Без расследования 01.03.2014. Авария дельталета в Московской области.

Да это был первый взлет на данном аппарате. До этого были подлеты, все было хорошо
Возникли вот такие вот вопросы, если Вы не против:

1) Подлёты были в этот же день?
2)Как, в промежутке между полётами, хранилось крыло? То ли это в развёрнутом(по "боевому") виде? Либо же в шести(четырёх)метровом пакете?
 
Так что там за редуктор то?
Редуктор ременной, левого вращения
Упал вправо. Причины вроде понятны, на видео все отлично просматривается:

Телега с тяжелым мотором ВАЗ сзади. Взлетная тяга. Эти два момента дали развесовку-прокачку такую что нос ушел вперед. Передний обтекатель с немалой боковой поверхностью, никаких стабилизирующих поверхностей сзади. В результате телега явно неустойчива по курсу. Крен есть, скольжение есть,  нос вправо разворачивается очень медленно, не успевая за креном. То есть недостаток перекрестной связи крен-курс. Реакчия винта валит вправо. Пилот от недоученности, неготовности к полету на тяжелой тележке допустил крен с самого отрыва, газ не сбросил. Тот самый кирдык. Хоть в учебник для телегомодификаторов вставляй это видео с припиской СТАВИТЕ ТЯЖЕЛЫЙ МОЩНЫЙ МОТОР НА ТЕЛЕГУ С ОБТЕКАТЕЛЕМ - СТАВЬТЕ КИЛИ НА КОЛЕСА.

Еше раз вставлю фото своей тележки. Обратите внимание - килеватые обтекатели колес, треугольное обратное V образное оперение на нижней трубе сзади, каплевидные стойки амортзаторов - все это стабилизаторы по курсу. И все они не лишние. ХВАТИТ НАСТУПАТЬ НА ЭТИ ГРАБЛИ.
 

Вложения

  • 31_027.JPG
    31_027.JPG
    44,8 КБ · Просмотры: 83
Недельки две назад, выезжая на дорогу, с которой летали, пока таращился нет ли там машин, зацепил правой консолью дерево. Мельком огляделся, не вылезая из телеги, вроде все в норме. На взлете стало здорово валить влево, садиться прямо по курсу уже не возможно. Аппарат удержал, тихонечко блинчиком развернулся, сел. Как оказалось, хвостовик одной из лат справа залез под антипиеушку.  :~)
 
Пилот от недоученности, неготовности к полету на тяжелой тележке допустил крен с самого отрыва, газ не сбросил.
А надо было ещё и газ сбросить? :🙂 Зациклились на ,,кирдыке,, ,господа, здесь классика, обычный недобор скорости и сваливание, не хочу умалять способности пилота, т.к. причин для неразгона может быть несколько.
 
СТАВИТЕ ТЯЖЕЛЫЙ МОЩНЫЙ МОТОР НА ТЕЛЕГУ С ОБТЕКАТЕЛЕМ - СТАВЬТЕ КИЛИ НА КОЛЕСА.
Может не прав, тогда прошу извинить. А при чём тут кили на колёса? Они стабилизируют телегу при полёте, на скорости, чтобы не было рыскания по курсу. А на взлёте, при малой скорости, они ещё не работают. У меня стоит тяжёлый мотор и никакого крена без килей не возникало при крыле "Атлет". На "Синтезе" появилось рыскание, потому что скорость увеличилась. Поставил кили, рыскание пропало.
 
Зациклились на ,,кирдыке,, ,господа, здесь классика, обычный недобор скорости и сваливание, не хочу умалять способности пилота, т.к. причин для неразгона может быть несколько.
Ещё раз. Это не сваливание от недостатка скорости от недоразгона.
Сваливание от не доразгона произошло бы ниже, сразу после того как кончилось действие экрана. И сначала была бы видна просадка и только потом крен. При этом крен при сваливании более резкий.
Так что классический кирдык. Хоть и со сваливанием, а не с переворотом. Свалился он от недостатка скорости (и перегрузки) для такого крена, что , как не странно,его и спасло. Был бы мотор помощнее и полегче, закинуло бы повыше и кирдык был бы окончательным.

На мощных моторах рекомендовал бы набирать на взлётном с небольшим креном в сторону вращения винта.
Тут было всё наоборот, результат мы видим.
 
СТАВИТЕ ТЯЖЕЛЫЙ МОЩНЫЙ МОТОР НА ТЕЛЕГУ С ОБТЕКАТЕЛЕМ - СТАВЬТЕ КИЛИ НА КОЛЕСА.
Может не прав, тогда прошу извинить. А при чём тут кили на колёса? Они стабилизируют телегу при полёте, на скорости, чтобы не было рыскания по курсу. А на взлёте, при малой скорости, они ещё не работают. У меня стоит тяжёлый мотор и никакого крена без килей не возникало при крыле "Атлет". На "Синтезе" появилось рыскание, потому что скорость увеличилась. Поставил кили, рыскание пропало.

Извиняться не надо. А у Вас нет переднего обтекателя, поэтому вашей тележке кили и не требуются. Хотя хуже не будет если поставили, только лучше. Рыскание у Вас появилось не из-за скорости, а из-за недостатков крыла.

Кили стабилизируют телегу НА ЛЮБОЙ СКОРОСТИ. Сила на них пропорциональна квадрату скорости. Вспомните формулу Жуковского. На больших угдах тангажа их эффективность поменьше (увеличение стреловидности, затенеие обтекателем).  Вот поэтому на моих тележках еще и нижние стабилизаторы. Они наоборот эффективнее на больших углах. Ничего не напоминает?  😉
 

Вложения

  • kili_001.jpg
    kili_001.jpg
    104,1 КБ · Просмотры: 79
господа, здесь классика, обычный недобор скорости и сваливание

Еще раз посмотрите видео. Аппарат достаточно энергично ушел в набор высоты, никакого недобора скорости. Был срыв на конечном этапе полета, но это следствие большого угла скольжения. С таким углом что угодно сорвется.

СЛЕДСТВИЕ. Причины читайте выше.
 
Продолжаем пытаться ответить на заданный вопрос, что же произошло на самом деле! И хочу обратить внимание на необходимость системного подхода в расследовании любого авиационного инцидента.

1. ОТКАЗ ИЛИ НЕИПРАВНОСТЬ ТЕХНИКИ!

Телега копия Фрегата( собрана одним инженером в Ногинске

Из этой фразы можно сделать выводы что телега отвечает требованиям прочности и безопасности. В частности - пилон достаточно жёсткий и зазоры в узле подвеса минимизированы. Вектор тяги мотоустановки направлен по оси телеги. За это подписывается инженер из Ногинска!!!

был облетан опытным инструктором,

Дельталёт отвечает всем требованиям и характеристикам согласно РЛЭ. Техника правильно отбалансирована и в полёте ведётся себя адекватно и без замечаний. За это подписывается опытный инструктор!!!

2. ОШИБКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ.

До этого были подлеты, все было хорошо

К сожалению, не сказано, кто делал подлёты.
Контрольные ПРОБЕЖКИ и ПОДЛЁТЫ пилота НОВОГО дельталёта, в присутствии опытного инструктора, должны были показать, что пилот чётко контролирует все фазы разбега, взлёта, планирования и посадки. Правильно и адекватно  работает газом и ручкой управления, вовремя устраняет возникающие крены. Хочу обратить внимание, что полёты производились весной, предположительно присутствие интенсивной турбулентности, что требует особой внимательности и осторожности от пилота.
За это подписывается сам пилот, если он реально может оценивать свои способности и возможности дельталёта!!! Либо подписывается опытный инструктор, в присутствии, которого производились подлёты!!!

3. ОШИБКИ ПРИ СБОРКЕ ТЕХНИКИ.

В тот день контрольный осмотр выполнял сам пилот

Дельталёт был правильно собран и контрольно осмотрен. За это подписывается сам пилот!!!

Делаем вывод, что, если всё было так, как описано выше, то инцидента бы не просто не произошло! Но всё-таки что-то случилось???

Тогда переходим к разбору предоставленного видео!

1. Разбег и набор скорости на земле происходит с правым креном. Даже на рулении крыло наклонено вправо. Пилот не исправляет его. Почему?
Ответ: Он его просто не видит, в силу своей неопытности, либо пилот в шоке от предстоящего полёта на НОВОЙ МОЩНОЙ ТЕХНИКЕ и не замечает мелочи!!!

2. Пилот, по моим ощущениям, даёт ПОЛНЫЙ ГАЗ!!! (А, почему бы не дать, мощности лишнего не бывает - так думают многие!!!). После взлёта пилот не сбрасывает обороты до средних и не переводит дельталёт в горизонтальный полёт,  для контроля положения крыла, его скорости и своей уверенности в продолжении полёта. Почему?
Ответ: Отсутствие опыта синхронной работы газом и ручкой управления по тангажу и по крену. Недостаточные навыки приобретённые при выполнении подлётов, если таковые были.

3. Видно как на 37-38 секунде, телега дважды (если присмотреться внимательно) разворачивается носом влево относительно крыла или полёта
Редуктор ременной, левого вращения 
и эта фраза подтверждение тому. Почему?
Ответ: Читайте ветку про "кирдык"!!! ...Особенно её начало!!!

Пилоту несказанно "повезло", не считая переломанные ноги, впрочем как и многим, поверхностно и с пренебрежением, относящимся к теоретическим знаниям, лётной техники и долгому и последовательному оттачиванию лётного мастерства.

Дорогие друзья по небу!
Очень ВСЕХ прошу, приводите за руку и регистрируйте ВСЕХ пилотов на этот форум и заставляйте читать многие полезные темы, касающиеся безопасности полётов!!! Давайте сообща научимся и научим других постепенно и планомерно, шаг за шагом осуществлять мечты о полётах, о встрече с небом!
Берегите себя и заботьтесь о тех, кто с нами рядом!!!

С уважением ко всем, Мысенко Владимир!
 
Дорогие друзья по небу! Давайте сообща научимся и научим других постепенно и планомерно, шаг за шагом осуществлять мечты о полётах, о встрече с небом!Берегите себя и заботьтесь о тех, кто с нами рядом!!!
Прямо кот Леопольд  🙂 Кто же под этим не подпишется!

Пилот похоже не очень опытный, но поблема в дельте. Нормально спролектированная и настроенная дельта должна взлетать сама, даже с небольшим креном. Часть моего показа аппарата клиенту в хорошую погоду. Выезжаю на полосу, даю полный газ, дожидаюсь пока крыло "ляжет на воздух" (застабилизируется по тангажу), Убираю руки с ручки  Дальше аппарат сам набирает  скорость, отрывает переднее колесо, делает прокачку и устойчиво набирает высоту на максимальном газу. Аппарат может уйти с небольшим креном, без выдерживания курса, но он взлетит. Крен может медленно увеличиваться, но нос должен идти за креном. При достижении крена 40-45 градусов аппарат выводится в горизонт.

В данном случае курс за креном не шел близко. Мне тоже показалось  что тележка пыталась слегка подвернуть нос влево. Видимо только жесткость пилонов и подвесного узла не дала скрутить бочку.
 
Обратил внимание, что разбег аппарата длился всего 5 сек. Ну, может, 6. Обычно аппарат разбегается 7 сек. Поэтому скорее всего мы имеем недобор скорости и сваливание, которое неопытный пилот вовремя не распознал. Наверное, центровка задняя и небольшая балансировочная скорость.
Небольшой крен крыла на разбеге мало чего значит. После взлёта он исправляется мгновенно более-менее опытным пилотом.
 
Хочу сделать вопрос. Аппарат был куплен у Алексея из Ногинска? Если у него, дык он на нём налетал вполне себе много часов. Никаких злостных катаклизьмов вроде не было. Если так, то дело скорее в пилоте, чем в аппарате. "Я так думаю". (Мимино).
 
Обратил внимание, что разбег аппарата длился всего 5 сек. Ну, может, 6. Обычно аппарат разбегается 7 сек. Поэтому скорее всего мы имеем недобор скорости и сваливание, которое неопытный пилот вовремя не распознал. Наверное, центровка задняя и небольшая балансировочная скорость.
Небольшой крен крыла на разбеге мало чего значит. После взлёта он исправляется мгновенно более-менее опытным пилотом.
Да, вы правы, центровка была задней.
 
Хочу сделать вопрос. Аппарат был куплен у Алексея из Ногинска? Если у него, дык он на нём налетал вполне себе много часов. Никаких злостных катаклизьмов вроде не было. Если так, то дело скорее в пилоте, чем в аппарате. "Я так думаю". (Мимино).
Его самый, мне по поведению аппарат понравился, при продаже Алексей предупреждал, не давать полный газ, двигатель форсирован до 100л.с.
Пилот же, при взлете дал полный газ...
К слову, один из пилотов облетывающих аппарат после покупки, сказал: что по его ощущениям, дельту тянуло в правый крен, хотя двое других пилотов этого не заметили.
(только сегодня с ними разговаривал)
 
Подлёты были в этот же день?
Подлеты были за день до этой аварии
Как, в промежутке между полётами, хранилось крыло?
Крыло хранилось в 6 метровом пакете, за 2 дня до подлетов собрали и облетали, оставшееся время стоял в  боевом положении, аппарат в эту ночь стоял на улице.
 
mdp-shnik сказал(а):
Недостаточно опытный пилот
Недостаточно опытный - значит - недостаточно подготовленный. А в этом случае возникают уже вопросы к инструктору.
Пилот отлетал 4 года на легкой дельте, с крылом Грач
 
Сваливание от не доразгона произошло бы ниже, сразу после того как кончилось действие экрана. И сначала была бы видна просадка и только потом крен. При этом крен при сваливании более резкий.
Любишь поспорить, аднака 🙂. Сваливание может произойти на любой высоте, независимо от экрана. Как вариант, взлетел человек в штиль или со слегка попутным, ручка впереди до упора, порывчик попутного ветра, не прибрал во-время ручку. Результат налицо, к сожалению. И этих вариантов много. Дался вам ,,кирдык,,.
 
Пилот отлетал 4 года на легкой дельте, с крылом Грач
Вот это тоже можно отнести к причинам данной аварии.
Питерское крыло Грач, на лёгкой И КОРОТКОЙ телеге прощает пилоту большинство ошибок.
Он привык к этому и на новом крыле не обратил внимание на странность постоянного правого крена.

======================

Первый полёт на новом аппарате надо делать на настоящем аэродроме и в хорошую погоду.
 
Назад
Вверх