Вопрос любителям ночных полётов

Twisterwind aka Якут

Дайте мне Fulcrum - и я переверну ВСЁ!!!
Откуда
Якутск
Так... Рыцари!!! Кто садился в сумерки, або в тёмное время суток при свете фар? Есть вопрос на засыпку. Как известно, при "не очень нормальной" видимости (туман, интенсивная задымлённость) перед включенной фарой образуется не очень приятный экран, мешающий разглядеть нормально обстановку впереди ВС. Так вот... Вопрос знатокам и бывалым... Куда эти фары устанавливать для наименьшего влияния этого неприятного эффекта? Этот вопрос я задаю для того, чтоб не наступать лишний раз на грабли, которые придуманы до меня :)
 

dmlabs

Ученик В.М. Полесова
Лучше всего устанавливать на земле, в порядке дающем представление о направлении и пороге ВПП. На борту при тумане или дымке, даже Бано тиногда выключают.
 

shum99

Жить, дышать, летать...
Откуда
Москва
Совершенно верно! Не только БАНО, но и подсветку приборов. Что необходимо оставить - так это GPS-приемник. Если подсветка его экрана не очень яркая, не мешает. Остальное слепит. Это, конечно, когда условия ну очень скверные - туман, плотная дымка. Спасали включенные аварийки на машинах у ВПП и дальний свет, направленный по направлению полета.
Но лучше избегать таких условий, т.к., не смотря на Вашу подготовку (техническую, профессиональную, моральную), посадка в таких условиях - рулетка. Не всем везёт...
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Уже много лет фары устанавливаю только так.
Курсовая диодная прямо по курсу. С тех пор как стал использовать диодный свет, встречные борта с любых углов в передней полусфере при включенной фаре обнаруживают меня первыми. Обеспечивает хорошую видимость на пробеге после опускания стойки и разбеге. Не требует кабелей большого сечения, низкое потребление, возможность работы в режиме проблескового маяка (не использую) Хорошего луча не дает.

Вторая фара под большим углом вниз ксенон (с максимально желтым спектром). Использую так же много лет на своих двухдвигательных ЛА. Применяю обычную круглую туманку от Хелла с простым стеклом и снятой внутренней перегородкой не дающей слепить встречный транспорт на дороге. Встает на штатное место Текнама, вместо дебильных Ламп фар с спиралью с палец толщиной, диким потреблением и никаким светом. Самый мощный луч. Позволяет надежно увидеть посадочные знаки или торец полосы уже с высоты около 100 метров. С земли наблюдая за самолетом, по лучу дополнительно хорошо видно траекторию конечного этапа захода. На земле при предварительной установке настраиваю световое пятно на два-три метра впереди самолета. Из минусов возможна сильная помеха на связь в момент розжига ксеноновой лампы. На Л-42 до конца не удалось победить вообще. На Текнаме этой проблемы не было совсе. Легкий шум можно услышать только при открытом шумоподавлении.
Если вы собрались летать на маленькой папелаце на неосвещенные полосы в таких условиях когда туман будет мешать свету фары на посадке, то сильно не напрягайтесь, поставьте обычную фару от трактора. Долго она все равно вам не пригодится, только лишние расходы....
Если нет самостоятельного опыта ночных полетов, то очень рекомендую хотя бы первые опыты на себе проводить с инструктором летавшим ночью. Даже самый конец вечерних сумерек сильно отличается от полной темноты по условиям выполнения полета. Осознание этого может легко стать последней грамотной мыслью в этой жизни.
Так же при выполнении ночного ПВП полета постоянное особое внимание к изменению дальности видимости световых ориентиров.
Включая звезды, луну, населенные пункты, автомобили на автодорогах. Потеря видимости звездного неба на отдельной его части легко может превратится в грозу минут через пятнадцать. Не забываем про фонарик в кармане. При +15° у земли и после набора метров 500 можно легко набрать обледенение и узнать об этом уже слишком поздно если не осматривать поверхности планера с фонариком и не посматривать на датчик забортной температуры.
Периодическое включение курсовой фары в полете так же может вовремя помочь определить начало ухудшения условий полета и не доводить дело до
Как известно, при "не очень нормальной" видимости (туман, интенсивная задымлённость) перед включенной фарой образуется не очень приятный экран, мешающий разглядеть нормально обстановку впереди ВС
Посадки в таких условия безумие...
 

Вложения

Twisterwind aka Якут

Дайте мне Fulcrum - и я переверну ВСЁ!!!
Откуда
Якутск
Спасибо, Лодочник :) Исчерпывающий ответ. Есть над чем покумекать.
Остальные рыцари, видимо, пока ещё в воздухе? :) Коллеги, прошу делится опытом установки посадочных фар. Пилоты ГА - от Вас тоже необходима объективная информация и субъективные ощущения.
К сожалению, в авиалесоохранных работах нередки поздние возвраты ВС на аэродром (далеко заполночь и в сумерки), в том числе в уловиях задымлённости. По этой причине при проектировании самолёта приходится учитывать и такие мелочи, как внешние условия. Летом, в пожароопасный период, у нас белые ночи. А теперь представьте себе совокупность сумеречного освещения вкупе с задымлённостью - не комильфо... Имеется опыт полётов на Ан-2 и Л-410 в описанные время и условиях: на Ан-2 понятное дело - подслеповатая машина, Л-410 - экипаж сам себя лишает нормальной картинки, поскольку посадочные фары установлены в носовом обтекателе.
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
Курсовая диодная прямо по курсу.
Вторая фара под большим углом вниз ксенон (с максимально желтым спектром). 
Cаня, сказал "А"... говори "Б".
Явки-пароли-тип-габариты... или просто ссылки.

  И кстати, ксенон ты используеш при такой установке "под себя", для осмотра полосы на контрольном проходе и при рулёжке, насколько я понимаю?
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Господа-  товарищи  все  же  интересно там  ночные  полеты,  полеты  в  СМУ,  Вы  это  все  к  чему?  Насколько  я  понимаю  самолеты  на  которых  летает  большинство  любителей  это  машины  для  полетов  днем  в  ПМУ.  Не отметая  возможность  попадания  в  такие  метеоусловия  скажем  в  сумерки  или    дымку   кратковременно,  но  не  целенаправленно. Вы  помните,  что  читают  Форум  много  новичков  и  ради  прикола  тоже  наверняка  без  подготовки  могут  последовать  Вашему  примеру.  Ночные  старты  и  всякие  там  приспособы  для  посадки  это  хорошо,  но  давайте  добавим,  что  дело  это  непростое  и  требует  обучения  и  регулярной  тренировки . :mad:
 

Twisterwind aka Якут

Дайте мне Fulcrum - и я переверну ВСЁ!!!
Откуда
Якутск
Вот чтоб отвадить новичков от необдуманных действий как-раз и требуется дать понять им, что ночные полёты и полёты в СМУ - дюже сложная штука, требующая понимания всей сложности этих самых полётов (простите за тавталогию), а обсуждение темы с компетентными в данных вопросах участниками форума может только пойти на пользу. И не только новичкам  ;)
По поводу есть идейка: теперь к каждому топику дисклеймер пришпандоривать, типа "автор не несёт ответственности...", "ограничение доступа лицам до..." и "предостережение о..."?  ;D  Ибо в авиации законы писаны... (А эта фраза уже не смеха ради)
Нет, серъёзно - если кто-то работает над проектом и испытывает некоторые затруднения в чём-то, то он имеет право обратится к участникам форума? Или где?   ;)
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
@ ЛОДОЧНИК

Александр за картиночку 5 баллов! 

Обозначить самолёт с помощью двух сосисок это апофиоз лаконичности.  [smiley=thumbsup.gif]
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
Курсовая диодная прямо по курсу.
возможность работы в режиме проблескового маяка 
[media]http://www.youtube.com/watch?v=FHrPeDIRWhg[/media]
Обратите внимание - это не ночь, еще светит солнце.

Цена вопроса за пару таких фонарей - примерно канистра бензина.
 

GALKA

"ОТ ВИНТО-ОВ!"
вместо дебильных Ламп фар с спиралью с палец толщиной, диким потреблением и никаким светом
Согласен тоже.
Ещё в школе нас учили, что "лампочка Ильича", то бишь лампа накаливания только 5 % подведённой электроэнергии переводит в свет, а остальное -- в тепло. Так что всё что совершеннее "лампочки Ильича" -- теоретически должно светить в "разы" больше. Отсюда -- "бешеный" свет и "бешеная" экономия электроэнергии. Это я к тому, что надо не боясь ставить  "Ксенон" и "светодиоды". Только выбирать надёжного производителя и грамотные "приблуды".
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
На мдп удобно ставить фару под рессору. Ни о каких ночных полётах в туман, даже лёгкий не может быть и речи. Полёты в сумерки - это уже форсмажор, чреватый тяжёлыми последствиями. Это я об мдп.
 

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Туман вечерний или утренний это частое явление, и нужно к этому быть готовым, а не говорить что это опасно и туда лезть нельзя. Он может начаться очень неожиданно и так быстро, что даже находясь на схеме можно не успеть приземлиться до его развития.
 

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
Господа-  товарищи  все  же  интересно там  ночные  полеты,  полеты  в  СМУ,  Вы  это  все  к  чему? 
Нет в действующих и соответствующих всем международным правилам понятия СМУ и ПМУ.
Есть Визуальные ПВП и Приборные ППП условия полета.

VIII. Правила визуальных полетов

54. Полеты по ПВП выполняются в визуальных метеорологических условиях днем и
ночью с максимальной осмотрительностью всего экипажа воздушного судна в соответствии с настоящими Правилами и актами видов авиации.
 Насколько  я  понимаю  самолеты  на  которых  летает  большинство  любителей  это  машины  для  полетов  днем  в  ПМУ. 
Не правильно понимаете.
Большинство самолетов на которых летают любители и которые мне приходилось видеть за десять лет, полностью соответствуют требованиям ФАП к выполнениям полетов  по ПВП днем и ночью.
Правила эти очень просты для выполнения.
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"

Бортовые приборы и оборудование

2.18.9. На воздушных судах при выполнении полетов ночью по ПВП дополнительно:
а) аэронавигационные огни;
б) как минимум одна посадочная фара;
(пп. "б" в ред. Приказа Минтранса РФ от 22.11.2010 N 263)
в) подсветка для всех пилотажных приборов и оборудования, имеющих большое
значение для безопасной эксплуатации воздушного судна и используемых летным экипажем воздушного судна;
г) светильники во всех пассажирских кабинах;
д) автономный переносной фонарь на рабочем месте каждого члена экипажа
воздушного судна.
Если Вы правда пилот, и у вас уже есть 42 честных часа учебного налета.
А в вашей летной книжке стоит росчерк инструктора, сделанный в трезвом уме и здравой памяти уверенной рукой человека, которому не стыдно будет смотреть в глаза людям, когда его спросят - какого х...., ты выдал свидетельство:
Пилот-любитель, Дрындалет однодвигательный, сухопутный, ПВП.
То для вас совершенно не должно стать проблемой выполнить полет в соответствии с требованиями к частному пилоту:

Федеральные авиационные правила
"Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому
обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации"


III. Требования к частному пилоту

Для осуществления полетов ночью обладатель свидетельства проходит обучение на воздушном судне соответствующего вида с двойным управлением с пилотом-инструктором по выполнению полетов в ночное время, включающее взлеты, посадки и навигацию (самолетовождение).
3.3. Кроме требований, установленных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящих правил, обладатель свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет":
а) должен иметь налет на самолете не менее 40 ч или 35 ч в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 5 ч налета на тренажере;
должен иметь не менее 10 ч самостоятельного налета на самолетах под руководством пилота-инструктора в соответствии с запрашиваемой квалификационной отметкой, включая 5 ч самостоятельного налета по маршруту, при этом, по крайней мере, один полет по маршруту протяженностью не менее 270 км с посадкой до полной остановки на двух различных аэродромах;
должен иметь не менее 1 ч налета по приборам; должен иметь 3 часа налета ночью, включая выполнение пяти взлетов и посадок ночью выполняя обязанности командира воздушного судна, если предполагается осуществление функций ночью.
Никто не хочет спросить себя и этого, инструктора - какого х.... у меня в свидетельстве стоит ПВП, если половину времени суток меня не научили летать?
Не хотите? И не надо, нас еще 140 000 000.....

Вы  помните,  что  читают  Форум  много  новичков  и  ради  прикола  тоже  наверняка  без  подготовки  могут  последовать  Вашему  примеру.
Нам ночью по телефону или в закрытой ветке и после проверки знаний экзаменатором обсуждать светооборудование для ночных полетов?
Ради прикола попробовать это извините к Дарвину...


Ночные  старты  и  всякие  там  приспособы  для  посадки  это  хорошо,  но  давайте  добавим,  что  дело  это  непростое  и  требует  обучения  и  регулярной  тренировки . :mad:
И это тоже простым и понятным языком описано в ФАП черными буквами, кириллицей, на белой бумаге.

Да и к тому же двумя постами выше все уже добавили:

...Если вы собрались летать на маленькой папелаце на неосвещенные полосы в таких условиях когда туман будет мешать свету фары на посадке, то сильно не напрягайтесь, поставьте обычную фару от трактора. Долго она все равно вам не пригодится, только лишние расходы....

...Посадки в таких условия безумие...

Теперь по теме.
Курсовая диодная прямо по курсу.
Вторая фара под большим углом вниз ксенон (с максимально желтым спектром). 
Cаня, сказал "А"... говори "Б".
Явки-пароли-тип-габариты... или просто ссылки.

  И кстати, ксенон ты используешь при такой установке "под себя", для осмотра полосы на контрольном проходе и при рулёжке, насколько я понимаю?
Не ксенон, не все остальное я точно в обычной жизни для осмотра ночью на контрольном проходе не использую. Ночью я вообще не сажусь на самолете с подбором. У меня уже седые волосы не только на голове, и я не расходный материал, лучше умереть от безумного секса, и вообще я боюсь летать, боюсь темноты и уколов. На самой дешевой ЖПС можно посмотреть время прилета и захода солнца, ну ты в курсе...)) А там где ждут самолет лучше с земли все посмотреть.
На рулежке фара установленная под большим углом вниз мало помогает. Пятно перед самолетом. Оптимальное использование при установлении визуального контакта с ВПП и определении высоты выравнивания. Ну от большого ума можно и осматривать подстилающую поверхность...
http://www.allhella.ru/index.php?productID=6218

На взлете, посадке и рулении днем и ночью работает вот эта фара
http://www.aircraftspruce.com/pages/el/landinglights_zlamps/whelenpar362.php
Правда их там столько стало за последние три года, что я сейчас уже точно и не скажу.
 

Вложения

Twisterwind aka Якут

Дайте мне Fulcrum - и я переверну ВСЁ!!!
Откуда
Якутск
Тэкс... Часть вопросов, в принципе "отвалилась" сама по себе, касаемая типа используемых источников интенсивного освещения. Остался основной: куда их пришпандоривать? Плоскости? Зализы центроплана? Носовой обтекатель? Под фюзеляж? А как они там будут влиять на "картинку"? Вот в чём соль вопроса :) Как-то не хочется резать уже готовое "изделие" в случае ошибки, а запроектировать места для установки сразу, я думаю, будет правильней  :IMHO.
Может установка световых приборов на воздушном судне регламентируется каким-либо документом? Я пока не встречал подобных.
 

анатольевич

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Адыгея
Туман вечерний или утренний это частое явление, и нужно к этому быть готовым, а не говорить что это опасно и туда лезть нельзя. Он может начаться очень неожиданно и так быстро, что даже находясь на схеме можно не успеть приземлиться до его развития. 

Интересно, На каком налёте и типе ВС  Вы стали такой смелый. Неожиданно бывает только понос, да и у того первичные симптомы есть и если ими пренебрегать, то как раз и наступит неожиданность.
Господа форумчане! Большая часть ЛА находящаяся в вашем владении не приспособлена для полётов в сму. ТРЕЗВО оценивайте погоду перед взлётом и при малейшем сомнении - ключики на гвоздик. Ну и ..... знание расположения и высоту исскуственных препятствий (лэп, трубы тэц, антены и  т.д.) а также направление линейных ориентиров(дороги, лесополосы, речки и  т.д.) относительно Вашей пос.площадки окажут Вам неоценимую помощь в сложных условиях, если уж Вы решились в них влезть.
Удачи всем! Не принимайте решение на вылет без соответствующей подготовки! Берегите себя!
 

Twisterwind aka Якут

Дайте мне Fulcrum - и я переверну ВСЁ!!!
Откуда
Якутск
Большая часть ЛА находящаяся в вашем владении не приспособлена для полётов в сму.
Ёшкин кот!  :mad: Да никто не пропагандирует здесь взять и сломя голову лететь в такие условия. Да и не о полётах в СМУ речь идёт В ПРИНЦИПЕ. Если вчитаться в мои посты, то станет понятно, что проектируется воздушное судно, которое периодически будет попадать именно в такие условия, поскольку оно, это самое воздушное судно, сугубо утилитарное, предназначенное для определённой работы (авиационное патрулирование, в том числе с использованием FLIR). Прошу прощения, если кого обидел ненароком, но давайте всё-таки по теме изъясняться, а не о подготовке ЛС к тем или иным условиям.
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
На рулежке фара установленная под большим углом вниз мало помогает. Пятно перед самолетом. Оптимальное использование при установлении визуального контакта с ВПП и определении высоты выравнивания.
   Вот теперь понятно... просто ночной опыт у меня мизерный, а те несколько посадок в условиях "вырви глаз" делал с подсветкой зоны выравнивания-выдерживания парой автомобилей.
  А сбила с толку меня вот эта твоя фраза:

Вторая фара под большим углом вниз ксенон (с максимально желтым спектром). Использую так же много лет на своих двухдвигательных ЛА. Применяю обычную круглую туманку от Хелла с простым стеклом и снятой внутренней перегородкой не дающей слепить встречный транспорт на дороге. Встает на штатное место Текнама, вместо дебильных Ламп фар с спиралью с палец толщиной, диким потреблением и никаким светом. Самый мощный луч. Позволяет надежно увидеть посадочные знаки или торец полосы уже с высоты около 100 метров. С земли наблюдая за самолетом, по лучу дополнительно хорошо видно траекторию конечного этапа захода. На земле при предварительной установке настраиваю световое пятно на два-три метра впереди самолета
  Тоесть на глиссаде -то с углом тангажа градусов 5-6 она будет освещать подстилающую поверхность, а входные и бакены освещает курсовая. Вот потому про контрольный проход и поинтересовался.

  Вот кстати мож кому пригодится:
схемка подсветки необорудованной площадки при заходе без фар.
Перед употреблением площадку по оси ВПП необходимо раз 5-6 топтануть машинами на скорости около 60-70кмч. Примятая трава хорошо показывает осевую даже дальше дальности фар на поверхности и скоростные прогоны позволяют заблаговременно выявить незаметные на первый взгляд неровности и сусличьи норы.
  Р.С.: Данная метода предназначена для использования только в случае крайней необходимости в условиях боевых действий.
 

Вложения

shum99

Жить, дышать, летать...
Откуда
Москва
Про задымление ничего не скажу, не приходилось. А вот ночью в туман - бывало. Когда на земле ждет грамотная команда, ставили одну машину с включенными фарами, освещающую начало полосы (как Байкал нарисовал), вторую в конце с включенной аварийкой. Расположение их вдоль полосы очень помогает выйти на посадочную прямую, помогает даже при наличии GPS-навигатора. Мигающий свет, особенно желтый, в тумане виден лучше постоянного. Если туман плотный, то всю эту иллюминацию видишь все-таки только очень близко. Если выдерживать безопасную высоту, снизиться и зайти на полосу не успеваешь.  Приходиться делать круг, за время которого условия опять могут измениться. Потому, если есть вероятность посадки на данную площадку в условиях плохой видимости, отработайте заход, проконтролируйте где какая высота должна быть. Это важнее места установки фар. Если туман или дымка плотные, я фары совсем выключал. Тогда начинает слепить подсветка приборов. Т.е., этим вопросам нужно уделить внимание.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Володь  как  топикстартеру  этой  темы  хотелось  бы  все  же  обратить  внимание  на  название  ветки.  Скорее  название  её  не  полное,  скорее-  ночные  полеты  на  самолетах оборудованных  для  полетов  по  приборам.  Просто  за  прошлый  год  столько  всего  произошло,  что  ........ну,  вообщем  Вы  меня  понимаете.  Что  касается  свето - технического  оборудования , то  оно  почти  всегда  стояло  в  створе  ВПП,  помимо  того  желательно  иметь  какую  никакую  хотя бы ПАР-9  .  GPS  это  конечно  хорошо,  но  золотая  стрелка  все  же  и  в  Африке  золотая.
 
Вверх