Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Уже на подступах к зоне наткнулся на капитально сделанный пулеметный пост.
Стены и опоры для пулеметов сделаны из толстенных бревен. Доходили до меня слухи об интересных событиях связанных с работой этих расчетов у Хабарово, но об этом, совсем не рядовом событии в другой раз.

Поднялся к своим спутникам в домик.
Устал как собака и думал, что ребята меня не дождутся, все таки у них скоро смена, а ходил я с осмотром больше трех часов.
Дождались, молодцы!
Уж не помню пили чай или нет, но к 16 часам мы вышли обратно.
Натруженные ноги требовали отдыха и все мы вооружились прочными палками, прилично помогавшими при ходьбе.
Шли и обменивались мыслями по поводу увиденного.

Только к 19 30 берег, медленно подвернул к юго-западу и начались живописные бухты.
 

Вложения

  • 59a.JPG
    59a.JPG
    236,6 КБ · Просмотры: 134
  • 64_008.JPG
    64_008.JPG
    112,9 КБ · Просмотры: 142
  • 60b.JPG
    60b.JPG
    156,3 КБ · Просмотры: 134
Решили идти берегом через мыс Лосева с памятным знаком - мы говорили недавно выше об этом замечательном человеке, гидрографе.

Теперь же, Саша с Наташей показали мне массивные сооружения дальнобойной артиллерии, траншеи и окопы на береговых подступах.
Представляю, сколько тут было работы и насколько напряженная была обстановка в то время.

Еще ближе к морю ЗК добывали скальный камень для строительства различных сооружений.
Видны огромные складированные кучи. Наверху одной из горушек я и увидел остатки здоровенной деревянной тачки для перевозки грузов. Другой тачки тут и не могло быть. Несмотря на восьмидесятилетнюю историю ее рама еще целая и прочная. Огромные поручни поражают - неужели ее мог таскать или катить человек!?

Что же, иду дальше и немного поодаль вижу кость человека, одиноко лежащую на открытой тундре.
Стоял как вкопанный без слов. Да и не было их..
 

Вложения

  • 65_014.JPG
    65_014.JPG
    121 КБ · Просмотры: 132
  • 70_007.JPG
    70_007.JPG
    235,7 КБ · Просмотры: 126
  • 67_008.JPG
    67_008.JPG
    236,3 КБ · Просмотры: 133
В 19 30 пришли на станцию.

Сейчас пока пишу эти строчки, по-новой переживаю все события.
Вскоре и по Белому Носу появилась интересная информация.

Друзья, жду ваших отзывов по заметке.
Продолжение следует!
 

Вложения

  • 71_012.JPG
    71_012.JPG
    236,8 КБ · Просмотры: 121
- Волна искрит и камень гладит, на вид покатый гладкий бок.
А с моря Баренца уходит, Полярной авиации проказник
- неугомонный Северок ))
https://vk.com/video70256984_456239041

(к новому отчету)
 

Вложения

  • 75_006.JPG
    75_006.JPG
    200,3 КБ · Просмотры: 127
  • 74_006.JPG
    74_006.JPG
    125,2 КБ · Просмотры: 125
В Ю туб смысла нет ставить. Качество слабое, да и не мое видео. Думаю вскоре будет еще ))

Насколько уставшие были мы с дороги, даже не передать. Смутно помню что еще ходил и приводил себя в порядок в классную станционную баньку, пил поздно за разговорами чай.
Ночевал без задних ног в старейшем здании на полярке.
Окна выходят на море, которое совсем рядом и душа во сне отдыхает, погружаясь в колыбель всего живого.

С раннего утра вышел с фотоаппаратом и натянув сапоги химзащиты перешел речку - смотрю, отмечаю и фиксирую моменты по исторической части станции.
Если не лениться и слушать, что расскажут полярники, не останавливаться и искать истину самому, то можно и нужно найти массу интереснейших историй вокруг.
К обеду был готов на вылет.

От полярной станции, самолет_Северок в наборе и далее следовал по береговой линии моря.
Огромный низменный полуостров Белькова маршрутом срезал по одноименной реке.

Оленьи стада по левому крылу, трусили неспешно на уже чистый от гнуса и прохладный юг. Туда, где зимой сочный кустарник и много корма.
Путевая скорость составила от 100 до 126 км/час на всем протяжении.
 

Вложения

  • 72_010.JPG
    72_010.JPG
    219,6 КБ · Просмотры: 128
  • 76_005.JPG
    76_005.JPG
    142 КБ · Просмотры: 127
  • 77_009.JPG
    77_009.JPG
    161,5 КБ · Просмотры: 133
Посадка в Каратайке для отдыха, спасибо нач. площадки, Алексей Вехорев.

У Эдуарда и Беллы Нефедовых дома перекусил, пили чай. Никогда не оставит его семья голодного путника.

Огород у Нефедовых далеко за Полярным кругом и радовал листочками картофеля. Несмотря на это, похвастаться особо нечем. Из-за холодного лета картоха решила не казать нос на улицу и осталась в земле ))
Провожали на вылет всей семьей.
 

Вложения

  • 78_005.JPG
    78_005.JPG
    232,1 КБ · Просмотры: 134
  • 79_004.JPG
    79_004.JPG
    233,7 КБ · Просмотры: 125
20 00.
Уставший от сложного полета, от прошедших непростых экспедиционных дней, подхожу к Воркуте с севера.
Посадка.

Встретили и Григорий Бегали и Сергей Берстнев на базе.
Александр Абганеев следил и отзвонился, увидев по треку со спутника мое прибытие.

Воркута.
Славный город с непростой судьбой и друзьями, которые помогают всем чем могут, хотя жизнь, ох, какая у нас всех непростая..
Еще несколько дней я у Геннадия в Воргашоре с восстановлением старенькой машинки. Здесь же зашел пожать руку Джалилу и лишний раз поблагодарить за помощь с эвакуацией самолета из тундры в недавний год.
 

Вложения

  • 81_004.JPG
    81_004.JPG
    115,3 КБ · Просмотры: 117
  • 84_005.JPG
    84_005.JPG
    112,6 КБ · Просмотры: 123
  • 82_006.JPG
    82_006.JPG
    174 КБ · Просмотры: 130
После уже с Вадимом Повонским встретились  в Воргашоре и ехали вместе. Хоть мы в небе, хоть на земле, он постоянно на связи и готов помочь.

Через несколько дней, самолет Северок поднялся в солнечное раннее утро.
Я очень рад, что в промежутке между регулярными транспортными и экспедиционными полетами в кабине самолета занял место мой друг, путешественник и фотохудожник, Сергей Щербак.
Еще несколько лет назад в кабине нашего самолета с пассажирской стороны появилось сдвижное окно по предложению Сергея.
Вот теперь для нового проекта пригодилось окно и Северок неотрывно к этому окну ))
  Надеюсь вскоре, Сергей снова порадует нас новым рассказом и новым сюжетом, в котором принял участие и наш самолет.
 

Вложения

  • 83_006.JPG
    83_006.JPG
    146,6 КБ · Просмотры: 123
  • 85_009.JPG
    85_009.JPG
    224,4 КБ · Просмотры: 124
  • 87_007.JPG
    87_007.JPG
    131,2 КБ · Просмотры: 120
P.S. Поезд уносил навстречу подмосковным осенним холодам и с чувством выполненного долга, я следил за меняющейся картинкой за окном.

Не смолкают и взмахом рук уже несколько месяцев встречают и провожают наш поезд активисты на пролетающей станции Шиес, протестующие против мусорной свалки.
И уважения заслуживают.

Приехал домой и полностью погрузился в домашние заботы, еще не зная, как долго придется пробыть дома.

Но все как обычно.
Неожиданно что-то тренькнуло в компе, я открыл сообщение и  маховик истории под названием "План полета - Север", снова начал медленно раскручиваться..

Продолжение следует..
 
План полета - Север.
Северок летит в становище Хабарово!

Часть 1

Осенью обычные дела.
Дети идут в садик и школу, а родители готовят свой окружающий мир к нервным потрясениям от домашних заданий и соплей связанных с ослаблением мелких организмов )

Меня вернувшегося домой после непростой экспедиции на #Вайгач с посадкой у Белого Носа и пешим походом к Хабарово, также завертело в домашней кутерьме.

Обычный день.
В компе неожиданно тренькнуло и я получил письмо от ПОРА (Проектного офиса развития Арктики) https://porarctic.ru/
в который еще пару месяц назад отправлял проект нашей экспедиции.
- Виктор если вы готовы развернуть наш флаг и снять фото и видео в основной точке экспедиции, мы вас поддержим!

Ого! Значит появилась возможность организовать новый экспедиционный полет с посадкой в историческом месте и тем самым начать новую страничку в истории становища Хабарово и увидеть как работает Малая Полярная авиация в Арктике!

Помню, также в 2016 году нас с Северком поддержало Общество Друзей Воздушного Флота во главе с Олегом Бондаревым и Северок благополучно прошел впервые зимой по окружности остров Вайгач - с посадкой в исторических местах.

Так и получается, что поддерживают друзья, кто видит опыт и старания маленького самолета. Только одно наше государство в стороне.
Так и не приняты до сих пор, не облегчены новые правила получения сертификата летной годности для Авиации Общего Назначения. Прохождение летной медкомиссии ВЛЭК для пилотов лёгкой и сверхлегкой авиации остается космической подготовкой с изрядной суммой в кошельке.
Ничего не изменилось - по прежнему учиться на частного пилота безумно дорого.

За окном ноябрь 2019 год.
Весь мир летает и развивается полным ходом. Малая авиация перевозит массу имеющего к ней отношения народа в своих странах и выполняет кучу работы от перевозки почты до заброски туристов к высокогорным стартам и на удаленные круглогодичные пляжи.

Россия.
Часть "маленьких" пилотов уже избавилось от своих ВС или сняли их с регистрации из-за непомерных налогов.
Их лётный опыт, который должен постоянно совершенствоваться в полетах и которым любая прогрессивная страна гордится и всячески его приветствует, у нас в России выброшен в мусор.

Ничего удивительного, что небо Арктики пустынно. Оно даже из-за расстояния и сложности полетов всегда было доступно далеко не каждому.
Насколько сложно, знаем из отчетов наших отцов и дедов - Полярных летчиков. Они учились летать десятилетиями, многие из них передавали опыт будущим пилотам своими жизнями и разбитыми машинами.
Теперь у нас все это впереди?
Или будущий маленький самолет с людьми поведет безаварийный робот. Но где он?
Мы до сих пор даже дроны с посылками не научились безаварийно запускать.

Штрафы же за использование воздушного пространства, наоборот для пилотов недавно выросли. Кстати, с принятием новых штрафов никаких вопросов ни в Думе, ни в руководстве страны.И никаких проволочек не возникло. Приняли быстро.

Неправда-ли есть повод поразмыслить на досуге о компетентности тех, кто занимает должности и от кого зависит развитие авиаотрасли страны.
-----------------------------------
 
Что же. Продолжим.
Благодаря выделенному гранту от ПОРА, мне удалось приобрести новый аккумулятор в самолет, расходные жидкости и масла, видеокамеру, маленькую надувную лодку, ну и конечно провести все немалые дорожные расходы.
Испытания маленькой надувной лодочки проходили в небольшом подмосковном пруду под восхищенные крики детворы))

Мой друг, Владимир Богданов узнав о поездке, вручил классный широкий и легкий тент от Bask
Теперь и кабина и моторный отсек самолета Северок будут полностью защищены от дождя и снега.

В неблизкой осенней железной дороге, теплой вехой стал Котлас. Мой коллега авиатор, Геннадий Андреев отложил дела и приехал на часовую стоянку поезда. Мы отлично провели это время в общении уютного привокзального кафе.

Кропотливая сборка и подготовка самолета к непростому полету заняла несколько дней. Спасибо Григорию, уже не первый раз Северок приобретает свой полный летающий вид с его помощью.
В хвостовом отсеке изготовил и установил рамку для нового маленького аккумулятора. В связи с тем, что его вес значительно меньше прежнего, часть полезного груза самолета можно переместить ближе к хвосту, в соответствии с центровкой.

Несмотря на ответственную часть работы, с благодарностью принял предложения и рванул с Вадимом на Полярный Урал проведать производственную базу. Ехали с опытным водителем и нашим товарищем, Сергеем Дерюгиным на его Трэколе. Расстояние в одну сторону 80 километров. По раскисшей тундре вездеход шел до базы с утра до обеда, а вернулись мы уже глубокой ночью под летящим мокрым снегом.

Если вспомнить, что наш Северок закрывает этот маршрут напрямую через кряж за 40 минут, максимум час, то понимаете мое состояние.
 

Вложения

  • 2_447.JPG
    2_447.JPG
    205,6 КБ · Просмотры: 126
  • 4_250.JPG
    4_250.JPG
    108,3 КБ · Просмотры: 126
  • 5_204.JPG
    5_204.JPG
    171,9 КБ · Просмотры: 134
красавцы! ))) а батарею новую в хвосте уточните что за тип и вес?
 
Сергей, приветствую.
что за тип и вес?
Долго выбирал между весом и емкостью. Для северных морозов она точно должна быть больше родного аккумулятора BMW R-1200.
У меня на самолете, после его покупки и сборки стоял 19 амперный и я его сразу заменил на более мощный и перенес в хвост, поскольку редуктор Александра Чернова значительно сместил ЦТ вперед.
Дальше и этот аккумулятор заменил. Все годы полетов на севере в хвосте стояла мощная 55ка, отличный корейский Медалист.   
Сменил его сейчас на Дельту. Емкость как заявляют 24 а/ч, а вес меньше 8 кг. Минус 5 кг от прежнего. Результат замены сравним и увидим по работе вскоре.
https://www.delta-battery.ru/catalog/eps/delta-eps-1220/
 
Это гелиевый аккум. Для его зарядки нужно специальное импульсное зарядное. Генератор двигателя его плохо подзаряжает. Я на таком прокололся. Сначала не нарадовался - крутил как бешеный, через год начал умирать. Постоянно пытался подзаряжать его, но безрезультатно. Его раздуло и он умер. 
Понёс к аккумуляторщику на проверку, тут то мне и рассказали его особенности.
Имейте ввиду, если подсядет в глухомани, двигатель заводить будете за винт.
Кстати, он мало теряет ёмкость при минусовых температурах, если поддерживать его в "тонусе" - хорош.
 
Не все так страшно с гелиевым аккумулятором, на многих мотоциклах и снегоходах стоят и заряжаются от генераторов прекрасно, только не любят глубокого разряда.
Как то так...
С уважением...
 
Прошу прощения Виктор,  а как относится народ к литий-ферум-полимерному  акумулятору больно интересная штука легонький и мощный!
 
Спасибо, друзья за комментарии!
По новому аккумулятору, как говорится- будем посмотреть.
Сергей, по литий-ферум-полимерному, если будет оказия, то спрошу у пользователей на местах


План полета - Север.
Северок летит в становище Хабарово!
Часть 2


Осенние погоды за Полярным кругом, это отдельная тема для рассказов пилотов авиации общего назначения..  Нередко седых волос прибавляется.
Благо, что в этот мой экспедиционный вылет еще не было перехода через ноль. Температура в раннее утро, одного из дней октября составила +7 градусов. 

Несмотря на достаточно объективные современные прогнозы по высотам, местная информация, опыт пилотирования и своевременное решение о продолжении полета для легкой и сверхлегкой авиации имеет жизненно-важное значение.
Но, ни один современный прогноз не даст вам точной информации о плотности и расположении тумана встреченного на маршруте длиной в несколько сот километров или же нижнего края дымки, вольготно раскинувшейся в пяти-десяти метрах над поверхностью.
Прогнозы-же, в лучшем случае вас просто предупредят.

Как же быть в нашем случае, если самолет попадает в такие условия на колесном шасси и над безлюдной тундрой, где нет возможности безопасно сесть с подбором, а точки посадки единичны?
Вот почему одним из важнейших показателей  благополучных полетов по ПВП в любое время года в Арктике должен быть постоянный и регулярный опыт!

А у нас же в стране все через ##пу, вместо массы опытных пилотов, мы имеем мертвое небо.
Политика дохлого страуса под названием росавиация - нет полетов, значит нет происшествий, а значит статистика на высоте!
Теперь вместо полетов, где подготовленный пилот АОН должен быть максимально собран и уверен, он, летая по-партизански не может ни выйти на радиосвязь и не стремится получать официальную информацию с зонами, ограничениями и запретами.

Теперь мы летаем на свой страх и риск , а если и сгинул где, так у чиновников за это голова не болит.
----

Юго-восточный ветер, около 6 м/сек добавлял прыти и уже после старта с Воркуты и набора высоты, полностью груженный экспедиционный самолет шел со скоростью 125 км/час.
Через 20 минут началось серьезное испытание погодой. Впереди высоты увала.
Еще имея ориентир в виде вездеходной дороги шел постепенно прижимаемый нижней кромкой, но совсем скоро такой полет стал опасен!
P.S. Запомним один раз и на всю жизнь, у нас очень мало времени на принятие решения! Самолет - не авто. Он не остановится как вкопанный, а влетит вместе с вами очень скоро туда, где все решения могут быть катастрофически запоздалыми!

Пока есть надежная связь с видимой поверхностью и безопасная высота, закладываю самолет в плотный крен, но без критических нагрузок. Всегда не просто принимать такое решение, ибо запас топлива, время и длина маршрута начинают стремительно менять расчетные значения.
Обратное возвращение и иду на запад - туда, где перед ухудшением погоды определил четкую линию горизонта.

Через несколько минут убеждаюсь в правильности. Чуть развиднелось и тут-же снова ложусь на ген. курс.  Расслабляться рано, иду на минимуме по видимости.

Через 15 минут снова ситуация осложнилась до критической. Был вынужден  опять уходить на запад и выручило то, что вывалился в  границу реки. Уже по ее фарватеру, зная что нет тут гарантированно препятствий, пошел на север.
 

Вложения

  • 9-1_001.JPG
    9-1_001.JPG
    31,7 КБ · Просмотры: 121
  • 9-4.JPG
    9-4.JPG
    25,8 КБ · Просмотры: 120
  • 9-2.JPG
    9-2.JPG
    83,5 КБ · Просмотры: 117
Спасибо, что с трекера остался памятный трек о моей нервотрепке.

Прошел Каратайку в отличной видимости и удивляться нечего - поселок в низине, почти на уровне моря.
А вот через 10 минут начинаю заходить на возвышенности Югорского полуострова и тут же очередное испытание- впереди клубится и постепенно уплотняется туман. Он напоминает, что расслабляться нельзя и нынешний полет не из простых. Воткнулся вскоре на полном скаку в серую плесень.

Вираж!
И по реке Брюшина-Ю снова посыпался на запад, быстрее к Баренцеву морю! 
 

Вложения

  • 5_205.JPG
    5_205.JPG
    106,5 КБ · Просмотры: 125
  • 10_115.JPG
    10_115.JPG
    144,2 КБ · Просмотры: 128
  • 11_161.JPG
    11_161.JPG
    41,1 КБ · Просмотры: 135
Ну, а далее, меня измотанного проверкой на выносливость, боги тундры неожиданно наградили погодой.
Хмарь взлетела вверх и я пошел вновь к хребту. Перевалил его благополучно и вышел к реке Тарапатаяха.
Северок продолжает движение со скоростью 123 км/час.


Через 15 минут долгожданная Амдерма и посадка на геоточке на колесном шасси. Хоть и сильно потрепанным пришел наш самолетик, но не побежденным!
Найден небольшой ровный участок на грунтовой дороге, вот там я аккуратно и сел.
Конечно, всегда Северок старается привезти, что нибудь из свежестей для поселка.

Костя встретил меня и пока мы ездили в Амдерму, чуть отошел от полета. Прошел погран проверку (всегда заранее готовлю документы для полетов в погран.зоне) и пока возвращался к самолету, еще немного пришел в себя.

И вот теперь мне остается впереди самый сложный и непредсказуемый участок.
Используя встречный западный ветер, посадить Северок в безлюдной тундре, на том кусочке дороги, построенной заключенными ЮГОРЛАГ который я занес себе в карты.
 

Вложения

  • 12_135.JPG
    12_135.JPG
    115,5 КБ · Просмотры: 135
  • 12-2.JPG
    12-2.JPG
    91,9 КБ · Просмотры: 128
  • 12-1_002.JPG
    12-1_002.JPG
    104,2 КБ · Просмотры: 133
Назад
Вверх