Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Почти 2 часа ушло на все дела.
Вылет в 12
Встречный ветер давал чуть около 90 километров в час, но после устья реки Великой прибавил до сотни.

Красота конечно неописуемая. От обрывистых каньонов реки Черная, Северок вывалился в пойму Нгою(Великая)
Справа громада пролива Югорский Шар, уходящего севером в раскрытую пасть бескрайнего Карского моря.
Ниточка из буксиров и барж, идущих параллельным курсом, дополнила жизнью красоту арктического побережья.

Мыс Нгоюсаля и 10 километров вдоль берега.
После реки Никольская пошли явно видимые развалины становища и тут до точки посадки остается пару километров.

Да я вижу теперь это место с самолета, поскольку есть все возможные варианты и в том числе и с нашего пешего перехода и снятого мною со спутника.
Но, как говорится, после принятия решения о посадке, ситуация будет развиваться только в одном направлении.

Проход над становищем попал в запись на видео моей маленькой камеры. Под самолетом летят овраги, кочки,  развалины домов, мостов, еле видимые дороги и болота.
Да уж.
Усадить самолет самолет сейчас под собой, это просто не реально. Ну, хоть кто то бы был внизу, и мог показать- куда безопаснее сесть.

Представляю интерес команды буксиров, наблюдавших в бинокль на пролеты со снижением самолета на фоне бывшего поселка и лагеря ЮГОРЛАГ
Думаю, что после того как я пошел в крайний раз на посадку и пропал из их зоны видимости за косогором, интерес к событию у них здорово возрос  :-X
 

Вложения

  • 15-1_001.JPG
    15-1_001.JPG
    94,6 КБ · Просмотры: 142
  • 16_069.JPG
    16_069.JPG
    92,1 КБ · Просмотры: 154
  • 13_075.JPG
    13_075.JPG
    113,9 КБ · Просмотры: 142
Посадка в становище Хабарово!

Вначале пробный заход и выделяющийся рельеф дороги, поднимающийся вверх к вершине холма. Разворот.
Сделал низкую - очень низкую глиссаду.
При подходе к точке касания, дал резко газ, хоть и теряя сильно дистанцию, но избежав удара о летящий мне навстречу холм. Касание и первые тряски шасси. Скорость еще очень велика, а я уже на середине холма, там где дорога делает поворот!
Максимально удержал его на прямой и уже заваливая левое боковое шасси с пробегом вниз выправил самолет.

Когда остановил Северок перед большой рытвиной, в которой запросто мог оставить всю свою сегодняшнюю удачу, выдохнул.
Развернул самолет руками и не глуша, на адреналине перегнал его обратно туда, где произвел касание и откуда нужно вылетать, согласно наставлениям РПП ))

Вышел из самолета.
Руки, да и всё во мне, еще ходит ходуном. Как же много мы можем! Имея опыт, технику и массу неизведанных мест в красивейшей стране, и какую пользу могли бы приносить авиаторы используя Малую авиацию!

Достаю флаг. Однако ПОРА!
Чтобы закрепить на ветру, один край беру в руки. 
Рад, что с поддержкой Проектного Офиса Развития Арктики https://porarctic.ru/ сверхлегкий самолет Северок, достиг поставленной цели! Уверен, что имея опыт посадки в становище Хабарово, для развития туризма в Арктике и НАО в частности, открываются новые горизонты.

Взял трекер в трясущиеся руки и отправил сообщение ARR.
Точка благополучного приземления полетела по спутниковому трекеру Ин-Рич в штаб-квартиру РАОПА.

Это единственная надежная связь сейчас с Большой землей и по-возможности стараюсь всегда предупредить Владимира Тюрина о своих сумасшедших полетах заранее 
🙂

Знаю, что ответственные люди, которых указал в контактах, первыми получают благополучную посадку и перестают дергаться, находясь за несколько тысяч километров от точки.
Супруга, Саня Савинков, Лодочник, спасибо, вам!

Продолжение следует...
 

Вложения

  • 17_071.JPG
    17_071.JPG
    94,9 КБ · Просмотры: 150
  • 18-1_004.JPG
    18-1_004.JPG
    132,7 КБ · Просмотры: 155
  • 18_065.JPG
    18_065.JPG
    102,2 КБ · Просмотры: 149
Приветствую Виктор!
Что с подкосом?
Успехов и удачи! Постоянно слежу. 🙂
 

Вложения

  • Bezymjannyj_227.jpg
    Bezymjannyj_227.jpg
    119,6 КБ · Просмотры: 150
Виктор, уух  ... смелый вы человек! Будьте осторожны, успехов ... удачных взлетов и плосадок !
А в какие даты была высадка  Югорлаг- Хабарово...
 
Огромное спасибо, коллеги за комментарии и пожелания, вижу что неравнодушны и внимательны.
Пишу и разжевываю ньюансы полета не только для тех, кто уже встал на крыло, а и для нашей молодежи - еще без опыта.
Да и нет пока возможностей им делиться в живую, в нынешней партизанской АОН России. Все закрылись в свои землянки ))

Надир, на подкосе потертость о борт вездехода, когда самолет эвакуировали из тундры пару лет назад. Чуть выше на подкосе вторая потертость.
Пока не решил, нужно ли зачищать и чем-то красить поскольку ни повреждения металла, ни коррозии тут нет.

Сергей, точные цифры нам не важны по понятным причинам - первая половина октября.
 

Вложения

  • _________________051.jpg
    _________________051.jpg
    65 КБ · Просмотры: 151
  • 18-2_001.JPG
    18-2_001.JPG
    115,6 КБ · Просмотры: 148
Виктор, конечно же  пишите и рассказывайте, с удовольствием слежу  за  Вашими сообщениями.
Недавно особенно понравились фотографии и рассказы о ГУЛАГах, все таки это наша  история.
Да и о местных жителях интересно узнавать.
 
Так тут уже на роман и приключенческий и исторический набрано в додаток со сценарием с фильмом о выживании в экстриме ...короче- успехов творческих !
 
И вообще то Вам Виктор есть на что оглянуться и есть чем гордится Вы герой и состоялись ...детям и близким  почет вам и уважение и людям не равнодушным есть думаю на кого ровняться
... без подхалимажа!
 
Спасибо, Марат, Сергей большое!

Друзья, между отчётами с позитивом.
Нашим с Северком взглядом -

Праздник Севера в Воркуте!
Гонки на оленьих упряжках.

Впрочем, смотрите сами с улыбкой, наша небольшая, творческая видео работа ))

[media]https://youtu.be/Y9t5yXhIpSk[/media]
 
"План полета - Север.
Северок в становище Хабарово."
Возвращение!

Огромное открытое пространство.
Море, тундра и светлой капелькой на ней самолет Северок
  Есть моменты, когда ты остаёшься один на один с энергией, которая  бушует над развалинами Становища, впитавшего в себя историю неординарных событий.

Возможно, человек мало изучавший Арктику и без особого интереса к ней, не обратит внимание на различные знаки и символы которые подаёт место Силы.
Но, иногда это все переходит в достаточно явную форму и тогда самые изощрённые скептики молчат.

Из личной переписки:
" В Хабарово мы в 80 х и 90 х рыбачили и жили в избушке маленькой. Как то вечерком услышали детский плач..... Там повыше еще дома старые были....плач слышен был в одном из разваливающихся строений. Мы пошли на плач втроем. Чем ближе приближались тем яснее слышно было.
Зашли внутрь и резко все стихло только вой и грохот. У нас волосы дыбом мы ноги в руки и удрали.
На следующий день мой брат нашел покойника - утопленника на берегу.
И он же ушел на полярную станцию Белый Нос, чтобы сообщить о находке.
Всякое там и виделось и слышалось. И главное не одному кому то,  а всем."

Уже не раз и не два говорено, что нужно быть очень внимательным к истории мест в которых происходили неординарные события, связанные с судьбами людей по своей и не по своей воле живших в суровых арктических условиях.
Маленький Северок в одиночку летающий над громадными просторами Арктики и Большеземельской тундры, внимательно соблюдает традиции и законы людей испокон веков живших на этих просторах и их предков, таинственно исчезнувших по преданиям в глубине Земли.
---------------
После благополучной посадки и небольшого отдыха на береговой тундре, лёгкий событием самолет вылетел с геоточки становище Хабарово и направился вдоль побережья на запад.
Как всегда бывает в высоких широтах, прогноз давал мне лётной погоды только на два дня и нужно было использовать это время по полной.
Совсем скоро под крылом пошли  живописные бухты и мы с Северком готовимся к новой посадке на берег моря.
Видео здесь https://vk.com/video70256984_456239043

Белый Нос.
Наши полярники были немало удивлены неожиданным  появлением Северка, но чай в кают-компании оказался вовремя горячим, а блинчики с капустой и мясом, отменные.
Поделился с друзьями радостью и нашей общей победой, ибо пеший поход от полярной станции дал основную информацию по месту нынешней благополучной посадки.

Совсем недавно я случайно нашел информацию касающуюся построек на полярной станции, датируемых весной 1941 года. А ранее, мы с полярниками всё гадали почему в таких количествах у полярной станции существуют остатки лагерных строений. Думаю, впереди ещё поговорим об этом.
 

Вложения

  • PhotoPictureResizer_191129_190158266-960x720.jpg
    PhotoPictureResizer_191129_190158266-960x720.jpg
    130,4 КБ · Просмотры: 142
  • IMG_8920-01-960x720.jpeg
    IMG_8920-01-960x720.jpeg
    116,5 КБ · Просмотры: 142
  • image-03-960x720.jpeg
    image-03-960x720.jpeg
    167,2 КБ · Просмотры: 160
В 14 30 Северок уже уходил на юго-восток, вдоль Баренцева моря. При подгоняюшем западе скорость держалась в районе 120 км/час.

Безжизненные пространства идут под самолётом, а ведь он сейчас проходит и домики и капитальные зимовки, где в прошлом веке массово рыбачили жители Каратайки, снабжая великолепным уловом и округ и далее города России.
Через час посадка под морось в ненецком поселке.

Первыми меня встретили аэродромные работники в Каратайке.
Наелись клюквы или черники, все рты синие ))

На данном этапе полет был завершён и самолёт встал на отдых.
 

Вложения

  • IMG_8921-01-960x720.jpeg
    IMG_8921-01-960x720.jpeg
    129,9 КБ · Просмотры: 134
  • FB_IMG_1575044832143.jpg
    FB_IMG_1575044832143.jpg
    121,4 КБ · Просмотры: 145
  • 20191002_162649-01-960x720.jpeg
    20191002_162649-01-960x720.jpeg
    143,1 КБ · Просмотры: 147
Масса интересных событий, которых хватило бы с лихвой на неделю, не могли на этом закончиться. Узнал, что мои друзья ушли несколько дней назад на вездеходе в тундру, с бродом через р.Каратаиху, но осенние дожди шли не переставая. Вода в реке поднялась. 
Срок когда должны были вернуться обратно прошел - вездехода не было.
День ушел в темноту. Ночуем.

Утром в 8 17 Северок твердой рукой направлен на юг, на новый курс.
Тундра, как широкий рулет порезана вездеходными следами. Напитанные водой, они растекаются в разные стороны и я ясно представляю, как груженные многотонные машины идут здесь с огромным трудом по  податливой травянистой поверхности, выворачивая грунтозацепами пласты разорванного мха.
40 километров полета и все ближе место где сходятся вездеходные следы. Переход через арктическую реку.

Но что это!
Ещё вдали, на середине темной поверхности воды выделяется приличного размера остров, вытянутый вдоль течения.
На стороне, ближней ко мне замечаю темную точку и сверкающий огонек. Сварка!

Ложу самолёт на прямую. Вдоль острова по песку идут следы и пропадают в реке. Мне достаточно понять, что на этом участке нет плывуна и со второго захода Северок садится на острове.
Рад видеть друзей! Делимся новостями.

Вода поднявшаяся в реке поставила вездеход на плавь и несмотря на работавший двигатель и вращение гусениц понесла в сторону моря. Трещина в корпусе вездехода давала солидную течь и только резиновая лодка сверху и остров посередине течения спасли положение.
Часть экипажа на лодочке выгребла с плывущего вездехода на остров и с помощью длинной веревки успела затянуть машину к берегу.

АОПА-России, друзья!
Наши трекеры отслеживающие самолеты поддерживают и встающие на плавь вездеходы ))
Всего десяток минут и с трекера Ин Рич на сотовый телефон в поселок уходит необходимое сообщение.
 

Вложения

  • IMG_8944-01-960x720.jpeg
    IMG_8944-01-960x720.jpeg
    175,3 КБ · Просмотры: 139
  • IMG_8947-01-960x720.jpeg
    IMG_8947-01-960x720.jpeg
    122,6 КБ · Просмотры: 149
  • image-05-960x720.jpeg
    image-05-960x720.jpeg
    103,7 КБ · Просмотры: 134
Не дождавшись чая на костре из кустарника, задуваемого ветром, собираюсь в дорогу. Ребята ещё пробуют варить трещину в лодке вездехода используя маленький бензогенератор, но возможностей сделать это прочно и надёжно нет.
Что же скоро ветер усилится и сделает мою скорость сомнительной для благополучного возвращения.

Вылет!
Северок маленькой птичкой ввинчивается по большой спирали в небо. Почти с километра высоты проходит мой звонок в поселок и убеждаюсь, что вся информация по вездеходу передана.

Курс на туристическую базу. Запас по времени позволяет сесть ненадолго,  проведать сторожа Александра. Пили чай.
Пока я тут, из рукава ближней речки появляется   пара гребцов.
Если я правильно понял, оленеводы из Ямб-То летующие близ Амдермы и возвращающиеся со стадом на юг. Где то недалёко встали для отдыха.
Колоритные парни ничего не скажешь.
 

Вложения

  • IMG_8940-01-960x778.jpeg
    IMG_8940-01-960x778.jpeg
    105,9 КБ · Просмотры: 152
  • IMG_8949-01-960x720.jpeg
    IMG_8949-01-960x720.jpeg
    77 КБ · Просмотры: 147
  • FB_IMG_1575045542697.jpg
    FB_IMG_1575045542697.jpg
    110,2 КБ · Просмотры: 134
В 13 48 под все усиливающимся северным ветром Северок начал полет крайнего завершающего отрезка , постепенно скорость ближе к возвышенностям гор Полярного Урала, достигла 130 километров в час.
В 14 41, благодаря записи прибытия со спутникового трекера, Северок завершил полет на геоточке в районе Воркуты.

Уже вечером отзвонились с поселка, сообщили что через несколько часов за вездеходом пришла мощная моторка и переправила его благополучно на берег.

Таким образом была благополучно завершена экспедиция
"План полета - Север.
Северок в становище Хабарово."

Большое спасибо всем, кто следит за полетами и поддерживает работу Малой Полярной авиации в Арктике и самолёта Северок в частности!
Компания Баск и В.Богданов https://bask.ru/
ПОРА- https://porarctic.ru/ и А.Воротников
АОПА-Россия https://www.aopa.ru/ и В.Тюрин
И ещё огромное количество моих друзей северян, авиаторов, путешественников, просто любознательных людей.
Спасибо Вам!

Продолжение следует...
 

Вложения

  • IMG_8961-01-960x720.jpeg
    IMG_8961-01-960x720.jpeg
    142,5 КБ · Просмотры: 126
  • PhotoPictureResizer_191129_194429775-800x600.jpg
    PhotoPictureResizer_191129_194429775-800x600.jpg
    129,7 КБ · Просмотры: 133
Переход к зимним полетам.

Что же, прошло всего навсего несколько дней и над тундрой повис первый заморозок.  Но никто не отменял постоянную работу Малой Полярной авиации, понадобились и наши новые полеты с Северком.

Тундра медленно остывает, еще не скоро начнется переход с колесного шасси на лыжное, а воздухе уже витает новая сезонная напасть и угроза для пилота и самолета - обледенение.
Одно дело, когда ты идешь в сложных метеоусловиях на грани своих возможностей и метеоминимума, рассекая дождь и морось но самолет устойчиво держится в воздухе и позволяет благополучно завершить задачу и другое дело когда эта хмурая взвесь начинает обмерзать на летящей птице и совсем скоро вынудит ее либо изменить условия полета, либо принудит к срочной посадке.
Мы переходим к зимним полетам.

Чтобы сэкономить топливо Северок уходит от проверенного маршрута и сразу после вылета направляется к далеким горам оставляя позади вездеходную дорогу и всякую связь с наземной техникой.
Тундра внизу временами совсем темная, местами прикрыта первым снежком.
Вода везде открыта.
 

Вложения

  • IMG_8998-01-01.JPG
    IMG_8998-01-01.JPG
    198,5 КБ · Просмотры: 128
  • IMG_8970-01.JPG
    IMG_8970-01.JPG
    202,1 КБ · Просмотры: 117
  • IMG_8967-01.JPG
    IMG_8967-01.JPG
    133,7 КБ · Просмотры: 124
Так ты ко мне в Усинск и не заехал и не залетел портвейну попить, оленины поесть. А теперь поздно. Аэродром базирования мне поменяли.  Так что если будешь летать в районе Тюмени - то пиши-звони.
 
Рад слышать, друг Ходжа! Ну что же тут поделать, пока возможности такой не было
---------

Скорость на 200 метрах составляет чуть больше 120 км/час. Справа возвышается гора Пембой и далее везде по горизонту стоит полоса облачности.

Увидел ее заранее. А далее пришлось делать нелегкий выбор. Пошел в набор и достигнув полкилометра вышел над ярусом. Печаль.
На высоте ветер изменился и стал мешать, скорость упала до 106 км/час. Снова нырнул вниз под облака и пошел над тундрой - сейчас важнее скорость и экономия топлива.

170 километров пройдено и Северок подходит к хребту Пай-Хой, теперь мы вынуждены карабкаться под самый свод облаков и на бреющем идти над самой поверхностью.
Вскоре на старейших возвышенностях Полярного Урала начали разыгрываться на моих глазах странные метаморфозы.
 

Вложения

  • IMG_8987-01.JPG
    IMG_8987-01.JPG
    127,4 КБ · Просмотры: 133
  • IMG_9135-01.JPG
    IMG_9135-01.JPG
    100,6 КБ · Просмотры: 129
Географические высоты с воздуха больше похожие на детские куличики  вначале еще были видны с самолета. Но оказаться пешим здесь и сейчас, было бы очень недетской забавой.
 

Вложения

  • IMG_9140-01.JPG
    IMG_9140-01.JPG
    126,5 КБ · Просмотры: 136
  • IMG_9141-01.JPG
    IMG_9141-01.JPG
    128,8 КБ · Просмотры: 141
Очень быстро вокруг летящего над горным хребтом самолета, собралась клубящаяся мгла.
Она оставляла видимость только под собой и немного на северо-восток, куда резко усилившийся ветер с огромной силой выносил сверхлегкий самолетик на колесном шасси.
Горная река своей суровой красотой оттеняла и немного скрашивала мое моральное напряжение.

Благодаря записи трекера Ин Рич от РАОПА-Росии мы можем увидеть, как Северок теряя видимость уходил восточнее, огибая огромную гору Море-Из, скрытую из глаз на фото ниже.
 

Вложения

  • IMG_9144-01.JPG
    IMG_9144-01.JPG
    138,2 КБ · Просмотры: 124
  • 1_581.JPG
    1_581.JPG
    111,8 КБ · Просмотры: 138
За горой Море-Из пошла постоянная поправка курса на Амдерму. Развиднелось.
Ветер разогнавшийся до сумасшедшей силы очень быстро стал боковым. Моя скорость от 175 постепенно падала и дошла
до 90 километров в час. Из-за сноса иду с постоянным креном на левое крыло.
 

Вложения

  • IMG_9152-01.JPG
    IMG_9152-01.JPG
    135,1 КБ · Просмотры: 124
  • IMG_9160-01.JPG
    IMG_9160-01.JPG
    131,7 КБ · Просмотры: 149
Назад
Вверх