Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  От полуострова Лямчина мне нужно выйти в почти двадцатикилометровую одноименную бухту и на одном из скалистых островов, в условиях периодически пропадающей видимости найти Семиликого идола. Место, где стоит святилище одновременно и открыто и труднодоступно.

  Вот так, от скал и торосов каждого острова передвигаюсь не зная точно, где и как он выглядит. Семиликий идол.
А почему, Семиликий, задался я вопросом?

  Число «семь» у ненцев считается сакральным да и не только у ненцев. Чум верховного духа Нум[ch180]а находился на седьмом небе, владения Нга находились «за семью вечными мерзлотами». 
  Шаманы путешествуют в мир духов по семи небесным дорогам на Семирогом олене – Си’ивм пыелета. В этом путешествии шаманам помогает священная семикрылая птица Минлей.
  По ненецким мифам известно, что Верхний мир – небо, состоит из семи слоёв, на которых живут Верховные духи. На седьмом слое неба живёт Нум[ch180] вместе с женой и младшим сыном.

   Число 7 постоянно встречается и в нашей повседневной жизни. Это 7 дней в неделе, 7 цветов радуги, 7 нот, 7 периодов в таблице Менделеева, Рим и другие города построены на семи холмах, поговорки типа "Семь раз отмерь - один раз отрежь, за семью печатями" и т.д.

   У моего самолета отличные летные характеристики и можно снизить и так небольшую скорость и подробнее рассмотреть близко проносящуюся поверхность. Скалы и торосы, черно-белый мутный пейзаж.
   Да здесь, Ему хорошо видно всех, кто идет на Остров и достичь этого места, удастся не каждому.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
В гостях у Семиликого идола.

  Заканчивается час, очень непростого полета от бухты Промысловой и ненца, Васятки.

Я осмотрел несколько островов в бухте Лямчина, и даже обнаружил на одном из мысков, вполне целое зимовье, не нанесенное на карту генштаба. Место, где установлен идол, найти  не удается и к своему оправданию могу сказать, что знаю о его местоположении весьма приблизительно.

  Видимость позволяет лететь, только по береговым ориентирам и зацепившись взглядом за тригопункт на одной из высот острова Цинковый, пускаю самолет в планирование на змеящуюся береговую отмель. Даже здесь взгляд цепляется за какой-то одинокий предмет, слишком далеко отстоящий от линии воды.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
И вот, каменная насыпь, неожиданно выявился рельеф Семиликого идола! От волнения я чуть не выпустил ручку управления самолетом.
  С одной стороны сядей(по-ненецки идол), прикрыт грядой, а с другой обозревает все вокруг и прекрасно виден. Много раз я видел его изображение на картинах и фото, когда планировал полет и изучал историю священного Острова Вайгач. 
 
  Несмотря на сливающийся снег под самолетом, делаю дальний разворот и строю заход на посадку на Остров, рискуя свалиться с невидимого в белизне обрыва или сломать лыжу о снежный наструг.
Уж если этот сядей, дал возможность прийти сюда, то нужно сказать  ему спасибо!

  В прошлом году я садился у Андрея Вылко, хранителя Семиликого, передавал от нас идолу весточку и Андрей отнесся к нам с Северком с большим радушием.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Нельзя забывать, что в прошлые века, перед началом промыслового сезона на Вайгач устремлялись самоеды из Таймыра, Ямала,  Малоземельской и Большеземельской тундры.
  Каждый из прибывавших, устанавливал своего небольшого родового идола и совершал обряд кровавого жертвоприношения, в полной уверенности, что Хэх Сей(Сердце Бога) наградит его удачей на промыслах и не оставит в беде.

А вот как описывает приход на Вайгач сэр, Уильям Рэндольф, в Записках судового журнала, сделанные 1 августа 1557 года.

"Наш корабль бросил якорь у одного из небольших островов в 7 лигах севернее туманного материка. Скалистая земля сплошь была покрыта туманом. Около пятисот ужасных изваяний из дерева и камня, представляющие собой человеческие изображения, вымазанные кровью, имеющие устрашающий вид, встретили нас на плато.

  По сообщениям, которые доходили до нас ранее, на этих островах жило дикое племя самоедов. Рассказывали, что есть у них тут пещера, существующая для общения с их мрачными богами, в коею они и сбрасывают тела заблудших на остров путешественников.
  Они страшно не любят чужих, очень враждебны и опасны, так как хорошо стреляют из луков и способны поразить цель с большого расстояния. Кроме того, перемещаются совершенно бесшумно.
В чем мы не преминули убедиться почти сразу.
   Самоеды, одетые в странные платья, сшитые, видимо, из шкур, появились из тумана. По тому, как они стояли, держа перед собой огромные луки и выставив вперед длинные колья, мы поняли: вперед нам пути нет."

  Кстати, некоторые находки исследовательских экспедиций и  частности МАКЭ, гласят о том, что святилища на Вайгаче существовали намного раньше прихода сюда ненцев и могли принадлежать племенам Югры или таинственному народу сиртя(сихиртя), жившему от Канина до Енисея.
   Эти люди, "чудь белоглазая" владели гончарным ремеслом и по приходе ненцев на их земли, "ушли в сопки и спустились под землю". На поверхность тундры они выходили по ночам или в туман; обитали под землей, где ездили на собаках и пасли мамонтов "я хора" (земляных оленей). Встречи с сиртя одним приносили несчастье, другим - удачу.

Мыс Болванский, святилище. Голландская гравюра  XVI в.
Статуэтки, летающие люди. Раскопки, Вайгач X- XIII в.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Все эти тысячи мыслей пронеслись в голове, когда я снижался над серой белизной оконечности Острова, уходящей обрывами в Баренцево море. Определить момент касания, можно было только по небольшим участкам тундры и все прошло благополучно. Очевидно, у меня тоже есть какой-то свой полярный провидец, который хранит от бед.
Продвигаюсь ближе к краю Острова и глушу самолет на почтительном удалении от Семиликого.
Отправлена отметка с трекера о посадке через спутник, я выдыхаю и отправляюсь на встречу с ним.
Один на один..

  Впереди перед идолом, есть небольшое каменное возвышение и здесь я оставляю наше пожертвование со станции и металлические монеты. Мне нужно немного времени, чтобы сказать о том, что мы пришли на Святую землю с большим уважением. Про себя вспоминаю всех моих друзей, кто помогал прийти сюда и прошу разрешения благополучно продолжить путь. Ведь он, Семиликий - хранитель ненецких родов и повелитель природных стихий.
   Ухожу ближе к берегу, оборачиваюсь.

С каменной возвышенности, суровый Семиликий взирает на свой Остров и арктические просторы. И на маленький пестрый Северок.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Нужно готовиться к вылету.
Чуть звучит ветер в проемах дверей и я сажусь в самолет. Закрывает все окрестности тяжелая дымка и не видно ничего за сотню- другую метров.
  Приходит в голову тяжелая мысль, что если пурга и метель, закрепить и укрыть самолет тут негде, а вот от долгого соседства с хозяином Острова могут и мозги не выдержать.
   Проходят долгие, как вечность минуты. Внезапно светлеет и в паре километров на юг становится виден маяк на огромных скалах.

   Нужно торопиться! Есть запуск двигателя. Отруливаю от обрыва на восток и разбежавшись на ветер, Северок легко отрывается от Острова и идет  на запад к спасительной полоске торосов, пока есть видимость.
Выдох и благодарность на душе.

А впереди снова непогода и новый полет
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Северок исследует Вайгач
По пути истории


Вылетев с Острова в 14 часов и выйдя на припайный лед, самолет Северок занял генеральный курс на юго-восток, вдоль Вайгача.  Эта часть маршрута составляет 35 километров, напомню, что мною уже пройдено по Баренцевской стороне Острова, около 70 км.

Полоска живого льда выводит меня на полуостров и выдающийся мыс, названный поморами Карповым Становьем и зимовье. Летом, этот мыс, излюбленное место для лежбища моржей.

  Опять наваливается дымка и самолетик летит вдоль береговой черты этого полуострова. Издали наблюдаю высокий маяк и в 14 25, Северок равняется с ним, это известный в среде мореплавателей своими суровыми скалами, мыс Гребень.
   Сюда к мысу, для встречи с поморской шхуной с грузом угля из Архангельска 25 июля 1900г., подошло судно "Заря", экспедиции барона Толля. Однако, шхуна не пришла и барон принял решение двинуться к мысу Челюскин и обогнуть его. Как помним из истории, шхуна была остановлена льдами и зимовала тот год на Таймыре, в архипелаге Норденшельда.

  С мыса Гребень работники "экспедиции", а попросту ГУЛАГовского лагеря ОГПУ, в 30-х годах, следили за движением льдов, ежедневно измеряли температуру воды, ежечасно отмечали уровень. Они установили флюгер для определения силы ветра, будку с термометрами, дождемер, снеговую рейку: вели свои метеорологические наблюдения. 
  По данным экспедиции МАКЭ на мысе Гребень, были построены, а ныне частично уничтожены арт. сооружения, для обороны арктических островов в годы Великой Отечественной войны.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Еще о лагерях.
От мыса Гребень в трех километрах восточнее расположен мыс Раздельный. Остановимся на этой территории чуть подробнее.

  В 1921 году геологическая экспедиция Н. А. Куликова, на юго-западной части Вайгача, обнаружила полиметаллические руды.
В 1925 году, исследование образцов  Архангельске, показало высокое содержание свинца и цинка, а 1-го мая 1930 года, был подписан приказ о создании Вайгачской экспедиции ОГПУ под руководством латыша, Ф. И. Эйхманса. 

  Прибыв на Вайгач этим же летом, приступили к работе и через два месяца на берегу появились первые казармы для заключенных, жилые дома и служебные постройки.
   Летом на рейде в бухте дежурил гидросамолет «Дорнье-Валь» полярной авиации «Комсеверпути». Летчики, Матвей Козлов и Анатолий Алексеев в круглосуточном режиме производили ледовую разведку и проводку судов обеспечения, доставлявших на остров строительные материалы, оборудование, продовольствие и заключенных.

  В зимовку 1930 года, в бухте Варнека зимовало 132 человека, из которых 125 человек являлись заключенными. О том, что ищут на острове, не были посвящены даже заместители начальника.
 
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  К началу второй зимовки в 1931г. из срубов, были собраны шесть бараков, дом для начальника экспедиции, дом для охраны и вольнонаемных, дизельная электростанция. В отличие от полярной радиостанции на мысе Костяном, постройки возводились из высушенных сосновых бревен. Дома получались теплыми и сухими.
  Все заключенные пользовались, по тем временам небывалыми льготами. Работа засчитывалась год за два, при выполнении определенных условий. На Вайгаче был открыт единый для охраны, вольнонаемных и заключенных магазин.

  Осенью 1933 года, пароход «Глеб Бокий», доставил на остров третью партию заключенных и численность экспедиции составила 1100 человек. В их числе находился бывший военный летчик, поручик царской армии, полковник врангелевской армии, майор РККА, а теперь заключенный – Иван Лойко, назначенный ответственным за подготовку ВПП.
  Подготовили ее на отлогой отмели и первым пилотом, проложившим воздушную трассу Москва - Архангельск – Усть-Цильма – Вайгач, был известный полярный летчик Фабио Брунович Фарих. Когда прекращалась навигация, почту и другие срочные грузы доставлял Фарих на своем фанерном самолете. А первый перелет в поселок Варнек из Архангельска, состоялся в апреле 1932 года.
В 1933 году в поселке был построен большой двухэтажный клуб.

  Сам рудник располагался, как раз на мысе Раздельном. Летом смены рабочих доставлялись мотоботами, либо пешком вдоль берега. Зимой же на рудник ходили через бухту, держась за веревки, закрепленные на вмороженных столбах. Руда на тачках доставлялась на берег, чтобы летом загрузить карбаса, перевозившие ее к стоявшим на рейде пароходам. Это был титанический труд, почти все делалось вручную.
К 1934 году на пяти шахтах Вайгача, шла интенсивная добыча свинцово-цинковых руд.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Многие заключенные умирали и зимой умерших спускали под лед бухты.

  В ноябре 1934 года началось затопление рудника Раздельный, а в марте 1935 года рудник был полностью затоплен и переведен на мокрую консервацию. На зимовку 1934-1935 года в поселке лагеря было оставлено 1100 человек. Эти люди занимались демонтажом и переброской шахтного оборудования на Амдерминское месторождение.

  За период эксплуатации рудника Раздельный с 1930 по 1935 г. было добыто более 50 000 тонн руды.

 
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Продолжаю полет.
  Далее, передо мной по курсу, самое горло пролива Югорский Шар. Ширина водного пространства здесь, более десяти километров, а ведь в самом узком месте, в районе Хабарово, где я летал на ледовую разведку, ширина меньше трех километров.

Я настолько окружен вокруг безразличной сиреневой дымкой, что не рискую секундой отвлечься и оставить без внимания струящиеся под лыжами торосы.
Если сменить резко курс на север, то всего через 6 километров в бухте Варнека будет одноименный поселок, где живут мои знакомые и есть еще несколько построек от бывшего поселка заключенных, но делать сейчас такие пируэты, я не готов.

  Ну и вот, то чего я больше всего опасался. Фотоаппарат беспристрастно зафиксировал момент, когда самолет подошел к участку пролива, где торосы закончились и участок ровного льда мгновенно начал сливаться с небом без всяких ориентиров.   
Сразу иду на посадку!
Какой толщины здесь лед, есть ли промоины в нем?  Это все позже, сначала просто безопасно сесть. Хорошо, что не потерял контакта с поверхностью. При пробеге чувствую, как самолет странно просаживается и быстро тормозится. Остановка, вроде все нормально, глушусь. 
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Адреналина в крови столько что в кабине не сидится, открываю дверь, встаю на лыжу а другой ногой на лед. Не тут то было! Ботинок легко уходит в припорошенную снежком жижу и я еле успеваю выдернуть ногу и не набрать воды. Оборачиваюсь назад и вижу по следу самолета, место где лыжи углубились в поверхность и выступающую на моих глазах воду.
   В голове завертелось, как же самолет вытянет сам себя из этой западни, ведь подошвы лыж, уже покрыты этой липкой кашей и какая минимальная толщина этого льда, если можно его так назвать!

  Вспоминаю, как с Александром Елкиным, при ледовой разведке мы видели промоины чистой воды в проливе на таких ровных участках льда. Правда, это было на узком месте, где очень сильны течения, но все же.
  Тревожно запищал трекер, моргая сигналом сообщения, "с тобой все в порядке?".  Мой товарищ, Александр Савинков из далекой Москвы, напомнил об ответственности, наблюдая по треку остановившийся полет, посередине пролива Югорский Шар.
  Вот черт, непростительно. За волнением забыл сразу отправить сигнал о посадке и наши тут же забили тревогу.
    Вокруг меня закрытого дымкой, начинает идти снег. Сижу ровно.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Проходит не менее получаса, пока боги Арктики не дают добро на продолжение полета. Выглядит это, как появившаяся впереди меня, через пару сотен метров здоровенная гряда торошения. Вот тебе и вся видимость. На фото видны капли воды на капоте от плачущего над моей ситуацией, снега.
  Для страгивания с места, начинаю резкие движения корпусом внутри самолета, свою массу добавляя к тяге винта.

   Есть! Медленно, но все быстрее и быстрее Северок начинает движение по поверхности пролива, закрылки на полную, меняю траекторию движения на встречный ветер и взлет!
  Всего через 5 километров меня уже встречает скалистый мыс у полярной станции Белый Нос. Не менее пары кругов делаю чтобы хоть как-то привязаться к поверхности. Впрочем на фото и Вы и сами все идите. Писец!

  Ну, а чуть позже, живой и невредимый, встречаюсь с зимовщиками на станции и моими друзьями с Амдермы заехавшими сюда в гости и работниками колхоза из Каратайки, собирающими оленину на своих участках.

Так закончилась мартовская история исследования Острова Вайгач на самолете Северок.
  Как далее проходил полет,  с помощью джипам А.Елкина и С.Ершова и полет на Большую землю, описано выше.

Спасибо всем Вам друзья, кто следит и участвует со мной вместе в путешествиях по Арктике!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
На поиски

Совсем недавно возвращался я с охоты, через Ярославль и посетил друга, Сергея Соколова на аэродроме Левцово. Спокойно поговорить не успели на земле, Сергей готовил на вылет Як-18Т.
  И полетели мы втроем, я, Сергей и Дмитрий Соколов, на поиски мальчика 12 лет, к одной из деревень в Ярославской области, район Брейтово.

  Парень болен аутизмом и уходя из дома он взял велосипед. Теперь этот велосипед яркого цвета, наш ориентир.

 
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
   30 минут отработали над точкой.
Сергей пилотирует Тэшку, мы внимательно смотрим. От деревни, где жил мальчик расходятся поля: возделанные и заросшие, старые лесовозные дороги, просеки и болота.

   Пошли уже четвертые сутки с начала поисков и на на земле мы наблюдаем поисковую группу с вертолетом. Скорость у Як-18 под 200 км/час и сейчас слишком велика, трудно внимательно оценить такой маленький ориентир, как велосипед или человека на сложной местности.
  Вот вроде человек стоит на краю поля! Сергей закладывает резкий вираж и Дмитрий ведет нас по треку. Еще один проход самолета, и это оказывается просто темный столбик.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Пока были в воздухе, Дмитрию Соколову сообщили об окончании поиска, ребенка нашли с помощью наземной группы и вертолета. К сожалению, уже слишком поздно.

  Возвращаемся и я теперь управляю Яком. Много не разговариваем, перед глазами все стоят эти огромные полузаросшие лесные массивы, где затеряться взрослому, а тем более ребенку просто на раз.

Люди, будьте осторожны!
Спасибо за полет, Серега и за твою отзывчивость!
Фото всей нашей командой.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
"встречаюсь с зимовщиками на станции и моими друзьями с Амдермы заехавшими сюда в гости и работниками колхоза из Каратайки, собирающими оленину на своих участках".


Вот оно, значит, как моя любимая оленина-ягода-то растёт...и на фото кузовок ГТТшки полный спелых ягод тому подтверждение. Меня всё время занимал вопрос: что ест олень зимой когда снега по пояс и выше.
Музыкой и фотографией навеяло: давным давно в одном нефтяном кишлаке не очень по российским меркам  далеко от Урала была у нас база в тупике по дороге к пельменному цеху. И утром можно было наблюдать как трактор "Беларусь" с тележкой вёз ТУДА с полдюжины живых коров. А вечером та же тележка везла ОБРАТНО начисто обтёсанные остовы...очень, знаете ли, навевало на мысли о быстротечности жизни, суетности стремлений и мелочности желаний...по концовке тупичок пельменного цеха...но во всём есть и положительная сторона: там, по крайней мере, можно было спокойно покупать пельмени местного разлива. Я знал их состав. Иногда даже в лицо.
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Ходжа спасибо за коммент!

Друзья, привет нам всем!
Итак, небольшой практический отчет о проводимых работах по самолету СкайРейнджер Северок для подготовки полетов в Арктике.
Во-первых, огромное спасибо фонду ОДВФ и Олегу Бондареву который поддержал крайнюю экспедицию на Вайгач и последующие работы по обслуживанию самолета Северок!

Для начала с самолета снял все навесное оперение для полной очистки и ревизии, снял редуктор и отправил, Александру Чернову в Белоруссию.
  Далее, по капоту самолету сделал и приклеил усиливающие металлические накладки на отверстия крепежных винтов.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Сделал ремонтную переднюю стойку для широкого колеса, как показала практика этот девайс, как и запасной винт должен быть в собой дальних перелетах. Нагрузки на переднюю вилку при посадках с подбором в Арктике, часто выходят за расчетные.
Выхлопную систему разъединил от двигателя, слил масло и снял моторчик БМВ с самолета.

   Следующим шагом, явилась замена ремня генератора. На мотораме это невозможно, из-за малого зазора крышки ГРМ от пластины верхнего узла стойки.
  На Ю туб есть несколько видео о процессе замены ремня генератора двигателя BMW R-1200GS  и снятия гены для этого не требуется. По рисунку все понятно.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
  Заменил все свечи зажигания и сейчас жду заказанное уплотнительное кольцо для обратной установки крышки ГРМ на двигатель.

Тем временем от, Александра Чернова пришла весточка по ревизии редуктора с фотографиями.
Публикую без изменений.
"1.Большая шестерня-есть несколько ямок по рабочей поверхности,но на работоспособность и срок эксплуатации совершенно не повлияет
2.Малая шестерня-есть задиры как будто работала с недостатком масла(мороз?)-видно трение на сухую
Работать будет,износа по цементации нет
3.Муфта в прекрасном состоянии.Вал муфты перешлифуем и поставим другой материал втулки.
Ее надо периодически смазывать(была сухая,отсюда и выработка)"

  Напомню, что у меня масло в редукторе Мотюль 75W90 и при эксплуатации в сильный мороз, оно естественно требует предварительного разогрева или как минимум разбавления, если нет возможности прогреть.
 

Вложения

Вверх