Можно ли отбалансировать 3-х лопастной винт дома.

wiktor60

Я люблю строить самолеты!
Углепластиковый 3-х лопастной винт диаметром 1680мм, изготовитель "Красные крылья" г. Таганрог. Прилично трясёт двигатель. Можно ли самому отбалансировать в домашних условиях, каким образом и какие нужно изготовить приспособления для балансировки? Заранее благодарю за информацию.
 
Сначала проверяете торцевое биение винта  на мотоустановке, желательно не более 2-4мм. Для проверки балансировки делается на токарном станке стаканчик с посадочным диаметром и  буртиком под втулку винта и внутренним углублением под иголку. Далее ставите винт  на иглу и пластилином определяете какие лопасти легче. Затем вливаете с торца внутрь лопасти шприцем такое же количество смолы, установив лопасть вертикально для застывания смолы. Затем еще раз проверяете и корректируете.
 
делается на токарном станке стаканчик с посадочным диаметром ибуртиком под втулку винта и внутренним углублением под иголку. Далее ставите винтна иглу и пластилином определяете какие лопасти легче
Я вот, к примеру не понял для чего углубление под иглу?
Предлагаю свой  метод! Вот на фото изготовил приспособление для балансировки ВВ (В-503)на М14П, все просто вешаешь на стенку проецируешь на стенку лазером, отмечаешь маркером дальше все как обычно!
 

Вложения

  • DSC01189_001.JPG
    DSC01189_001.JPG
    57,4 КБ · Просмотры: 481
Что-то Вы не так винт собрали, похоже. Если винт новый- обратитесь к изготовителю. Исправит. Если ремонтный самостоятельно - выставьте поточнее углы, нередко прилагаемый производителем угломер не позволяет точно выставить. А потом определите грузы компенсаторы. Пример - на радиусе 700- 10гр. Соответственно на радиусе 70 - 100гр. Вешать на иглу  можно, а можно использовать вал технологический и на ножах, по старинке.Можно также на подвесе, как Авиагамма рекомендует (на своем сайте).
 
Винт получил травму, после устранения дефекта вылезла вибрация. Попробую отбалансировать, результат выложу. Ещё раз спасибо всем за информацию.
 
Трёх лопастный винт качественнее балансировать по моменту каждой лопасти,приблизительно как  на первой фото но ось должна совпадать с осью вращения винта. Для этово  закрепляем в ступицу одну лопасть, вместо двух остальных вывешиваем противовес и при помощи вала и ножей уравновешиваем передвижением или добавлением веса противовеса.Затем вторую и третью лопасть по очереди проверяем на полученный момент. И если догружать лопасти то берём лопасть с большим момент и остальные догружаем до этово момента.
 
Статическую балансировку делать конечно нужно, но после ремонта крайне желательно сделать нормальную балансировку всей силовой установки как описано тут:
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1257088287
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1275075449

Добиться аналогичного результата дома на коленке не получится.
 
то берём лопасть с большим момент и остальные догружаем до этово момента. 
   
   

TO : ALEX_EW73SL

А как Вы считаете ( да и остальные участники дискуссии ) - при догружении  в комель или в законцовку или в середину радиуса  мы будем иметь одинаковый результат в динамике ??

На мой взгляд надо пытаться для начала сопоставить на двух весах комель и законцовку всех лопат с последущей
доводкой веса , а потом финишировать на игле или подвесе собранный винт.
Причем на второй фотке - высотой контакта конуса с иглой можно менять чувствительность системы.

По первой фотке можно с одинаковым успехом привести в нужную точку лазерный луч загружая либо комель , либо законцовку (разумеется разными массами) .

И даже предложенные методики не позволяют иногда отделаться от вибраций , поскольку аэродинамические силы гнут каждую лопасть посвоему - сообразно жесткости , ведь идеально совпадающих по прочностным характеристикам лопат изготовить невозможно , вобчем далее тензометрия , фильтрование и выделение нужной гармоники и стробирование .
 
надо,привести вес каждой лопасти к одному значению,положение центра тяжести лопасти к одной точке как по оси вдоль лопасти также и по оси поперек лопасти,если ступица сделана точно,то при установки лопасти  плюс минус 0,2-0,3 градуса ,балансировка будет и в динамике, близко к идеальной.
С уважением Олег
 
при установки лопасти плюс минус 0,2-0,3 градуса ,балансировка будет и в динамике, близко к идеальной.

Что Вы считаете близкой к идеальной? Когда не пристегнутого пилота не выбрасывает из сидушки сразу после запуска? Даже винты известных фирм на серийных самолетах нуждаются в балансировке, а уж переставные тем более  :IMHO. Большинство силовых установок, которые я проверял нуждалось в балансировке. Не нуждались только отбалансированные предыдущим владельцем или чудом попавшие в точку. Балансируется винтомоторная группа и угадать на заводе балансировку без подбора нереально. На небольших моторах типа Ротакса 912 грузик в 5 грамм может изменить вибрацию с 0.25 IPS (надо балансировать) до 0.05 IPS. Эти 5 грамм могут гулять на болтах или обтекателе винта от другого производителя, как угодно  :IMHO. Подобрать "на слух", "шум", "вкус" без применения прибора нереально. По прибору можно дойти до минимума и минимально достижимый уровень вибрации расскажет, насколько хорош винт и сбалансирован мотор. Если что-то не так, уменьшить вибрации не удается.

Таблица уровней вибрации для винтов ВС:

[highlight]DANGER[/highlight] —-------------- 1.25 Inches Per Second (IPS) Peak Amplitude. The propeller should be
removed and a static balance performed.
[highlight]VERY ROUGH[/highlight] —------- 1.00 Inches Per Second (IPS) Peak Amplitude. Propeller can be dynamically
balanced; however a large amount of weight will be required. A propeller static balance is recommended. Operation at this vibration leve could cause damage.
[highlight]ROUGH[/highlight] ----------------- 0.50 Inches Per Second (IPS) Peak Amplitude. Propeller definitely requires
dynamic balance. Long term operation at this vibration level could cause excessive wear.
[highlight]SLIGHTLY ROUGH[/highlight] -- 0.25 Inches Per Second (IPS) Peak Amplitude. Dynamic balance will
improve passenger comfort.
[highlight]FAIR[/highlight]----------------------- 0.15 Inches Per Second (IPS) Peak Amplitude. This is the maximum
acceptable vibration level after dynamic balancing.
[highlight]GOOD[/highlight] -------------------- 0.07 Inches Per Second (IPS) Peak Amplitude. Vibration levels below
0.07 will not be detectable by pilots or passengers.

Переводить полностью нет времени, надеюсь сможете прочесть  :-[.

1.25 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! проп должен быть снят и отбалансирован статически!
1.00 желательна статическая балансировка, хотя динамическая и может быть произведена, потребуется большое количество грузов
0.50 долговременная эксплуатация вызывает чрезмерный износ
0.25 балансировка улучшит комфорт
0.15 максимальный допустимый уровень после балансировки
0.07 не чувствуется пассажирами


Статическая балансировка тут: http://www.eaa.org/experimenter/articles/2009-11_howto_props.asp

Буду очень благодарен, если кто-то переведет эту небольшую статью. Выложу её в библиотеку.
 
Нет сомнений коллега что вы написали, все правильно и правда ,но я говорю как, практик, который долбал эту балансировку много лет,не прерывно пробуя на практике что придумал, и никто не чувствует на сколько хорош винт, как пилот дельты, который практически сидит на этом винте ,как практик я пробовал лопасти с разницей в весе в 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10г, с разницей по углу до 2градусов ,и положению центра тяжести,до 10 миллиметров  Если в полете ты не вспоминаешь про винт, и через шесть часов полетов выпадая из седла химической дельты ,ты слышишь,картинка не скачет перед глазами , значит винт удался 😉,конечно мечта балансировать винто-моторную группу в динамике ,но пока по финансам дороговато будет.
Могу сказать что дома можно сбалансировать винт 3-х лопастной переставного шага,что и приборы покажут очень приятные цифры ,2-х лопастной и четырех сложнее значительно, но тоже можно,терпение и и практика .
С уважением         
 
@ compozitvint я говорю прежде всего не о субъективных оценках, зубы не раскрошились и ладно, а о конкретных количественных, вписанных в требования по балансировке. Производить винты и не иметь балансировочного оборудования конечно можно, но как-то не комильфо  🙁. К сожалению из Вашего опыта Вы не сможете составить таблицу зависимостей вибраций от различных факторов в цифровом виде, а знать когда теряется зрение и зубы пилота не очень интересно.

ЗЫ. Проп можно установить на двиг и без помощи динамометрического ключа, но будет ли это правильным?

ЗЗЫ. Странно, что по вопросу балансировки автомобильных колес за 100 долл вопросов не возникает и все идут балансировать, а балансировку винтов иногда за несколько тысяч долл. делают на коленке или вообще не делают  🙁
 
@ wiktor60
замена лопасти от производителя гораздо надежней и дешевле
после"травмы" лопасть надо менять а не лечить
 
замена лопасти от производителя гораздо надежней и дешевле
после"травмы" лопасть надо менять а не лечить 

Очень далеко не факт. Мы по 2-3 раза лечили без проблем, одни и те же, периодически травмируемые лопасти. При наличии знаний/умений/материалов/оборудования, лечится легко и быстро, но при их отсутствии действительно проще отдать на лечение производителю, только весь винт, а не травмированную лопасть. Травмы тоже разные бывают. Некоторые трудноизлечимы и тогда уж точно проще поменять лопасть у производителя.
 
Коллеги, большое спасибо за информацию. Отправить ВВ производителю для ремонта и балансировки не проблема, дело в другом. Сам делал 2-х лопастные винты, балансировал на ножах. У знакомого увидел винт, о котором сейчас идёт речь,  с небольшим повреждением около конца лопасти и появилось дикое желание попробовать отремонтировать. Вылечил, но самое главное- попытаться отбалансировать его. Но так как никогда не сталкивался с балансировкой 3-х лопастных винтов, решил не загонять себя в тупик, а попросить совета знающих, прошедших через это и в дальнейшем, эта тема и Ваш опыт, могут кому-то пригодятся. Всем большое спасибо.
 
Очень даже пригодилось. Свой 3-х лопастной отбалансировал на игле. Все отлично! Спасибо.
 
В 1993 году побывал на Аляске. В одном из посёлков Норд По под Фэрбэнксом был на грунтовом аэродроме, особенно поразило то, что он был усыпан галькой ( гладкими камушками). Посмотрел винты на стоящих самолетах, битые. Стоял и думал, как же эти америкосы с такими  винтами летают. Дождался выходных, пошел посмотрел. Приезжают кто на чём, грузятся, запускаются и улетают, причем без всякого внешнего осмотра пепелаца.
  Конечно, если есть возможность отбалансировать винт по максимуму, то это необходимо сделать. На практике большинство ограничиваются статической балансировкой. Сам балансировал и 2х лопастные винты и 3х лопастные на ножах. Вибрации, на которую невозможно не обратить внимания , отсутствовала.
 
На химии таганрогские винты после мелких ремонтов балансировали так:
Снимаем все лопатки и едем в ближайший магазин где есть электронные весы... взвешиваем и карандашом записываем на каждой лопатке вес.. с помощью арихметики высчитываем сколько надо добавить в две лёгкие и пишем эти цифры ма каждой соответственно лопатке.. отклеиваем торцевую заглушку... берём кусок холодной сварки и перемешиваем разминанием пальцами... отвешиваем нужный вес на эл. весах и кидаем в лопатку... делаем несколько рубящих движений как кавалерист шашкой  стараясь не поубивать случайных покупателей... заклеиваем заглушку и собираем винт.
  Если углы установлены нормально, винт работает как новый.
 
Назад
Вверх