Знакомые и друзья, в том числе и пилоты СЛАшники задают частенько один вопрос: «Что за спорт такой, сверхлёгкой авиации»? В двух словах, это ориентирование на местности, при помощи карты и компаса. Только делаете вы это на дельталёте, самолёте или автожире. Это уж, кому чего нравиться, причём можно в одноместном варианте или в двухместном, со штурманом. Я летаю один на дельтике. В отличии от спортивного ориентирования бегать по лесу с картой и напрягаться физически не надо. Но нужно уметь летать в непростых погодных условиях над неизвестной местностью. Так называемые навигационные упражнения бывают «по известному маршруту», когда на выданной вам карте уже нарисован маршрут и «по неизвестному маршруту», который необходимо нарисовать самостоятельно используя полученную в полёте информацию. Самое главное, это научиться летать строго по линии заданного пути (ЛЗП). По прямой несложно, а вот по криволинейному маршруту нужна тренировка. Отклонение от ЛЗП более 200 метров грозит не прохождением временных и маршрутных ворот. Так же вам будет трудно найти на маршруте фотографии, которые выдаются вместе с картой перед вылетом. На прохождении «ворот» и поиске фотографий зарабатываются основные очки. Потерять себя на карте, попросту «заблудиться», можно легко. Отвлёкся на короткое время, расслабился и всё, уже потерялся. По правилам соревнований, отклонение 90 градусов и более штрафуется «баранкой» за упражнение, так же как посадка вне аэродрома и залёт в запретную зону.
Есть ещё упражнения на экономичность, кто дольше продержится в воздухе или дальше всех улетит на ограниченном количестве топлива. Таких упражнений немного, но они порой становятся решающими. Здесь тоже необходимо умение работать с картой, но в большей степени это соревнования летательных аппаратов их лётно-технических характеристик.
Упражнения на точность приземления с выключенным двигателем в различных вариациях проходят каждый день. Попадать в первую (5 метров) зону стометровой « палубы» должен с «завязанными глазами». Соревнования длятся неделю, и по сумме очков заработанных в каждом упражнении, определяется победитель.
Вот, вкратце, что такое спорт сверхлёгкой авиации. Спорт не зрелищный как футбол, хоккей или биатлон, но он очень интересен самим участникам соревнований, спортсменам.