Зачем греют поршневые авиадвигатели зимой?

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Ну раз понравилось то продолжение темы от Влада с Магнитогорска ))) :cool:

Дед Распутин и молодой выпускник авиатехник, Вася «дутик».

В 1970 года в Магнитогорском а/п в АТБ работал главным инженером Николай Иванович Распутин, человек легенда, в годы Великой Отечественной войны, был авиатехником. Вообще очень интересный человек. Вот хочется поведать одну смешную историю связанную с ним и молодым авиатехником – выпускником, это мне рассказывали мужики в курилке в АТБ.
Так вот, тогда в АТБ пришли новые ребята , выпускники Троицкого АТУ ГА, молодые «слонята». И был с того выпуска один «тормозной слоненок» короче все у него не так получалось, были у парня кривенькие ручки, хотя в ТАТУ ГА учился на отлично, а звали его Вася-«дутик». А почему прозвали дутик, я вам сейчас и расскажу.
После выпуска из училища, курсанты выпускаются механиками, и им предстояло летом получать самостоятельные допуска по обслуживанию ВС и защита диплома.
Так вот, лето, Ан-2, комиссия принимает экзамены во главе с Распутиным Н.И., жаворонки в небе летают, щебечут и тоже наблюдают. Нашему Васе дают задание обслужить дутик на самолете.
Ну задание плевое, что там делать, снял швартовку с хвоста и крыльев, вывесил хвост, расшплинтовал, расконтрил, выбил втулку, провел осмотр втулки и самого дутика, набил смазку поставил все на место и все дела! Но, это у толкового, смышленого и практичного авиатехника!!! Но только не у Васи!!! Может тогда на него вся эта комиссия так подействовала или природная аномалия. Короче, все у Васи стало валиться из рук. Стал подымать хвост механическим подъемником, дед Распутин на него с шумом: -«Ты что делаешь?!» «Кто за тебя самолет будет отшвартовывать, дядя Коля?». Ну Вася еще больше заволновался, принялся выбивать ось, не может выбить ось дутика, ну хоть ты тресни! В общем смотрел дед Распутин на это шоу, подходит к нему и говорит: -«Теория без практики, Вася, это ничто! И все твои пятерки, ничего незначат, коль ты руками работать практически не можешь!» и продолжает поучать его дальше: -«Ну кто ж так держит выколотку и кто так выбивает ось, дай сюда!» В общем решил дед Распутин помочь Васе и показать личным примером как надо работать. Взял дед Распутин выколотку в руку, нагнулся, расположился под подкосом стабилизатора, приставил ее на ось дутика, а большой палец приложил на торец выколотки и кричит Васе: -«Давай, бей!» А Вася стоит и понять ничего не может, куда бить? Ведь палец то на торце выколотке, а сказать как то стесняется . Дед Распутин как крикнет на него: -Ты что, еб…твою мать!!! И молотком не умеешь работать, чему вас там в ваших аэропланных школах учат!!!! Бей кому говорю!!! Ну Вася видит дело дрянь, что не сдать ему практику, а может у деда своя хитрость есть, и со всего хода херак по выколотке молотком, а так как там был палец деда Распутина, то вся эта манипуляция с молотком который провел Вася по пальцу деда, сработала как катапульта при аварийном покидании самолета. Дед как вскочит, даже крикнуть не успел, типа:-«Куда бьешь сука!!!!» И со всего маха как рубанется башкой об подкос стабилизатора, все вокруг так и замерли, ждали реакцию деда. В прыжке, дед незнал за что хвататься первым, то ли за палец, то ли за голову. Ждать ответной реакции пришлось не долго, хоть рядом и гоняли двигатель после замены на Ан-2. Крик деда, заглушил все работающие двигатели которые гудели на стоянке. От деда, вся округа аэропорта, узнала про Васю, что кто он, какая п-зда его родила и вообще зачем он появился на свет, прошелся по его матери и по его родственникам. После всего произошедшего, деда увезли в город в больницу, хирурги собрали его палец, и он больше месяца был на больничном листе, т.к. помимо пальца, он еще и получил легкое сотрясение мозга.
После этого случая Вася получил кликуху Вася-дутик и долгое время работал на перроне дежурным по стоянке.
Вот такая история про наших героев!

С уважением Владислав.
г. Магнитогорск
 

aleks

Я люблю строить самолеты!
Поршневой двигатель в мороз не только греется, но и масло  при
длительной стоянке разжижается бензином перед остановкой двигателя. / На Ан-2/
Для этого установлен электромагнитный клапан, для подачи бензина из топливной системы в маслосистему. Без этого при
температуре воздуха -50 греть придется ну очеень долго.
У меня на Ан-2 , будучи вторым пилотом, разжижение включилось
в полете самопроизвольно. Соответственно бензин пошел в маслосистему. Командир голыми руками вырвал пульт и оторвал
провода. Ну не хотелось падать ночью в тундру, с эшелона
при -40.
 Про карданчики на колесах.
Был у нас командир по фамилии Пронин. /Партийная кличка
майор Пронин/. Так того пассажир достал расспросами. Мол товарищ
командир объясните, как самолет разбегается на лыжах /дело
было зимой/. Мол когда на колесах, я понимаю - колеса крутятся -
самолет едет, а на лыжах? Тот не долго думая растолковал.
Даю газ и самолет делает лыжами вот так... Тут он руками изобразил как гусь перебирает лапами  когда бежит. Кто это
слышал лег.
 

053

Ворона российского региона.
Откуда
Москва
Вы не кассиры!!!
Вы убийцы! :STUPID
Зааааачем греют?
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Все, больше немогу, так ржать на рабочем месте нельзя, было бы кому уволили бы ;D ;D ;D
Вижу тебе понравилась эта серия рассказов )) Продолжение :cool:
Морда в масле весь в тавоте, но зато в АЭРОФЛОТЕ!

Поведаю я вам уважаемые читатели очередную историю, которая произошла со мной работая в доблестном АТБ Магнитогорского авиаотряда и в полном смысле слова испытать на себе эту поговорку.
Как вы помните, я раньше писал в своих байках что я работал в УПМД (в монтажке), так вот, мы не только перебирали двигатели и делали им тяжелые формы, но нас как спецов высокого класса привлекали на замену двигателей АШ-62ИР и АИ-24.
Нам с другом дали задание подготовить двигатель на самолете Ан-2 к его замене.
А на дворе зима, денек замечательный, солнышко светит и мороз -20 градусов, правда без ветра, но это уже праздник для «слонов», да и «мартышкам» всяко бывает достается. Я поставил печку «Север», разжег ее, смотрю температура пошла в «гору» пропустил рукав от печки между ног и балдею, а что, ноги и задница в тепле, кайф!!!! В общем нагрел двигатель, запустил, чтобы слить потом масло, через ПДСП вызвал масленку для слива масла из бака, а сам на стремянку и погнали, я слева, друган справа, стали снимать капоты, и подготовливаем все для съема движка с самолета. Ну вот и маслослив подъехал, я быстренько одел на патрубок шланг для отсоса масла из маслобака, открыл крышку маслобака и продолжаю откручивать тяги, трубопроводы. Вся работа у нас шла четко, у меня практически все было готово что бы сдернуть движок, у моего друга тоже, держал нас маслослив. До приезда маслослива, в маслобаке было 75 литров масла МС-20. Масло горячее что его сливать, но не тут то было. Я открутил мерную линейку, гляжу, что за ерунда, в баке как было так и осталось 75 л, я кричу водиле «масленки» -«Слышь, братан, что за херня, ты что, масло то не отсасываешь, разучился как это делается?!». МЫ с друганом стоим прикалываемся на стремянках. Ну тот смотрю начал газовать, а масло не уходит, вылез из кабины, стал крутить кранами, я смотрю, в баке как и было, ничего не убывает. А получилось вот что, у нас на УТРе были свои водилы спецмашин, так получилось, что нашего водилу кинули на слив керосина на Ан-26Б который пришел в цех на тяжелую форму по планеру и замену движка АИ-24ВТ, а нам дали водителя с перрона. Водила с перрона знал как заправлять маслом, а как сливать, толком незнал. Я уже стал замерзать на стремянке, ну не месяц май, а как ни крути, а на дворе зима, январь и морозец давит. Смотрю мужик уже дергается и спрашивает меня: -«может надо газку поддать?»
Я ему: -«Ну мужик ты даешь! Это не моя матчасть! И х-ли я полезу в твою балалайку, тебя учили на ней работать вот и работай!» А так как мы все капоты скинули, печка уже была не эффективна, и греть уже не могла толком и чувствую я что скоро у меня перья как у пингвина полезут, холод стоит.
Короче, тот член который приехал на «масленке», толком незнал свою матчасть которая его кормила, и для того что проверить эффективность маслонасоса, что есть силы надавил на газ. И что вы думаете, этот гавнюк, перепутал все краны, и вместо того что бы открыть кран на отсос, перевел кран на откачку, а так как он еще и в придачу надавил на газ то вся масляная бурда что была в маслосливе, стала перекачиваться в маслобак. Шланг с патрубка от маслобака стал медленно сползать, ну я его решил поправить, только снял с патрубка и посмотреть почему масло не уходит. Нагнулся, наполовину залез между двигателем и первым шпангоутом, одной рукой держусь за мотораму а другой шланг снимаю, решил глянуть что там. Ну короче глянув на свою голову, меня так окатило всего с головы до ног теплой масляной жижей! Вы только представьте, какие то секунды назад, я изнемогал от мороза, подумал о горячем чае, и тут, на тебе братуха! Много, много килограмм на твои технарские плечи свежего разогретого масла из маслослива ….. по самое нихочу!!! Меня чуть не смыло со стремянки от такого напора! Масло у меня было везде, даже во рту т.к. хотел возмутиться, правда глаза я успел закрыть.
Друган который стоял справа на стремянке, даже не понял что произошло, но когда он глянул на меня он просто рассмеялся от моего вида. Я был похож на ханорика, который попал в масло. Водила увидел что он наделал, резко свалил от нашего самолета прочь к себе на перрон, оставляя за собой масляный шлейф который лился из шланга за машиной.
Самое интересное, то, что я на днях получил новое меховое обмундирование. Правда после этого случая мне МТС выдал новое меховое по производственной необходимости. А того водилу я больше так и невидел, говорят что он старался не попадать в мою смену когда я работал.
Вот так сам лично испытал правдивость этой поговорки: -«Попа в масле член в тавоте, но зато в АЭРОФЛОТЕ!»

С уважением Владислав
г. Магнитогорск
 

aleks

Я люблю строить самолеты!
Оставь свою машину на улице при -40 и ниже на ночь.
На утро вопрос греть или не греть отпадет сам собой.
Конечно если тебе надо ехать.  Те, то живут на юге могут
не читать.

Нос в мазуте, живот в тавоте, все равно в Аэрофлоте.
Возили на Ан-2 бензин геологам в тундру. А чтобы не
катать в самолет тяжелые бочки. На Ан-2 хвостовое колесо
и катить приходится в горку, поэтому в самолет затаскивали пустые и там заливали из пистолета. Техник решил ускорить процесс -
дал давление побольше. Я с пистолетом "зевнул", бензин фонтаном
вылетел из бочки и окатил меня с ног до головы.
Дело было зимой. Меховая летная шуба была распахнута, а мех
мгновенно впитывает бензин. Новой шубы мне никто не приготовил.
Короче следующие два часа экипаж не курил /на севере экипаж
Ан-2 может состоять из трех-четырех человек/ так как я представлял из себя котейль Молотова.
     
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Ок , настырный оказался.
Если коротко то ...Обычно в авиационных двигателях масло находится в отдельной ёмкости называется маслобаком , и имеет достаточно большой объём . Чтобы разогреть его до нужной температуры при работе авиадвигателя , трубуется достаточно продолжительное время , а это ОЧЕНЬ дорого исходя из стоимости топлива , и РЕСУРСА двигателя который будет использован по глупому. Кроме того если авиадвтгатель эксплуатируется на масле МС-20 , то по документам уже нужно подогревать , при температуре окружаещего воздуха +5 и ниже.
По этому производят предподогрев двигателя , стоимость которого не соизмерима с тем ,если сложить затраты на авиабензин и ресурс. Кроме того взлёт разрешается только при рабочих температурах двигателя т.к. только при таких условиях он отдаст 100% мощности , и не " чихнет" на взлёте.
 

053

Ворона российского региона.
Откуда
Москва
Гы, я так понял, что повышение давления масла за счет гидравлического сопротивления маслорадиатора и низкой вязкости  масла при отрицательных температурах в принципе исключает возможность запуска двигателя без разрушения гидросистемы.
Или это не так?
 

Tango

Я люблю гидросамолеты!<br<br />/>
Гена, подогрев масла - всего лишь половина задачи. При низких температурах авиационное (и не только) топливо может детонировать. Чем ниже октановое число - тем ниже температура на которой это явление возникает. Чтобы этого не происходило в военной авиации (когда она поршневой была) применяли т.н. стартовое топливо, которое обеспечивало нормальный запуск - времени на разогрев двигателя просто могло не быть. Связано это явление с появлением перекисей углеводородов при данных условиях.
Если что переврал - двигателисты подправят.
 

Deng

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
А никто не сталкивался с уменьшением/пропаданием компрессии на холодных авиамоторах (при t<-15), и вновь появлением ее на гретых (причем и кольца и цилиндры - почти новые)?
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Гена, подогрев масла - всего лишь половина задачи. При низких температурах авиационное (и не только) топливо может детонировать. Чем ниже октановое число - тем ниже температура на которой это явление возникает. Чтобы этого не происходило в военной авиации (когда она поршневой была) применяли т.н. стартовое топливо, которое обеспечивало нормальный запуск - времени на разогрев двигателя просто могло не быть. Связано это явление с появлением перекисей углеводородов при данных условиях.
Если что переврал - двигателисты подправят.
Tango
))) :)  Этот твой опыт взят из системы запуска  АВТОМОБИЛЬНЫХ двигателей в боевых условиях( боевая тревага). Просто запамятовал как ента система в армии называлась . В кабине стояло устройство похожее на шприц , в него вкладывался алюминевый цилиндрик с надписью АРКТИКА ( а в нём тривиальный эфир) прокалывался специальной иглой ента ёмкость и эфирно - воздушная смесь закачивалась  через спец штуцер можду карбюратором и всасывающим коллектором. Один запуск движка с этой системой приравнивался к наезду автомобилем 1000км , и должен был обязательно отображаться в документах эксплуатации автомобиля.
В поршневой авиации немцы до войны применяли систему разжижения масла топливом .Сейчас осталась на самолётах ЯК-52 , ЯК-18Т и АН-2 . Достаточно эффективна но [highlight]ДОХРЕНА [/highlight]НО и последствий.
Что касается температуры топлива , так его температура по барабану , т.к. ПОДОГРЕВАЕТСЯ весь двигатель и КАРБЮРАТОР в том числе !

Deng то что ты описываешь , это проблемы с некачественным маслом которое " прихватывает" кольца в своих канавках ...и " отпускает " при прогреве. Применяй хорошее масло , а не МС-20 ;)
 

Deng

Я люблю этот Форум!
Откуда
Москва
Опять встает вопрос ГРАМОТНОЙ процедуры перевода Вальтера с МС-20 на аэрошелл. Проходил ли кто сам этот процесс?
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Опять встает вопрос ГРАМОТНОЙ процедуры перевода Вальтера с МС-20 на аэрошелл. Проходил ли кто сам этот процесс?
Как долго он ходит на МС-20?
Если до 100 часов ...то ещё можно если больше .....проблемы будут большие и возни много
 

Tango

Я люблю гидросамолеты!&lt;br&lt;br /&gt;/&gt;
Гена, учи матчасть: "Авиационные топлива, масла смазки и специальные жидкости" Автор: инженер-полковник Розинович Е.В.
Военное издательство МО СССР, Москва 1956
Может у тебя в армии была кабина автомобиля... У меня в армии была кабина МиГ23 и никаких шприцев там не было  ;D
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Гена, учи матчасть: "Авиационные топлива, масла смазки и специальные жидкости" Автор: инженер-полковник Розинович Е.В.
Военное издательство МО СССР, Москва 1956
Может у тебя в армии была кабина автомобиля... У меня в армии была кабина МиГ23 и никаких шприцев там не было  ;D
Ага , а этот тобой цитируемый учебник 56 года рассказывал всю процедуру запуска [highlight]поршневого [/highlight]двигателя при помощи специальных жидкостей сидя в кабине МиГ 23 ?))) :cool: ;D
 
Вверх