"Вектор" - полёты без лицензии

Thread moderators: ExtreМale
Всем форумчанам - пламенный привет!
Ну, вот и сломался я наконец-то морально, и решил пополнить ряды самодельщиков СЛА в нашей большой стране... :)
Сразу оговорюсь: опыта постройки именно легкомотрных самолётов у меня нет. Но, не боги горшки обжигают!
Тем более, что есть солидный опыт работы с деревом и композитами, а также опыт работы с металлом и его станочной обработке.
Являюсь инженером-конструктором беспилотников и участвовал в различных (включая военные) проектах.
Пилотирую сам тестовые образцы и провожу лётные испытания с различными системами управления.
Имею в активе 1200 прыжков с парашютом из которых большая часть - купольное пилотирование (swoop или canopypiloting).
Прыгал с Ми-8, КА-32, Ан-2, Ан-24, АН-26, Ан-28, Л-410, Ил-76 мотодельтаплана и воздушного шара. :cool:
Особая гордость - это всего 5 часов налёта на Як-52.
Также являюсь авиамоделистом с хорошим стажем (ух, чует моё сердце, что сейчас "приложут фэйсом об тэйбл... ) и опытным FPV-пилотом.
Создатель проекта "Авиамодельная Пилотажная Группа РУСЬ" на моделях полукопиях L-39 Вяземского УАЦ.
Есть своя небольшая мастерская на даче, которая оснащена всем необходимым для полного цикла работ: от проектирования до изготовления готового изделия, включая электронику.
Ну, это немного о себе...
А теперь - о причинах создать эту Тему!

Когда в строительстве авиамоделей ты приходишь к тому рубежу, когда их ценник переваливает за 250 тыс. руб., то начинаешь задаваться вопросом:
- а что дальше, что следующим этапом?
И часто не находишь ответ на этот вопрос. Вернее, находишь его, но умом понимаешь, что это всё можно назвать одним словом - дрочьба. Да-да, именно так!
Одно дело строить беспилотник с бюджетом 1,5-2 млн. руб., который изначально столько стоит, и его функционал абсолютно понятен.
И другое дело, когда ты собираешь модель (и особенно, FPV-модель, чтобы хоть как-то приблизиться к "реальному" полёту от первого лица в кабине) стоимость которой переваливает за 300 тысяч.
Сделав её качественной, красивой и хорошо летающей, ты всё равно не получишь то ОФИГЕННОЕ ощущение полёта, пусть даже и на таких же высотах до 150-200 метров, на которых на них летаешь!
И став задумываться о целесообразности таких вложений, я открыл для себя давно известную мне тему СЛА. Вернее, те абсолютно идентичные бюджеты, которые можно потратить не на прыжки с самым топовым в мире куполом, чтобы ощутить те 25-30 секунд полёта на скоростях за 100 км/час. И не на модели самолётов, которые и являются всё-таки тем самым онанизмом, к которому ты прибегаешь раз за разом, так как не можешь подняться в небо реально.
Вот и крутясь постоянно вокруг этой тематики, постоянно общаясь с народом, слушая, читая и глядя на ролики в инете, я принял решение: хватит заниматься хернёй!
Пора делать уже давно привычные серьёзные дела. Тем более, что люди строят и успешно летают на своих маленьких самолётах!
Я, кстати говоря, лично знаком с Лёшей Яблоковым, и не раз видел его Pitts на поляне в Монино. Мы там проводим свои тренировки на моделях L-39. Моему удивлению и радости за него не было предела, когда я узнал, что он его построил сам.
Вот и настало время сделать очередной шаг вперёд и пойти дальше. Тем более, что путь этот займёт не один год у меня...

Цель относительно простая:
- построить самолёт с пилотажными возможностями в массе не боле 115 кг (пустого)

Также необходимо сделать самолёт разборным для удобной перевозки к местам полётов.

Начал изучать этот вопрос и понял, что всё на всё похоже, но с некоторыми "нюансами". "Арго", "Hummel Bird" и "Corby Starlet" - вот отправные точки для меня, после изучения вопроса.
Последний из списка, на мой взгляд, наиболее продвинут и интересен в плане своих возможностей.
Сразу отмёл строительство из металла - на заветные цифры в нормальном размере, и возможностями крутить пилотаж, не выйти. Чисто деревянный от А до Я самолёт не вижу смысла строить, так как дерево будет в любом случае весить больше композита, но сложностей с подбором материала и его обработкой - очень много. Кроме того, возможность быть взятым за жопу нашими доблестными силами полиции в этом случае, довольно велика.
Поэтому решил делать упор на постройку из композитов, но...

Чисто композитный самолёт построить можно. Да, муторно, долго и трудно делать пуансоны. Затем формовать матрицы, которые нужно обязательно делать с дегазацией и последующим проливом смолой. Нужны качественные стапеля для формовки набора и силовой части. Это всё реально сделать, но изделие нужно всё-таки формовать под запекание в печи. А хорошую печь построить - это половина бюджета самого самолёта. И вторая половина, чтобы построить отапливаемый ангар, куда эту печь можно установить. :ROFLMAO:
Значит выход один - делать комбинированный самолёт, где будет применяться традиционные материалы (дерево и лёгкие сплавы) и композиты.
Прикинув свои возможности и целесообразность изготовления, я понял, что смогу на долю композитов "перебросить" порядка 40-50% всех деталей самолёта.
А если учесть, что это даст солидный сброс массы самолёта, то цель влезть в заветные 115 кг уже и не такая далёкая!

За основу взял понравившийся мне "Corby Starlet".
Чертить самолёт решил сам с нуля, так как планирую в дальнейшем всё-таки заменять дерево на полный композит, и 3D-планы мне понадобятся для работы с пуансонами.

Основные параметры вижу такими (в мм):
Длина общая - 4150
Размах - 5200
Крыло в плане - трапецевидное (законцовки возможно с винглетами)
Профиль крыла - Clark Y (не мудурствуя лукаво)
Крутки крыла не будет
Угол поперечного V крыла - 3 градуса
Угол установки крыла/ГО (гадусы) - 2/0
Хорда крыла у корня/законцовки - 1000/800
Размах ГО - 1600
ГО в плане - трапецивидное
Профиль хвостового оперения и киля - NACA-64 008A
Хорда ГО у корня/законцовки - 700/500
Двигатель - РМЗ-500 Авиа (50 л.с)
Стойки шасси - фиксированные (композит). Крепление стоек к фюзеляжу.
Рулевое колесо - заднее
Пропеллер - 3-х лопастной (композит)
Топливный бак - композитный.
Вся мелочёвка (дельные вещи...) - своя токарка и фрезеровка.
Вот только сварки у меня нет: всё как-то не получалось объять это необъятное, и не успел обзавестись и научиться работать... :confused:

Конструкция планера видится такой...
Все лонжероны, нервюры крыльев и хвостового оперения, силовые шпангоуты, кок, капот, кресло пилота, каркас центроплана, дуга фонаря кабины и шпангоут моторного отсека - композитные. На лонжеронах, нервюрах и основных стойках шасси будет использоваться сэндвич из Airex`а стекла и карбона. Все детали под инфузию.
Не нагруженные шпангоуты фюзеляжа - деревянные (рейка, фанера и СТЭФ).
Обшивка комбинированная:
Лобик крыла, хвостового оперения и гаргрот до корня киля - 3-х слойная фанера 1 мм с оклейкой 1 слоем 80-й стеклоткани.
Затем покрытие всего Oratex`ом или аналогичными тканями. Грунтовка и покраска пистолетом.
Пока не могу определиться с моторамой: либо карбон, либо металл... Что выбрать, блин?
Колёсные диски и тормозная система будут выточены свои.

Начал отрисовывать общие планы. Потом начну детализировать.
Что скажете, дядьки самолётостроители?

Вектор V1.0_001.JPG


Вектор V1.0_002.JPG


Вектор V1.0_004.JPG
 

мир

Продал опасную самоделку под видом нормального сам
Заблокирован
Откуда
Коломна
ExtreМale добро пожаловать в наш клуб.Приятно , что приходят образованные люди. Выбор неплохой, но всё же на мой взгляд не совсем верный. я всегда новичкам советую строить двухместную машину, затраты разнятся незначительно, а при этом есть возможность сразу и обучиться полетам на своём самолете , это приятнее вдвойне и полезней. На форуме строят двое французские Газели с автоконверсиями, очень правильный вариант. машина отработана имеет сертификат, к томуже освещяется весьма широко , что может помочь избежать кучу ошибок. Так что подумайте, послушайте старого самодела, рекомендую. Если что живу недалеко в Коломне, что нужно подскажу.
 

Владимир Дёмин

Строить и летать!
Вообще-то, этап эскизного проекта, обычно предваряет долгое и кропотливое изучение общей практики аналогичных решений.
Тока потом подход к ТЗ(техническое задание) с формулировкой Задачи в итерационном цикле.
Не, так-то - пожалуйста, но... Вот ни одной цифры (из статистики ЛТХ ) тут не приведено. А это больше на прожектёрство тянет (извините).
ПС: Даже если предположить взлётный 240 кг /4,68 м2 = 51, а энерговооруженность 52 лс/240 кг= 0,21, то о каком пилотаже заявка!? Да ещё при том,что конструкция разборная.
Ничего личного.
 
Последнее редактирование:

aleksandrd

ДАР Соло 115.
Откуда
Тольятти
Достойная задачка построить самолёт 115 кг. !

Но как практик, считаю, возможность пилотажа может перечеркнуть все достоинства самолёта категории 115 кг.

Сами посудите, какая скорость будет на взлёте и посадке ?

С точки зрения созерцателя, конечно, очень интересно посмотреть что получится.
 
Вот ни одной цифры (из статистики ЛТХ ) тут не приведено. А это больше на прожектёрство тянет (извините).
Владимир, приветствую!
Да, я понимаю, что без приведения тут более конкретных данных ТТХ самолёта, это не похоже на монументальный труд.
Просто я решил идти немного другим путём в этом направлении. Изначально, по всем внешним данным планера, и тому чем он будет укомплектован, уже понятен предварительный итог его лётных характеристик. Я имею ввиду взлётную и посадочные скорости, крейсерскую скорость, скорость свала и максималку. Вероятность полученных мной расчётных данных совпадёт с предварительными и аналогичными в данном классе ЛА, скорее всего на 90%.
Меня гораздо больше интересуют прочностные характеристики планера и его конструкционных узлов. Вот это будет обсчитано особенно внимательно.
Также, для получения полной картины при предварительных расчётах, буду использовать XFLR-5. Уверен, что в результате вполне возможны изменения как в выбранном профиле крыла, так и в других характеристиках планера.
По мере продвижения, я буду выкладывать данные по расчётам.
Вообще-то, этап эскизного проекта, обычно предваряет долгое и кропотливое изучение общей практики аналогичных решений.
Ну, за изучением опыта мировой истории постройки самолётов, других строителей на данном форуме, зарубежных "коллег по цеху" и видеоматериалов в сети, я провёл практически год. И занимался достаточно плотной аналитикой прочитанного/увиденного: весь материал систематизирован и готов к использованию.
Никогда не использую "наколенный подход" в своей работе. :)
 

corner

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ангарск
А насколько серьезный планируется пилотаж? Виражи, горки, петли, бочки?
 
Выбор неплохой, но всё же на мой взгляд не совсем верный. я всегда новичкам советую строить двухместную машину, затраты разнятся незначительно, а при этом есть возможность сразу и обучиться полетам на своём самолете , это приятнее вдвойне и полезней.
Спасибо Вам за совет! Действительно, Вы грамотный человек с солидным опытом - форум это подтверждает. ;)
Согласен с тем, что Skyfox Gazelle (если о нём идёт речь) очень хорош во всех смыслах как стартап. Но, с подобными самолётами, у меня возникает банальная сложность: я не могу их построить у себя и затем хранить. Не позволяет место в мастерской и нет своего гаража для хранения...
Я могу "переварить" длину консоли крыла в 3 метра и фюзеляжа в 4 метра. На этапах постройки, готовый РН вешать буду уже на улице у себя. :ROFLMAO:
И даже, если бы я и построил сам по себе планер, то придётся ставить его на аэродром и хранить там. Ближайший ко мне - родной "Ватулино". Там можно и летать, но этим вопросом я не озадачивался, так как изначально целю был самолёт под транспортировку на прицепе, и мобильным развёртыванием на месте полётов.
И получается, что это уже серьёзное отклонение от самой концепции относительно доступного СЛА по его эксплуатации и возможности хранения без дополнительных затрат, а также привязывает к дополнительным затратам на пилота с лицензией. Ну, вопрос стоимости я не поднимаю - это ключевой параметр.
В итоге эти факторы закрывают для многих заветное небо.

И большое спасибо за предложение помощи!(y)
 

LiederB

Я люблю строить самолеты!
Также, для получения полной картины при предварительных расчётах, буду использовать XFLR-5
А какие задачи Вы ставите себе для расчётов в XFLR-5? Если можно, подробнее остановиться на данном этапе. Спасибо.
 

LiederB

Я люблю строить самолеты!
А на счет размаха, можно сделать центроплан и добавится ещё немного так необходимых миллиметров...
 

Vitalich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Омск
Вы не первый здесь, кто хоче 115, пилотаж. складные крылья и т.д. и т.п. Почитай те форум посмотрите как развиваются эти проекты. Если действительно хотите построить и полететь, начните с классики и попроще. Только без обид. ОК.
 

corner

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Ангарск
Полностью поддерживаю использование развитого центроплана в транспортных габаритах. Одни сплошные плюсы: короткие консоли, наиболее нагруженный участок лонжерона - цельный, узлы крепления консолей могут быть значительно легче.
 
А насколько серьезный планируется пилотаж? Виражи, горки, петли, бочки?
Да, именно это и планируется. Хотя фигуры и из разного пилотажа - простого и высшего. Сюда же можно добавить и иммельман, и кубинскую восьмёрку.
Понятно, что "быстрая" и медленная и фиксированная бочки будут смазаны. Но ведь с ними справляются и "Арго-2" ("Марго") и "Corby Starlet" итальянца Джулиано.
Самолёт должен летать этот пилотаж! Поэтому самолёт будет рассчитываться под перегрузки +5(6)/-3. В таком типоразмере самолёта этого будет достаточно для выполнения всего комплекса фигур с учётом запаса прочности планера.
Летать "блинчиком" по кругу или по маршруту - прикольно, конечно. И это уже НАСТОЯЩИЙ полёт! Но, душа просит большего! :LOL:
 
Я Яблоков летает на своем питсе или ещё нет? Он ведь тоже авиамоделист со стажем, перешел на больше модели и построил настоящий самолет. А полетов его не видел, кто то летает на его питсе, но не он.
 
Вы не первый здесь, кто хоче 115, пилотаж. складные крылья и т.д. и т.п. Почитай те форум посмотрите как развиваются эти проекты. Если действительно хотите построить и полететь, начните с классики и попроще. Только без обид. ОК.
Виталич!
Я прекрасно понимаю, что мне не "изобретать велосипед" - это уже делали тут неоднократно и с различным успехом.
И именно для того, чтобы реально полететь, я и взялся за более чем "народный проект" самолёта а-ля "Арго" и им подобных.
Но, я не вижу смысла в слепом копировании чертежей, материалов и технологий, и получения конечно результата, который не устраивает изначально.
Можно не растягивая резину, спокойно купить за 250-300 тысяч ЕР-12, и начать летать.
Если это нужно для того, чтобы хоть что-то построить, и пройти "школу авиастроения", то здесь я уже сэкономил своё время - "сдал эти выпускные на отлично" занимаясь строительством БПЛА с размахом крыльев по 4 метра в различных конфигурациях аэродинамической схемы планера.
Это ведь моя работа, всё-таки... :)
 
Я Яблоков летает на своем питсе или ещё нет? Он ведь тоже авиамоделист со стажем, перешел на больше модели и построил настоящий самолет. А полетов его не видел, кто то летает на его питсе, но не он.
Не буду говорить о его личных полётах, так как не знаю точно. И с Алексеем давно не пересекались. Но самолёт, построенный им, летает. И это главное.
У меня есть куча знакомых авиамоделистов, которые прутся от полётов на моделях в небе, живут этим и, видимо, умрут с этим, но никогда не сядут сами за РУС самолёта. По разным причинам...
Я давно перестал этому удивляться и пытаться их "агитировать за советскую власть".
 
Полностью поддерживаю использование развитого центроплана в транспортных габаритах.
Согласен!
Но, пока ещё точно не определился с этим вопросом. Самолёт всё равно будет стоять на своих шасси (скорее всего, не вывешен будет на опорах...) и их колея уже определяет габаритный размер хранения. Поэтому, почему бы не сделать развитой центроплан силовым элементом. Но, вылезают также и очевидные минусы такой схемы:
- дополнительные усиления корневых нервюр в месте стыка консолей
- усложнение узлов крепления
- наличие дополнительных лючков для доступа к узлам крепления и узлам тяг управления
В этом смысле, наплыв крыла и точка крепления консоли на фюзеляже, удобнее... 🤔
 
А какие задачи Вы ставите себе для расчётов в XFLR-5? Если можно, подробнее остановиться на данном этапе. Спасибо.
Наверное, сильно подробно нет смысла описывать эти задачи. Прежде всего, статическая устойчивость самолёта. Анализ правильности выбранного профиля крыла и его модификации (если это необходимо по полученным данным). Углы установки консолей крыла. Получение поляр на различных скоростях полёта.
 

vovan.sloboda

Я люблю строить самолеты!
Откуда
россия
Вы конечно не первый и не последний из авиамоделистов кто пересел на настоящие самолеты. Да там другие ощушения. Уважаю ваш выбор. Хочу подсказать;) Некоторое время назад здесь была ветка про бипланчик ну очень простой на вид, но пилотаж он крутил не по детски. дигатель 582й. Ник у него начинался с U-///. Поищите просто но сердито. Он тоже с под Московии.С уважением к Вам и вашим желаниям. В Добрый путь!:)
 
Скажу так, что этот самолёт, точно не должен быть первым самолётом для самостоятельной постройки.
И точно не для строительства в одиночку. Бюджет постройки также значительно будет превышать выбранный мной самолёт.
И если "тема не зайдёт", то цена эксперимента слишком высока для входа в небо. Я говорю не только о деньгах, но и о времени на постройку и дополнительных ресурсах...
 
Вверх