То Старый Макс:
Если кошелёк позволяет, то однозначно ставьте ВИШ! Тем более в ваших горных условиях. Лучше всего "ЭирМастер" - он наиболее удобен в эксплуатации. Сейчас "ЭирМастер" начал выпускать двухлопастный ВИШ с правильными лопастями от знаменитой фирмы "Sensenich" и диаметром 1.8 метра. Именно такой ВИШ поставил на свою Tecnam Sierra Влад ("СИБИРЯК"). В июне, когда Влад на своей Sierra прилетит домой в Красноярск - будем посмотреть что это за такой ВИШ и как он "себя показывает" в деле.
Теперь, что касается непосредственно эксплуатации А-22 с ВИШ и с винтом фиксированного шага. Про уменьшение взлётной дистанции с ВИШом - это и так понятно. Но на А-22 - взлётная дистанция и так меньше не бывает. Про уменьшение расхода топлива с ВИШом - это вопрос "философский", т.к. можно и на винте с фиксированным шагом выставить крейсерские углы установки лопастей, но тогда, естественно, самолёт не так динамично разбегается на взлёте и немного увеличивается взлётная дистанция.
Тут дело, оказывается, немного в другом. И это мы выяснили буквально не так давно, хотя летаем еа А-22 уже более двух лет. Как то в один лётный день на "кругу" работало два А-22. Один А-22 с ВИШом "ЭирМастер", а второй с винтом фиксированного шага, как раз настроенным для экономии топлива на крейсерский режим полёта. Ну, так вот. Погода была "не очень", были какие-то нехорошие термики, мощные восходящие и мощные низходящие потоки. Когда по-очереди оба эти борта попали в мощнейший низходящий поток (вариометр показывал до - 5 м/с), то Аэропракт с ВИШом, переключившись мгновенно на режим "Take off" и дав максимальные обороты двигателю всё таки сумел поставить стрелку вариометра на "0", а вот борт с тяжёлым винтом фиксированного шага (крейсерский винт), дав максимальные обороты продолжал "полёт" со стрелкой вариометра - 4 м/с.... 😱 И ничего не возможно было сделать!... 😱 Слава, Богу, что всё тогда обошлось и сразу же было принято решение о немедленном прекращении полётов...