Аэропракт А-22

Здравствуйте.
Вопрос к Ю. Яковлеву.
     В описании А-22LS указано, что за лонжероном крыло имеет металлическую обшивку на верхней и тканевую обшивку из термоусадочной ткани на нижней части крыла.
В связи с чем используется такая комбинированная обшивка, из-за чего отказались от полностью тканевой? и почему на верхней части крыла обшивка металлическая а тканевая на нижней, а не наоборот?
Спасибо.
С уважением, Дмитрий.
 

Yakovlyev

Я умею строить самолеты!
При создании самолета A-22LS, мы учли пожелание нашего американского дилера, который считает, что его клиенты имеют опасения по поводу верхней обшивки в результате воздействия на нее природных факторов.
Увеличение веса в пять с небольшим килограмм, мы могли себе позволить, так как взлетный вес в этой категории был увеличен до 600 кг. Этот дополнительный вес, распределенный по размаху крыла, даже принес некотурую пользу - увеличился момент инерции крыла и самолет стало меньше колбасить по крену при болтанке.
 

Вложения

Dark_Mechanicus

Сумрачно механизирую всё, что не механизировано.
Ну что же... пришло время и мне вложить свои 5 копеек (второй год работы) в тему А-22).
Сегодня решили устроить выходной и появилось время написать.
Хочу поприветствовать всех владельцев сей техники! Юрию Владимировичу отдельное ЗДРАВСТВУЙТЕ из Алтайского края )
---------------------
Для меня знакомство с Аэропракт А-22 началось далеко не с чудесных учебных полётов, а с... Со знакомство с его анатомией ) Всё началось осенью 2013 года, когда меня пригласили поучаствовать в восстановлении "желтого". Не буду рассказывать кто и при каких обстоятельствах приложил его об планету. Скажу лишь, что пилот не получил ни царапины)
Придя в цех я увидел вот такую картину



Фотографиями непосредственно после ЛП я к сожалению не обладаю, но по рассказам пилот совершил жёсткую посадку, подломил переднюю стойку ( о ней ниже), собрал гармошкой пол и моторный щит и повредил правое крыло.









Удар в правое крыло пришёлся на третью треть размаха. В итоге заклёпки на втором листе лобика срезало, а по задней кромке случился нехилый жим.



А это остатки от передней стойки



Погнутая левая основная стойка



И ещё раз повторюсь, что при таких повреждениях ПИЛОТ НЕ ПОЛУЧИЛ НИ ЦАРАПИНЫ! Т.е. все элементы конструкции отработали удар и полностью погасили его! Здесь Крэш-расчёт Юрия Владимировича показал себя в "боевых условиях.
-----------------------------------------------

Ну что!? Ходи не ходи вокруг груды алюминия, а мне предстояло восстановить его до лётного состояния.
Перекрестился и начал)

Отсверлил смятый пол и пороги









Ребро с порога аккуратно снимаю. Будет дальше летать



Вот что вышло в итоге



Затем последовал длительный период в ходе которого просто некогда было снимать. Клёпальный пистолет даже на время сна из рук не выпускал (пальцы от вибрации затекали настолько)

В итоге этого периода получилось следующее:
-был изготовлен и установлен на место моторный щит Д-16Т 1,5мм
-новый пол Д-16Т 0,8 мм
-новые пороги АМГ 0,8 мм (из Д-16Т не получилось немного выгнуть. Решили из АМГ но по отбортовке усилил уголками 15х15 из Д-16Т. фото ниже)
-новый полушпангоут под сидениями Д-16Т 1,5 мм
-накладка на полу в месте связки кронштейна передней стойки и пола АМГ 5мм
-накладка на моторный щит в месте связки моторамы, кронштейна передней стойки и моторного щита АМГ 5мм
-два  вертикальных усилителя с внутренней стороны моторного щита уголок Д-16Т 40х40х2,5
-два горизонтальных швеллерообразных усилителя пола АМГ 0,8мм
-------------------------
Всё проклёпано заклёпками ОСТ1-34076-78 Д-18











Передняя стойка ещё в процессе. Как сварю, так покажу. Будет из нержавейковой толстостенной трубы.
-----------------------------------------------------------

Далее всё внутреннее пространство было прогрунтовано ВЛ-02, а затем автомобильным 2-х компонентным грунтом. Приступил к сборке управления...







Труба управления по каналу крена была с конкретным жимом, поэтому отсверлил фланцы, изготовил новую Д-16Т



В итоге "желтый" встал на 3 опоры)



-------------------------------------------------

Далее перешёл к единственному крылу (второе целое забрал предыдущий пилот "сокрушитель" ). Ободрал обшивку. отсверлил законцовку крыла, чтобы выправить замятую переднюю кромку в районе 2 секции





Болгаркой выпилил повреждённую секцию замятой задней кромки



---------------------------------------------
Затем наступило лето... Полёты... Много аэродромной работы по обслуживанию и пилотированию аэродромной техники. Работы были приостановлены.

P.S. to be continued   ;)
 

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
оччень интересно глянуть  :-? но что то изображения не открываются
 

СИБИРЯК

АЭРОПРАКТ СИБИРЬ
Спасибо за подробные фото ремонта. Интересно. И очень приятно посмотреть на работу сделанную руками растущими из правильного места :) Желаю Вашему Желтому поскорее подняться в небо и жить долго и счастливо! :~)
 

Dark_Mechanicus

Сумрачно механизирую всё, что не механизировано.
Кстати, у меня кое-какие запчасти б/у есть, могу порыться, может что-нибудь Вам сгодится при восстановлении. Подарю. Пишите контакт в "личку". 
Спасибо, земляки-СИБИРЯКИ ) Пока есть ещё с чем работать, но по мере приближения к финалу может что-то выявиться недостающее. Буду иметь в виду  ;)
 

Dark_Mechanicus

Сумрачно механизирую всё, что не механизировано.
А пока суть да дело, продолжу повествование...
Лето закончилось, наступила дождливая пора и вместе с ней к нам прибился ещё один экземпляр. Этого по словам предыдущего владельца вдребезги разбило градом. Обшивка плоскостей в лохмотья, стабилизатор в ямку, РВ в лохмотья, флаппероны также, верхнее остекление и лобовое вдребезги, передняя кромка обоих крыльев в ямку.
И как будто специально появился вариант расширить пром. площадь, чем мы и воспользовались.



Первым делом на новом месте соорудили большой стол, а на нём стапель. С целого крыла сняли шаблон, по шаблону напилил из фанеры 20мм заготовок для стапеля. Всё это собрал на брусках. В итоге получилось это:



Все заготовки через равные промежутки застегнул на плоскость, укрепил на столе, а затем брусками сделал диагонали. Расстегнул, вытащил крыло и посмотрел. Ура! Есть крутка стапеля. Пошатал, пошевелил -стоит мёртво. Ну и слава Богу. Так и будем делать. Поскольку крыльев уже 2 пары, то сначала клепаю 2 правых, пересобираю стапель и затем 2 левых.



Решили начать с остекления, выбитого градом.
Синего перестеклили акриловым стеклом цвета "Рубин". Во первых, чтобы потроха не было видно, а во-вторых, т.к. оба бора будут краситься в бордовый перламутр, чтобы в цвет.



Лобовое застеклили...



Затем принялись за крылья. Отсверлив обшивку передней кромки синего, с ужасом обнаружили, что носики нервюр, через обшивку не слабо побило. Такое ощущение, что пинали ногами, а не град побил. Тут же на ходу принимаем решение - править и усиливать в особо деформированных случаях. В итоге усилил все, кроме одной. Для правки из обрезков фанеры выпилили шаблончики в количестве 2-х штук. один с выемками под рифты, другой плоский.



Шаблон стягивает нервюру на трёх болтах. После чего правишь полочку исковерканную

Слева - отрихтованная. В центре - в процессе. Справа - ещё не правленная.



После правки и усиления, всё пространство, которое в последствии зашьётся передней кромкой, загрунтовал ВЛ-02



Здесь на фото видны пластины, приклёпанные заклёпками 2,5х5 Д-18 в местах где в силу деформации металл был потянут. Накладки вырезал из старой отсверленной обшивки. Получилось более чем прочно.



На следующий день, когда грунт уж точно высох, стали примерять первый лист обшивки передней кромки. Закрепили на Клекошки по лонжерону, стянули ремнями и начали таращить в стапель.... Столько мата было :-X особенно если учесть, что нас всего двое))









Дальше начался особо эротический процесс - надо было попасть сквозь новую обшивку в старые отверстия в нервюрах...
Один с изогнутым шилом лез рукой через отверстие в лонжероне, нащупывал шилом отверстие в нервюре и давил сквозь обшивку. Второй с фонариком в руках в косых лучах пытался определить еле уловимый бугорочек, возникающий на внешней стороне обшивки и отметить его карандашом.  :D
В итоге за смену таки насверлили и заКЛЕКОшили)







Клепать первый лист было не менее эротично чем КЛЕКОшить. Йога и камасутра отдыхают. Дело в том, что в комле крыла остаётся не тронутой часть обшивки нижней плоскости под баком. Так вот вот этот угол надо пролезть рукой с поддержкой, нащупать заклёпку и ещё и держать ровно, в то время как второй с молотком её расклёпывает. Пару штук кривовастенько заклепали, поматерились, переделали, а потом дело пошло...



Затем загрунтовали изнутри и примерили второй лист



Опять же на ремни, в стапель и...



На данный момент передняя кромка полностью зашита. Следующий этап - править тела нервюр, также кое-где покоцанные градом, и зашивать верхнюю поверхность плоскости. Зашивать будем Д16-Т 0,5 мм. Продолжение в конце недели  :)
 

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
Классный стапель,  молодцы!
А нельзя ли было заказать стандартный лист лобика у дилера с центровочными отверстиями ...тогда не нужно"камасутры" очень удобно  у вас ведь "свежые"  борта уже более технологичные ...но хозяин барин.
С уважением,
 

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
Как то показалось ,что с появлением инфы по младшему брату А-22-го , интерес стал угасать к нашему любимому самолёту  :)
Да и майор куда то запропастился ? ;D
Но он  (самолёт) работает ,продолжаем довольно интенсивную эксплуатацию в весьма непростых условиях высокогорья Гималаев . Вашему вниманию клип нашей творческой группы-
https://www.youtube.com/watch?v=q6Mcy0DsAgA
 

Dark_Mechanicus

Сумрачно механизирую всё, что не механизировано.
Итак... в продолжение рассказа о "спасработах" Аэропрактов:
----------------------------------------
"Синее" крыло обрастает первым листом верхней поверхности обшивки на КЛЕКОшки.



Первый лист приклёпан. Второй заКЛЕКОшен. В районе стыка первого листа передней кромки со вторым решили пустить усиливающую полоску. В том месте где были срезаны вытяжные заклёпки. Аэродинамику здесь уже не испортить, а прочнее будет!



Заметил интересную особенность. Синее крыло от первой серии. Металл потоньше, заклёпки через 3 см. Желтое крыло от 2 или 3 серии. Металл толще и заклёпки через 6 см.



"Синее" крыло обшито. Вклёпываю анкерные гайки крепления бака. Рядом со мной - дедушка Алтайской малой авиации Шенкаренко Владимир Георгиевич. Передаёт нам свой опыт долгих лет конструкторства, полётов, инструкторства и самолётостроения.



Примерили бак на место. Ещё одна особенность. Межнервюрное расстояние большевато - как на АН-2 300мм. Обшивка хорошо лежит, но думаю под нагрузкой будут периодически "плохунчики" хлопать.



Звонок домой...
Опять до поздней ночи...
Да..
Не ждать...
Хорошо, сам поем, ложитесь спать..



"Папа с сыном"  ;D



"Синее" крыло обезжирено и готово к грунтованию ВЛ-02. Между тем "желтое" готовится для установки в стапель



"Желтое" дождалось очереди в стапель.



Вместо выпиленного замятого пролёта задней кромки была изготовлена и вклёпана "заплатка"



"Синее" крыло загрунтовалось и стало "зелёным" ))





Последние штрихи в приклёпывании обшивки верхней поверхности "желтого" крыла





-----------------------------------------------

Продолжение следует... И не одно )
 

Dark_Mechanicus

Сумрачно механизирую всё, что не механизировано.

Старый Макс

Улетел навсегда. Погиб в Непале
Прошу совета  по компановке приборной доски опытных эксплуатантов  А-22-го и не только  :)
По прошествии некоторого времени полётов ,какие приборы оказались не очень нужными и какие оказались очень необходимы ? Иными словами ,какие приборы и компановку вы бы хотели видеть на новом самолёте?
Какой Джи Пи Эс предпочитаете иметь в комплекте ?
Вопросы эти тут уже всплывали ,но ...времена меняются ,появляются новые приоритеты .Допустим тот же Гармин -296 уже не выпускается ,а что можно на замену ?
 

Вложения

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
интересный ракурс ... ;) в желтом девчина за штурвалом ....
ттак от инструктора у колен тахометр да? и что еще за коробоки...дисплейчики два- нет три , таймер а два еще  , ...про дисплей камеры понятно, снимок против солнца в дымку ...вообще как табло ЖК  Дайнон там или ... на бликах сносно или нет.
Есть мнение заменить пока есть время ,  жк дисплей на анаалоговые приборы как классике...
или по весу проиграю...
ваше мнение?
 
Вверх