Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R

Poliar-nik

Я люблю Полярный Урал
Откуда
Урал
Поздравляю с возобновлением полетов!
А лыжи, смотрю те же, дорабатывать не стал.
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Спасибо, друзья!
Лыжи с уширителями, теперь значительно лучше.
Подробнее на предыдущей странице.


Андрей Станкевич, первый спортивный авиатурист, посетивший горы Полярного Урала с помощью самолёта Северок. Несмотря на сложные метеоусловия в горах, показал себя выдержанным пассажиром и подготовленным путешественником, рыбаком.
Скоро отчёт о полете!
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Ну, с почином.
Пусть живёт и развивается малый авиатуризм на Северах!
Ура, товарищи.
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Абсолютно согласен.

Полет в Уральские горы

- Ну, что Андрей полетели?
Северок по подтаявшему снежному насту, благодаря уширителям, давшим каждой лыже еще по 50 процентов площади опоры, вышел на взлетное поле,а в просторечии на заснеженное замерзшее болото.

Впереди 200 километров полета, наша цель- высокогорное озеро Усваты. Мы оба любим путешествия и рыбалку, а красота и суровость уральских гор, добавляет экстравагантности нашему путешествию.

Андрей летит второй раз со мной. Первый полет был совсем коротким и совпал с тренировкой посадки с подбором на лед реки Воркута.

Практические задачи- благополучно войти в горный распадок, неподалеку от горы Саурипэ (1009м) и перейти в течении Малой Усы. Здесь, пройдя с поворотами через 2 ущелья длиной 24 км., подняться до озера Усваты. 
Произвести благополучно посадку и попробовать поймать золотую рыбку.

С собой снасти, пропитание, необходимые вещи НЗ и топливо в баке. Поскольку наш двигатель вполне экономичен, я беру меньше бензина и вместо обычного бура, Андрей берет мотобур. И это оказалось правильное решение.

Вылет с Воркуты уже почти в 14 часов. Дни стоят длинные и я полон надежд, что мы успеем. Ветер боковой, а уширители на лыжах никак не способствуют аэродинамике. Скорость 95-100 км/час
Прошли стороной Октябрьский в наборе и удаляемся от города. Полчаса и Северок гладит линией полета зимник "газовой дороги" к Карскому морю. Тундра местами полога и ровна. Доклад о переходе 40 километровой зоны и получаем давление района от Воркута-Подход. Кручу высотомер и высота полета по прибору доходит до 500 метров.

Проходят минуты.
Впереди раскрываются белизной стройные склоны Саурипэ держу курс прямо к южной стороне горы. По просьбе товарища проверить наличие части буровой, стараюсь подойти поближе.

Не тут то было, постепенно видимость с трех сторон закрывают  рядами исполины холмов и пики гор. У подножия Саури, как птенчика, Северок начинает швырять потоками ветра. Вспоминается изречение "получить по соплям".
Тут же отбрасываю мысль заходить за этого исполина, долины за горой просматриваются и я меняю курс на еще невидимое русло реки. Идем пологими холмами, а слева уже частокол контрастных вершин.

Река причудливо зацепилась за правый склон и приглашает сунуться нам против ее течения в ущелье. Ну что же деваться некуда. Тяну за узду и сверкающая ореолом винта голова Северка послушно направляется направо.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Течение воды почти везде открыто.
Закрылки на полную, быстро приближается поверхность, а сильным ветром нас прижимает к ней.

Колодец, а мы внутри и на ветровых потоках постепенно продвигаемся вперед.
Становится виден распадок и плавно уйдя в него влево на низкой высоте двигаемся дальше.
Красота вокруг! А я так увлекся сложным пилотированием, что взгляд на навигацию стал открытием - мы уже над озером. Идем настолько низко что просто чуть сбавив газ, самолет коснулся лыжами ровного как стол покрова и остановился.
Да уж, ветерок-забияка нам в помощь!

Андрей сразу начинает готовить оборудование к рыбалке, а я сначала готовлю самолет к стоянке, а после убегаю в сторону, запечатлеть окружающую красоту.

На крайней фото видите Северок? А он там есть :)
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Еще перед вылетом нам говорили, что на озере будет очень мало снега, выдувает типа его, а длины шнека бура нам не хватит оттого, что без снега лед очень толстый и т.п.

- А, что, Вить нет снега! Вспотевший Андрей задумчиво откинул согнутую туристическую лопатку.
Не раз и не два еще посмеивались, пробивая больше полуметра снега в поисках льда .
Пока я занимался техникой, Андрей первый раз засадил бур. Пройдя лед ручки ушли в снег и шнек заклинило в лунке. Сообща вытащили.

Воды нет, мелко и подо льдом земля. Уходим к центру озера снова куча снега, местами смерзшийся слоями. Пока выкопали пока я отвлекся, бур снова остался внизу, одни ручки только видны))

Пошли перекусить.
Колбаска, картошка, лучок под лучами яркого солнца и вокруг контрастные исполины.
Ого! Облако несущееся над высотой 1056м нависло брюшком над пиком, пропороло себе его и крутанувшись пару раз с визгом исчезло.
Чудеса прям.. ))

Когда пробурены несколько лунок, оказалось, что воды в озере почти нет.  Смотрю на часы, 5 вечера. Ого, потеряли счет времени!
Приходит мысль пойти к восточной оконечности, где вытекает Малая Уса. Усиливается ветер и вдоль нас, идущих по снежной целине, рекой течет поземка..
Копаем, буримся.. Ура! Есть чистая вода. Мы уже порядком устали))
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Перегоняю самолет ближе и заваливаюсь на чехол от крыла у лунки. Андрей начинает собирать рыбное хозяйство.
Минут 10 безуспешных попыток. Очевидно, рыба увидев свет пробитый лункой и почувствовав кислород, потеряла сознание от счастья.

Ура, есть золотая рыбка! Даже не поверил когда клюнуло и на снегу забился небольшой арктический голец!
Ну, что же теперь мы знаем где буриться и план по волшебным животным выполнен, можно собираться домой и не рисковать по погоде.

С двух сторон озеро Усваты зажато и закрыто вершинами 1056 и 1062 метра. Взлетая против сильного ветра, нужно развернуться и уйти обратным маршрутом домой.
Пощекотать себе нервы и с пассажиром устраивать пируэты в  ущелье не в моем вкусе. Есть все шансы, что сильным попутным потоком, без набора высоты нас просто швырнет в
перпендикулярный озеру склон, вдоль которого заходили сюда.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Запускаюсь, прогреваюсь. Взлет!

Параллельно пошла невидимая работа у друзей.
Где то там в Московском регионе, Александр Савинков получил сигнал с передатчика и отзвонился диспетчерам в Воркуту, а сервис "АОПА-трекер" начал слежение.
Северок четко и уверенно идет в набор против плотного, как солидол потока. Скорость 75 км/час. Постепенно удаляется озеро и все шире пространство вокруг.  На высоте 800 метров начинаю разворот с обратным входом в распадок озера Усваты. 

Белоснежные размазанные ветром облака, от удивления хлопают крыльями по каменным россыпям вершин..
Вот это Полет у нас, друзья!

Северок выплывает над ущельем и уже идет прямо курсом минуя течение реки. Внизу по возвышенностям и обрывам в лучах низкого солнца, ветром гонимые, двигаются полосы снега.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Уйдя от гор самолет спокойно повисает в прохладном вечернем воздухе. Ближе к рубежу 40 пробивается связь.

Проходим недалеко от кпп северной дороги, впереди уже закатным светом освещен горный кряж Инганапэ и дальний город.

Через час полета, самолет Северок производит посадку на своей геоточке.
Доклад Воркута- вышка о завершении полета, короткие сборы, чехление.
Андрей, спасибо, что стал первым авиатуристом самолета Северок, летавшим таким интересным путем. Ты показал себя выдержанным пассажиром, опытным спортивным рыбаком.

В копилку полетов Малой Полярной авиации России, самолет Северок добавил небольшой но очень значимый маршрут в горы Полярного Урала.
Это наш опыт и наши путешествия, цену им понимает тот, кто любит небо и природу, ценит своих друзей..
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
Да. Прочитав этот рассказ, правдивый во всех отношениях, в очередной раз убедился, что из всех сумашедших, рыбаки - самые безнадёжные.
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Спасибо за неравнодушные комментарии!

Ко дню Полярника
Южными ветрами на север!

Воркута, вечер.
В небольшой уютной квартирке моего друга, Сергея на Тимане, раздался звонок. Беру трубку

- Виктор, привет! Подскажи, а возможно сейчас, в период активного таяния снега и распутицы, слетать на север и передать запасные части и масло для буровой?
Прекрасно понимая всю сложность задачи, а также оценивая возможность нашего Северка и наработанный опыт, даю утвердительный ответ.

В скором времени все завезли на базу к самолету и началась подготовка. Вместе с Сергеем и Анатолием оценили и перевесили готовое к погрузке оборудование, оказалось что вес превышает грузоподъемность Скайрейнджера на 25 кг. Поскольку я дальновидно ранее забросил бензин в ненецкий поселок Каратайка, то задача решаема. Беру меньше топлива с собой.

Настал день вылета.
Я на геоточке под загрузку. Снег вялый и даже на уширителях держит самолет плохо, часто цепляю подошвами лыж оттаявшую землю

Подал план полета, хоть Питер-зональный и стал гораздо дружественнее к частным пилотам, но заявку отбили. Это написание букв и слов латиницей в плане полета, просто бесит.
Объясните в чем смысл коверкать русские слова английской транскрипцией?
Тем паче, что в бланке, важнейшее поле 19 в котором я указываю контакты своего представителя экипажа, Александра Савинкова, дающего информацию о полете, когда радиосвязь недоступна, вообще не рассылается по диспетчерским зонам.

Результат- РП Воркуты позлорадствовал, что план не прошел и тут же подсказал номер зонального)). Звоню.
- Извините, я тут на северном болоте стою на вылет, под ударами судьбы и ветра, в чем у меня ошибка подачи плана?
Задержка на 30 минут, пока с Питером сообща не поправили хреновы буквы.

В 14 37 по Москве, самолет взял курс на север.

Чтобы удержаться в теплом попутном потоке, перегруженный Северок идет с выпущенными в первое положение закрылками. Первоначально скорость полета 120- 130 км/час.
Контрастный Воргашор прощается остатками города..

Прошел высоту 200 метров, удаление 40 километров.
В районе Подымея скорость самолета относительно земли возросла до 167 километров. По своему опыту знаю, что ветер на земле полоскает под 15 м/сек.
На ориентире вездеходной дороги, ни души десятки километров. Лишь тишина севшего снега, да темнеют проталины тундры по обе стороны. В случае чего, надеяться не на что.

Мой габаритный груз занял весь багажник, часть кабины и фюзеляжа. Несмотря на это, центровка соблюдена и самолет сбалансирован в полете.
Пышной и немногословной подругой оказалась канистра с гидравлическим маслом. Хорошо когда пассажиры такие флегматичные и нетребовательные ))
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Самолет режет полосочкой синее небо со странными облаками. Слева от меня серебрится рябь воды идущей поверх льда.

Оживает эфир
- Ноль два пять ноль Альфа, ответьте борту, сообщите расчетное выхода из зоны. Сообщаю.
-Подход интересуется, почему с цифрами сообщенными ранее есть расхождение.
Улыбаюсь про себя..
Ветерок-забияка Да уж, 120 километров в час или 170, есть разница.

Прошел туристическую базу, там где то внизу одинокий сторож наверно прислушался, а может и увидел нас.
Еще 35 километров вдоль русла реки и далее наши пути расходятся. Течение уходит на запад, а мне севернее.
40 километров быстрого полета от крайней излучины и вот, знакомый контрастный поселок, строю разворот и низкий заход на озеро.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
"Ну, вот так всегда: на самом интересном месте" (С)...в смысле что с буровой-то, гидростанцию запустили, мужики при деле?
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Как ориентир снегоходный след, мягко касаюсь и самолет быстро останавливается на липком снегу.
Еще с десяток минут назад, скинул с борта смс, Эдуарду Нефедову о времени прибытия и вот уже со стороны поселка, сверкает фара снегохода.

Отжатие на трекере Ин Рич -посадка ARR, звонок руководителю полетов в Воркуту и моим друзьям по оборудованию.
Очень хорошо, что имея информацию по движению самолета, Александр Абганеев в Воркуте сообщил заранее на буровую и снегоход за грузом пришел в Каратайку.

Эдик, загорелый как шериф из американских вестернов. Он забирает меня к себе домой. Успеваю напитаться классным супчиком из оленины, его супруга Белла как всегда великолепно готовит.
Попутно шутим- мои друзья по весне привезли несколько поросят в Каратайку и теперь озабочены сеном, весом и здоровьем питомцев.
Я смеюсь на вопрос хозяйки, можно ли привезти сено на самолете.. :)

Далее сажусь за комп и пробую пробить план полета на обратный вылет. Не тут то было, интернет дохлый, а времени у меня нет.
Звоню на Москву, Александр Савинков помогает и даем вылет на 17 45.
Нужно торопиться, знаю прекрасно, что на завтра по прогнозу уже северный ветер с порывами до 12 метров и осадками в виде снега.

У самолета закипает работа.
Приехали Александр с Сергеем, оба мне знакомы по полетам в Амдерму. Жмем крепко руки и выгружаем аккуратно оборудование, Эдик дает свои нарты для перевозки этих хохоряшек в тундру, парни уезжают, а я заправляюсь.

Обнимаемся с Эдиком, взлет, ухожу на юг.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Начало седьмого.
Скорость меня совершенно не удивляет- 70 километров в час, но бог с ним, светлое время сейчас круглосуточно. Хуже другое, ясное небо исчезло и синеватое пасмурное окружение теперь повсеместно.

Метко сказано, погода в Арктике, как капризная женщина...

Через 30 минут полета на лобовом стекле Северка появилась первая морось. Внимательно наблюдаю вокруг, видимость пока есть за счет контраста вытаявшей тундры, а вот дальнейшей перспективы не видно. Температура в плюс и точка росы, где то выше меня, обледенения нет.
Вышел на русло Каратаихи и преодолевая ветер продвигаюсь вперед.

Прошел час битвы со стихией,  ситуация настолько осточертела, что на подлете к туристической базе я, увидев ориентиры, пустил самолет в низкую глиссаду и закрутив проверочный круг усадил его сходу на вялый снег, недалеко от балков.
Сторож, Николай в бушлате на босу ногу, был явно рад гостям, мой приятель, лайка Мича, тоже.

В проходе к балкам, на фоне огромного сугроба, разлилась лужа. Очевидно, скоро она съест сугроб- пришла в голову мысль..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Дождь на Пауке шел пол ночи.
Первые часы я еще дергался на вылет, время в плане позволяло.. Потом плюнул. С помощью Ин Рича, спутников Иридиум и родимой РАОПы, план полета с Саней подали на 7 утра.

Хорошо, что в продуктовом наборе НЗ самолета Северок постоянно присутствует грамм 200 водки. :)
У Николая жарко натоплено, есть вполне приличная тушенка на закусь. После неторопливой беседы под сто грамм, растянувшись на тахте, вырубился.
Тепленький Мича залез рядом и согрел мне бок..

В час ночи, как огурец!
За окном светло и дождь кончился. Пошел к самолету, все проверил, просмотрел навеску, узлы.
Периодически мотающиеся туда-сюда любознательные гуси, курлыкая с интересом рассматривали пестрого конкурента.

К 7 утра, ветер добропорядочно подул с севера. Почаевничали с Колей, выдал ему из аптечки валидола, пошаливает у сторожа сердечко.
Прогрел двигатель и редуктор и легко ушел от базы..

Знал бы, сколько еще веселья впереди..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Скорость 130 км/час, яснее вокруг самолета не становится, только хуже и хуже. Озеро Кечваньты и вторую базу прошел.

От реки Тарью к высоте 100 метров, очень быстро наступил переходной момент, когда еще можно исправить ситуацию.
Наступает потеря ориентировки, на фоне серой безликой ваты вокруг самолета.
Закладываю крутой вираж и выхожу на обратный курс, спускаюсь несколько километров вниз и сажаю Северок рядом с рекой и вездеходной дорогой.
Выдыхаю..

На лобовом стекле самолета брызги масла из сапуна редуктора, уложенного креном в ненормальное состояние.

Получаю текстовый прогноз от Александра через Ин Рич.
"Воркута, верхняя кромка 60 метров, горизонт менее 1000"
Ого!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
На реке Тарью я просидел 3 часа, вместе с веселыми гусями колобродящими по местности.
Сходил к реке и, для начала посидел подумал о бренности бытия на берегу, подперев голову по Микеланджело.

В Арктике не должно быть много свободного времени, на одинокого человека наваливается громада природы, мстящая за его оторванность от лона.
Мы все меньше приспособлены к животной жизни, когда твоя судьба полностью в твоих руках и крякнуть здесь неприспособленному человеку, как два пальца.

В багажнике самолета медленно оттаивали 3 сига от Эдика, почему бы не заняться..
Почистил и пошкерил рыбу, остатки сложил в ямку. Это органика, что песец, что птица подберет без ущерба для  тундры.

Достал верный примус, подарок от Давида Старосты, быстренько вскипятил воды и развел супчик из экспедиционного набора. Перекусил. А вот фольга упаковка идет в пакет в самолет, ее выбрасывать не моги.
Боги тундры нас не простят..

Как ответ свыше, немного поднялась светлая полоса на 360 градусов по горизонту. Ближе к 12 часам дня, решаю выйти на маршрут с мыслью- при ухудшении видимости, немедленная посадка.
 

Вложения

Вверх