размерам подошло идеально. ;D
Точим. 😀
 

Вложения

  • IMG_8105_001.JPG
    IMG_8105_001.JPG
    135,3 КБ · Просмотры: 448
Много точим. И завтра еще точить.
Расчетный вес корпуса 2.5 кг
 

Вложения

  • IMG_8101.JPG
    IMG_8101.JPG
    99,6 КБ · Просмотры: 453
Назад
Вверх