Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Сопереживаю Вам, и удачи! Представляю, как всякие "блюдители" от РА, прокурадуры и пр. читают это и записывают всякие нарушения ИВП сидя жо... в теплом кресле.
 
Мысль она творит чудеса, поэтому никогда не нужно думать об отрицательном и ни кого не осуждать . Вот говорят , что такое Ад и Рай, человек который допускает отрицательные мысли , я не думаю что ему живётся весело. Вот вы возьмите Юрия ЕР, человек творит , летает и не парится, нужно просто делать без отрицательных мыслей. У человека есть цель и он просто берёт и летит , а если бы он кряхтел по каждому поводу и жаловался на судьбу , то я не думаю что у него что нибудь бы получилось. А тут мляяяяя севера. Читаю с удовольствием.
 
Коллеги, прошу прощения ранее не успел добавить .
Это крайнее фото перед посадкой - один из проходов вдоль п.Варнек, когда искал посадочные ориентиры


8.5.1.JPG
 
Спасибо всем за комментарии!
---------------------------

Богатство Арктики- это люди!

На бухту Варнек к месту моей посадки приехал, Руслан Филиппов. Молодой воспитанный парень.

8.6.JPG


В поселке он возглавляет местную общину ненцев "Хебидя-Я" "Святая земля". Периодически вижу их деятельность в вопросах отстаивания интересов коренных малочисленных народов.
Молодцы!

8.6.2.JPG


Руслан везет меня в поселок к родителям. Показывает у дома ноу-хау - как на корпус импортного снегохода после поломки двигателя устанавливают отечественный движок Буран и с успехом продолжают эксплуатацию.

8.6.1.JPG


Я дома у Василия и Натальи Филипповых.
Угощают вкуснейшей похлебкой из оленины и пьем чай. Василий Иванович уже много лет занимается оленеводством и наблюдает за стадом на огромном острове. Вайгач в длину достигает 100 километров и олешкам есть где развернуться.
Наталья много лет проработала в местном и единственном поселковом магазинчике, выполняя работу и товароведа и продавца. Помимо этого она ведет страничку о Вайгаче и Варнеке в ВК и публикует всегда красочные снимки. остров Вайгач поселок Варнек | VK

После идем с Русланом по небольшому поселку. За три года, что я здесь не был произошли изменения. Построили ФАП (фельшерско-акушерский пункт) а в южной части поселка буквально за два года вырос маленький анклав.

- Варнек-сити, улыбаясь говорит Руслан.

8.7.JPG


Несколько новых домов, в которые как я понял, жителям поселка предложили совершенно бесплатно переехать из ветхих старых домов. Ведь некоторые строения, как например длинный склад, в прошлом был конюшней, построенной еще ГУЛАГовскими заключенными в 30-х годах прошлого века.

8.7.1.1..1.JPG


Так вот, некоторые жители решили повременить с переездом. Новые дома рассчитаны на нескольких хозяев и понятное дело не каждый готов иметь впервые за своей тонкой стеной соседа.
Второе. Частые зимние ветра и пурги заметают напрочь входы в эти новые дома.

По дороге мы зашли в магазинчик, встретили Владимира Бобрикова, бывшего старосту поселка и оленевода, Стаса Валейского.

8.7.0.JPG


На минутку заглянули к Михаилу Вылко, позвали его сфоткаться к самолету. Михаил сейчас исполняет обязанности старосты и мы с ним давно знакомы. Он не раз выручал меня жильем в поселке в прошлые экспедиции.

На минутку поздороваться заглянули с Русланом и в дом Ильи Хатанзейского.

8.7.0.1.JPG


Спустились к Северку нашей небольшой командой.

8.7.2.JPG


Из Амдермы со мной вместе с небольшим тортиком от заботливых Елены Кононюк и Ивана Кононюк в Варнек прибыли и георгиевские ленточки. Ближайшие дни будет большой праздник Победы.

Слева: Михаил Вылко, Андрей Вылко, Василий Филиппов, Руслан Филиппов, Роман Тайбарей, Наталья Филиппова.

8.7.3.JPG


Спасибо семье Филипповых, дали с собой вкусной рыбки и баночку морошки. Руслан и Андрей Рудольфович вручили мне разделанного гуся.

Для вылета мы прокатали за несколько раз снегоходом взлетную полоску на бухте и установили в начале и конце ориентиры- два красных ящика. Закрепляю навыки работы по посадочным ориентирам.
Первый вылет и круг над поселком.
Василий Иванович говорит как же здорово было бы использовать самолет в его работе и присмотром за оленями.

8.7.4.JPG
 
Последнее редактирование:
Вылет с Вайгача.

Обнимаемся на прощание. Предупреждаю, в любой момент могу вернуться.
Уже имеется опыт )) Попрощался, вроде улетел, люди уже ушли домой и тут по новой сваливаюсь им на голову попав буквально минут через 5- 10 в сложные погодные условия.
- Мы пока приметные ящики забирать не будем, вечером приедем,-говорит Руслан.
- Спасибо!

К 16 часам Северок пересек пролив Югорский Шар в его широкой десятикилометровой западной части и занял генеральный курс вдоль побережья моря Баренца и Югорского полуострова.

Безымянный.jpg


Полярная станция Белый Нос. Расположена у приметного одноименного мыса.

БелНос.jpg


Путевая 115 км час, вполне радует, поскольку нужен запас по времени до темна. Мало ли что.
Высоту выдерживаю районе 400 метров. Максимум видимости без входа в сплошную облачность. Ни малейшего просвета в облаках. Очень бы не желательно куда-нить моститься сейчас.

30 минут полета.
Выхожу на покинутый и брошеный буксир-теплоход БТТ-311. Помните историю когда мы ночевали в нем в августе 2020 года? Это на 99й страничке нашей ветки. Ужасно жаль корабль. Их даже два, поскольку второй буксирчик привязан к корпусу большого

92-3-jpg.460059


Теперь вот такое нынешнее фото остается с самолета Северок.
Заметно что буксир теперь подняло еще выше от линии воды и развернуло носом на берег

БТТ.JPG


1 БТТ.JPG


-------------------

Вскоре приходится собраться.

Нужно забирать восточнее, пересечь низменный мыс Бельковский шириной 8 километров и все дальше уходить от линии открытого моря.
Ну вот собственно говоря фото обстановки в и вокруг кабины.

В кабине.JPG


Так или иначе напрягая зрение можно разглядеть на земле какие проплешины. Высоту так и держу 400 метров. Скорость 107 км/час.
Сесть там внизу все равно, что сыграть в рулетку.

В полете.JPG


Час полета.
Был удивлен, но чернеющее впереди пятнышко поселка начало маячить километров за 30 до прибытия. Заход и посадка были сложные, не смог сделать по этой причине не одного снимка.
Сел благополучно на снегоходный след с большим запасом от домов.

Встречали меня отважные и веселые ребятишки, стайкой налетевшие ко мне после посадки.
-О. это Северок! Чем помочь, чем помочь,- щебетали они ))
Вместе с Михаилом Артеевым. который уже был рядышком на снегоходе и ребятами легко переместили Северок к дому Нефедовых.
Раздал им печеньки из экспедиционного набора 🙂

Итак, закончен еще один непростой экспедиционный день. Пройдено 180 километров. Сделано 5 посадок с подбором, одна с уходом на второй круг.
Впереди день отдыха и большой новый экспедиционный перелет.

Продолжение следует..
-------------------------------
P.S. Огромное спасибо за поддержку, Юрий Р. подпись "Маленькому самолетику"
Экспедиционная карта сбер самолета Северок 4276 1609 1615 9677
Получатель, Виктор Владимирович М.



Карта.jpg
 
О, карта это круто. Теперь более понятно где вы летаете и как летаете.

А почему вы пять посадок сделали?
 
О, карта это круто. Теперь более понятно где вы летаете и как летаете.

А почему вы пять посадок сделали?
Первая в бухте Черная на сопке, Вторая на Варнеке с уходом на второй круг, третья на Варнеке с посадкой в бухте у поселка, четвертая там же когда делал круг перед вылетом по ориентирам-красные ящики и пятая в Каратайке.
 
Вечер.
Душевно в доме моих близких друзей Нефедовых. Белла и Эдуард многодетные родители, так же как и наша семья. Уже много лет в этом доме - хоть в декабре полярной ночью, хоть в июле в разгаре полярного дня встречаем самый радушный прием.
Банька под вечер.
Мое возвращение пришлось на выходные и кружка горячего чая - что может быть лучше для уставшего путника.

22.2.JPG


Позже собираемся в доме, Анатолия Нефедова.
В апреле 21 года мы втроем с Анатолием и Эдуардом Нефедовым, благодаря заброске топлива с Воркуты, Джалила Рафиева, спасибо ему огромное, вывезли каркас фюзеляжа и части планера самолета Северок.

Слева Михаил Артеев. Справа второй, Анатолий Нефедов

2.У Толи.JPG


---------------
Планирую полет на 8 мая.
С Михаилом Артеевым договариваемся встретиться на удалении 100 километров юго-западнее Каратайки. В районе красивейших истоков реки Море-Ю.
Здесь находится большое стадо оленей и нужно готовить его к летнему переходу на север, ближе к морю. Михаил прибудет заранее снегоходом, а наша же с Северком задача прилететь на точку, забрать груз и пройти вместе с Михаилом по уже подходящей распутице и подъеме воды в реках через п.Харута на базу оленеводов. От Харуты еще 140 километров на юго-запад. Это уже усинский район.
---------------
7 мая север полоскал весьма крепко.

5. 20230507_142839.JPG


В поселке состоялся концерт посвящённый предстоящему Дню Победы.

С большим удовольствием посмотрел его с начала и до конца. Интересный сюжет и задумка. Каждая из героинь- женщин рассказывают на протяжении действа о своей судьбе в военные лихие годы. Танцуют и рассказывают стихи.
Понравилось. Душевно.

6. 20230507_161831.JPG


6.120230507_165237.JPG


---------------------

8 мая в 6 50 утра, самолет Северок вылетел с попутным сильным ветром на юго-запад.
На фото река Янгарей

10.Янгарей.JPG


Скорость 150 километров в час. Высота 500-600 метров. Яркое солнце.

Когда-то этим же маршрутом летел летом на колесном шасси и достаточно нервничал. Вариантов посадки здесь сущие единицы.
Но благополучно посадил тогда самолет на большом острове в верховьях р.Море-Ю

9.Буров Саренб.JPG


Через 50 минут был над точкой и увидев снегоход недалеко от заявленной точки гео координат произвел посадку с обратным курсом. Недалеко от места посадки обычная картина. Толи буровая, толи перекачивающая станция.

11Надею.JPG


Наша задача с Михаилом погрузка в самолет необходимого груза и скорый вылет на юг. Погода взятая мной из разных источников давала запас по времени только до обеда.

7.20230508_083102.JPG
 
Суровые арктические парни ! Как Вы там выживаете? Каким образом вышки и оборудование доставлено в тьму тараканью? Не устаю удивляться всем Вам, ну и Виктору. Удачи!
 
Друзья, прежде чем возьмусь за окончание большого экспедиционного отчета о полетах
-------------------------------------------------


16 июля, ровно 10 лет назад на Острове Диксон произвели посадку 5 самолетов Малой авиации из них два исторических Як-12 и По-2, вылетев рано утром 15-го июля из Красноярского аэродрома Кузнецово!
Подробнее здесь летим на остров Диксон - Малая авиация России. Обучение на Пилота-любителя. Обсуждение самолётов. Регистрация.

По-2 над тундрой Енисейского залива(фото Евгений Творогов)

i (3).jpeg


За два дня проделав маршрут более 2000 км.
( на карте Подкаменная Тунгуска через с пишется)

Безымянный.jpg


Поздравляю всю нашу команду с этой датой, все экипажи проделали большую работу в небе и на земле. Техника не подвела!

i (6).jpeg


Низкий поклон всем, кто помогал нашему перелету в городах и северных поселках, аэродромному и диспетчерскому составу.

На фото: Туруханск, 9 часов утра

i (2).jpeg


Стоянка на Диксоне

i (5).jpeg


Общее фото экипажей в поселке Диксон у постамента Бегичеву (фото Евгений Творогов)

IMG_6634_2 (1).jpg



i (4).jpeg


Как минимум 3х человек нет уже из тех кто был с нами в небе и помогал подготовке на земле: Александр Курылев(пилот) Игорь Канунников(Диксон), Владимир Крылов (Диксон)
Будем помнить!

IMG_6634_2 (1).jpg
 
В памяти те дни когда эта эскадра исторических самолётов шли к намеченной точке. Никто не забыт ничто не забыто.
 
Продолжение большого весеннего экспедиционного отчета.
--------------------------

...На геоточке в Большеземельской тундре мы с Михаилом пробыли около часа. Недалеко со стоянкой большого оленьего стада за которым смотрят родители Миши и с ними еще несколько пастухов.
Перегрузили в самолет необходимые к перевозке вещи, взяли немного рыбки и мяса с собой.

12. 20230508_083025.JPG


Михаил оставляет здесь на зимней базе снегоход с необходимыми вещами до следующей зимы и налегке со мной вылетает на юг. Домой к семье.
Вскоре ему нужно будет вернуться и готовить стадо к переходу на север ближе к Карскому морю.
Всегда очень приятно если ты летишь не один в свое удовольствие, а полет приносит пользу другим людям. Местному населению.

9 утра.
Солнце поднялось еще выше, ветер также очень плотный, северный.
Снегоходом отбуксировали Северок на исполнительный. Мощный БМВ легко поднимает планер на таком встречном потоке.

С момента вылета уходим западнее от курса. Здесь за несколькими грядами пасется стадо и есть два живописных озера.

9.1.JPG


Миша показывает мне строения и людей внизу. Его родители видят и приветствуют нас взмахами рук. Их работа почетна и не проста. Жить в тундре, продолжая десятилетиями заботу о поголовье оленей от своих предков...

Мощным попутным потоком самолет уносит дальше, скорость уже больше 130 километров в час.

9.2.2.1.jpg


Высоту набрал 400 метров и скорость увеличилась до 140 км/час.

9.2.1.JPG


Вскоре под крылом прошла как граница, полоса первых, пусть еще сильно разрозненных деревьев.

9.2.3.1.JPG


Скорость на момент снимка 147 км/час, высота 450 метров.
Как я уже много раз отмечал, мой самолетик великолепно держится в попутном потоке.
Идет ровно и ни разу не потряхивает ))

9.2.JPG


Нескончаемыми очагами впереди встает перед нами лесотундра. Летим над ней.
Теперь уже нужно выискивать взглядом свободные места для посадки среди растительности.

9.3.jpg


Даже поселок Харуту не смог сразу обнаружить, только когда подошли гораздо ближе.
10 часов утра. Пройдено одним дыханием больше 120 километров.

Нас встречает Данил на колесном вездеходе. Накатал мощную взлетку на реке. Ее видно отлично с воздуха, да беда, что прямо перпендикулярно сильному ветру. А с обоих сторон реки высокие берега и деревья. Ротор, всякие завихрения нас могут элементарно выбросить с глиссады или с накатанной полоски.
Принял решение садиться с подбором чуть южнее на пухляк, на излучине реки. Хоть немного под встречный северный ветер.
Работы было много, снимок или тем более видео, к сожалению не смог сделать.

Посадка прошла нормально и мягко, снег уже прилично отпустило и местами вышла вода. Несколькими днями раньше, как мне сказали позже местные жители прошли сильные дожди.

Самолет отбуксировали на взлетку за вездеходом и мы смогли посетить поселок.
Дома у гостеприимного Данила я с огромным удовольствием поел домашнего борща, все вместе попили чайку.

Безымянный.jpg


9.4.JPG
 
Спасибо всем за оценки. Всем, кто следит за нашей страничкой..
-------------------------

В поселке распутица и огромные лужи. Наиболее оптимальный транспорт для поездок в магазин или к друзьям, снегоболотоход 🙂

9.6.1.JPG


Заехали с Данилом, Антоном и Мишей, проведали Ольгу, супругу Артема Закусова.
Ольга умница. Работает бухгалтером, ведет хозяйство и растит еще маленькую дочку Каролину. В прошлый мой прилет по дороге на Воркуту и пролив Югорский Шар, Оля улетала по делам в город.

9.5.jpg


Прежде чем ехать к самолету, по сложившейся традиции заехали на край поселка к оградкам и помянули добрым словом Артема и его брата Романа которых безвременно забрала суровая северная река.

Ветер сменился на юго-запад. Он пока слабый около 3 м/сек., но Северку уже будет мешать. Сплошная облачность стоит по всему горизонту, плюс начало теплеть. +1 град.
Нужно вылетать!

9.6.2.jpg


У самолета собрались замечательной командой.
Были Данил и Андрей, приехала Оля с дочкой, был глава поселка, Андрей Танзов. Обменялся с ним парой фраз.

И вот, что я вам скажу. Андрей Николаевич очень хорошо отнесся к нашему прилету, сказал, что такие маленькие самолеты очень нужны в наших северных поселках. Помню он про почту даже упомянул. От его слов мне стало даже теплее на душе.
Интересно, почему простым жителям и руководителям в удаленной местности интересна и востребована частная Малая авиация. Сверхлегкая авиация. Простые и недорогие частные, одно -двух- четырехместные самолеты. Наши полеты для пользы людей.
А государству и чиновникам в Москве почему наоборот-то?

Завтра большой праздник для всей нашей страны, День Победы. У всего нашего коллектива приподнятое настроение и георгиевские ленточки. Общее фото на память.
Слева верху. Терентьев Артём, Данил Политов, Михаил Артеев, Кожевин Аркадий, Танзов Антон, Танзов Михаил , Долгина Ольга.
Нижний ряд: Остапенко Денис, я, Танзов Андрей (глава поселка), Кожевин Александр.

9.6.0.JPG


По моей просьбе двумя снегоходами прокатывают взлетку на запад еще метров на 50.
Сижу и сам осматриваю ситуацию на одном из снежиков.

Вода выходящая на поверхность реки может здорово омрачить взлет самолета.
Погоду видно на этом снимке который я снял с видеозаписи.

9.7.1.jpg


Тяжелый весьма взлет, однако. Требует опыта поднять постепенно машину в таких условиях с полной загрузкой
13 03 дня.
-----------------------------
 
Последнее редактирование:
Окончание весеннего экспедиционного отчета .

Как драматически завершился экспедиционный перелет. Как спокойно приземлившийся самолет Северок пришлось неожиданно спасать из весенней береговой воды в северной реке. Как неожиданно получаешь большой жизненный опыт и как стараются помочь всеми силами совершенно незнакомые люди.

Об этом чуть подробнее...


12.20230508_163451.JPG
 
Поселок Харута - река Уса.

Первые десятки километров Северок идет над лесотундрой и далее уже над рекой Уса. Большая северная река длиной более полтысячи километров. Крупнейший приток Печоры.

Летим с Михаилом по течению на юго-запад. Встречный небольшой и теплый ветер закручивается с холодной массой воздуха от снега и льда. Пересеченный рельеф берегов и массивы деревьев. Севернее проглядываются небольшие мутные фронты осадков. Опасны обледенением..
Северок то укладывает боком, то зашвыривает вверх. Неожиданно проваливается. И тогда мотор натужно воет вытаскивая нас из воздушной ямы в десятки метров.
Весна, что-же...

+2 градуса за бортом. Вдоль реки проглядывают закраины. Выходы воды у берега, поверх еще монолитного, прочного по всей площади льда.

12.jpg


Больше ста километров пройдено и полтора часа в небе. С огромным облегчением идем на посадку. Накатанная полоска на льду, снегоходы и встречающие нас друзья.
Обнимаемся! Душевный прием, спасибо.

12.0.JPG


Еще какой-то момент я хотел уходить сегодня снова севернее в сторону Воркуты от распутицы. Тем более, что сказали - Печора уже вскрылась и пошла.
Но усталость сделала свое дело. Остаюсь.

Решаем для начала переместить самолет на берег со льда. Снегоходом проехали проверили пару раз и слева и справа от предполагаемого места вытаскивания самолета. Прошел снегоход ходом, только брызги воды. И туда прошел и обратно. У меня и мысли нет, что может быть глубоко.


13.JPG


Самолет прицепили за снегоходом и подтянули к краю покрытого водой льда. В этот момент передняя лыжа и за ней обе боковые лыжи неожиданно проломили под собой лед и вся центральная часть самолета - двигатель, кабина погрузилась в воду.

13.1.JPG


Очевидно и вода прибывала.
На наших глазах Северок тонул со всеми ценными вещами и документами, быстро уходил все глубже в воду. Но со всех сторон его еще и окружал лед различной толщины. Винт и подкосы прочно упирались в него как в стену и не давали продвинуть самолет вперед к берегу. Веревка из капрона, которая была привязана для буксировки за боковые рессоры- на разрыв 800 кг., порвалась. К чести сказать согнув один из упоров рессоры из нержавейки.

12.1.JPG


Дело сдвинулось только тогда, когда спасибо нашим местным друзьям в воде появилась лодка. Задача была продолбить канал для самолета во льду, чтобы протащить его к берегу. К этому моменту Северок практически весь ушел в воду. С лодки я перевел с помощью длинной изогнутой проволоки через редуктор двойную веревку.

13.2.JPG


Начали тянуть, лопнула.
 
В самолете почти три кубометра воды и эти три тонны надо двигать медленно.
Глядя на мытарства начинаешь понимать почему "Шаврушка" была популярна на северах.
Но нашего брата голыми руками не возьмешь - только вперед.
 
"Ничего не происходит только с теми, кто ничего не делает.."
В.М.
---------------------------

Прошел час как самолетик ушел в воду. С большим трудом и медленно тащили Северок по каналу через постепенно разбиваемый лед.

К этому времени Иван два раза сильно провалился, я сам насквозь мокрый от работ на льду и в лодке. Вокруг многие такие же. Мокрые, уставшие, но горящие желанием помочь спасти технику.

13.2.2.JPG


Когда до берега остались считаные пару метров корпус встал. Ни туда, ни сюда.
Измучились. Не получается дальше.

Ура, пришел колесный погрузчик!
Тянуть огромной мощью было в этой ситуации опасно. Можно повредить конструкцию. Пока снова не отвели самолет на глубину не помогло. Зайдя передними колесами в воду опустили ковш.
Чуть постояв в воде, колодки тормозов начали сдавать. Угол с глубиной был опасный.
Евгений, управлявший тяжелой машиной, делал все что мог, чтобы самому на погрузчике не уйти в воду.


13.4.JPG


Работали с лодки. На клык ковша практически над самолетом накинули петлю и подняв ковш изменили угол натяга троса.

12.20230508_163451.JPG


Потихоньку, задрав переднюю часть давая огромной массе воды уйти из хвоста вывели Северок на берег.

13. 20230508_164608.JPG


-------------------------

2 часа назад, это был совершенно рабочий целый самолет, а сейчас просто сердце разрывалось. Абсолютно все, что было для безопасного полета, все приборы, электроника, планшет, спутниковый трекер, все снаряжение, мои личные вещи включая одежду и документы, небольшие деньги, все было под водой. Один плюс- что вода пресная, а не соленая.
Эх..

Но горевать тогда было некогда. Всеми силами, трактором, снегоходом, людьми кто был рядом, притащили самолет на закрытую территорию.

13.3.JPG


Сил в этот непростой день 8 мая, осталось только разойтись по домам. Сушиться и не заболеть. Мороза ночью не будет, прогноз уточнил. Завтра начнем осмотр и ревизию, того что уже окончательно умерло и то, что еще можно восстановить.
Спасибо огромное за помощь и кров моим друзьям, Ивану Мартынову, Евгению Бондаренко, Михаилу Артееву. Многих не знаю, но очень благодарен тем, кто был рядом..

Продолжение следует.
-------------
Благодарен буду всем за помощь в восстановлении самолета и продолжения полетов, отчетов.
Спасибо за помощь, Эдуард Борисович Б.

Карта сбер 2202 2004 6912 1436
Получатель Виктор Владимирович М.
 
Шерсть на затылке встает дыбом от прочтения таких строк... Только одно могу сказать: если это тёмная полоса, то должна наступить и светлая. Сколько могу.
 
Шок от увиденного и прочитанного ! Сколько сил вложено и средств на восстановление, и вот...
Примите пожелания сил и здоровья !
 
Назад
Вверх