Вопрос: тахометр ротора.

kamikadze ma

Я люблю строить автожиры и летать
Здраствуйте братья по оружию. Вопрос Всем.Кто подскажет как переделать тахометр от шестерки .для ротора.Венец 115 зуб.  kamikadze ma 😀
 
Здраствуйте братья по оружию. Вопрос Всем.Кто подскажет как переделать тахометр от шестерки .для ротора.Венец 115 зуб.  kamikadze ma 
Я описывал данную процедуру в ветке (строительство автожира)
И тот же тахометр  от ВАЗ 2106 как приспособить под инжекторный двигатель?
На этом движке трамблер есть?
 
На наших инжекторных двигателях - нет трамблера . В том то и дело, что на впрысковых моторах сигнал слабее и тахометр с карбюраторного двигателя сигнал не считывает.
 
Для согласования тахометра с бесконтактной системой зажигания автомобилей применяется усилитель мощности. Иногда коммутатор, управляющий катушками зажигания, имеет отдельный выход для тахометра.
 
Подключение тахометра ТХ193  к инжекторным и прочим двигателям, имеющим
безтрамблерную систему зажигания:

Изначально датчик оборотов ТХ193 от ВАЗ 2106 "заточен"на снятие импульсов с первичной обмотки катушки зажигания,
при этом за один оборот двигателя на прибор подавались два импульса. Сайчас на различных двигателях применяются разные системы зажигания и подключение ТХ193 для измерения оборотов представляет определенную трудность.
Предлагаю простейшую схему согласования промышленного датчика РМ08-02N с тахометром ТХ193. Схема состоит из
транзистора КТ940А, двух сопротивлений, одного конденсатора и катушки от реле с сопротивлением 700-900 ом. На фото
изображено реле с паспортом, из которого я использовал катушку и датчик. Остается только на шкиву, прямо сидящем на коленвале двигателя установить два болта М5-М6 через 180 градусов. На фото видна часть диска, с которого я снимал показание и все работало безукоризненно. Датчик можно найти через интернет он везде продается в районе 500 рублей. Ни вскрывать, ни переделывать тахометр ТХ193 не требуется.

Статьи в интернете, где переделывались уже ТХ193:
http://tuningmoped.narod.ru/tuning/t/index.htm
http://zidsova.narod.ru/And2447.htm
http://www.club-vaz2106.ru/tuning/3.html
http://people.overclockers.ru/clear66/record52
http://oppozit.ru/article255.html
 
Вот схема и фото
 

Вложения

  • IMG_0397.JPG
    IMG_0397.JPG
    23,2 КБ · Просмотры: 356
  • Shema_001.jpg
    Shema_001.jpg
    60,9 КБ · Просмотры: 384
.[highlight]Кто подскажет как переделать тахометр от шестерки .для ротора.Венец 115 зуб.  kamikadze ma [/highlight]
В принципе для измерения оборотов ротора можно использовать вышеприведенную схему. Но тогда на шестерне ротора надо будет установить 40 болтов для снятия 40 импульсов за 1 оборот ротора.  На фотке изображена как раз шкала для ТХ193 под обороты ротора при снятии 40 импульсов за 1 оборот. Можно снимать также импульсы с венца, но я еще не доработал схему деления этих 115 импульсов на 3 с последующей небольшой настройкой прибора его собственным подстроечным сопротивлением.
 

Вложения

  • SHkala2.jpg
    SHkala2.jpg
    182,1 КБ · Просмотры: 340
Друзья !

Я  имею  несколько  недоумённых  вопросов.

Я  понимаю  -  когда  юные  мотоциклисты  из  села  Большие  грязи  ( гдето  в  отрогах  уральских  гор  )  пытаются  присобачить  тахометр  от  ВАЗ  2106  к  дедушкиному  мотоциклу  М 72.  Это  даже  хорошо  что  они  занимаются  техническим  творчеством  -  безвредным  для  окружающих.
Однако  я  никак  немогу  понять  -  любовь  к  убогому  прибору  ТХ193  -  у  людей  которые  строят  ЛА  и  часто  живут  в  местах  -  отнють  не  оторванных  от  цивилизации.
Вплость  до  Питера  и  Москвы.

Однако  давайте  я  уже  начну  конкретно  ругать  этот  показиметр  -  а  то  может  не  все  знают  что  за  чудо  прибор  - этот  ТХ193.

Собственно  говоря  -  прибор  состоит  из  трёх  частей -  платы  с  электронной  схемой   -  гальванометра  ( приборной  головки  )  и  корпуса.  И  все  три  -  далеки  от  совершенства.

Давайте  взглянем  на  схему  тахометра  и  его  описание :
( картинки  кликабельны )


«схема тахометра.»


«тахометр ВАЗ описание работы.»

При  прочтении  описания  работы  -  всё  кажется  чудесно...  Однако  если  присмотреться  к  схеме  -  мы  увидим  что  она  состоит  из  входной  части  (  до  конденсатора  С 4  -  включительно  )  -  обладающей  жуткой  нелинейностью....  И  преобразователя  -  усилителя  сигналов  -  который  -  увы  не  в  силах  убрать  нелинейные  искажения  входной  части...  В  довершение  -  схема  собрана  на  печально  известных  транзисторах  315  серии...  Там  где  присутствует  этот  оранжевый  мусор  -  обычно  ничего  хорошего  не  получается. 

Типичная  схемка  для  ширпотреба.  Барахло  за  3  копейки.

На  входе  -  стоит  практически  примитивный  тахометр  - ( с  очень  плохим  уровнем  выходного  сигнала  и  высокой  нелинейностью ) -  типа  такого :


«тахометр от мотолодки.»
«Посмотреть  полное  описание»

К  левой  части  схемы  ТХ193 пристроен  одновибратор  -  который  повышает  уровень  сигнала  и  несколько  стабилизирует  показания  -  но  обеспечить  приемлемую  точность  показаний  -  не  может....

Я  присоединял  к  плате  генератор   сигналов  звуковой  частоты  и  осциллограф  -  для  контроля  частоты.  На  выход  -  присоединял  как  родной  гальванометр  так  и  лабораторный  прибор  с  линейной  шкалой  и  первым  классом  точности.  Результат  неутешительный.  Вся  эта  чудо  конструкция  может  врать  -  со  страшной  силой.  При  присоединении  лабораторного  гальванометра  -  может  вместо  4000  оборотов  -  показывать  5000...  С  родным  прибором  -  вместо  4500  -  может  показать  7000...
Разные  экземпляры  врут  несколько  по  разному  -  но  в  целом  -  точность  хуже  чем  при  измерении  направления  ветра  облизанным  пальцем.
 
Вторая  часть  неприятностей  состоит  в  том  -  что  приборная  головка  от  ТХ193  сделана  паршиво.  Она  начисто  лишена  какого  либо  демпфера  крутильных  колебаний  стрелки зато  вся  подвижная  система  прибора  сделана  не  только  большого  размера  -  но  и  снабжена  свинцовыми  грузами  ( видимо  для   механической  компенсации  нелинейности  показаний ).  Сказать  что  эта  компенсация  происходит  сколь  нибудь  удовлетворительно  -  невозможно.  Стрелка  сперва  неохотно  идёт  вверх  -  преодолевая  не  только  силу  возвратной  пружины  -  но  и  вес  грузила....  Потом  -  в  районе   где  стрелка  смотрит  вверх  -  она  близка  к  неустойчивому  равновесию  -  и  затем  -  при  отклонении  вправо  -  прогрессивно  проваливается....  Возможно  что  это  задумано  -  чтобы  автовладельцы  меньше  крутили  мотор.  ( А то  развалится  ненароком ).  Аналогично  чудо  спидометрам  -  которые  -  бывало  дело  -  показывали  95  км/ч  вместо  80...  Типа  ненужно  Вам  быстро  ездить....  И  точно  знать  скорость  необязательно.  60  килОметров  едет  -  и  довольно.  Старая  старая  сказка - родом  из  СССР.

Так  вот  -  учитывая  ломовой  вес  подвижной  системы  и  отсутствие  демпфера  -  понятно  почему  стрелка  бьётся  об  упоры  -  стоит  покрутить  ( несильно )  прибор  в  руках.
И  понятно  почему  стрелка  болтается  на  кочках  -  пляшет  от  вибрации ...  И  почему  прибор  долго  не  живёт  на  мотоциклах  и  дельталётах  ( если  его  туда  приспосабливают ).  ( То  стрелка  отвалится  -  то  пружинка  отскочит...  )

Корпус  прибора  -  тоже  не  подарок.  Размер  имеет  лошадиный -  в  приборной  доске  занимает  место  -  за  себя  и  за  того  парня.  Это  при  том  -  что  мотоциклисты  и  лодочники  -  переодически  вставляют  начинку  от  ТХ193  в  корпус  от  спидометра  мотоцикла  Урал  ( или  ИЖ )  -  который  имеет  гораздо  более  скромные  габариты....

Спросите  у  меня  -  неужели  в  ТХ193  нет  вобще  ничего  хорошего ?  -  Есть.   Алюминиевая  шкала  с  цифирьками.  Неплохо  нарисована  и  материал  удобный  при  доработках.  Например  обрезать  по  диаметру  простыми  ножницами  и  запихнуть  в  корпус  от  спидометра  -  можно  за  2  минуты.  Очень  удобно.  Я  так  делал  неоднократно.

Далее.  Ныне  в  стране  полно  иномарок.  И  многие  из  них  оснащены  очень  недурственными  тахометрами  фирм  VDO  -  Nippon Seiki  и  т.п.  девайзами.  Тахометры  в  компактных  корпусах  -  круглой  формы  -  более  редки.  Однако  на  разборках  машин  приборный  щиток  с  битым  стеклом  -  или  с  попорченной  платой  сзади  -  стоит  пару  бутылок  пива.  Такие  приборные  щитки  -  у  автоэлектриков  по  иномаркам  -  валяются  по  всем  углам  гаражей.  Такой  прибор  фирмы  VDO  -  вытащенный  из  приборки  битого  фолксвагена  пассат  или  старого  опеля  -   можно  за  пол  дня  вставить  в  круглый  корпус  от  дохлого   мотоциклетного  спидометра  ( дополнив  шкалой  от  тахометра  ВАЗ  -  так  как  родная  шкала  -  обычно  размером  с  блюдце )  -  и  в  результате  -  получается  прибор  аналогичный  по  назначению  и  подключению  с  тахометром  от  шестёрки  -  НО  !!!   Но  нормального  качества.  С  демпфером стрелки.  С  более  приличной  точностью  показаний....   Ну  в  общем  разница  качества  -  как  между  Жигулями  и  Ауди.  А  как  показывает  практика  -  с  иномарки  на  Жигули  - пересаживаться  -  обычно  желающих  нет.

Я  тут  вобще  молчу  про  варианты  покупки  фирменных  тахометров  для  мотолодок  и  снегоходов...  Допустим  многим  это  дорого.  Я  молчу  про  выписать  из  Америки. Тюнинговые  китайские  приборы  с  базара  -  стоят  порядка  тысячи  рублей  и  не  всегда  могут  быть  должного  качества.... 

Ну  а  почемуже  тогда  не  использовать  -  например  такой  замечательный  прибор   :
(  приборная  головка VDO  скомбинирована  со  шкалой    Nippon Denso  )


«Тахометр.»

Как  правило  -  я  не  снимаю  стрелку  -  а  разрезаю  снизу  шкалу.  Пластмассокую  -  выжигательным  прибором  по  дереву.  А  алюминиевую  -  ножницами.  В  этом  месте  -  потом  делаю  дефлектор  подсветки.  Он  скрывает  вырез  и  одновременно  способствует  освещению  шкалы.

Идеи  про  использование  датчика  Холла и  схемы  адаптации  сигнала  от  зубчатого  диска  -  при  таких  приборах  остаются  в  силе.  Только  вот  конкретно  жигулёвскому  прибору  от  шестёрки  -  место  уже  в  музее  или  на  свалке.

В  европейской  части  страны  больше  доступны  наверно  европейские  приборы.  На  востоке  -  японские.  Но  в  целом  -  если  уж  народ  наконец  дозрел  до  массовой  установки  на  свои  ЛА  импортных  впрысковых  моторов  -  значит  и  тахометры  пора  ставить  пристойного  качества.
 
Вот взяли бы и в дополнение к озвученной и вполне справедливой критике нашего "родного" ТХ193  разместили здесь полную схему и подробное описание Вашего варианта тахометра на конкретном приборе. А то на форуме полно критиков которые только и делают, что разносят в пух и прах чужие наработки. Да, а что касается размеров прибора, то о вкусах не спорят, и многим конкретно большой размер именно тахометра ротора как раз и нравиться. Ждемс......
 
[highlight]Идеи  про  использование  датчика  Холла и  схемы  адаптации  сигнала  от  зубчатого  диска  -  при  таких  приборах  остаются  в  силе. [/highlight]
А вот в этом месте желательно поподробней
 
Считаю что тахометр ротора на автожире должен быть ЦИФРОВЫМ. Особенно на единичных, экспериментальных машинах с уникальными роторами (а у нас таких подавляющее большинство).
 
Добро пожаловать на форум, Виктуар (наконец-то)!

Считаю что тахометр ротора на автожире должен быть ЦИФРОВЫМ.

Что характерно, этого мнения придерживаются подавляющее большинство пилотов-практиков, кто летает на АЖ, как на АЖ.
Немцы на МТОспорт просто взяли те же приборы, что использовались на испанских ELA, но сейчас готовятся перейти на собственный цифровой тахометр ротора.
А кто еще пользуется в мире стрелочным - я что-то и не помню. У Чака Бити стоял стрелочный лет сорок назад на его ультралайте - от старого спидометра с тросовым приводом (!). Примерно такой же стоял на первом JT-5b Юкки Тервамяки, примерно в те же годы. А больше я стрелочных что-то и не помню. Но у советских - собственная гордость.

Стрелочная индикация оборотов ротора имеет мало смысла. В нормальных условиях полетов на обороты вообще никто не смотрит - чз 10 часов налета при исправной раскрутке вы их будете понимать на слух, а в полете они изменяются по нагрузке и от пилота не зависят. Т.ч. при нормальных условиях полетов тахометр особо и не нужен, многие пилоты на легких АЖ его вообще не ставят.
Это в нормальных условиях. Особыми условиями являются, скажем,
- взлет с ограниченной площаки, когда нужно использвать раскрутку по максимуму
- взлет без использования предварительной раскрутки
- энергичное маневрирование, требующее точного контроля за разгрузкой ротора
- полеты при условиях опасности обледенения
- полеты на сомнительном роторе либо в процессе регулировки углов установки лопастей
- испытательные полеты

Все эти виды полетов начинающему пилоту в здравом уме не грозят, но тем не менее, нужно знать (и желательно понимать), что во всех этих случаях значение имеют обороты ротора с точностью 3-5 об/мин. При этом инерция прибора должна быть практически нулевой.
Стрелочный прибор по определению имеет инерцию - как минимум, инерцию стрелки.
Но главное - при шкале, в которой 1 градус соотв. 1 обороту ротора (у вас даже похуже), эти 3-5 градуса не увидишь. Т.е.смысл прибора теряется совсем. Во всем мире преимущественно используют цифровые тахометры, при этом высота цифр зависит от расстояния между прибором и репой. В самом примитивном случае простейшего велосипедного спидометра, кот. стоит копейки, вполне достаточно.
 
Особо изысканым любителям тахометрии можно посаветовать адаптировать комбинированый тахометр от современных импортных мотоциклов.В этот тахометр встроен электронный дисплей спидометра,который можно переделать под показания тахометрии.
Так скААть - два в одном 😉

А серийно ,на всех моделях , стрелочные тахометры у Испанского Аирбет.
 
Я  мало  разбираюсь  в  автожирных  роторах.  И  не  берусь  судить  -  нужен  там  цифровой  или  стрелочный  прибор.
Я  работал  с  тахометрами  для  мотоциклов  и  для  дельталёта.  Задача  в  обоих  случаях  -  измерить  обороты  мотора.  Однако  думаю  -  в  вопросах  с  любыми  тахометрами  есть  много  общего.

Лично  я  считаю  что  основные  приборы  -  должны  быть  стрелочными.  Их  показания  -  лучше  воспринимаются  человеком.  Вспомогательные  приборы  могут  иметь  линейную  шкалу  из  светодиодиков  ( очень  неплохо  для  бензомера - к  примеру ).  Достижение  предельных  значений  -  может  дублироваться  световыми  табло  и / или  зуммером....  В  общем  в  этом  я  придерживаюсь  -  кажется  традиционных  взглядов.

Несколько  слов  про  выбор  стрелочных  головок  для  тахометра.  Допустим  Вы  попали  на  склад  при  авторазборке  и  можете  выбрать  что  вам  нужно  из  ящика  с  раздербанееными  приборными  досками.  Глазки  разбегаются  -  чему  отдать  предпочтение.  Понятно  что  приборы  желательно  не  должны  иметь  заметных  механических  повреждений  или  следов  утопления.  Если  разбито ( или  отсутствует ) стекло  - можно  осторожно  покрутить  стрелку  пальцем.  Она  должна  перемещаться  с  чувствительным  сопротивлением  пружинки.  Отведенная  вправо  и  брошенная  стрелка  -  должна  вернуться  в  исходное  положение  не  очень  резко  и  дать  как  можно  меньше  отскоков.  В  идеале  -  неохотно  подпрыгнуть  1 - 2 раза  и  успокоиться.  Это  показатель  работы  демпфера. Вне  зависимости  от  стекла  -  прибор  можно  покрутить  вокруг  оси  -  вправо  -  влево.  И  посмотреть  -  мотается  стрелка  как  горошина  в  табакерке  или  видно  что  она  демпфируется.  Чтобы  это  понять  -  не  нужно  крутить  со  всей  силы.  Покрутить  прибор  можно  достаточно  нежно  и  результат  будет  виден.  Если  есть  для  сравнения  несколько  приборов  -  какой  лучше  демпфирован  -  видно  без  больших  затруднений.

Если  виден  механизм  -  желательно  чтобы  он  был  небольшой  и  небольшого  диаметра.  От  тахометра  ВАЗ  -  это  большой  механизм.



На  фото  хорошо  видны  свинцовые  грузила... 

А  теперь  для  ставнения  -  останки  разбитой  и  разобранной  прибоной  головки  фирмы  VDO :


«Тахометр  VDO»

Понятно  что  фото  не  совсем  в  одном  масштабе  и  вокруг  импортного  механизма  была  пластмассовая  конструкция...  Однако  видно  что  нет  грузил  -  рамка  меньше  и  компактнее.  Примерно  к  такому  нужно  стремиться.  Механизмы  похожие  на  тахометр  ВАЗ  встречаются  на  иномарках  -  ну  очень  древних...  Наверно  до  начала  80х  годов.  На  более  новых  -  как  правило  уже  маленькие  и  демпфированные  механизмы.

Если  в  наличии  есть  несколько  механизмов  -  в  домашних  условиях  их  можно  проверить  на  линейность  показаний.  Для  этого  отключенная  от  платы  приборная  головка  -  может  быть  соединена  последовательно  с  эталонным  гальванометром  с  линейной  шкалой.  Например  -  можно  использовать  подходящий  тестер.  Далее  можно  подать  через  переменное  сопротивление  -  напряжение  от  батарейки  и  сравнить  -  насколько  линейна  зависимость  между  изменением  тока  и  углом  отклонения  стрелки.  Понятно  -  что  для  различных  самоделок  -  чем  линейнее  шкала  -  тем  легче  получить  хорошие  результаты.

По  приборным  головкам  тахометров  -  я  видимо  сказал  достаточно  -  теперь  пора  сказать  пару  слов  про  электронные  схемы.
 
Сначала  про  более  простой  вариант.  Допустим  -  имеется  готовый  прибор  -  который  нужно  заставить  измерять  обороты . Хоть  ротора  -  хоть  иного  вращающегося  девайза -  где  нет  системы  зажигания.  Тут  первая  мысль  которая  приходит  в  голову  -  действительно  поставить  диск  с  зубчиками  и  датчик.  Выше  уже  предлагалось  подобное  - с  датчиком  Холла  и  диском  из  железного  листа.  Ну  и  со  схемой  адаптации  к  входной  цепи  тахометра.  Это  может  работать.  Только  мне  кажется  тут  есть  пара  подводных  камней.  При  использовании  промышленного  датчика  ( без  магнита )  -  зубчатый  диск  должен  быть  намагничен...  Или  это  должен  быть  дюралевый  диск  с  закреплёнными  на  нём  магнитами...  Можно  наверно  использовать  дюралевый  дис  с  вкрученными  намагниченными  болтиками.  Но  это  мне  кажется  немного  сложным.
  Другой  вариант  -  использовать  датчик  Холла  от  автомобиля  ( хоть  бы  от ВАЗ 2108 ).  Засада  в  том  -  что  зубчатый  диск  должен  тогда  крутиться  в  зазоре  датчика  -  шириной  пару  мм...   И  если  он  будет  иметь  малейшее  биение  -  датчик  встретится  с  циркулярной  пилой....

Чтото  это  мне  не  нравится  -  конструкция  получается  либо  сложная  -  либо  весьма  лабораторная  -  в  полевых  условиях  не  выживет .

🙁 🙁 🙁  До  этого  места  было  про  Холл.  Далее -  про  индукционные  датчики   😉 😉 😉

Можно  наверно  применить  железный  зубчатый  диск  с  необходимым  числом  зубов  ( похожий  на  ведущую  звёздочку  от  велосипеда  и  индукционный  датчик  - или  типа  как  от  зажигания  Дукати  или  от  скутера  или  отечественный  клон  датчика  Дукати :


«датчик  от  ИЖ Планета 5 - 01 - 015»

Или  датчик  от  автомобилей  ВАЗ  -  применялся  на  08  как  датчик  диагностики.  На  10  -  для  смстемы  зажигания :


«индукционный  датчик»

В  любом  случае  -  принцип  действия  будет  такой :



И  в  этом  случае  возникает  интересный  момент.  Наш  товарищ  DeltaLetun  писал  что  он  поставил  на  мотор  РМЗ 500  второй  датчик  (  там  не  дублированное  зажигание  -  но  есть  место  для  второго  индукционного  датчика )  и  этот  второй  датчик  -  присоединил  на  вход  тахометра  -  купленного  на   базаре.  По  его  утверждениям  -  тахометр  прекрасно  работает.
Тахометр  применялся  такой :


«тахометр...»

Другие  -  тахометры  так  присоединять  кажется  никто  не  пробовал. Идея  свеженькая.  Но  перспективная. Нужно  пробовать.
Далее  -  если  система  будет  работать  -  вся  проблема  -  сколько  должно  быть  зубьев  и  что  написать  на  циферблате.
Это  уже  согласитесь - смогут  и  пионеры.
 
В  своё  время  я  делал  тахометры  с  использованием  как  приборных  головок  от  военной  техники  -  так  и  от  тахометров  иномарок  -  с  полностью  самодельной  схемой.


«тахометр  самоделка»
В  схеме  есть  опечатка  -  С 7  должен  быть  на  напряжение  75 - 100  вольт.

Понятно  что  на  сегодняшний  день  -  элементная  база  -  выглядит  немного  по  старообрядски....  Разработка  была  сделана  путём  модернизации  бородатой  схемы  из  журнала  Катера  и  яхты. Тем  не  менее  это  хорошо  работало  на  мотоцикле  ИЖ  Юпитер  с  генератором  и  системой  зажигания  CDI  на  базе  генератора  мотоцикла   Восход.  Была  у  меня  такая  самоделка.  Всё  работало  -  на  ура.

Описание  тахометра  было  опубликовано  в  журнале  Радио :

страница 1.

страница 2.

В  те  времена  -  тахометр  от  ВАЗ  был  дифицитом.  А  когда  я  его  получил  в  руки  -  я  был  поражон  -  насколько  лучше  -  моя  самоделка.

Про  этот  и  другие  варианты  тахометров  -  обсуждали  в  другой  теме  на  нашем  форуме.  Так  что  приглашаю  -  кому  интересно  -  прочитать  2  странички  по  ссылке :
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1260203369/30#top
 
Возможно  что  это  известные  вещи / баян...  Однако  напомню  пару  конструкций  предназначенных  зажигать  предупредительную  лампочку  ( аварийное  табло )  при  превышении  оборотов  мотора  ( можно  и  к  ротору  приспособить  -  если  нужно ) :


Индикатор  максимальных  оборотов.

И  ещё  одна  подобная  конструкция :



В дорогих спортивных тахометрах реализовано устройство, которое позволяет гонщику не рассматривая показания тахометра, вовремя переключать передачи. Проще говоря это просто большая лампочка, которая вспыхивает, когда уже пора... Но как приделать светодиод к тахометру? Принцип работы следующего устройства прост. На микросхеме К561ТМ2 собран преобразователь частота-напряжение. То есть чем больше частота вращения коленвала, тем больше напряжение на выходе. На транзисторах VT1-VT3 собран триггер Шмитта, который переключается при определенном напряжении на конденсаторе C2, которое устанавливается резистором R6.
В качестве индикатора максимального числа оборотов используется 10мм светодиод красного цвета. Светит довольно ярко. Светодиод вставляется в держатель и устанавливается в любое удобное место. Я ставил в тахометр. 

Вся  статья  -  по  ссылке :

http://david-oleg.narod.ru/taxo.htm

Обе  конструкции  вызывают  у  меня  несогласие  с  применёнными  деталями  -  однако  как  отправная  точка  для  дальнейших  работ  -  годятся.
 
Кстати  есть  ещё  интересная  мысль.  Современные  автомобили  оборудуют  электронными  спидометрами.
Они  работают  с  применением  датчиков  основанных  на  эффекте  Холла.

0_3a07a_853fd1a6_L.jpg


Электронный спидометр

Принцип действия электронного спидометра основан на измерении частоты импульсов от датчика скорости. датчик скорости (показан на рисунке выше) работает на основе эффекта Холла, т. е. аналогично датчику бесконтактной системы зажигания. На выходе датчика скорости при движении автомобиля появляются прямоугольные импульсы, нижний уровень которых должен быть не более 1 В, а верхний - не менее 5 В. датчик выдает 6000 прямоугольных импульсов на 1 км пути. Эти импульсы преобразуются электронной схемой спидометра в электрический ток, измеряемый магнитоэлектрическим прибором; причем величина тока будет зависеть от числа поступающих импульсов в единицу времени, те. будет пропорциональна скорости движения машины. Кроме того, электронная схема путем “подсчета” поступающих импульсов обеспечивает работу счетчиков пройденного пути: итогового и суточного. Показания суточного счетчика могут быть сброшены на стоянке при нажатии на кнопку, расположенную на комбинации приборов.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Про число импульсов и прочее. Сие есть общий стандарт - сиречь применяемый в мировой практике. Электронные спидометра делают 10000 импульсов на милю, что соответствует 6000 импульсов на километр. Хотя соответствие неточное, но те страны, которые юзают мили - считают по 10000, а те, которые юзают километры - по 6000.

В начале-середине прошлого века 😉 для механических спидометров - ретро - установилось два стандарта а) американский 1000 об/миля и б) европейский 1000 об/км - естественно считая обороты привода спидометра. Большинство отечественных автозаводов применяло евростандарт - 1000 об/км, что при переходе на электронные спидометра привело к датчикам 6 имп/об (т.е. 6000 имп/км). Однако ГАЗ, помня свое гордое заокеанское родство с Фордом делал привод спидометра по американскому стандарту - 1000 об/миля. Включая ГАЗ 31029. На 3110 завод вдруг взбрыкнул и переделал как спидометр (на электронный), так и привод (на европейский). Однако как водится все это вводилось постепенно, на разных моделях плюс остались варианты взаимозаменяемости узлов. Так что для случаев сочетания коробки с "американским" приводом спидометра с электронным спидометром были сделаны датчики по 10 имп/оборот. При этом с точки зрения спидометра разницы просто нет - 10 имп/об с приводом 1000 об/миля дает 10000 имп на милю, что на базе в километр составит около 6000 имп. Реально Волги бывают и с теми и с другими датчиками - это смотря по приводу спидометра в коробке.

http://mpsz.ru/forum/archive/index.php/t-1709.html

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Отечественный  электронный  спидометр  -  интерес  представляет только  как  источник  платы  со  схемой  преобразования  сигнала..  Есть  у  меня  такая  вещица  от  10 го  тазика...



Приборная  головка  -  традиционная  -  от  тахометра  - 06...
Колёсики  -  с  цифирями  крутит  моторчег....


Однако  если  применить  датчик  и  плату  от  спидометра  и  дополнить  нормального  качества  гальванометром  -  ну  и  оттарировать  прибор  -  должен  получиться  неплохой  тахометр  для  ротора.  ( при  условии  что  датчик  можно  пристроить  в  торец  оси ).  Если  использовать  в  качестве  донора  запчастей  не  отечественную  машину  а  иномарки  -  результаты  будут  лучше.
 
Назад
Вверх