самолёты, которые буквально меняли эпоху.
1. Сталь-6 На самолёте, впервые в СССР, была применена схема с убирающимся шасси.
2. Сталь-7» на самолёте был установлен мировой рекорд скорости.
3. ДАР (конец 1935 г.) — дальний арктический разведчик (опытный). По схеме это была летающая лодка, способная производить посадку на воду, снег и лёд и взлетать с них. Работы по самолёту продолжались до 1940 года, однако несмотря на отличные лётные данные, он так и не был зарегистрирован в авиареестре и в полярной авиации не эксплуатировался. Вероятно это было связано с арестом Бартини
4.Ер-2 (ДБ-240) — дальний бомбардировщик на базе «Сталь-7» (серия 428). К июню 1941 года были сформированы два полка, состоящие из бомбардировщиков Ер-2. Самолёты участвовали в боевых действиях с первых дней войны. Бомбили цели в тылу противника и участвовали в бомбардировках Берлина.
5. Т-500 — тяжёлый транспортный экранолёт (проект). ОКБ Бартини выиграло конкурс на создание тяжёлых экранопланов. На гидроканале ЦАГИ испытывали модели двух вариантов: военного и пассажирского. Но смерть конструктора не позволила реализовать этот проект.
6. Эффект Бартини» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом (соосные винты по разные стороны крыла).
Как видим Бартини как раз и менял эпоху. Придумывал новое. Которое потом превращалось в серийные самолёты у других конструкторов.
И видно как госсистема, которая промариновала его в "шараге", не позволила ему сделать многое.
Т-117 — магистральный транспортный самолёт с двумя двигателями АШ-73 по 2300/2600 л. с. Схема — высокоплан с очень широким фюзеляжем, поперечное сечение которого образовано тремя пересекающимися окружностями. Самолёт позволял бы перевозить танки и грузовики. Были также пассажирский и санитарный варианты с герметичным фюзеляжем. Проект самолёта был готов уже осенью 1944, а весной 1946 — представлен в МАП (министерство авиационной промышленности). После положительных заключений ВВС и ГВФ, после ходатайств и писем ряда выдающихся деятелей авиации (М. В. Хруничева, Г. Ф. Байдукова, А. Д. Алексеева, И. П. Мазурука и др.) был утверждён, и в июле 1946 была начата постройка самолёта на заводе им. Димитрова в Таганроге, где вновь было организовано ОКБ-86 Бартини. В июне 1948 постройка почти готового (на 80 %) самолёта была прекращена, поскольку комиссия наркомата авиапромышленности под председательством Сталина посчитала использование двигателей АШ-73, необходимых для стратегического Ту-4, непозволительной роскошью, также в серийном производстве уже имелся самолёт Ил-12 (хотя Бартини и планировал использовать эти двигатели за их будущей ненадобностью, предвидя скорый переход ВВС на реактивную авиацию).
Бартини придумывал и создавал, что другие строить начнут десятилетия спустя. Но система и судьба не позволили ему стать известным производителем серийных самолётов. Само величие этого человека, от отсутствия большого количества серийных самолётов, меньше не стало.