Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Еще весной, планируя экспедицию я изучал возможность посадки самолета на колесном шасси на острове и мне здорово помогли Анатасия Зеленова и Максим.
Они за год до моего полета, мужественно и внимательно к памятникам природы прошли по южной стороне Вайгача и отсняли массу великолепного материала. А после помогали мне всеми своими знаниями и возможностями, провести успешно подготовку самолета.
Настя, Максим, спасибо вам огромное!

Полет проходит вдоль восточного берега бухты Варнека.
Маленький поселок из точек постепенно становится все ближе и мое внимание теперь только сюда.


Даже из тех хороших подробных фотографий, которые мне присылала, Наталья Филлипова - мой друг с поселка Варнек, следует, что единственное место посадки самолета от верха каменной террасы, где лежат остовы тракторов и до места, где стоит балок и колдун, определяющий направление ветра, составляет 210 шагов.
В простом переводе, это значит, что у вас есть 150 метров!

А далее, если нет возможности оттормозиться вы или уйдете в обрыв за остовами тракторов(с юга) или войдете на скорости пробега в балок или в колдун. Расстояние между ними - 11 метров. Даже размах крыльев моего сверхлегкого Северка составляет 9 метров.

Что я могу сейчас сделать, имея только фотографии места и комментарии людей, никогда не сажавших самолет у себя рядом с домами.
Правильно!
Имея южный ветер я могу только снова и снова заходить на посадку, понимая что при малейшей ошибке впечатаюсь в препятствия перед собой.

Три раза Северок выносил меня то над столбом, то над проводами протянутыми к балку у вертолетной площадки.
Других вариантов все равно нет.
На четвертый раз я плюнул и сделав максимально меньшую посадочную, тупо начал сажать самолет прямо перед собой.

Есть в жизни такие моменты, когда отступать уже некуда и решение принято. И на этот раз боги Севера помогли нам.
Сухая погода, хорошие тормоза и прочный самолет. Сильный удар о бугры, второй, остановка. Вот и весь секрет успеха этой посадки. Выдох
Даю благополучную посадку по системе РАОПА-трекер.
Уже когда остановился самолет,  я увидел людей выходящих мне навстречу в ранний час.

О том как меня встретили, как живет сейчас маленький поселок и где мне удалось побывать, читайте в следующей заметке.

Продолжение движется.
Неотвратимо...
 

Вложения

  • 41_019.JPG
    41_019.JPG
    168,8 КБ · Просмотры: 111
  • 40_024.JPG
    40_024.JPG
    118,1 КБ · Просмотры: 118
  • 42_017.JPG
    42_017.JPG
    200,9 КБ · Просмотры: 116
Виктор , а какие погоды нынче  в ваших северных краях ,очень ждем продолжение отчета о путешествиях!
 
Погода  - черт знает что....То дождь, то ветер, то снег мокрый...Пора бы уже , Вить. на лыжи становиться. Гусь прошел, а значит и заморозки недалеко. Удачи.Ждем твоих репортажей! :-X
 
Спасибо, друзья!

Часть 4
"План полета- Север! К становищу Хабарово "

Варнек. Прошлое и настоящее.

Привет от маленького самолёта маленькому поселку на юго-западном берегу Вайгача!

Назван именем, гидрографа и полярного исследователя, Александра Ивановича Варнека.
Напомню, что под его руководством в 1902 году прошла первая ГЭСЛО (гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана)  в районах Белого и Карского морей, в частности проливов Карские Ворота и Югорский Шар, промеров у острова Вайгач. После этой экспедиции Александр Варнек перешёл на административную работу и принимал участие в подготовке следующей знаковой ГЭСЛО, которую возглавил Борис Вилькицкий.
Интересно, что друг Варнека, Георгий Седов также был в первой экспедиции, заместителем начальника.
Александр Варнек назвал его именем одну из бухт Вайгача, а позже и присутствовал и на свадьбе Седова в Петербурге

В поселке #Варнек есть несколько моих друзей,  которых я знаю либо по общению в интернете, либо встречались на севере Вайгача.
Ну, а детвору в интернате Каратайки я видел и фоткал прошлой зимой.
Теперь же встретились все вместе!
И большое спасибо моему другу, Владимиру Богданову,  руководителю компании Bask который заранее позвонил в поселок и просил меня встретить.

Тут же в балке, который так сильно мешал посадке самолета я и поселился, спасибо Мише Вылко.
Здесь чисто, есть кровать и плитка для готовки. Пусть нет окна, зато есть обогреватель. И #самолет_Северок  стоит прямо за стеной на улице, так мне спокойнее.

Сейчас с южным ветром пришло тепло. 
И на улице и внутри балка масса комарья. Вскоре Миша принес фумитокс и я сразу повеселел. А ещё он принес чудный свежий белый хлеб, он прекрасный пекарь для всего поселка!
А после того как Василий Иванович Филлипов угостил меня парочкой крупных малосольных гольцов, я перекусил и жизнь наладилась окончательно!
Чуть позже с Натальей и Леной Филлиповыми мы разобрали коробки и сделали каждому детворёнку по подарочку,  в каждом пакете сладкие вафли и печенье, яблоко и йогурт.
Договорились, что все соберутся к 15 часам у самолёта.
Чуть позже с Василием Филипповым и его сыновьями Русланом и Ваней мы выбрали
новую более безопасную посадочную.
Все вместе убрали кочки и, по мере наших возможностей, рытвины.
Хоть длина ВПП и стала еще короче, но теперь есть хотя бы ориентиры - начала касания и окончания.
Финиш-то, понятно остался прежним - или в овраг, или в балок 🙂
 

Вложения

  • PhotoPictureResizer_191001_215702942-800x600.jpg
    PhotoPictureResizer_191001_215702942-800x600.jpg
    130,6 КБ · Просмотры: 106
  • image-01-800x600.jpeg
    image-01-800x600.jpeg
    99,8 КБ · Просмотры: 123
  • PhotoPictureResizer_191001_215851674-800x600.jpg
    PhotoPictureResizer_191001_215851674-800x600.jpg
    119,4 КБ · Просмотры: 110
Конечно было очень душевно, когда после обеда все юные островитяне собрались у Северка,  когда даже самым малюсеньким, сидящим на руках у родителей, подарили по подарочку.
А вдруг, через десятки лет кто-то из них вспомнит, как у поселка впервые сел маленький настоящий самолёт!

Вечером Василий Иванович пригласил пойти помыться в баню, я был не просто, а очень рад!
Ну а после уже в балке встретились пили кофе, пришло ещё несколько человек, можно было спокойно поговорить, мы уже немного узнали друг друга.
Как раз о серьезном..

Ещё несколько лет назад на Варнек пришла компания Баск и предложила местным жителем хороший дополнительный заработок. Собирать пух который остаётся после гнездования птиц, в частности гагачий, который итак ненцы столетиями собирали и в своих хозяйственных целях и разрозненно продавая купцам и промышленникам.

Теперь же ценное сырье должно было пойти для пошива высоко классной теплой одежды и экспедиционного снаряжения от #Bask
Нечего и говорить насколько это было насущное предложение для местных ненцев. Ведь огромная удаленность, плюс морской пролив,  полностью исключают практически любой дополнительный заработок, возможный для материковых поселков с транспортной доступностью. Сделали и оформили свое родовое хозяйство, налоги от работы должны были пойти в казну округа и страны.

Как производить сбор и сохранять структуру гнезда, есть специальные методы, чтобы не вредить птицам. Этим и занимались вместе с местными ненцами приехавшие специалисты.
Кстати за границей, в частности в Исландии, уже давно так практикуют, есть специальные участки для спокойного гнездования гаги. За этим следит человек и после собирает. Весьма  хорошо организованный и специфичный бизнес. Вот почитайте, интересно!
https://baskcompany.ru/info/stati/dikii-pukh-kak-my-sobiraem-luchshii-pukh-v-mire.html
Кто бы на Вайгаче мог бы этим заниматься, если не местные ненцы, сами заинтересованные в развитии гнездования и своего благосостояния.

Но у нас в государстве все как обычно. Как только появляется возможность кому- то заработать, начинаются приключения. Под флагом беспокойства о защите природы в НАО начали по административной линии зажимать уже начавшиеся работы по сбору пуха. В конце концов взяли и на уровне руководства округа полностью запретили этот сбор на Вайгаче.
А между тем на острове семьи, особенно с детьми, имея только минимальные бюджетные оклады и пенсии живут  весьма небогато, если не сказать резче. Некоторые из них годами не могут просто уехать в отпуск с острова.
Деревянные старые дома, уголь и холодные уборные с дырой в полу.

Ни развитого туризма, ни Малой авиации, в которой я уже какой год бьюсь обложенный со всех сторон проблемами, ни рыбного промысла ни-че-го!

Господа чиновники отвечающие за экономическое развитие страны, вам самим не противно читать о такой жизни северян?
----------------
Ну что же, Москва и Кремль далеко и нас оттуда плохо видно ))

Следующим днём в прогнозе все сложилось.
Потянул север и на Вайгач свалился туман, вредные комары единовременно замёрзли и сдохли.
А поскольку у меня шило в одном месте, то я сначала увязался с Иванычем в соседнюю бухту помочь вытащить повыше лодку и  на обратном пути постоял на поселковом кладбище, где есть захоронение полярным авиаторам.

А после запланировал добраться до мыса Раздельный, где находился медно-цинковый рудник заключённых ГУЛАГ. Для этого нужно идти через бухту пешком вдоль берега несколько километров.
Наш неповторимый Иваныч, узнав об этом решил мне помочь и неожиданно приехал за мной на своем четырехколёсном вездеходике.
 

Вложения

  • image-03-800x600.jpeg
    image-03-800x600.jpeg
    123 КБ · Просмотры: 123
  • image-21-800x600.jpeg
    image-21-800x600.jpeg
    165,6 КБ · Просмотры: 130
  • image-20-800x600.jpeg
    image-20-800x600.jpeg
    84,2 КБ · Просмотры: 119
И вот в путь!
Мы многое увидели и голову Сталина - образную скалу уже изношенную временем, очень отдаленно напоминающую силуэт профиля вождя всех племен и народов.
Затопленные штольни, обвалившиеся шахты, вагонетки и остатки подъемных машин, руины бараков, где вручную сортировали и промывали руду, в основном абсолютно невинные каторжане.
И как напоминание о вечности событий,  рельсы уходящие в пустоту над морем.

Жутко представить как проходил этот каждодневный ручной труд сотен людей, работающих в три смены. В любую погоду на суровом арктическом острове и его недрах, вдыхая ядовитую пыль в лёгкие.


На обратном пути остановились у каменного гурия, неподалеку от рудника. Здесь не так давно нашли останки человека, очевидно ещё с тех страшных лет. Группа энтузиастов и сложила гурий.
 

Вложения

  • image-13-800x600.jpeg
    image-13-800x600.jpeg
    144,2 КБ · Просмотры: 123
  • image-14-800x600.jpeg
    image-14-800x600.jpeg
    185,6 КБ · Просмотры: 116
  • image-23-800x600.jpeg
    image-23-800x600.jpeg
    111 КБ · Просмотры: 122
Вечером вышел прогуляться по окрестностям несмотря на сумерки и туман, ватага ребят гоняет в футбол. Ближе к морю на живописной луже две девочки пускают кораблики с куклами.
Летом Варнек оживает..

- Виктор, у меня к тебе просьба, не мог бы ты осмотреть хоть небольшую часть острова? Наши олени ушли и нужно помочь их найти.
Василий Иванович летом медленно передвигается на своем колёсном вездеходе. Да, ездить летом на Буране, это круто и отличительная черта Вайгача, но скорее от безысходности. Достатка для покупки современных квадриков у них нет, Малой авиации которая нужна как воздух и в помине.

А вот тут и мой экспедиционный Северок очень кстати пригодился!
- Иваныч, попробуем тебе помочь! Единственно, нужно мне бензина 10 литров. На отклонения от маршрута у меня возможности нет.
На том и порешили..

На следующий день я запланировал также и  вылет с Вайгача к полярной станции Белый Нос и дальнейшей экспедиции.

Продолжение вскоре, спасибо всем кто поддерживает и следит!
 

Вложения

  • image-10-800x600.jpeg
    image-10-800x600.jpeg
    98,2 КБ · Просмотры: 120
  • image-06-800x600.jpeg
    image-06-800x600.jpeg
    78,1 КБ · Просмотры: 113
Часть 5
"План полета- Север! К становищу Хабарово"

"Вайгач- п/ст. Белый Нос"

Так бывает, что за туманными днями закрывающими все ближайшее будущее, наступает ясное утро. Проснулся я, умылся, и вышел на улицу.
Северный ветерок и рядом ветренный Северок 🙂
Хорошая видимость, да капли росы расползлись на поверхности самолета.

Утренний поселок тих и неслышен.
Ниже моего балка одно из старейших строений построенных Вайгачской экспедицией ОГПУ в 1930 м году - конюшня и склад.  Середина здания от своей ветхости и времени просела. Несмотря на это вход закрыт на замок, а окна заколочены.
Склад, есть склад.

Недалёко от склада, железный массив трактора с рудника Раздельного. Импровизированный памятник работам заключённых, ушедший в прошлое и гусеницами в тундру.

Здоровенный, яркий в своей внешности бычок опрометчиво попался в снасть рыбака. Сейчас он оригинален и беззащитен, а вот до каких радостей или  ужасов он приводит своим видом слабые женские рыбьи сердца, нам неведомо.
Так и представляешь напутствие рыбы- мамы.
- Сынок, если увидишь в сумеречной воде силуэт страшной рыбы, плыви со всех ног( тьфу) плавничков домой!
Это бычок, его все боятся! 🙂

И страшного бычка я отпустил в родную стихию.
Там он полезнее.
 

Вложения

  • IMG_8536-01-800x600.jpeg
    IMG_8536-01-800x600.jpeg
    98,7 КБ · Просмотры: 122
  • IMG_8599-01-800x600.jpeg
    IMG_8599-01-800x600.jpeg
    147,9 КБ · Просмотры: 118
  • 20190809_113132-01-800x600.jpeg
    20190809_113132-01-800x600.jpeg
    166 КБ · Просмотры: 133
На пороге  веселой мухой крутится собачка Нюрка. Зашёл попить чай с Анной Тайбарей и Русланом Филипповым.

Чуть позже познакомился с Ильёй Павловичем Хатанзейским. Справа на фото.
Говорили про жизнь, про быт на Вайгаче.

Стук в дверь в моем балочке.
На пороге двое мальчишек, это Игорь и Ярик.
Вчера они крутились поблизости и я их попросил сходить набрать водички на питьевой ручей. Идти не близко.
У меня оставалось пара яблок и печенюшка, поделился ими с мальцами.

- Подскажите а вам не нужно сегодня чем то помочь, например принести воды? ))
Хитрецы смекнули, что наконец- то с прилетом Северка, появилась возможность для развития малого предпринимательства на исконных землях и вскоре абсолютно заслуженно покинули мой балок с оставшимися сладостями.
 

Вложения

  • image-17-800x600.jpeg
    image-17-800x600.jpeg
    155,6 КБ · Просмотры: 118
  • image-05-800x600.jpeg
    image-05-800x600.jpeg
    106,9 КБ · Просмотры: 123
  • IMG_8502-01-800x600.jpeg
    IMG_8502-01-800x600.jpeg
    122 КБ · Просмотры: 136
Приехал Василий Иванович и привез канистрочку с бензином. Заливаю в бак через воронку с мелкой сеточкой. Мой БМВ допускает периодически работу на 92м октановом числе, никакого криминала в этом нет.
Взлет на север.

Иду вдоль каменных гряд являющихся продолжением Уральских гор. Высоту постепенно  набираю, чтобы хорошо видеть окрестности, но уже к 450 метров начинаю прихватывать разрозненные  кусочки облачности.
Видимось отличная, но и сбежавших рогатиков не видно.

Над  рекой #Талата с резко очерченными обрывистыми берегами, постепенно забираю на запад,  к морю.

Немного севернее на местечке Канин, сейчас живёт Андрей Вылко, хранитель Семиликого идола, но лететь туда задачи нет.
Не доходя берега моря, ложу самолёт на крыло. #Вайгач славится лежбищами моржей и морских котиков, этих осторожных животных можно испугать близким звуком мотора.
И направляюсь тундрой параллельно губе Белушьей к озеру Пайхото и далее к мысу Гребень.
Оленей нет.

На большой высоте подхожу к поселку #Варнек Нужно все тщательно обдумать. С северным курсом посадки, глиссада как раз проходит над балком и ветроуказателем, с таким запасом высоты я как раз сяду на конце гряды и посыплюсь вниз в овраг.
Значит остаётся только исхитриться, зайти на минимальной высоте сбоку от препятствий и садить самолёт с виража.
Спасибо Руслану Филиппову, который снимал этот интересный момент))
На видео в конце пробега и разворота самолета видны темные остовы трактора, сразу за ними и конец гряды, обрыв. Такие дела...
Видео здесь
https://vk.com/video176257900_456239022
После посадки отчёт о полете на словах и немного времени на сборы.
Спасибо Василию Филиппову угостил ещё парой рыбок меня в дорогу.
 

Вложения

  • IMG_8558-01-800x600.jpeg
    IMG_8558-01-800x600.jpeg
    71,8 КБ · Просмотры: 117
  • IMG_8550-01-800x600.jpeg
    IMG_8550-01-800x600.jpeg
    114,7 КБ · Просмотры: 123
  • IMG_8581-01-800x600.jpeg
    IMG_8581-01-800x600.jpeg
    60,2 КБ · Просмотры: 117
К 17 ти вечера Северок вышел к проливу Югорский Шар. Переход моря делаю на большой высоте.
Люблю я эту колыбель всего живого, но какой- то странной трусливой любовью)) Чтоб в случае чего до грешной земли дотянуть.

Около 16 километров пролетел Северок, наблюдая красивейшие виды.
Пролив и берега слияния морей Карского и Баренцева.

Четкие виды укреп сооружений для установки орудий для защиты Югорского Шара в годы войны и домики строений полярки Белый Нос.
Заход на посадку после двух проверочных кругов. Берег бухты, морской песок, а чуть выше него галечник.
 

Вложения

  • IMG_8628-01-800x600.jpeg
    IMG_8628-01-800x600.jpeg
    109,8 КБ · Просмотры: 106
  • IMG_8616-01-800x600.jpeg
    IMG_8616-01-800x600.jpeg
    55,1 КБ · Просмотры: 106
  • IMG_8620-01-800x600.jpeg
    IMG_8620-01-800x600.jpeg
    75,5 КБ · Просмотры: 114
Мы уже давно друзья с полярниками станции.
Для осуществления безопасной посадки огромное спасибо, Наталье и Александру Околович за подробные фотографии и описание подходящих мест. Ребята даже выставили мне флажки заранее на берегу, но их периодически уносил то прилив, то несознательные к Малой полярной авиации собачки.
Руководству гидромета в Архангельск я также заранее сообщил о планируемой экспедиции, добро дали, спасибо!

При посадке профигачил по незаметному с воздуха промытому в песке ручью, подняв тучу брызг, но все обошлось. Обязательная отметка о благополучной посадке по системе АОПА- трекер. Это уже третья наша посадка на колесном шасси на геоточках в Арктике за нынешнюю экспедицию!

Встретили и Околовичи оба, Наталья и Александр, АПС Николай Бибекин.

Докатили мы на руках #самолет_Северок до станции.
Привязался, зачехлился и передал заказ Наташин - арбуз и дыньку, немного помидоров.

Смеялись потом -  арбуз то непростой оказался, а участник экспедиции, впервые севший на Вайгаче))
Дружеский стол в кают компании станции. Тут уже собрались все и отличный кулинар, Валентина Бибекина. Познакомились и с механиком Григорием. Раньше он также зимовал на этой станции.

За разговарами обозначил дальнейшие планы. Пеший не близкий поход в #становищеХабарово для детального осмотра местности и подробного фото отчета.
Был искренне удивлен и обрадован тем, что Саша с Наташей, будучи свободными в этот день от смены, собрались меня сопровождать в этом непростом пути.

Продолжение будет интересное.
Спасибо всем, кто следит и поддерживает!
Отдельно компании Bask, AOPA-Росссия, конструктору авиационных редукторов, Александру Чернову, компании Aeros, производителю винта Роману Николаенко.
 

Вложения

  • IMG_8647-01-800x600.jpeg
    IMG_8647-01-800x600.jpeg
    76,8 КБ · Просмотры: 107
  • IMG_8644-01-800x600.jpeg
    IMG_8644-01-800x600.jpeg
    82,8 КБ · Просмотры: 113
  • IMG_8930-01-1024x768-01-800x600.jpeg
    IMG_8930-01-1024x768-01-800x600.jpeg
    98,5 КБ · Просмотры: 117
А помните?
Вы очень хотели достичь своей цели. Готовились и изучали материал, собирали снаряжение, сидели и мечтали как сделаете свое новое большое Путешествие.
  И постепенно воплощали его.
Сил и способностей было затрачено немало. И вот наконец-то нужно сделать финиш!

"План полета- Север! К становищу Хабарово"
Часть шестая. 
ЮГОРЛАГ.

Рассвет плавно ложится на широкие плоскости Северка. Свежее утро на берегу Баренцева моря лучшее время для пешего старта.
Фото 1
По береговой линии моря, по бухтам и обрывистым берегам отправляется в путь наша небольшая команда. Я и ребята со станции, Саша с Наталья

В рюкзаке моем несколько необходимых вещей-  примус, ружьё и спиннинг, а у ребят дневной запас продуктов.
В лёгких резиновых сапогах они постоянно делают мне фору. Я же в ботинках, надетых поверх
химзащиты не могу так быстро передвигаться.

Идём дорогой построенной заключёнными из #Югорлаг
Временами её отлично видно на возвышенностях, но в низменной и заболоченной тундре она практически исчезла, временами и береговая линия вдается в смутные очертания дорожной ленты.

Остатки моста через ручей, но низина большая. В период таяния здесь настоящая река бушует. Рассказывали мне друзья, раньше жившие в Хабарово, что в прошлом веке, под этим ещё тогда целым мостом видели останки человеческие.
Суки цепные, надзиратели, имели неограниченную власть и не особо церемонились тут с ЗК.
На Большой земле шла война и как и там, так и здесь в Арктике, жизнь человеческая ни стоила ни копейки.
--------------
Проходим две живописные бухты и теперь уже берег поднимается грудью и старыми скалами, навстречу северным ветрам.
Фото 2
Напротив через пролив растянулся загадочный Вайгач.
Так мы постепенно переходим из Баренцева моря в Карское.
На одном из бугров край тундры сполз и осыпался, тут и там торчат, как веточки небольшие кости и рядом позвонок.
Уж не знаю чей.

Полдороги прошли примерно.
Малюсенький балочек на пригорке.
Фото 3
Бытовой мусор, банки вокруг и разбросаные куски шкуры, расстроили. Здесь же чужих нет. Хоть оленеводы, хоть местные могли бы следить за порядком в своем доме.
Сели мы и  вытянули уставшие ноги, съели по яблочку, спасибо Наташа за предусмотрительность.
 

Вложения

  • 20190811_213204-01-960x720.jpeg
    20190811_213204-01-960x720.jpeg
    153,6 КБ · Просмотры: 707
  • 20190812_085234-01-960x720.jpeg
    20190812_085234-01-960x720.jpeg
    179,3 КБ · Просмотры: 123
  • 20190812_093142-01-960x720.jpeg
    20190812_093142-01-960x720.jpeg
    148,8 КБ · Просмотры: 118
Идём внимательно наблюдая за местностью, любуясь яркими проявлениями северной природы.
Под старым мостом журчит чистейший ручей, заросший пышым кустом. Вода вкусна и холодна..

В стороне от дороги привлек внимание продолговатый предмет. Подошёл. Таких саней-волокуш я ещё не видел.
Сделаны низкими и тяжеловесными. Грубые полозья и носки лыжи обшиты толстой стальной полосой, рядом толстенный трос. Странно представить эти сани для перевозки грузов- зимой будут собирать весь снег перед собой. Скорее всего и были для укатки и очистки дороги от снега, для расчистки автомобильного пути. Неужели лагерные полуторки ходили здесь и зимой?

Ещё час пути и вдалеке на возвышенности показались четкие рельефы лагеря, а вот слева у моря одинокое первое строение.  Дорога ведёт к нему. Массивный бетонный фундамент в рост человека! А опалубка так и не снята.
Вокруг здания по периметру также отлита бетонная полоса.
Огромная куча старого кирпича так и не пошедшего в ход и с другой стороны ручная бетономешалка.
Что за идея была у строителей, была ли она военной или гражданской, как нам теперь узнать...

До вышек лагеря мы добирались ещё несколько километров уйдя с дороги и поднимаясь в гору. Но вначале я нашел колесный диск от полуторки и старые нарты.

Понятное дело, что всю дорогу до #становищеХабарово я приглядывал места, где бы мог посадить самолёт. Но увы. Таких мест не оказалось.
Но вот уже перед подъемом к лагерю, на крутом бугре я приметил кусочек старого следа. Спуск с одной стороны 70 метров и конец обрывом и разрушенным мостом и вторая сторона бугра спуск 80 метров и далее ухабы. Итак, 150 метров.
Но ко всем сложностям поверху бугра этот след имеет приличный поворот.
Куда деваться, на всякий случай занёс это место на карту.
До вышек шел один - пока все просмотрел  ребята уже упылили вперёд.

Прежде чем начинать осмотр лагеря, мы остановились в единственном, внешне целом строении на территории за поваленной колючей проволокой.
Дом с провалами в крыше, но чьей-то хозяйственной рукой забитым целофаном проемом окна.

Я развел примус, Наташа с Сашей подготовили стол и у нас получился чудный походный обед.

А домик наш немного странного плана, короткий и  довольно высокий. Лестница на второй этаж с ещё прочными досками. Саша поднимался и нашел там что-то типа места для ночлега. Хотя крыша зияет дырами.
Почему- то ребята решили, что этот домик был баней для заключённых. Сбоку от лестницы расположилась здоровенная каменная печь.
После обеда мы с Сашей пошли на осмотр, а Наташа осталась по хозяйству, да это и не удивительно. Прошагали мы, оказывается не десять, а тринадцать с лишним километров.
 

Вложения

  • 20190812_094455.JPG
    20190812_094455.JPG
    236,7 КБ · Просмотры: 115
  • 20190812_102040-01-960x720.jpeg
    20190812_102040-01-960x720.jpeg
    167,4 КБ · Просмотры: 132
  • PhotoPictureResizer_191017_204131953-960x720.jpg
    PhotoPictureResizer_191017_204131953-960x720.jpg
    155 КБ · Просмотры: 108
Возле дома привлек внимание кирпич. Здесь все они практически одного плана попадаются. Очень прочные и на каждом стоит номер.
Как вы думаете, с чего мы начали?
Ну, естественно с того, что полезли на старые вышки охраны лагеря.
Саша с той вышки начал, что ближе к дому.
Я пошел к дальней.

Толстенный стальной уголок скреплённый где болтами, где сваркой ещё очень прочен, хотя местами согнут неведомой силой и лестницы наверх уже давно нет.
Пришлось лезть по внешней стороне и влезать на верхнюю площадку по уголкам образующим каркас вышки.
  Жутковато оказалось, все это под конец.
   И вот, наконец,  вид сверху.
 
  Понятно, что основная цель охранников была на бараки заключённых. Три жилых здания были соединены между собой то ли коробами, толи переходами.
  На одном из развалин заметна мощная металлическая печь. Тоскливо и грустно на сердце.
   Фото 7
   Так и представляешь картину огромного барака с множеством нар внутри, скученность людей попавших сюда волей или доноса или преступления.
Судьбы здесь решались подчас очень быстро, либо внутри барака, либо снаружи.
Сухие страшные строчки

ЮГОРСКИЙ ИТЛ И СТРОИТЕЛЬСТВО 300
(ЮГОРЛАГ)
Время существования: организован 12.03.41 [1], 25.07.41 [2]1;
закрыт между 17.08.42 и 09.01.43
Дислокация: Архангельская обл., Ненецкий н.ок., пос. Хабарово
Производство:стр-во порта и судостроит. з-да в пос. Хабарово [1, 7], зимника и ж.д. со стороны Югорского Шара [7].Численность:конец IV кв. 1941 г. — 5196 [8]3;
01.01.42 — 5197;
01.04.42 — 5101 [9] 01.08.42 — 4116, 11.08.42 — 912, 01.09.42 — 646, 01.11.42 — 646
Начальники:нач. — Цесарский С.Г., с 25.07.41 — не ранее 04.09.41 [2, 7];
Захаров С.Ф. [4]
исключен из дислокации 28.01.43 [6].
3 На конец IV кв. 1941 г. в Югорлаг прибыло из др. лагерей 5723 з/к, из них 525 умерли [8];
по др. данным, с 15.07.41 по 15.11.41 в Югорлаг вывезено 14 000 з/к [12].
http://old.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-470....

!!!!! Это мои восклицательные знаки.

Вы только подумайте, теперь окинув руины бараков новым взглядом, как здесь могло жить столько людей в течении пары военных лет. 

В моем родном Диксоне в период брежневского  расцвета в двух полных поселках со школами, жило
шесть с половиной тыс. человек.
В соседней Амдерме, в период расцвета больше похожей на небольшой город жило 12 тыс. человек.

Но ведь эти строчки не обманешь. Это сухая отчётность.
И когда ты видишь автодорогу вдоль Югорского Шара, уже начинаешь понимать сколько человеческих рук здесь работало и летом и зимой и сколько судеб осталось навсегда растворено в этих десятках километров вдоль пролива.

Два огромных ангара ещё держатся напротив бараков. Их существование для меня не особо понятно. Возможно что то связано с производством планируемых работ ГУЛЖД, ибо есть специальные настилы для заезда транспорта.

Спуск с вышки оказался ещё сложнее, чем подъем.

Пошли на выход из лагеря строго на север. Здесь у поваленных столбов с колючей проволокой, привлекло внимание утопленное в тундру строение с мощным накатом бревен вместо крыши.
Могло быть каким- то оборонительным сооружением, но жёстокая догадка не давала покоя и тогда я протиснулся вниз, сразу понял.
Это был карцер для провинившихся.

Внутри оказалось несколько камер, с решетками на дверях и маленькими оконцами под потолком.
То есть в Арктике, где вообще по определению  некуда бежать, провинившихся из бараков сажали в ледяной карцер.
Сердце сжимается там, внутри этой землянки и становится не по себе..

Стальная дверь лежит неподалеку от входа в карцер.. Ещё совсем целая и прочная.
Как напоминание о том, как недалёко мы все сейчас ушли от тех времён...

Дальше внизу виднеются строения ещё пока не имеющие прямого отношения к этой  страшной части суши.
История гражданского становища Хабарово впереди..

Спускаемся по склону с Александром..

Продолжение следует...

P.S. Спасибо всем моим друзьям, кто поддерживает экспедиционную работу самолёта Северок!
Спасибо компании #Bask и AOPA-Россия за поддержку!
 

Вложения

  • 20190812_122549.JPG
    20190812_122549.JPG
    238,1 КБ · Просмотры: 112
  • 20190812_120855.JPG
    20190812_120855.JPG
    198,3 КБ · Просмотры: 116
  • PhotoPictureResizer_191017_204736817-960x720.jpg
    PhotoPictureResizer_191017_204736817-960x720.jpg
    176 КБ · Просмотры: 110
Спасибо, Виктор. Все верно, продолжаем!

..Мы обязаны знать историю мест в Арктике. К которым стремимся и в которых летаем!

Спасибо всем кто ждет новостей, переживает и помогает самолету Северок. Мы продолжаем регулярные и экспедиционные полеты в Арктике, несмотря на уходящие в зиму погодные условия и отсутствие всякой поддержки со стороны государства.
Вскоре об этом подробнее.

Ну, а сегодня интереснейший отчет
Часть 7
Становище Хабарово. Югорский Шар
"Уходящий в прошлое"


...Спускаясь с сопки мы с Александром прошли достаточно далеко вниз, чтобы строения лагеря заключенных скрылись из виду.
По обе стороны от нашего пути появились остатки гражданских зданий. Если от одних видно только основание фундамента, то следующее имеет все атрибуты когда-то целого строения. Тамбур, стены, проем окна и фасад.
Внутри уже все ушло в небытие.

Переходим ров с заросшим тундрой и ушедшим в нее мостом с ярко выраженной насыпью. Как будто снова стремясь в путь по арктическим просторам, смотрят на мостик старые деревянные нарты.

На живописном высоком берегу стоит одинокий домик. Еще в 90-х годах тут жила семья Нефедовых с совсем маленькой Машей, ездили рискуя до далекой Каратайки на стареньком Буране и домик тогда жил, поддерживая статус еще жилого зимовья на Хабарово.
На берегу западнее от домика огромная бухта старой цепи, может якорной.
Самого корабля и в помине нет.

Слева, на высокой достаточно ровной площадке остатки стройматериала, различных механизмов, ржавый металл. Тут уже и следы рук нынешних посетителей - продавленная тундра, потеки масла и лежащая рядом выхлопная труба. Самого двигателя нет, и судя по отсутствию следов волока, унесли вертолетом на подвеске.
Впрочем и в дальнейшем попадались интересные предметы промаркированые красным скотчем, явно отобранные для вывоза со становища.
Печально.

Чуть ниже, в насыщенной влагой низине стоит остов от трактора Сталинец. Ушел тундру всей нижней частью, потому наверно и не утащили "ценители старины".
Хоть такая остаётся видимая память о прошлом.
 

Вложения

  • 44_022.JPG
    44_022.JPG
    235,3 КБ · Просмотры: 111
  • 45a.JPG
    45a.JPG
    216,7 КБ · Просмотры: 111
  • 43_020.JPG
    43_020.JPG
    237,4 КБ · Просмотры: 109
Закинув ружье за спину ухожу на восток, к месту где находились старейшее поселение.
Идти мне несколько километров и Саша возвращается к домику в лагерь на сопку
Наташа там одна и я понимаю его решение.

Ориентир.
На пригорке виднеется и медленно приближается здание без крыши, но с еще прочными стенами. Прошагал я изрядно.
Парадный вход остатков сруба обращен к исторической части поселения - устью реки Никольская. По дошедшей до меня информации, это бывшая ненецкая начальная школа.

--- В 1926 году #становищеХабарово находится под управлением Третьего тундрового совета, а в 1927 году, список его избирателей состоял из 108 мужчин (63 бедняка, 43 середняка, 2 зажиточных и 107 женщин)
В 1932 году на территории Совета на Юшаре существовало две школы - Хабаровская и на Варандее. Первых учеников в те далекие годы в Хабарово было всего 13 человек.
Чуть ближе школы видны и остались только обгоревшие остовы здания. Печально слышать было от старожилов Юшарского сельсовета, что немало строений сожгла, развлекаясь, беззаботная уже молодежь с поселка Варнек.

Ухожу все дальше и вот первые остатки изб.
Береговая линия плотную подошла к их фундаментам и нижним венцам строений. Как и на Белом Носу здесь наделал много бед и бушевал в 2012 году страшный шторм по всему побережью.

У нас есть редкая возможность увидеть и сравнить как стояли еще целые избы становища - я сделал кадр из фильма Георгия и Екатерины Прокофьевых «Самодийский дневник» 1929-30 гг. и видим, что происходит сейчас в реальном времени.

Те самые ряды прочных и толстых тесанных бревен из которых состояли здания госторга и ранее Сибирякова и поморских промышленников, разбитые обезумевшими волнами, теперь медленно сползают в прибрежную вечность.
 

Вложения

  • 48_016.JPG
    48_016.JPG
    232 КБ · Просмотры: 110
  • Skrin_001.jpg
    Skrin_001.jpg
    69,7 КБ · Просмотры: 111
  • 51a.JPG
    51a.JPG
    224,2 КБ · Просмотры: 109
У одного из развалин уже замывает древнюю кованную стальную платформу.
На другой я долго стоял понимая постепенно, что наверно не один и не одна тысяча раз были перевешены пуды муки на безмерно тяжелых ушедших гусаком в землю весах - помним про пекарню Госторга в 1932 году. см начало нашего повествования
"..Югорский Шар зимою мертв...
Только на выходе в Карское море замкнуто живет юшарская радиостанция и в становище Хабарове одиноко зимует госторговский пекарь Антон Зайцев со сторожем-самоедом.. К летнему сезону он должен наготовить ржаных сухарей для самоедов всего востока Большой Земли"..

Чем важно для нас Хабарово, кто скажет? А ответ простой.
После закрытия поселка в 1959 году сюда больше никто ничего массово не привозил. Ни тысячи тонн ГСМ, ни воинские части, ни геологи не привносили сюда после закрытия поселка новых урбанистических веяний. Здесь никто больше не хозяйничал.
И этим место ценно.

И еще.
Помните эти строчки еще в начале подготовки нашей экспедиции в Хабарово - когда я только собирал материал.
"К началу 1910-х годов построенная на средства А.М. Сибирякова церковь обветшала, о чем сообщил посетивший ее в 1911 году псаломщик Герман Игумнов: стеновые плахи по углам разъехались, крыша прогнила, и дождевая вода заливает пол, море подступает к зданию, съедая песчаную косу, на которой оно стоит."

Теперь же у нас есть уникальная возможность еще увидеть своими глазами частичку истории - выстроенной и существовавшей на берегу Карского моря более века назад!
Боковую связку венцов сруба еле выступающих из прибрежной гальки устья реки Никольская.
 

Вложения

  • 50_012.JPG
    50_012.JPG
    235,7 КБ · Просмотры: 106
  • 52_012.JPG
    52_012.JPG
    236,8 КБ · Просмотры: 97
  • 53_014.JPG
    53_014.JPG
    235 КБ · Просмотры: 106
Все.
Дальше дорогу преградила река и мое внимание привлекает странная ограда или забор за сотни метров выше моего места.
Поднимаюсь постепенно и не торопясь. Еще один остов от строения уже высоко от берега.
Иду и все ближе оградка. Когда увидел ближе, понял..
Вышедший на поверхность разрушенный гроб и рядом сбоку лежащий деревянный фигурный крест.
Гроб уже без крышки, пустой и внутри ..бедренная кость.

Сдается, что я на том месте где были похоронены монахи, оставшиеся на долгую зимовку в 1891 году и умершие от цинги.
Постоял, отдавая дань памяти мужественным людям уходящим за тысячу километров в неизведанное и оставшимся в нём навсегда.

Путь мой теперь идет напрямую на сопку, где еле виднеется Югорлаг
В краткой открытой информации о существования лагеря сказано, что железную дорогу не построили заключенные - не успели. Так вот её строили! Она есть и достаточно длинная. То, что можно увидеть сейчас нашими глазами. Узкоколейка с рельсами уходит от жилых строений гражданской части на восток вдоль берега и спускается в низину. Местами рельсы есть, местами и нет, но насыпь и основа от нее осталась и ее отлично видно на поверхности тундры.

Здесь уже ближе и выше к сопке ГУЛАГ начинаются ряды гражданских зданий. Судя по количеству бытовых железяк, заржавелых остатков двигателей и т.п. поселок Хабарово тут и существовал в своем максимальном расцвете. Вижу остатки бревен фундамента большого здания.

"Барский дом", как и некоторые другие был впоследствии разобран и перевезен из Хабарово в Амдерму.
Интересные предметы - огромный чайник литров на 5 на 7 воды, остатки винта от ветряка и т.п.

По официальным данным поселок Хабарово закрыт в 1959 году.
 

Вложения

  • 54a.JPG
    54a.JPG
    236,1 КБ · Просмотры: 101
  • 69_007.JPG
    69_007.JPG
    142,3 КБ · Просмотры: 108
  • 60_008.JPG
    60_008.JPG
    234,9 КБ · Просмотры: 110
Назад
Вверх