Вопрос по М-55 "Геофизика"

Дима Давыдкин

Это просто моя работа.
Всем привет. Просматривая "Авиация и время" № 4 2010 возник вопрос: что за довольно большие контейнеры с воздухозаборниками  у М-55 на ОЧК? Интуитивно догадываюсь, что там какое-то оборудование, но зачем тогда такие большие заборники? На 1м экземпляре их не было. Может кто знает, а не догадывается 🙂)?
 
Спросил у одного из ответственных за прочность Геофизики. Он тоже не знает.
Говорит, 1й экземпляр (М-17) предполагался как самолет двойного назначения. А в эти "контейнеры на ОЧК", мол, итальянцы притащили какое-то оборудование, а что именно - никто не задумывался.
 
Ну может еще кто нибудь более четко знает. Это же явно принадлежность самолета, не на пилонах ведь. Т.е. заводская разработка.
 
«Авиация и Время» 2010 №4 :
"В том числе'на М-55 установили два подкрыльевых контейнера, в одном из которых находилась аппаратура HALOX-A для измерения содержания в атмосфере соединений брома и хлора, а в другом – SIOUX для измерения концентрации в атмосфере окислов азота."
 
Спасибо, блин вдвоем читали, а как-то этот абзац мимо мозга проскочил. Загадка. Сейчас открыл журнал, и сразу на этот абзац наткнулся.
 
Хм, интересно, сейчас говорил с начальником бригады, которая проектировала крылья М-55. Он тоже не знает, что в контейнерах.
Когда строили самолет, он делался для военных целей в обстановке секретности, когда правая рука не в курсе, что левая делает. Это потом уже из него сделали Геофизику. Про заборники сказал, что это было требование международной организации, поставлявшей оборудование, которая и дала их размеры. И напомнил, что в нижней стратосфере воздух очень разряжен (М-55 работает на высоте 22 км), следовательно, чтоб захватить необходимую пробу, сечение впускного коллектора требовалось внушительное - отсюда и размер заборников.
 
Ага, логично, а я как-то о низкой плотности и не подумал. Теперь ясно, зачем такие внушительнве заборники.
 
  Очень красивая машина! Горжусь, что принимал участие в её постройке. Видел её на высоте 20 000 метров над аэродромом во время испытаний зимой. Пока её испытывали - кажется двое испытателей погибли. Скафандр лётчика - как у космонавта. Теперь нам такое не создать никогда!
 
Кабина самолета М-55 для испытаний катапультных кресел на полигоне в Фаустово Фотография самолёта · Мясищев · М-55 · ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
12.jpg
 
А какие обстоятельства гибели. Вроде самолёт неманевренный. На такой высоте система жизнеобеспечения имеет особое значение, чуть что не так и уснул навсегда. Видел землю с 15 000, не очень функционально правда получилось. Ну небо аж темно-фиолетовое, звёзды видно днём, самолёт как бревно, показания на приборах великоватые. Хотя приборная скорость около 900. Романтично конечно, необычно. Полет выше тропопаузы, она где то на высоте 10 000-11 000, это такая граница тропосферы и стратосферы. Но ее конечно не видишь. Про этот самолет слышал, тоже как то вполголоса, тоже секреты.
 
А какие обстоятельства гибели. Вроде самолёт неманевренный. На такой высоте система жизнеобеспечения имеет особое значение, чуть что не так и уснул навсегда. Видел землю с 15 000, не очень функционально правда получилось. Ну небо аж темно-фиолетовое, звёзды видно днём, самолёт как бревно, показания на приборах великоватые. Хотя приборная скорость около 900. Романтично конечно, необычно. Полет выше тропопаузы, она где то на высоте 10 000-11 000, это такая граница тропосферы и стратосферы. Но ее конечно не видишь. Про этот самолет слышал, тоже как то вполголоса, тоже секреты.
Самолет Чельцова упал сразу после взлета рядом с полосой. Это была единственная катастрофа М55.
 
Чушь полная написана.
К сожалению, это правда! У нас в городе еще много пенсионеров с авиазавода, свидетелей этой катастрофы. Торопились отчитаться к Новому году и вытащили на аэродром не подготовленый к полетам самолет. Мне лично они и расказывали тоже самое, когда я молодым специалистом на завод приехал, и все засекречено тогда было.
 
К сожалению, это правда! У нас в городе еще много пенсионеров с авиазавода, свидетелей этой катастрофы. Торопились отчитаться к Новому году и вытащили на аэродром не подготовленый к полетам самолет. Мне лично они и расказывали тоже самое, когда я молодым специалистом на завод приехал, и все засекречено тогда было.
Я работал на ЭМЗ им Мясищева. Хорошо знаком с учениками Чернобровкина, кто продолжил после него работу по испытаниям М-17. Не раз говорили об этой катастрофе. Могу сказать - что в памяти коллег Кир Владимирович остался как образец очень отвественного летчика-испытателя. Но вот "атмосфера" в которой проходила подготовка была мягко говоря нервозная. Перед отлетом в командировку Чернобровкин сказал что скроее всего он не вернется назад. К сожалению, все так и произошло. И теперь его еще делают "крайним" в этой истории.
 
Эх, сколько народу на пробежках побилось.
Проще сразу полететь, чем пробежки делать или полоса ну очень длинная нужна.
 
Назад
Вверх