Аэропракт А-22

Здравствуйте.
Вопрос к Ю. Яковлеву.
     В описании А-22LS указано, что за лонжероном крыло имеет металлическую обшивку на верхней и тканевую обшивку из термоусадочной ткани на нижней части крыла.
В связи с чем используется такая комбинированная обшивка, из-за чего отказались от полностью тканевой? и почему на верхней части крыла обшивка металлическая а тканевая на нижней, а не наоборот?
Спасибо.
С уважением, Дмитрий.
 
При создании самолета A-22LS, мы учли пожелание нашего американского дилера, который считает, что его клиенты имеют опасения по поводу верхней обшивки в результате воздействия на нее природных факторов.
Увеличение веса в пять с небольшим килограмм, мы могли себе позволить, так как взлетный вес в этой категории был увеличен до 600 кг. Этот дополнительный вес, распределенный по размаху крыла, даже принес некотурую пользу - увеличился момент инерции крыла и самолет стало меньше колбасить по крену при болтанке.
 

Вложения

  • S5002145.JPG
    S5002145.JPG
    64,2 КБ · Просмотры: 78
  • S5002146.JPG
    S5002146.JPG
    53,6 КБ · Просмотры: 78
  • S5002148.JPG
    S5002148.JPG
    55,1 КБ · Просмотры: 82
Ну что же... пришло время и мне вложить свои 5 копеек (второй год работы) в тему А-22).
Сегодня решили устроить выходной и появилось время написать.
Хочу поприветствовать всех владельцев сей техники! Юрию Владимировичу отдельное ЗДРАВСТВУЙТЕ из Алтайского края )
---------------------
Для меня знакомство с Аэропракт А-22 началось далеко не с чудесных учебных полётов, а с... Со знакомство с его анатомией ) Всё началось осенью 2013 года, когда меня пригласили поучаствовать в восстановлении "желтого". Не буду рассказывать кто и при каких обстоятельствах приложил его об планету. Скажу лишь, что пилот не получил ни царапины)
Придя в цех я увидел вот такую картину

1qLlE8okDs8.jpg


Фотографиями непосредственно после ЛП я к сожалению не обладаю, но по рассказам пилот совершил жёсткую посадку, подломил переднюю стойку ( о ней ниже), собрал гармошкой пол и моторный щит и повредил правое крыло.

5Ryqt9FyqC4.jpg


FSYEPNECjLQ.jpg


q_SOd0KFb1Y.jpg


P9wFAo6bT2E.jpg


Удар в правое крыло пришёлся на третью треть размаха. В итоге заклёпки на втором листе лобика срезало, а по задней кромке случился нехилый жим.

pXqkzEZ3g_w.jpg


А это остатки от передней стойки

Ls95TNcsrtc.jpg


Погнутая левая основная стойка

OVfYWbBopNc.jpg


И ещё раз повторюсь, что при таких повреждениях ПИЛОТ НЕ ПОЛУЧИЛ НИ ЦАРАПИНЫ! Т.е. все элементы конструкции отработали удар и полностью погасили его! Здесь Крэш-расчёт Юрия Владимировича показал себя в "боевых условиях.
-----------------------------------------------

Ну что!? Ходи не ходи вокруг груды алюминия, а мне предстояло восстановить его до лётного состояния.
Перекрестился и начал)

Отсверлил смятый пол и пороги

ZcFJhsxJ8jI.jpg


anTS8RzzxYc.jpg


Np_LMBLHnww.jpg


EM2sr6PFuKM.jpg


Ребро с порога аккуратно снимаю. Будет дальше летать

AtdvJ9abROc.jpg


Вот что вышло в итоге

AZkMBueCvHw.jpg


Затем последовал длительный период в ходе которого просто некогда было снимать. Клёпальный пистолет даже на время сна из рук не выпускал (пальцы от вибрации затекали настолько)

В итоге этого периода получилось следующее:
-был изготовлен и установлен на место моторный щит Д-16Т 1,5мм
-новый пол Д-16Т 0,8 мм
-новые пороги АМГ 0,8 мм (из Д-16Т не получилось немного выгнуть. Решили из АМГ но по отбортовке усилил уголками 15х15 из Д-16Т. фото ниже)
-новый полушпангоут под сидениями Д-16Т 1,5 мм
-накладка на полу в месте связки кронштейна передней стойки и пола АМГ 5мм
-накладка на моторный щит в месте связки моторамы, кронштейна передней стойки и моторного щита АМГ 5мм
-два  вертикальных усилителя с внутренней стороны моторного щита уголок Д-16Т 40х40х2,5
-два горизонтальных швеллерообразных усилителя пола АМГ 0,8мм
-------------------------
Всё проклёпано заклёпками ОСТ1-34076-78 Д-18

194R1PutT4s.jpg


xtossVRHlS8.jpg


XLbnvWhpcg4.jpg


yGM7OOS37qg.jpg


RnAONjWwRsA.jpg


Передняя стойка ещё в процессе. Как сварю, так покажу. Будет из нержавейковой толстостенной трубы.
-----------------------------------------------------------

Далее всё внутреннее пространство было прогрунтовано ВЛ-02, а затем автомобильным 2-х компонентным грунтом. Приступил к сборке управления...

EdcS9efJAZs.jpg


7ffGFfqGVkk.jpg


MhAZuKG3SV8.jpg


Труба управления по каналу крена была с конкретным жимом, поэтому отсверлил фланцы, изготовил новую Д-16Т

rcLwUbi9vts.jpg


В итоге "желтый" встал на 3 опоры)

BEsv7GeGIn0.jpg


-------------------------------------------------

Далее перешёл к единственному крылу (второе целое забрал предыдущий пилот "сокрушитель" ). Ободрал обшивку. отсверлил законцовку крыла, чтобы выправить замятую переднюю кромку в районе 2 секции

6vJDjELdZaQ.jpg


C-c064-_8RI.jpg


Болгаркой выпилил повреждённую секцию замятой задней кромки

AtXAz8Vscek.jpg


---------------------------------------------
Затем наступило лето... Полёты... Много аэродромной работы по обслуживанию и пилотированию аэродромной техники. Работы были приостановлены.

P.S. to be continued   😉
 
оччень интересно глянуть  :-? но что то изображения не открываются
 
Спасибо за подробные фото ремонта. Интересно. И очень приятно посмотреть на работу сделанную руками растущими из правильного места 🙂 Желаю Вашему Желтому поскорее подняться в небо и жить долго и счастливо! :~)
 
Кстати, у меня кое-какие запчасти б/у есть, могу порыться, может что-нибудь Вам сгодится при восстановлении. Подарю. Пишите контакт в "личку". 
Спасибо, земляки-СИБИРЯКИ ) Пока есть ещё с чем работать, но по мере приближения к финалу может что-то выявиться недостающее. Буду иметь в виду  😉
 
А пока суть да дело, продолжу повествование...
Лето закончилось, наступила дождливая пора и вместе с ней к нам прибился ещё один экземпляр. Этого по словам предыдущего владельца вдребезги разбило градом. Обшивка плоскостей в лохмотья, стабилизатор в ямку, РВ в лохмотья, флаппероны также, верхнее остекление и лобовое вдребезги, передняя кромка обоих крыльев в ямку.
И как будто специально появился вариант расширить пром. площадь, чем мы и воспользовались.

DqzV4UrwkV0.jpg


Первым делом на новом месте соорудили большой стол, а на нём стапель. С целого крыла сняли шаблон, по шаблону напилил из фанеры 20мм заготовок для стапеля. Всё это собрал на брусках. В итоге получилось это:

216lL1ydJlc.jpg


Все заготовки через равные промежутки застегнул на плоскость, укрепил на столе, а затем брусками сделал диагонали. Расстегнул, вытащил крыло и посмотрел. Ура! Есть крутка стапеля. Пошатал, пошевелил -стоит мёртво. Ну и слава Богу. Так и будем делать. Поскольку крыльев уже 2 пары, то сначала клепаю 2 правых, пересобираю стапель и затем 2 левых.

yGcrqif2Ino.jpg


Решили начать с остекления, выбитого градом.
Синего перестеклили акриловым стеклом цвета "Рубин". Во первых, чтобы потроха не было видно, а во-вторых, т.к. оба бора будут краситься в бордовый перламутр, чтобы в цвет.

jy6a-faeIKo.jpg


Лобовое застеклили...

bk7XPtbIzCU.jpg


Затем принялись за крылья. Отсверлив обшивку передней кромки синего, с ужасом обнаружили, что носики нервюр, через обшивку не слабо побило. Такое ощущение, что пинали ногами, а не град побил. Тут же на ходу принимаем решение - править и усиливать в особо деформированных случаях. В итоге усилил все, кроме одной. Для правки из обрезков фанеры выпилили шаблончики в количестве 2-х штук. один с выемками под рифты, другой плоский.

qCJntuZrzbc.jpg


Шаблон стягивает нервюру на трёх болтах. После чего правишь полочку исковерканную

Слева - отрихтованная. В центре - в процессе. Справа - ещё не правленная.

ABcd4SVfsQ8.jpg


После правки и усиления, всё пространство, которое в последствии зашьётся передней кромкой, загрунтовал ВЛ-02

yIanKyycqxA.jpg


Здесь на фото видны пластины, приклёпанные заклёпками 2,5х5 Д-18 в местах где в силу деформации металл был потянут. Накладки вырезал из старой отсверленной обшивки. Получилось более чем прочно.

EwfVOWY27ts.jpg


На следующий день, когда грунт уж точно высох, стали примерять первый лист обшивки передней кромки. Закрепили на Клекошки по лонжерону, стянули ремнями и начали таращить в стапель.... Столько мата было :-X особенно если учесть, что нас всего двое))

0jVbxVBRCp0.jpg


WBpT5IqrBr0.jpg


gPM7TwqnkNU.jpg


JYiBtbQQfvM.jpg


Дальше начался особо эротический процесс - надо было попасть сквозь новую обшивку в старые отверстия в нервюрах...
Один с изогнутым шилом лез рукой через отверстие в лонжероне, нащупывал шилом отверстие в нервюре и давил сквозь обшивку. Второй с фонариком в руках в косых лучах пытался определить еле уловимый бугорочек, возникающий на внешней стороне обшивки и отметить его карандашом.  😀
В итоге за смену таки насверлили и заКЛЕКОшили)

FwyvVGxrOYU.jpg


EBpjjj-dvBc.jpg


ESGD3x23g00.jpg


Клепать первый лист было не менее эротично чем КЛЕКОшить. Йога и камасутра отдыхают. Дело в том, что в комле крыла остаётся не тронутой часть обшивки нижней плоскости под баком. Так вот вот этот угол надо пролезть рукой с поддержкой, нащупать заклёпку и ещё и держать ровно, в то время как второй с молотком её расклёпывает. Пару штук кривовастенько заклепали, поматерились, переделали, а потом дело пошло...

t9KP3QAS8LA.jpg


Затем загрунтовали изнутри и примерили второй лист

CPgukWIbHok.jpg


Опять же на ремни, в стапель и...

r8gI1aSIKbU.jpg


На данный момент передняя кромка полностью зашита. Следующий этап - править тела нервюр, также кое-где покоцанные градом, и зашивать верхнюю поверхность плоскости. Зашивать будем Д16-Т 0,5 мм. Продолжение в конце недели  🙂
 
Классный стапель,  молодцы!
А нельзя ли было заказать стандартный лист лобика у дилера с центровочными отверстиями ...тогда не нужно"камасутры" очень удобно  у вас ведь "свежые"  борта уже более технологичные ...но хозяин барин.
С уважением,
 
Как то показалось ,что с появлением инфы по младшему брату А-22-го , интерес стал угасать к нашему любимому самолёту  🙂
Да и майор куда то запропастился ? ;D
Но он  (самолёт) работает ,продолжаем довольно интенсивную эксплуатацию в весьма непростых условиях высокогорья Гималаев . Вашему вниманию клип нашей творческой группы-
https://www.youtube.com/watch?v=q6Mcy0DsAgA
 
Итак... в продолжение рассказа о "спасработах" Аэропрактов:
----------------------------------------
"Синее" крыло обрастает первым листом верхней поверхности обшивки на КЛЕКОшки.

jEOy7tDkD7A.jpg


Первый лист приклёпан. Второй заКЛЕКОшен. В районе стыка первого листа передней кромки со вторым решили пустить усиливающую полоску. В том месте где были срезаны вытяжные заклёпки. Аэродинамику здесь уже не испортить, а прочнее будет!

gTN_4aeqTAg.jpg


Заметил интересную особенность. Синее крыло от первой серии. Металл потоньше, заклёпки через 3 см. Желтое крыло от 2 или 3 серии. Металл толще и заклёпки через 6 см.

zffxsUmNY8g.jpg


"Синее" крыло обшито. Вклёпываю анкерные гайки крепления бака. Рядом со мной - дедушка Алтайской малой авиации Шенкаренко Владимир Георгиевич. Передаёт нам свой опыт долгих лет конструкторства, полётов, инструкторства и самолётостроения.

RgKLalVzcCQ.jpg


Примерили бак на место. Ещё одна особенность. Межнервюрное расстояние большевато - как на АН-2 300мм. Обшивка хорошо лежит, но думаю под нагрузкой будут периодически "плохунчики" хлопать.

Ov1hQoB_Swo.jpg


Звонок домой...
Опять до поздней ночи...
Да..
Не ждать...
Хорошо, сам поем, ложитесь спать..

mfEqoVf8J-0.jpg


"Папа с сыном"  ;D

Jfefw4Z9R7E.jpg


"Синее" крыло обезжирено и готово к грунтованию ВЛ-02. Между тем "желтое" готовится для установки в стапель

upqco5G79PU.jpg


"Желтое" дождалось очереди в стапель.

HGxBlw7otjI.jpg


Вместо выпиленного замятого пролёта задней кромки была изготовлена и вклёпана "заплатка"

sDC63OoM7A0.jpg


"Синее" крыло загрунтовалось и стало "зелёным" ))

3A9K11iFPPw.jpg


SlKvNZT7nkk.jpg


Последние штрихи в приклёпывании обшивки верхней поверхности "желтого" крыла

iHSPx7BZ1vA.jpg


a1SUjEQlvks.jpg


-----------------------------------------------

Продолжение следует... И не одно )
 
Прошу совета  по компановке приборной доски опытных эксплуатантов  А-22-го и не только  🙂
По прошествии некоторого времени полётов ,какие приборы оказались не очень нужными и какие оказались очень необходимы ? Иными словами ,какие приборы и компановку вы бы хотели видеть на новом самолёте?
Какой Джи Пи Эс предпочитаете иметь в комплекте ?
Вопросы эти тут уже всплывали ,но ...времена меняются ,появляются новые приоритеты .Допустим тот же Гармин -296 уже не выпускается ,а что можно на замену ?
 

Вложения

  • IMG_7826__Medium_.JPG
    IMG_7826__Medium_.JPG
    91 КБ · Просмотры: 69
интересный ракурс ... 😉 в желтом девчина за штурвалом ....
ттак от инструктора у колен тахометр да? и что еще за коробоки...дисплейчики два- нет три , таймер а два еще  , ...про дисплей камеры понятно, снимок против солнца в дымку ...вообще как табло ЖК  Дайнон там или ... на бликах сносно или нет.
Есть мнение заменить пока есть время ,  жк дисплей на анаалоговые приборы как классике...
или по весу проиграю...
ваше мнение?
 
Назад
Вверх