Без расследования 27.05.2023 Катастрофа дельталета в Комсомольске-на-Амуре

На мой взгляд основная причина кирдыков - не правильная работа плавающей поперечины. Этот узел был призван облегчить управление по крену для безмоторных дельтапланов и там он в целом работал корректно (кроме буксировки).
Я отлетал на PROFI с трайком AEROS 2 довольно приличное время и никогда не имел проблем и даже тенденций к подобного рода явлениям. Продал крыло человеку, которым собрал трайк с конверсией самостоятельно, поймал "ножницы" и "кирдык" по вашему и разложил аппарат. Хорошо, что все случилось во время облета на относительно небольшой высоте и все закончилось без фатальных последствий.
Данный случай противоречит вашей версии.
 

vantus

Я люблю строить самолеты!
Откуда
москва
Сомнительно роль гироскопического момента от винта.Автоконверсий со стосильными двигателями много и летят они прямо на полном газу и без крена.
 
Сомнительно роль гироскопического момента от винта.Автоконверсий со стосильными двигателями много и летят они прямо на полном газу и без крена.
Не утверждаю обратное, несмотря на то, что реактивный момент, как и гироскопический имеют место быть, как факт. Какой из моментов имеет решающее значение совершенно не важно, гораздо важнее, что правильно сконфигурированный аппарат нивелирует эти паразитные моменты и наоборот.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Сомнительно роль гироскопического момента от винта.
Нет тут ничего сомнительного. Гироскопический момент в прямолинейном полёте не играет роли совсем. На вираже или горке он настолько мал, что пилот его не чувствует. Те, кто в теме, могут легко его посчитать.
Удивительно, что и реактивный момент от винта, который отклоняет телегу в сторону, пилот тоже не чувствует, хотя момент весьма большой. Он равен произведению момента от мотора, умноженного на передаточное число редуктора. Отклонение телеги в сторону от оси полёта создаёт момент относительно вертикальной оси. Он заставляет аппарат поворачиваться вокруг мачты. И чем сильнее пилот противодействует повороту, тем сильнее разворачивающий момент. Нарастает крен. Неустойчивость. Кирдык.
 

vantus

Я люблю строить самолеты!
Откуда
москва
Крен от момента должен передаваться через руки пилота на трапеции и чувствоваться.Ваша теория несостоятельна.
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Крен от момента должен передаваться через руки пилота на трапеции и чувствоваться.Ваша теория несостоятельна.
Теория верна. Пилот чувствует крен и компенсирует (пытается). Реактивный момент винта непосредственно он не чувствует. А крен возникает из за смещения килевой балки тем самым моментом относительно вертикальной оси. Успех зависит от величины момента и от того насколько сильно крыло реагирует на смещение килевой.
 

vantus

Я люблю строить самолеты!
Откуда
москва
В прямолинейном полёте на газу ни чего такого не ощущается.В спиралях тоже.Это когда происходит?
 

komav

Я люблю строить самолеты!
Господа "Кирдыковичи", могли бы вы по фота с места падения определить что за модель крыла и возможно его изготовителя?
 
Крен от момента должен передаваться через руки пилота на трапеции и чувствоваться.Ваша теория несостоятельна.
Момент скручивает телегу. И передаётся крылу через узел подвеса. Все там состоятельно))
 
В прямолинейном полёте на газу ни чего такого не ощущается.В спиралях тоже.Это когда происходит?
Лично мне поэтому и не нравиться определение "КИРДЫК", сбивает с толку и не объясняет сути явления, требует долгих и сложных объяснений.
Это обычное рассогласование между трайком и крылом - "ножницы", а причин возникновения может быть несколько.
Возьмите, к примеру ведро открытой частью на поток и установите в передней части трайка без килей на основных колёсах.
При достижении определенной скорости потоком тележку начнёт сворачивать в сторону, если продолжить в том же духе, то далее телегу развернет боком к потоку, что будет дальше уже понятно и подобный результат можно получить с любого рода поперечиной.

Телеги Mainair Gemini летали отлично со старыми крыльями, навесили на него Still TL - далеко не самое быстрое крыло, с ростом скорости отчетливо наблюдается тенденция увода носа от курса. Не хватает жесткости самой телеги, узла навески и сама балансировка (расположение узлов и агрегатов относительно друг-друга ) уже не соответствует условиям безопасной эксплуатации. Причем на телеге более поздего поколения AEROS 2 я не испытываю никаких проблем несмотря на то, что у меня отсутствуют кили на основных колесах. Летая на Stingrey на этой же аппарате, на скорости около 130 км/ч уже обычных обтекателей не хватает, начинается увод носа, нужно ставить кили.

"Ножницы" в этом контексте гораздо более наглядно и проще для понимания.
Учитывая вышесказанное предлагаю общественности использовать "НОЖНИЦЫ" вместо "КИРДЫК"
 
Откуда
Россия
Учитывая вышесказанное предлагаю общественности использовать "НОЖНИЦЫ" вместо "КИРДЫК"
Думаю не получится... Так как сначала то происходят "ножницы" ну а следом уже и "кирдык":rolleyes:
 
Последнее редактирование:

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
В прямолинейном полёте на газу ни чего такого не ощущается.В спиралях тоже.Это когда происходит?
Сталкивался 2 раза. Оба в одних условиях - после отрыва в наборе высоты полный газ набор по прямой трапеция чуть поджата. Возникает крен. Компенсирую. Сил хватает но трапеция упирается в какую то деталь не помню уже что именно ограничивало ее ход. Испуг. Крен растет дальше. Уменьшаю газ. Все приходит в норму теперь хода хватает. Через секунду усилия по крену падают. Дальше полет нормальный. Один раз на тяжелом аппарате с Атлетом и Сузуки G16. Второй раз на легком скоростном аппарате с крылом Air Creation 12 метров и Тайгой. Процесс от упора до сброса газа занимал пару секунд.

На Форсаже с подкосным Атлетом видел взлет метров на 30 - такой же резкий сброс газа на 1-2 секунды затем снова газ. После посадки спросил что случилось - та же ситуация. Начало валить в крен сбросил газ и потом нажал снова. Типа часто бывает. Там мотор мощный а пилот легкий и чаще один летает. Говорит часто так происходит - привык так делать.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Лично мне поэтому и не нравиться определение "КИРДЫК", сбивает с толку и не объясняет сути явления, требует долгих и сложных объяснений.
Это обычное рассогласование между трайком и крылом - "ножницы", а причин возникновения может быть несколько.
Мне тоже это определение не нравится. Я предложил термин "аномальный крен"
"Ножницы" устойчивы. Аномальный крен неустойчив. В 96-м году один из наших пилотов перевернул на посадке аппарат "Чибис" (Лилиенталь). Скрутило вертикальный пилон. Его нужно бы заменить, но не заменили. Продольная ось телеги направлена влево, а ось крыла - вправо. Летали. На газу меньше среднего один крен, больше среднего - другой. Аппарат прожил долго.
 
Откуда
Россия
Говорит часто так происходит - привык так делать.
Ну и зачем он в "русскую рулетку" играет ?! Нужно телегу исправлять ! Делать правильную развесовку и сдвигать ВМУ.
Я в прошлом году сам чуть не попал в этот кирдык из за не правильно сделанной(мной) телеги, сил не хватало компенсировать крен , бросил газ и жестко сел. Провел работу над ошибками, и в этом году уже три дельта с автоконверисей (Сузуки , винт 1.8 метра) собрали (облетали ), на всех режимах летят ровно, на полный газ идет набор высоты с брошенной ручкой без всяких завалов..
 
Мне тоже это определение не нравится. Я предложил термин "аномальный крен"
"Ножницы" устойчивы. Аномальный крен неустойчив.
Не буду спорить, но если вы пользовались ножницами, то вам станет понятна аналогия. А как называть по-вашему, аппарат который "если газануть кирдыкниться", а если не "газовать" или периодически газ сбрасывать на взлёте - "намано летает"? "Кирдико-носитель" - типа "кирдык в инкубационный период", по аналогии с медицинской терминологией.
Ирония, если что
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Ирония, если что
Вы не обращаете внимания на понятия устойчивость-неустойчивость. Расчёт показал, что из разных возможных причин неустойчивостью обладает только аномальный крен. Потому он и аномальный.
 
Вверх